Нестандартные способы позитивной фотопечати. Позитивные процессы на солях брома. А.Рябов 2002 год. Ннеесстт
Скачать 0.73 Mb.
|
Карбро-масляный процесс Запасный раствор № 1 Бихромат калия ............................50 г Красная кровяная соль ................. 50 г Калий бромистый. 50 г Вода ............................................ 1000 мл Запасный раствор № 2 Уксусная кислота (ледяная) ...................10 мл Соляная кислота мл Формалин ............................................. 220 мл Рабочий раствор № 1 № 1 ч. Воды .................................................... 3 ч. Рабочий раствор № 2 № 2 ....................................................... 3 ч. Воды ..................................................... 100 ч. Пигментная бумага 3 минуты размачивается в растворе N 1, дают стечь раствору и насек. помещают в раствор N 2 (более продолжительное пребывание в растворе 2 дает мягкие отпечатки. Бумагу в контакте с бромистым отпечатком помещают под небольшой груз под стекло между листами влажной пропускной бумаги. Выдерживают в контакте 15 минут и (переноси т.д.) Толстый слой дает менее густые тени и большее время в растворе 1, также как и холодные растворы. Большое число копий с одного отпечатка дает более густые тени, но повышение температуры во втором растворе компенсирует это. Объединенный раствор дает менее контрастные отпечатки. В комбинированном растворе лист обрабатывается 2-3 минуты. N 1 запасный- 250 мл. 54 N 2 запасный- 15 мл. Воды. до 1 литра. Для получения наибольшего контраста воды берется 1200 мл. Раствор более стоек, если в запасном растворе нет формалина. Ледяной уксусн.кислоты... 40 мл. Соляной кислоты. 40 мл. Воды мл. Чем больше температура от 1,5 дои дает мягкие отпечатки. Чем больше контакт до 1 часа, тем контрастнее отпечаток. Матовые бумаги лучше чем глянцевые. Мягкая вода лучше. Главное условие - хорошая промывка. Карбро-масляный процесс ( по Клепикову) "Очень большое будущее. Лист желатиновой бумаги, как в масляном процессе на 3 минуты опускается в карброраствор N 1, дав стечь в течениии 15 сек. опустить насек. в карбро- раствори прикатать к бромосеребряному отпечатку. Контакт в течении 20-30 минут между стеклом и листами фильтровальной бумаги, увлажненной и под легким грузом. Бумагу можно высушить и после размочить, те. сушить необязательно. Главное хорошо промыть матрицу для удаления хрома. По Габриэлю Запасный раствор А Бихромат калия .................................... 50 г Красная кровяная соль ......................... 50 г Калий бромистый. 50 г Воды. 1000 мл Запасный раствор Б Ледяной уксусной кислоты .................... 50 мл Соляной кислоты. 50 мл Формалина .............................................1100 мл Рабочий раствор № 1 Раствора А ............................................. 60 мл Воды. 180 мл Рабочий раствор № 2 Раствора Б. 10 мл Воды .........................................................320 мл 55 Раствор 1 можно использовать повторно, 2 только один раз. При обработке выявляется очень большой рельеф. Вместо растворов карбро применяются также озобромный раствори процесс получил название озобром-масло. Главное условие- хорошая промывка позитива и матрицы. Печать производится как бромомасляном процессе. Фототипия Процесс фототипии основан на свойстве хромированного желатина, подвергнутого инсоляции, терять способность впитывать в себя холодную воду и следовательно быть невосприимчивым к жирной краски в местах, где слой оказался не задубленным. Процесс, в принципе, схож с масляным процессом. Главное отличие состоит в способе подготовки желатиновой матрицы для печати краской и технике печати. Матрица для печати изготавливается на бумаге, стекле, пленке и других основах, не пропускающих с обратной стороны воду. В описываемом процессе большое внимание уделялось подготовке основы, на которую будет наносится светочувствительный желатиновый слой. Так, лист стекла с отшлифованными краями тщательно промывался вводе с примесью едкого натра, обмывался чистой водой и после спиртом. Стекло можно очистить и обезжирить любым другим способом, например путем натирания листа смесью мела и питьевой соды. Гладкие стеклянные пластины отмываются в щелочном растворе, промываются и обрабатываются крепким аммиаком. После этого обтираются пастой из порошка мела с водой. Чистота поверхности проверялась путем полива на стекло воды, которая должна стекать с него равномерно и без подтеков. Было установлено, что применение в фототипии в качестве основы стекол с легкой матовой поверхностью придает пластине и матрице более мелкое зерно. Шлифовку поверхности стекла, например, можно производить тампоном круговыми движениями с тестообразным раствором наждачного порошка. Чем дольше стекло обрабатывается этой массой, тем мельче получится зерно, после этого стекло промыть и высушить, облить соляной кислотой и протереть, смыть водой. После шлифовки следует тщательная промывка и просушка стекла. Старый слой желатины, оставшийся после работы на стекле, снимался крепким растворе кальцинированной соды. Готовят раствор для подслоя, необходимого для лучшего сцепления с хромированным желатином, состоящий из 8 частей отстоявшегося взбитого яичного белка (должен иметь щелочную реакцию, 10 частей дистиллированной воды и 4 -5 частей жидкого растворимого стекла (силикатного клея. В других описаниях предлагалось обезжиренный лист стекла для сцепления с желатиновым слоем обливать растворимым стеклом, часть из которого вымывать водой, после чего часть раствора остается на стекле в виде зерна. Приготовленный раствор фильтруют через фильтровальную бумагу, предварительно размоченную вводе, избегая образования в растворе воздушных пузырьков. Раствор фильтруют дважды, причем последующее фильтрование идет гораздо быстрее. Для подслоя можно готовить и раствор из 30 г жидкого растворимого стекла, 250 г не темного пива и 3 г едкого натра. Указанные растворы долго не хранятся и употребляются по приготовлении. Раствор для полслоя поливают на нивелированное по уровню стекло. Приспособлением, в виде охотничьего лука, разравнивают его на стекле и сливают с угла образовавшийся избыток. Стекло с подслоем в горизонтальном положении в течение 30 минут сушат при температуре Си даже доводя температуру до С высушить. Стекло с подслоем промывают слабой струей воды комнатной температуры, при этом органические соединения из подслоя вымываются и на стекле остается опаловый слой. Если жидкое стекло было взято густоватым, тона стекле останется белый, непригодный для дальнейшей работы слой, требующий переделки. Стекло с подслоем можно готовить впрок, но хранить его надо осторожно и оберегая от попадания пыли и царапин. Следы жидкого стекла при необходимости легко удаляются горячим раствором щелочи. Далее на подготовленное стекло с подслоем поливают раствор смеси двух рабочих раствора из 80 весовых частей воды, 10 частей желатина и 1 части бихромата калия с 20 частями воды. Растворы готовят и смешивают в водяной бане при температуре не более С. Количество воды в этом растворе не имеет значения, но лучше его готовить в соотношении желатина и воды- 1 : 12. Применение в растворе бихромат аммония заметно повысит светочувствительность слоя. Его лучше применять в печати при недостаточной освещенности. Рекомендуется и другой рецепт светочувствительного раствора желатины. Желатины. ........…………………………………….. 50 г Воды дистиллированной. 600 мл Бихромат аммония 10, или бихромат калия 10 г Хромовых квасцов. ..………………………………… 0,5 г Для уменьшения контрастности слоя берется меньшее количество хромовой соли. Этот раствор готовится так Желатину предварительно на 2 часа замачивают в холодной воде и распускают раствор в водяной бане. Фильтруют в горячем состоянии в шкафу при С. К расплаву прибавляют хромовую соль в порошке, размешивают до полного растворения и маленькими порциями приливают растворенные вводе хромовые квасцы. Они в раствор добавляется для формирования зерна, контрастности и чистоты печатания. Раствор в горячем виде фильтруется через ткань либо фетр. Перед поливом пластинку нагревают до С. Толстый слой хромированной желатины при печати даст более светлые отпечатки, но его придется дольше копировать под сетом, тонкий слой- наоборот. 57 Полив слоя ведется подобно работе с нанесением подслоя. Раствор, политый на стекло, равномерно распределяется быстрыми наклонами стекла в разные стороны. При распределении раствора стекло держат над белой бумагой и орав- номерности полива судят по густоте цвета. Пластину 2 часа сушат в темном помещении при температуре 50 -С. Слой приобретает светочувствительность в процессе сушки. О готовности и качестве слоя, а также удачном поливе свидетельствует его ровная матовая, несколько блестящая поверхность и ее желтый цвет. Политые пластины хранят в сухом помещении, так как в сыром и холодном месте слой становится коричневыми твердыми считается непригодным для работы. При изготовлении пластин следует помнить, что надо на всех этапах работы надо бороться с образованием в растворах и слое воздушных пузырьков и попаданием пыли, которые при печати будут воспроизведены черными точками. Для печати лучше использовать пластины, приготовленные заранее от 2 до 10 дней. Инсоляцию (копирование) желатинового слоя производят в фотографической рамке через сочный, чистый, гармоничный обратный и насыщенный негатив. Для копирования используют рассеянный дневной свет. Избегают попадания прямого солнечного освещения. Если копирование ведется на солнце или при слишком ярком свете, то необходимо вращать фото рамку, чтобы небыли скопированы соринки, попавшие на негатив или стекло либо рамку при печати прикрывают белой шелковой бумагой. При печати края матрицы прикрывают рамкой из черной бумаги, чтобы они после засветки не принимали краску. Копирование ведется до появления на слое изображения, при этом если на слое уже становятся видны хотя бы светлые места изображения (небо, платье, и т.д.), то копирование прекращается. Рисунок видимый со стороны оборота стекла считался лучшим признаком точного определения готовности копии и окончания времени печати. При копировании можно применять различные растушевки и маски срезанными краями, чем чаще зубчики, тем ровнее получатся растушевки. Для портретов рекомендуется применять маски грушевидной формы с вырезанным ребристым концом, причем к лицу верхней- узкой частью. Для пейзажей применять верх овальный, а низ прямой. Печать с резких и контрастных негативов, при весьма сильном освещении и на солнце рекомендовалось вести через папиросную бумагу и с вращением фотографической рамки, а слишком монотонные негативы с папиросной бумагой на рассеянном свету. После этого, закрыв черной бумагой лицевую сторону матрицы, в течение 2-3 минут (в отдельных описаниях домин) производят инсоляцию оборотной стороны матрицы для ее укрепления и полного сцепления с подслоем. На глазах цвет матрицы станет меняться и приобретет бледно-коричневый цвет, тут же инсоляцию прекращают. При инсоляции оборота. Инсолированную матрицу тут же при неактиничном освещении промывают вводе до Св течение 2-3 часов до вымывания из слоя хромовой соли, которая будет в тенях слабо желтая, в светах белая, аккуратно промокая тампоном, 58 снимают излишки влаги, сушат при температуре Си хранят дои более дней. Слой при сушке может крошиться от очень высокой температуры либо при плохой вентиляции приобретать волнистую поверхность. Перед печатью краской, если матрица была сухой, она предварительно раз- мачивается в холодной воде в течении 15-20 минут, после этого для вызывания на слое зерна (созревания желатиновых сосочков, матрицу обрабатывают тампоном, обильно смоченным в корешковом растворе, составленном из Глицерин. 500 частей повесу Вода. …300 частей Поваренная соль. 15 частей, или Вода мл Глицерин. 600 мл Гипосульфит. 18 г Этот процесс получил также получил название травление корешка. Если перед печатью матрица не подвергалась сушке, то указанными растворами она напитывается в течение 30 минут и 2 часа, если матрица высушивалась. Чем больше времени ведется пропитка матрицы, тем контрастнее должны с нее получиться отпечатки на бумаге. Накатка на матрицу слоя краски и последующая печать на бумагу производится после удаления с матрицы излишков корешкового раствора. При печати литографской краской используются валики с поверхностями из отшлифованной гладкой кожи без шва- для растирания краски на стекле или- той желатиновый валик- для нанесения на матрицу краски и проявления на ней полутонов. Отдельно говорилось о приготовлении желатиновых валиков, которых в фототипии должно быть два один для накатки краски, второй для ее снятия с матрицы. Так, рекомендовалось приготовить расплав желатина консистенции густотой патоки с добавкой для прочности квасцов и залить им подогретую до С металлическую форму, составленную из двух металлических труб разного диаметра, вставленных одна в другую и, образующих необходимое для заполнения расплавом пространство шириной от 1 до 4 мм. Внутренняя, отполированная поверхность внешней трубы предварительно смазывается тончайшим слоем вазелинового масла. Труба меньшего диаметра служит основой валика и имеет все необходимое для монтирования на ней рукоятки. Такие валики рекомендовалось хранить в холодном помещении, избегать их соприкосновения с твердыми предметами и для придания им мягкости обрабатывать корешковым раствором (о приготовлении сказано ниже. 59 Вначале литографскую краску разжижают до густоты коровьего масла и кожаным валиком раскатывают ее на стекле до матового глянца (чтобы валик при движении по ней не приставал к красочному слою. На середину матрицы наносят немного 10% раствора глицерина и пальцем распределяют его по всей поверхности. Набрав желатиновым валиком краску, растертую на стекле, ее медленным, с нажимом, безостановочным движением валика переносят на матрицу сплошным слоем. Очищают валики быстрым, легким движением валика, снимают с матрицы накатанную краску, выявляя полутона и тени. При работе с валиком, во избежание образования на изображении черных, неподдающихся исправлению линий, всегда следует избегать остановки валика на матрице. Краска с валиков снимается тампоном, смоченным в керосине либо скипидаре. Черная краска в смеси с синей или кармином применяются для передачи полутонов. Гравюрный тон готовят, смешивая черную и синюю краски. Широко применяются смеси из черной, лиловой или красной краски. При печати первым слоем всегда наносится черная краска, вторым слоем черная с прибавлением краски другого цвета. Если краска изначально плохо ложится на матрицу, то скорее всего слой недопечатан. В этом случае положение можно исправить смачиванием матрицы 5% раствором хромовых квасцов и дальнейшей накаткой на него краски. Пере- экспонированая матрица принимает краску густым, сплошным слоем, что можно исправить смачиванием матрицы 15% раствором глицерина. Для печати рекомендуется применять мелованную бумагу либо глянцевую. На форму с выявленным красочным изображением, при необходимости накладывается маска (рамка, изготовленная из вощеной бумаги, затем лист бумаги, который слегка притирается к матрице ладонью. Все это помещается под мат из не очень плотной резины и помещается под пресс на 2-3 минуты, после чего бумага с красочным изображением за край осторожно снимается с формы. Применение при печати мягких подушек обеспечивает плотный контакт бумаги с формой. После изготовления с матрицы 15-20 отпечатков, слой напитывается глицерином с гипосульфитом и печать продолжается. Перед пропиткой слоя краска с него осторожно снимается тампоном, смоченным в керосине или скипидаре. Пропитка слоя ведется в течение 1 часа в растворе Глицерин мл 5% раствор гипосульфита …….100 мл После пропитки слой следует осторожно промокнуть тканью, наложить на него 2-3 листа гладкой тонкой слабопроклеенной бумаги, притереть ладонью и снять бумагу. Для длительного хранения матрицу промывают в растворе Воды. 500 мл. 60 Глицерина. 150 мл. Алкоголя 40 град. 23 мл. калиевые квасцы. 1 г. Вуаль с матрицы убирают раствором 50 г квасцов в 500 мл воды. Отмечалось, что на слоях малой толщины выявляется максимальная светочувствительность. При изготовлении слоев предпочтение отдавалось 2% растворам бихромата калия и 1,8% бихромата аммония и отмечалось, что меньшая концентрация хромовой соли, даст больший контраст изображению. Для повышения светочувствительности слоя в него вместе с бихроматом калия вводился и бихромат аммония. Сушку слоя рекомендовалось вести при температуре 48-50° С, а рельефна матрице вызывать и увлажнять при печати в течении 40 -60 минут глицерином, разбавленным водой в соотношении 2:1. Подслой предлагалось готовить из смеси 100-200 мл пива, 12-16 мл жидкого стекла. Пиву давали предварительно отстояться, вливали в него жидкое стекло, смешивали и фильтровали через 2 слоя ткани, после чего производили полив на обезжиренное стекло и сушку. Хромированный желатиновый раствор, наносимый на подслой готовился в растворах Вода 1000 мл 1000 мл Желатин 80 г 100 г Бихромата калия 16 г 20 г Аммиак 8 мл Квасцы хромовые 4 -5 г Желатину после набухания промывали в холодной воде 2-3 раза, а готовый желатиновый раствор в горячем виде фильтровали, после чего наносили на стекло с подслоем. После экспонирования инсолированная матрица в течение 30 минут промывалась в проточной воде с температурой С до отсутствия в слое всякой желтой окраски, вплоть до оставления матрицы вводе на ночь. Смягчающие ванны готовились из растворов Вода 300 300 100 мл Глицерин 600 600 100 мл Гипосульфит 18 г Аммиак 30 г 10 мл Поваренная соль 30 г В этих растворах матрица размачивается около 10 минут. Другое описание фототипного процесса. На подготовленное стекло, промытое водой и обезжиренное щелочью наносится подслой 61 Вода мл Пиво. 50 мл Жидкое натровое стекло. 10 мл Раствор фильтруется и поливается на стекло, сушится при Си после промывается вводе. Далее на сухую поверхность оставшегося подслоя производится полив хромированного желатина, приготовленного следующим образом. 7 гр желатина дают разбухнуть в 100-200 мл воды, после чего воду сливают и заменяют ее еще 100-200 мл итак два раза. Затем к желатину подливают 100 мл воды (готовят 7% раствори распускают его в водяной бане, прибавляют к расплаву г бихромата аммония, растворяют его, в горячем состоянии фильтруют смесь и поливают ею прогретое до С очищенное стекло. Сушку слоя производят при температуре Св течение 3 часов. Форму копируют через негатив, промывают в холодной воде до полного удаления желтой хролмовой окраски и сушат. Для работы матрицу размачивают в течение 1-2 часа в растворе из 300 мл воды и 700 мл глицерина, излишки раствора снимают с формы чистой стиранной тканью. На форму накатывают жирную краску и производят печать. Для получения цветных фототипий готовят три матрицы, инсолированные через негативы, снятые фотографической камерой с применением фиолетового, зеленого и желто-оранжевого фильтров. Матрицы соответственно закатываются желтой, красной и синей краской и печать на бумагу с них ведется последовательно, после некоторой просушки каждого слоя, путем совмещения изображений. Для окончательной обработки фототипий в малых количествах применяют скипидар, тонирование же одноцветных отпечатков ведут акварельными красками. Хорошо смотрятся фототипные отпечатки, покрытые бесцветным лаком. В издании "Художественная фотография и графические искусства" за 1904 год описывается Печатание фототипий на типографских машинах на цинковых досках. Светочувствительная эмульсия готовится из 240 мл дистиллированной воды и 30 г средней желатины. Расплав готовят в водяной бане при температуре С, после чего к расплаву прибавляют 8 г бихромата калия, растворенного в 120 мл дистиллированной воды и 3 капли 10% раствора хромовых квасцов. Раствор фильтруется и равномерно разливается по цинковым пластинам (доскам) из расчета 30 мл расплава на формат х см. Сушка слоя ведется при температуре от 45 до Св течение 3 -4 часов. Готовые пластины хранятся в темноте, после копирования, хорошо промываются и сушатся. Перед печатью обрабатываются корешковой смесью. Отмечено, что после каждого увлажнения такой матрицы, без ущерба качеству, можно получить до 200 копий, ас прибавлением раствора аммиака и более. Предлагался и упрощенный способ фототипии, с матрицы, изготовленной непосредственно на негативе, с применением хлорного железа и виннокаменной кислоты. 62 Так, хорошо промытый негатив клали в ванну из растворов А) Хлорное железо. 3 г Вода .. ......... 10 мл Б) Виннокаменная кислота. .. ........ 1 г Вода. ..... 10 мл Растворы Аи Б смешивались с 100 мл воды (в темных сосудах смесь может хранится до нескольких месяцев, а отдельно Аи Б безгранично долго) Допускается варирование концентрации хлорного железа и температуры. Негатив, помещали в рабочий раствори при неактиничном свете обработку прекращали чуть раньше, чем негатив побелеет совершенно, тщательно промывали до исчезновения окраски. Сушили в темноте, если не намеревались тут же печатать. Краску на матрицу накатывали желатиновым валиком или наносили кистью, что давало большой простор для автора. Если краска плохо ложилась, то она считалась очень густой, если наоборот, то слишком жидкой. Печатать на бумагу вели под прессом с применением канта из вощеной бумаги. Встречаются описания фототипии со стеклянных бромосеребряных пластинок, очувствленных при неактиничном освещении в течение 3 минут в 3% растворе бихромата калия или 4% растворе бихромата аммония, высушенных и инсолированных через обращенный негатив. Рекомендовалось после инсоляции пластинку тщательно промыть в холодной воде, отфиксировать в 20% растворе гипосульфита, вновь промыть и высушить. Для пластинке свойств матрицы положить ее в смесь воды и глицерина в пропорции 1:1 с 5 % раствором чистого спирта. Печать краской вести положив пластину с увлажненным листом бумаги в середину толстой книги под прессом. Отмечалось, что таким образом можно изготовить до 50-70 оттисков. |