Главная страница

[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия. Ноу московский психол огосоци ал ьн ы и институт


Скачать 4.56 Mb.
НазваниеНоу московский психол огосоци ал ьн ы и институт
Дата30.06.2022
Размер4.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[bookap.info] Гиппенрейтер. Психология внимания. Хрестоматия.doc
ТипДокументы
#621718
страница11 из 71
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   71

ощущения, но не появление его. Как может сетчатка избавиться от своей адаптации?

Ответ заключается в указании на то, что для устранения адаптации должно

измениться раздражение.

Движения глаз. Имеется один надежный способ для изменения раздражения сетчатки,

если даже внешняя ситуация остается неизменной: просто двигать глазами. Как

только они переменят точку фиксации, конфигурация раздражений попадает на другие

части сетчатки и, вероятно, на части, не адаптированные к этому особенному

рисунку света и тени. При помощи немногих последовательных движений глаз

сетчатка обычно остается в благоприятном равномерном состоянии и, таким образом,

в готовности воспринимать какую-нибудь конфигурацию раздражений.

Некоторые доказательства того, что движения глаз способствуют повторному

появлению слабых зрительных раздражителей, найдены экспериментами Гуилфорда

(1927), который одновременно отмечал движения глаз и колебания внимания. В то

время, когда испытуемый следил за слабым квадратным пятном света на черном фоне,

движения его глаз фотографировались, а движения его пальцев, сигнализировав об

исчезновениях и появлениях пятен света, регистрировались на том же фильме.

Анализ данных показал, что движения глаз не ограничивались какой-либо отдельной

фазой колебаний, но были более часты как раз перед появлением светлого пятна и

более редки как раз перед его исчезновением. Относительно постоянная фиксация во

время положительной фазы благоприятствует адаптации и исчезновению ощущения, а

движения глаз в течение отрицательной фазы благоприятствуют ее снятию и

появлению ощущения.

Центральные факторы. Другой эксперимент того же автора показал, что адаптация

может происходить в зрительных областях коры точно так же, как и в сетчатке, и

что кортикальная адаптация также принимает участие в колебаниях внимания. Когда

испытуемый сигнализировал об исчезновении пятна света, аппараты производили над

раздражителями одну из следующих операций:

1. Раздражитель оставался неизменным. В обеих сетчатках и в зрительных областях

коры продолжали раздражаться те же самые части, что и раньше (пока не

происходило движения глаза). Испы-

121

туемый сигнализировал о появлении светлого пятна через 10- 12 сек. -

обычная продолжительность его отрицательной фазы.

2. Раздражитель немедленно сдвигался на другую часть сетчатки. Раздражались

неутомленные части обеих сетчаток и зрительных областей. Испытуемый

сигнализировал о появлении светлого пятна примерно через 1 сек.

3. Раздражитель немедленно предъявлялся соответственной части другой сетчатки.

Таким образом, раздражались неутомленные части сетчатки, но, по предположению,

подвергалась воздействию та же самая часть зрительной области коры, что и

раньше, по причине проекции соответственных точек обеих сетчаток на одни и те же

точки коры. Испытуемый сигнализировал о появлении светлого пятна приблизительно

через 3 сек.

Сравнительно медленное появление пятна в последнем случае может, вероятно, быть

приписано некоторому роду церебральной адаптации. Слуховые колебания внимания

при восприятии менее всего объяснены. Их подлинность была подтверждена

тщательными экспериментами с современными звукопродуцирующими аппаратами. На

слуховую адаптацию, которой, по-видимому, не существует, здесь ссылаться

невозможно, и мускульные движения, по-видимому, также не являются имеющим

значение фактором. Наблюдения затрудняются субъективными ощущениями (звон в

ушах), которые могут быть важной причиной колебаний внимания.

Факторы, зависящие от кровообращения. Кровяное давление, а с ним и

кровоснабжение мозга подвержены слабым, периодическим колебаниям, которые иногда

называются волнами Траубе - Геринга. Их можно видеть на плетизмограммах руки. Их

период, правда лишь до некоторой степени изменчивый, согласуется в среднем с

периодом еще более изменчивых "волн внимания", и это соответствие наводит на

мысль, что колебания внимания могут зависеть от этих небольших изменений в

кровяном давлении, которые могут влиять на деятельность мозга. Первые

экспериментаторы (Боузер, 1903), регистрируя те и другие волны одновременно,

нашли, что между ними наблюдалось прекрасное соответствие, фаза в фазу. Позднее

критическая проверка показала так много исключений, что они скорее исключали

правило. Большое количество таких одновременных записей было изучено Гриффитсом

и Гордоном (1924), которые отмечали совпадения появлений и исчезновений слабых

зрительных раздражителей с различными фазами волн Траубе -Геринга. Они

происходили почти независимо, хотя имелось слабое (и статистически достоверное)

преобладание появлений во время подъема волн Трау-

122

бе -Геринга и слабое преобладание исчезновений на гребнях волн. Во время падения

и во впадинах таких преобладаний не было. Для такого распределения трудно найти

какую-нибудь физиологическую причину, однако эти данные согласуются с

заключением, что изменения в мозговой циркуляции имеют некоторую, хотя и

небольшую, роль в рассмотренных нами колебаниях.

Колебания производительности при непрерывной работе. Подходя к вопросу о

колебаниях с совершенно различных точек зрения, исследователи, изучающие работу

и утомление, отметили короткие снижения продуктивности, рассеянные на всем

протяжении исполнения однообразных заданий. Испытуемый время от времени делает

паузу, и его деятельность в этот момент кажется задержанной или заторможенной.

Эксперимент по изучению этих задержек ("блоков") (Билле, 1931) требовал быстрой

серии легких реакций, таких, например, как называние 6 цветов (предъявляемых в

беспорядке в виде неограниченного ряда маленьких квадратов), замена определенных

букв цифрами (которые были предъявлены в виде длинной серии) и попеременное

прибавление и вычитание 3 из длинной серии чисел. Испытуемый отвечал устно, а

экспериментатор нажимал ключ при каждом ответе испытуемого, отмечая, таким

образом, время на кимографе, однако с некоторой возможностью ошибок, поскольку

невозможно было соблюдать точный темп при быстрой и нерегулярной серии звуков.

Блок определялся как интервал между двумя последовательными ответами, но крайней

мере вдвое превосходивший средний интервал у испытуемого в ту же самую минуту

работы.

В реальности таких блоков не приходится сомневаться. Работа продолжается

некоторое время на высшей скорости, а затем наступает срыв. Это лучше всего

можно видеть по отметкам нажатий. Срывы не происходят с ритмичной регулярностью,

хотя при просмотре записей может создаться такое впечатление. Билле приводит 17

сек. в качестве среднего промежутка между блоками, однако он находит, что

средние промежутки у разных лиц варьируют от 10 до 30 сек. и что упражнение

уменьшает, а утомление увеличивает частоту блоков. Даже у того же самого лица в

одном и том же коротком отрезке работы как длина этих блоков, так и промежуток

времени между ними могут колебаться в широких пределах.

Это явление может быть родственно тому, что мы назвали обычными сдвигами

внимания. Когда выполнение задания требует точного согласования нескольких

сложных мозговых механизмов, какое-нибудь отвлечение внимания или смещение

интереса на что-ни-

123

будь, не относящееся к задаче, нарушает это согласование и прерывает исполнение.

В аналогичном эксперименте (Стерзингер, 1924) задачи были более сложными и

допускалось много ошибок. Перед испытуемым был лист, содержащий длинные ряды и

группы букв, наподобие следующих:

абв фг х лнм ноб раб едиф гло р уа ца амн о ло гм но е л бб бан

ав ха-хо у ее аб в д н ерах фгх абв пм х офм н о орр

ел и у к шп рфаб кам нобс фгх сгх б емнр фан нич вца бв

абв сал т ра о ео н у с е фгх ра бг фл абв цид ах а абв вса абв

Три задания, выученные сначала по отдельности, были затем предложены вместе:

1) вычеркнуть все буквы, которые стоят отдельно и между двумя гласными;

2) вычеркнуть все буквы, которые одинаковы со стоящими непосредственно перед

ними;

3) вычеркнуть все группы из двух букв, которые следуют непосредственно за другой

группой из двух букв.

В этом эксперименте испытуемый делал много ошибок и пропусков, и в этих ошибках

и пропусках Стерзингеру представилась некоторая периодичность. Правильные

реакции осуществлялись в периодической последовательности, причем последняя не

носила характера случайной. Некоторые испытуемые имели тенденцию ошибаться в

одном случае из каждых трех, другие - в одном случае из каждых четырех, как если

бы они имели привычку отдыхать через определенное количество актов внимания.

Можно ли эти колебания называть колебаниями внимания? Когда перестают следить за

объектом, объект обычно не исчезает совершенно из поля сознания, как слабый

раздражитель в отрицательной фазе колебания или как в эксперименте на борьбу

полей, где раздражитель, направленный на одну сетчатку, исчезает в тот момент,

когда раздражитель, направленный на соответственную часть другой сетчатки,

появляется в поле зрения. Смены в соперничестве сетчаток - это нечто большее,

чем сдвиги от фокуса к периферии внимания, т. е. от ясности к неясности. Это

переходы от осознания к неосознанности.

Известно также, что внимание может переходить от слабого раздражителя и обратно

к нему, в то время как раздражитель остается в положительной фазе колебания.

Один из испытуемых Гуилфорда сообщает после эксперимента, в котором от него

требовалось наблюдение за слабым светом:

124

"В первой части эксперимента я замечал, что в тот момент, когда раздражитель

находился в поле зрения, я мог направлять свое внимание в сторону без того,

чтобы это повлияло на восприятие раздражителя. Я направлял свое внимание на стол

экспериментатора, на подставку для головы, на свет, который падал, как казалось,

с левой стороны комнаты, но которого я до тех пор не замечал. Несмотря на то что

все эти вещи захватывали мое внимание, раздражитель оставался... После того как

он исчезал, я мог, наоборот, отвлечь свое внимание от всех этих вещей и

направить все свои усилия целиком на ожидание раздражителя, но безуспешно".

При соперничестве сетчаток происходит конкуренция между раздражениями левого и

правого глаза; при рассматривании двухзначных фигур происходит подобная же

конкуренция, а именно: двух-значная фигура является адекватным раздражителем для

одной из двух реакций в зависимости от восприятия фигуры одним из двух различных

способов. Эти реакции взаимно исключают друг друга; они не могут быть выполнены

в одно и то же время. Аналогичный тип соперничества имеет место между некоторыми

рефлексами (Шер-рингтон, 1906). Стоя, животное не может почесаться одновременно

обеими задними ногами. Одна из задних ног должна поддерживать туловище в тот

момент, когда другая чешет его. Если раздражения наносятся с обоих боков, то

животное некоторое время чешется одной ногой, затем - другой, и так попеременно.

Таков результат у децеребрированной собаки; нормальная собака с центральным

контролем над спинным мозгом имеет в своем распоряжении большее разнообразие

реакций и ведет себя менее стереотипно. Соперничество между спинно-мозговыми

рефлексами более родственно соперничеству сетчаток; то, что происходит "при

рассматривании многозначных фигур, несколько более сложно, потому что существует

более чем два альтернативных способа видеть такую фигуру.

При обычном смещении внимания, так же как и при обычном переходе от одной

двигательной реакции к другой, происходит соперничество между альтернативными

реакциями, но поведение в этом случае более сложно и более подвижно, чем при

соперничестве сетчаток, так как альтернативы здесь более многочисленны и не

являются взаимно исключающими друг друга.

Для понимания динамики поведения большое значение имеют по крайней мере два

главных факта, которые были обнаружены при изучении внимания: О передвижение

внимания, находящее типичное проявление в его сдвигах, и 2) ширина поля

одновременной активности-ширина, которая реальна и, как обнаружено при изучении

объема и отвлечении внимания, не беспредельна по своим размерам.

125

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Принцип экспериментов на отвлечение внимания прост: во время выполнения

назначенной задачи вводятся не относящиеся к делу раздражители, "дистракторы", и

наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношениях исполнение. Испытуемый

может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие

раздражители, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях

он скоро убеждается, что ему ничего не остается делать с этими раздражителями,

кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание

испытуемого, испытуемый же старается не отвлекаться.

Отвлекающие раздражители не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать

исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то

посторонние звуки станут более чем отвлекающими раздражителями, поскольку они

будут маскировать тоны. В таком случае могут быть применены зрительные

раздражители,

У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: раздражители не

отвлекают их внимания, за исключением, может быть, короткого времени, пока

испытуемый не приспособился к ситуации. Убедительным экспериментом такого рода

является эксперимент Гови (1928). Класс второкурсников колледжа был разбит на

две одинаковые группы для выполнения определенного задания. 6 недель спустя

контрольная группа выполняла это же задание в другой форме при нормальных

условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла его при условиях

слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили

7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощных гудка,

2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включавшаяся время от времени, и

фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то

там вспыхивали прожекторы, свет которых, правда, не был направлен в глаза

испытуемых, а помощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили,

неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были

неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали

мало. Они выполняли его почти так же, как и их товарищи в контрольной группе. В

результате две группы, условия которых были одинаковы в первом испытании, имели

во втором испытании следующие показатели:

Контрольная группа, работавшая при нормальных условиях. . . 137,6

Экспериментальная группа, работавшая при отвлечении . . . . 133^9 Очевидная

потеря вследствие отвлечения .............. 3,7

126

Будет ли данному испытуемому способствовать или мешать такой, например,

отвлекающий фактор, как танцевальная музыка, может зависеть от его собственной

установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно,

обнаружит улучшение результатов и их ухудшение, если ему внушено противоположное

убеждение (Беккер, 1937).

Как преодолевается отвлечение. Приемлемым было бы следующее предположение: для

преодоления отвлечения в работу должно быть вложено больше энергии. Морган

(1916) проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при

выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись. Испытуемый работал

на 10 нумерованных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые

испытуемый переводил на числа соответственно коду. Испытуемый нажимал на

клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экспонировал другую букву

для кодирования и нажатия и т. д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с

которой он ударяет по клавише, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки

регистрировал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор

наблюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый работал в полной

тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф.

Действие отвлекающих факторов продолжалось в течение 10 мин. и сменялось 10 мин.

тишины. Более 20 испытуемых прошли через этот эксперимент с результатами,

которые различались в деталях, но согласовывались в следующих имеющих важное

значение отношениях:

1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания,

испытуемый в течение эксперимента показывал прогрессивное совершенствование.

2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы.

3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю

скорость и продолжал дальнейшее совершенствование.

4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но

часто имел место даже внезапный срыв. Прекращение шума, к которому испытуемый

уже приспособился, действовало как отвлекающий фактор.

5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совершенствование

исполнения.

6. Сила, с которой испытуемый ударял клавишу, убывала в течение первого периода

тишины, резко возрастала в начале шума,

127

оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума.

7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через глазок показали

речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с

которыми он имел дело, часто выговаривались вслух.

Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения одновременно с возрастанием

мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной

мускульной энергии в деятельность (в этом случае - движение пальцев),

совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривание цифр

и букв было менее бессознательным. Оно более похоже на средство, используемое

испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом человек

может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувствует себя

вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу

о том, действительно ли добавочная мускульная энергия преодолевает отвлечение и

если да, то каким образом, мнения расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место

конкуренция различных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом;

большая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества.

В приведенной таблице 5 сообщаются данные одного испытуемого, иллюстрирующие все

указанные выше пункты. Средние данные других 20 испытуемых показывают те же

самые изменения.

Дробь вдыхания - это время, требующееся на вдох, выраженное как дробь полного

цикла дыхания. В тишине вдох занимает 40-45 процентов времени, как показано в

таблице; до работы дробь вдыхания была 0,44. При произнесении слов вслух она

спускается до 0,16, так как при произнесении звуков воздух расходуется

постепенно.

Увидеть, что отвлечение преодолевается путем прибавления добавочной энергии, -

это еще не все. Если работа при том же отвлечении продолжается день за днем,

вступают в действие вторичные приспособления, и производительность сохраняется

при отвлечении без траты лишней энергии. Гармон (1903) измерял затраченную

энергию по темпу обмена веществ, определяемому при помощи респираторного

аппарата. Работа заключалась в сложении, а отвлекающим фактором была

фонографическая запись, сделанная в шумном учреждении. В течение первых

нескольких дней темп обмена был большим во время

128

шума, но примерно через 7 дней работы при одинаковом отвлечении по 20 мин. в

день темп обмена был одинаков и во время шума, и в тишине.

Отвлечения, которые не преодолеваются. В таких экспериментах, как только что

описанный, испытуемый старался не отвлекаться и готов был прилагать всю энергию,

необходимую для работы. Однако в повседневной жизни направленность на работу

часто бывает не так сильна. Новый раздражитель пробуждает любопытство, и не-

которое время затрачивается на ориентировку, как, например, у собак акад. И. П.

Павлова, отвечающих на отвлекающие раздражители "ориентировочным рефлексом" и

временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает

экспериментатор, является частью "дела", в то время как в обычной жизни подобное

отвлечение могло бы рассердить, а гнев представляет собой большее отвлечение,

чем шум. К тому же внутренний интерес к звонку и гудку и даже ко многим

фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-либо более интересное

может действительно отвлечь.

Работа во время шума и тишины

Таблица 5

Тишина Шум Тишина

Сотня реакций Время реакций 1 -я 2-я 3-я 4,9 4,5 4.1

4-я 5-я 6-я 4,0 4,8 3,6 7-я 8-я 9-

Я 3,5 3,6 3,4

Нажим пал ща (в,-). ....... 293 197 150 115 300 302 235

180 165

Дробь вдыхания (до работы 0,44). ....... 0,34 0,30 0,28 0,28 0,31

0,25 0,23 0,30 0,30

Исходя из этого соображения, Вебер (1929) применил в качестве отвлекающих

факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал

задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности:

сложение, вычитание, запоминание, определение, извлечение корня. Все 16

испытуемых показали уменьшение производительности (10 - 50 процентов), и в

отчете о своих субъективных ощущениях все они сообщили, что были в это время

отвлечены. Иногда отвлекающие факторы были только более или менее мешающим

фоном, но иногда

5. Гигшенрейтер .Психология внимания.

129

они врывались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый забывал свою

работу и отдавался музыке или рассказу. В другие моменты музыкальный фон

ощущался как облегчающий работу.

Субъективное переживание преодоления отвлечений внимания состояло, как сообщали

испытуемые Вебера, либо в отстранении отвлекающих факторов, либо в положительном

сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем

третирова-ния, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было

привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода

музыки. Некоторые испытуемые рассказывали об особом роде "внутреннего

закрывания" одного уха и исключении, таким образом, раздражителя. Положительное

сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы,

иногда в думаний вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвлечения, как

отмечалось экспериментатором, включало: 1) общее возрастание мускульного

напряжения; 2) возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные

движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза

сосредоточенности (наклонение туловища вперед и сжимание головы руками); 3)

оборонительные движения: встряхивание головой, закрывание глаз, прикрывание глаз

руками, движения плечами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные

движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою энергию на

преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали

в состояние временного нервного беспокойства, в котором они не могли работать,

или в состояние опустошения и полной заторможенности.

Острота ощущений в зависимости от внимания и отвлечения. При направлении

внимания непосредственно на раздражитель можно ожидать лучшего восприятия слабых

раздражителей и более низких порогов ощущения, чем в других условиях. Результаты

различных экспериментов, проводившихся по этой общей проблеме, расходились,

вероятно, потому, что испытуемые иногда действительно отвлекались, а иногда

сильно возбуждались отвлекающим раздражителем. Условия в эксперименте Невола

(1923) свободны от этой двойственности, потому что он применял не отвлекающие

раздражители, а изменял условия при помощи предупреждающих сигналов, вроде тех,

которыми пользовались при измерении времени реакции, меняя, таким образом,

готовность к восприятию слабых тактильных раздражений. Иногда сигнал о

готовности не подавался; в этом случае испытуемый был менее всего готов к

восприятию раздражения. Иногда этот сиг-

130

нал на 1,7 сек. предшествовал действию раздражителя, а иногда испытуемый мог

знать точно, когда будет дано слабое тактильное раздражение, наблюдая движущуюся

стрелку, которая достигала определенной метки как раз в тот момент, когда

предъявлялось тактильное раздражение. Этим тактильным раздражением было слабое

нажатие на палец. Приблизительно в половине проб нажатий не делалось. Задачей

испытуемого было отвечать, был ли дан раздражитель или нет. Скомбинировав данные

от двух испытуемых, мы получили таблицу, ясно показывающую, что чем больше

готовность (внимание), тем лучше ощущение. Чем ближе от сигнала

Таблица 6

Восприятие слабого нажатия на палец

% случаен, когда

% замеченных положительный ответ Итоговый

нажатий давался при отсутствии счет

раздражителя

Условие 1:

без предварительного

сигнала ............ 52 8 4

Условие 2:

сигнал за 1,7 сек.

до раздражения ...... 76 7 69

Условие 3:

движущаяся стрелка

показывает точный

момент раздражения . . . 86 6 80

готовности к моменту воздействия раздражителем, тем лучше различение между

слабым раздражителем и отсутствием раздражения. Сходные результаты были получены

со слабыми зрительными раздражителями.

ВЫПОЛНЕНИЕ ДВУХ ДЕЙСТВИЙ ОДНОВРЕМЕННО

Это - уклончивое заглавие для ряда исследований, которые часто идут под рубрикой

распределения внимания. Имеет ли место распределение внимания при исполнении

двух действий одновременно - это вопрос, на который мы вначале не будем

стараться отвечать. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение

на двух различных видах деятельности. Если один из них автоматизирован и

совершается без сознательного контроля, никакого распределения внимания не

требуется. Если оба вида деятельности скомбинированы в одну целостную

131

деятельность, также не требуется распределения внимания. Если два вида

деятельности, проводимые одновременно в полном сознании, выполняются путем

быстрого перемещения внимания от одного к другому и обратно, здесь также нет

распределения внимания в прямом смысле слова.

Вне зависимости от точного научного определения понятия внимания сам по себе

факт одновременного выполнения человеком'двух или более действий поставил

проблему большой важности.

Мы могли бы сказать, что человек всегда выполняет больше чем одно действие

одновременно. Так, независимо от внутренней деятельности желез и гладкой

мускулатуры у него всегда наблюдается деятельность скелетных мышц и органов

чувств. Он может ходить, держать что-нибудь левой рукой, жестикулировать правой

и, кроме того, все время смотреть и слушать. Протекают ли эти одновременные

потоки активности независимо друг от друга, или все они являются

взаимосвязанными частями одной общей активности - это проблема, достойная

внимания.

Взаимодействие между одновременными действиями. Эксперименты по этому вопросу

начались еще в 1887 г., когда Польган обнаружил у себя способность, декламируя

знакомые стихи, писать в то же самое время другие стихи. Иногда он писал также и

произносимое им слово, однако в целом интерференция была скорее слабой. Не

прерывая потока устной декламации, он мог быстро обдумать ближайшую строчку,

которую должен был написать, и писал ее, не уделяя ей уже больше внимания. Он

мог декламировать поэму при производстве очень простого умножения, и ни одна из

операций не замедлялась при одновременном выполнении другой. Операция, которая

была несколько труднее, задерживалась даже при таком автоматизированном

действии, как чтение знакомой поэмы.

В эксперименте Бине (1890) одним из одновременных действий было ритмическое

нажимание резиновой груши, находящейся в руке. Груша была соединена трубкой с

барабанчиком, который записывал движения на закопченном барабане. Наиболее

простая задача состояла в том, чтобы сделать одно нажатие за другим в такт с

метрономом; другая задача заключалась в нажимании груши дважды на каждый удар

метронома; третья - в ее нажимании 3 раза в ответ на каждый удар. Когда

испытуемый приобретал некоторую легкость в одном из этих механических действий,

его просили продолжать это во время чтения вслух или решения в уме

132

арифметических задач. Несмотря на то что обе задачи были очень легкими,

наступала некоторая интерференция и выполнение обеих задач нарушалось.

В другом эксперименте испытуемый не читал и не решал задач, а нажимал 2 груши:

ту, которая была в правой руке, - 5 раз, другую, в левой руке, - дважды на

каждый удар метронома. Кроме общей трудности такой комбинации Бине отмечает как

особо значительное явление то, что одна рука вовлекалась другой в свой ритм.

Рука, которая должна была нажимать по разу на удар, начинала нажимать по 3 или 4

раза. В этой связи Бине упоминает некоторые упражнения, вроде поглаживания себя

по животу круговым движением одной руки при одновременном похлопывании себя по

темени другой рукой. Если, наоборот, обе руки делают одно и то же движение или

взаимодействуют для достижения одного и того же результата, то налицо скорее

взаимное облегчение, чем интерференция.

Эти результаты были подтверждены Петровым и Кернесом (1891 - 1892),

обнаружившими, что производимое в быстром темпе постукивание действительно

ускоряло производимое одновременно сложение или чтение.

Облегчает ли постоянное мускульное напряжение умственную работу? При решении

трудных проблем, выполнении новых заданий или при подготовке к какому-нибудь

значительному действию люди почти всегда напрягают мускулы. Имеет ли это

напряжение положительное значение? Мы не можем ответить на этот вопрос, если

будем приводить испытуемого в расслабленное состояние и затем задавать ему

работу, ибо в этом случае он или останется в расслабленном состоянии и не будет

работать, или начнет работать и выйдет из этого состояния. Мы не можем

рассчитывать на получение четкого ответа от таких экспериментов, в которых

нормальное состояние испытуемого сравнивается с состоянием возросшего

напряжения, вызванного сжатием динамометра или нажиманием на педаль, так как

вполне возможно, что испытуемый нормально прибегает к оптимальной для него

степени напряжения. Однако, когда Билле (1927) экспериментировал на студентах

колледжа, он получил положительные результаты. В состоянии напряжения испытуемый

держал в каждой руке динамометр и умеренно сжимал их. В расслабленном состоянии

его руки легко покоились на коленях. В обоих состояниях он запоминал, складывал

или читал разрозненные буквы насколько можно быстрее. Продуктивность в

133

сложении, например, была на 10 процентов больше в состоянии напряжения, чем в

состоянии расслабления. Различие было статистически достоверно для эксперимента

в целом и проявлялось в большинстве индивидуальных испытаний. Другие

исследователи (Цартман и Кезон, 1934; Блок, 1936) получили несколько менее

однородные результаты. Блок экспериментировал с одними и теми же испытуемыми

много раз и обнаружил при этом мало постоянства. Испытуемый, для которого в один

день было благоприятным довольно сильное сжимание динамометра, на другой день

лучше справлялся с задачами при слабом нажатии или вовсе без него. По-видимому,

невозможно определить оптимальное напряжение для каждого испытуемого, и то

положение, что чем больше напряжение, тем лучше умственный труд, неверно. Мы

отметили, что установка испытуемого была определенным фактором при эксперименте

на отвлечение; по-видимому, то же самое имеет место и здесь.

Продуктивность двойных действий. Обычно при одновременном совершении двух

действий одно из них или оба несколько нарушаются. В экспериментах с

тахистоскоиом объем восприятия числа точек уменьшался при помещении в

экспериментальное поле других объектов наблюдения (Лоренц, 191.2). Когда

испытание на свободные ассоциации комбинировалось с одновременным решением

арифметических задач, ассоциативные реакции обнаруживали тенденцию к

относительно низкому уровню завершения слов (например, "черная - доска");

реакции на звучание слова были чаще, чем реакции на значение слов-раздражителей

(Шпейх, 1927). Исключение было найдено Митчеллом (1914): одна задача заключалась

в сравнении грузов, последовательно поднимаемых рукой, другая - в сосчитывании

ряда из 1 -6 щелчков. Когда давались щелчки, грузы оценивались даже лучше, а

счет нарушался только немного. Чтобы считать щелчки, испытуемый стремился

оценивать грузы очень быстро, и эта быстрота, вероятно, давала преимущество. Во

всех этих случаях, хотя раздражители были одновременными, существенные

(познавательные) реакции могли быть последовательными.

В некоторых профессиях, как, например, в профессии телефониста, необходимо

производить одновременно две или больше операций или быстро переключаться с

выполнения одной операции на другую. Профессиональные испытания на способность

производить такие действия проводились, например, Стерзингером (1928).

Испытуемому читали рассказ, в то время как он складывал столбики однозначных

чисел. Рассказ содержал 36 пунктов и читался 90 сек.

134

Затем испытуемый переставал складывать и записывал все, что он помнит из

рассказа. Контрольные испытания проводились отдельно со сложением и с рассказом,

так что счет в двойном и простом исполнении мог быть сравнен. Результаты одного

испытуемого:

А. Правильно сложено чисел, простая задача ........ .52

Б. " " " двойная задача .... 43=83% от А

В. Воспроизведено пунктов рассказа, простая задача ... 31

Г. " " ;, двойная задача . . . 10=32% от В

83 и 32 процента должны были быть каким-то образом скомбинированы в простой

показатель продуктивности при одновременном выполнении двух действий.

Арифметическое среднее из этих двух чисел не будет надежным. Предположим,

испытуемый совершенно не способен выполнять два действия одновременно. Позволим

ему целиком увлечься рассказом и забыть о сложении; в таком случае он мог бы

получить 100 процентов в рассказе и нуль в сложении. Арифметическое среднее

могло бы дать ему 50 процентов, тогда как он должен был бы получить нуль в

комбинировании двух родов деятельности, которое мы намеревались измерить. Эта

трудность преодолевается путем получения геометрического среднего этих

процентных показателей вместо арифметического среднего. Вычисленный таким

образом индекс для испытуемого, данные которого приведены выше, равен у!/0,83 ц

0,32 = 0,52%. Индексы 26 испытуемых Стерзингера распределялись в интервале от

0,3 до 0,9 с групповым средним около 0,6. Применяя подобное испытание для

десятилетних мальчиков, Дамбах (1929) получил некоторые показатели выше 100

процентов, так как по крайней мере одна из задач выполнялась в комбинации лучше,

чем отдельно.

Возможны ли два акта внимания в одно и то же мгновение? Этот вопрос не может

быть прямо решен экспериментами, подобными описанным, поскольку в них не

исключена возможность быстрого переключения внимания с одной задачи на другую.

Даже тогда, когда экспозиция очень коротка, последовательные образы ощущений и

памяти могли сделать возможным такое переключение. Если бы раздражители были так

же слабы, как и коротки, использование последовательных образов могло бы быть

сведено к минимуму. В одном эксперименте применялось слабое нажатие на палец

каждой руки и испытуемый должен был сказать, какое нажатие было сильнее; в то же

мгновение давалась короткая зрительная экспозиция

135

3 - 6 коротких линий для сосчитывания. Каждая

задача была так легка, что, будучи предъявлена отдельно, давала около 100

процентов правильных ответов; но когда две задачи предъявлялись одновременно,

обе были правильно решены .......... в 12% случаев

одна была правильно решена ........... 60% "

ни одна не была правильно решена ,....." 28% "

Заключение таково: одновременное осуществление двух актов внимания в

познавательной деятельности если и имеет место, то не часто.

Кроме часто отмечавшегося чередования между двумя задачами, которые выполнялись

одновременно, иногда возможно комбинирование их в одно координированное

действие, и если подобное комбинирование может быть осуществлено, то оно

становится наиболее успешным и приемлемым способом разрешения проблемы.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ. ТЕОРИИ И МОДЕЛИ

Вильгельм Вундт СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ1

На вопрос о задаче психологии примыкающие к эмпирическому направлению психологи

обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и

отношения, чтобы найти в конце концов законы, управляющие этими отношениями.

Хотя это определение и кажется неопровержимым, однако оно до известной степени

делает круг. Ибо если спросить вслед за тем, что же такое сознание, состояние

которого должна изучать психология, то ответ будет гласить: сознание

представляет собою сумму сознаваемых нами состояний. Однако это не препятствует

нам считать вышеприведенное определение наиболее простым, а поэтому пока и

наилучшим. Ведь всем предметам, данным нам в опыте, присуще то, что мы, в

сущности, можем не определить их, а лишь указать на них; или, если они сложны по

природе своей, перечислить их свойства. Такое перечисление свойств мы, как

известно, называем описанием, и к вышеприведенному вопросу о сущности психологии

мы всего удобнее подойдем, если попытаемся возможно более точно описать во всех

его свойствах сознание, состояния которого являются предметом психологического

исследования.

В этом нам должен помочь небольшой инструмент, который хорошо знаком каждому,

сколько-нибудь причастному к музыке человеку, -метроном. В сущности, это не что

иное, как часовой механизм с вертикально поставленным маятником, по которому

может передвигаться небольшой груз для того, чтобы удары еле-' Довали друг за

другом через равные интервалы с большей или меньшей скоростью. Если груз

передвинуть к верхнему концу маятника, то удары следуют друг за другом с

интервалом приблизительно в 2 секунды; если переместить его возможно ближе к

нижнему концу, то время сокращается приблизительно до /з секунды. Можно

установить любую степень скорости между

В. Введение в психологию. М-, 1912.

137

этими двумя пределами. Однако можно еще значительно увеличить число возможных

степеней скорости ударов, если совсем снять груз с маятника, причем интервал

между двумя ударами сокращается до 1/1 секунды. Точно так же можно с достаточной

точностью установить и любой из медленных темпов, если имеется помощник,

который, вместо того чтобы предоставить маятнику свободно качаться, раскачивает

его из стороны в сторону, отсчитывая интервалы по секундным часам. Этот инстру-

мент не только пригоден для обучения пению и музыке, но

и представляет собой простей* ГГГГГГГГГГГГГГГГ ший психологический прибор,

-I-'-'-•-1-"-' \ I ' '-'-1-1-1-1-который, как мы увидим, допускает такое

многостороннее рцс -применение, что с его помощью можно демонстрировать все

существенное содержание психологии сознания. Но чтобы метроном был пригоден для

этой цели, он должен удовлетворять одному требованию, которому отвечает не

всякий применяющийся на практике инструмент: именно сила ударов маятника должна

быть в достаточной мере одинаковой, чтобы, даже внимательно прислушиваясь,

нельзя было заметить разницу в силе следующих друг за другом ударов. Чтобы

испытать инструмент в этом отношении, самое лучшее изменять произвольно

субъективное ударение отдельных ударов такта, как это показано наглядно на

следующих двух рядах тактов (рис. 1).

В этой схеме отдельные удары обозначены нотами, а более сильные удары -

ударениями, поставленными над нотами. Ряд А представляет поэтому так называемый

восходящий, а ряд В - нисходящий такт. Если окажется, что в ударах маятника мы

по произволу можем слушать то восходящий, то нисходящий такт, т. е. можем

слышать один и тот же удар то подчеркнутым более сильно, то звучащим более

слабо, то такой инструмент будет пригодным для всех излагающихся ниже

психологических экспериментов.

Хотя только что описанный опыт должен был служить лишь для испытания метронома,

однако из него можно уже сделать один заслуживающий внимания психологический

вывод. Именно при этом опыте замечается, что для нас в высшей степени трудно

слышать удары маятника совершенно равными по силе, иначе говоря, слышать их не

ритмически. Мы постоянно впадаем вновь в восходящий или нисходящий такт. Мы

можем выразить этот вы-

138

вод в таком положении: наше сознание ритмично по природе своей- Едва ли это

обусловливается каким-либо специфическим, лишь сознанию присущим свойством,

скорее это явление находится в тесной связи со всей нашей психофизической

организацией. Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен

ритмично. Так, движения сердца, дыхание наше, ходьба ритмичны. Правда, в обычном

состоянии мы не ощущаем биений сердца. Но уже дыхательные движения воздействуют

на нас как слабые раздражения, и прежде всего движения при ходьбе образуют ясно

различаемый задний фон нашего сознания. Ноги при ходьбе представляют собой как

бы естественные маятники, движения которых, подобно движениям маятника

метронома, обыкновенно следуют друг за другом ритмически, через равные интервалы

времени. Когда мы воспринимаем в наше сознание впечатления через одинаковые

интервалы, мы располагаем их в аналогичной этим нашим собственным внешним

движениям ритмической форме, причем особый вид этой ритмической формы в каждом

данном случае (хотим ли мы, например, составить ряд из нисходящих или из

восходящих тактов) в известных границах остается предоставленным нашему

свободному выбору, как это бывает, например, при движениях ходьбы и их

видоизменениях -в обычной ходьбе, в беге, в прыганье и, наконец, в различных

формах танцев. Наше сознание представляет собою не какое-нибудь отдельное от

нашего физического и духовного бытия существо, но совокупность наиболее

существенных для духовной стороны этого бытия содержаний.

Из вышеописанных опытов с метрономом можно получить и еще один результат, если

мы будем изменять длину восходящих или нисходящих рядов тактов. В приведенной

выше схеме каждый из рядов А и В состоит из 16 отдельных ударов или, если

считать повышение и понижение за один удар, 8 двойных ударов. Если мы

внимательно прослушаем ряд такой длины при средней скорости ударов метронома в 1

-1!/2 секунды и после короткой паузы повторим ряд точно такой же длины, то мы

непосредственно заметим их равенство. Равным образом тотчас же замечается и

различие, если второй ряд будет хотя бы на один удар длиннее или короче. При

этом безразлично, будет ли этот ряд состоять из восходящих или нисходящих тактов

(по схеме А или В). Ясно, что такое непосредственное воспризнание равенства

последующего ряда с предшествующим возможно лишь в том случае, если каж-Дьгй из

них был дан в сознании целиком, причем, однако, отнюдь не требуется, чтобы оба

они сознавались вместе. Это станет ясным без дальнейших объяснений, если мы

представим себе

139

условия аналогичного воспризнания при сложном зрительном впечатлении. Если

посмотреть, например, на правильней шестиугольник и затем во второе мгновение

вновь на ту же фигуру, то мы непосредственно познаем оба впечатления как

тождественные. Но такое воспризнание становится невозможным, если разделить

фигуру на многие части и рассматривать их в отдельности. Совершенно так же и

ряды тактов должны восприниматься в сознании целиком, если второй из них должен

производить то же впечатление, что и первый. Разница лишь в том, что

шестиугольник, кроме того, воспринимается во всех своих частях разом, тогда как

ряд тактов возникает последовательно. Но именно в силу этого такой ряд тактов

как целое имеет ту выгоду, что дает возможность точно определить границу, до

которой можно идти в прибавлении отдельных звеньев этого ряда, если желательно

воспринять его еще как и целое. При этом из такого рода опытов с метрономом

выясняется, что объем в 16 следующих друг за другом в смене повышений и

понижений (так называемый 2/8 такт) ударов представляет собою тот тах1титп,

которого может достигать ряд, если он должен еще сознаваться нами во всех своих

частях. Поэтому мы можем смотреть на такой ряд как на меру объема сознания при

данных условиях. Вместе с тем выясняется, что эта мера в известных пределах

независима от скорости, с которой следуют друг за другом удары маятника, так как

связь их нарушается лишь в том случае, если или вообще ритм становится

невозможным вследствие слишком медленного следования ударов друг за другом, или

же в силу слишком большой скорости нельзя удержать более простой ритм 2/8 такта,

и стремление к связному восприятию порождает более сложные сочетания. Первая

граница лежит приблизительно около 2'/2, последняя - около 1 секунды.

Само собою разумеется, что, называя наибольший, еще целиком удерживаемый при

данных условиях в сознании ряд тактов "объемом сознания", мы разумеем под этим

названием не совокупность всех состояний сознания в данный момент, но лишь

составное целое, воспринимаемое в сознании как единое. Образно выражаясь, мы

измеряем при этом, если сравнить сознание с плоскостью ограниченного объема, не

саму плоскость во всем ее протяжении, но лишь ее поперечник. Этим, конечно, не

исключается возможность многих других разбросанных содержаний, кроме

измеряемого. Но, в общем, их тем более можно оставить без внимания, что в этом

случае благодаря сосредоточению сознания на измеряемом содержании все лежа-

140

щие вне его части образуют неопределенные, изменчивые и по большей части легко

изолируемые содержания.

Если объем сознания в указанном смысле и представляет собою при соблюдении

определенного такта, например 2/8, относительно определенную величину, которая

в указанных границах остает-

*лл*"*ллт" ся неизменной при различной скоро-Г Г Г Г Г Г

Г.__[ сти ударов маятника, зато изменение

самого такта оказывает тем большее Рис. 2 влияние на объем сознания. Такое

изменение отчасти зависит от нашего

произвола. В равномерно протекающем ряде тактов мы можем с одинаковым успехом

слышать как 2/8 такта, так и более сложный, например 4/4 такта.

Такой ритм получается, когда мы вводим различные степени повышения, например

ставим самое сильное из них в начале ряда, среднее по силе - в середине и каждое

из слабых - посредине обеих половин всего такта, как это показано на только что

приведенной схеме (рис. 2), в которой самое сильное повышение обозначено тремя

ударениями, среднее -двумя и самое слабое - одним. Помимо произвольного удара,

однако, и этот переход к более сложным тактам в высокой степени зависит от

скорости в последовательности ударов. Тогда как именно при больших интервалах

лишь с трудом возможно выйти за пределы простого 2/к такта, при коротких

интервалах, наоборот, необходимо известное напряжение для того, чтобы

противостоять стремлению к переходу к более сложным ритмам. Когда мы слушаем

непосредственно, то при интервале в '/2 секунды и менее'очень легко возникает

такт вроде вышеприведенного 4/4 такта, который объединяет восемь ударов в один

такт, тогда как простой 2/в такт содержит в себе лишь два удара. Если теперь

измерить по вышеуказанному способу объем сознания для такого, более богато

расчлененного ряда тактов, то окажется, что еще пять 4/4 такта, построенных по

приведенной выше схеме, схватываются как одно целое, и если их повторить-после

известной паузы, они воспризнаются как тождественные. Таким образом, объем

сознания При этом более сложном ритмическом делении составляет не менее 40

ударов такта вместо 16 при наиболее простой группировке. Можно, правда,

произвольно составить еще более сложные расчленения такта, например 6/4 такта.

Но так как это усложнение ритма со своей стороны требует известного напряжения,

Длина ряда, воспринимаемого еще как отдельное целое, не увеличи-•вается, но

скорее уменьшается.

141

При этих опытах обнаруживается еще дальнейшее замечательное свойство сознания,

тесно связанное с его ритмической природой. Три степени повышения, которые мы

видели в вышеприведенной схеме 1/4 такта, образуют именно тах1тит различия,

который нельзя перейти. Если мы причтем сюда еще понижения такта, то четыре

степени интенсивности исчерпают все возможные градации в силе впечатлений.

Очевидно, что это количество степеней определяет также и ритмическое расчленение

целого ряда, а вместе с тем и его объединение в сознании, и, наоборот, ритм

движений такта обусловливает то число градаций интенсивности, которое в

расчленении рядов необходимо в качестве опорных пунктов для объединения в

сознании. Таким образом, оба момента находятся в тесной связи друг с другом:

ритмическая природа нашего сознания требует определенных границ для количества

градаций в ударении, а это количество, в свою очередь, обусловливает

специфическую ритмическую природу человеческого сознания.

Чем обширнее ряды тактов, объединяемых в целое при описанных опытах, тем яснее

обнаруживается еще другое весьма важное для сущности сознания явление. Если

обратить внимание на отношение воспринятого в данный момент удара такта к

непосредственно предшествовавшим и, далее, сравнить эти непосредственно

предшествовавшие удары с ударами объединенного в целое ряда, воспринятыми еще

раньше, то между всеми этими впечатлениями обнаружатся различия особого рода,

существенно отличные от различий в интенсивности и равнозначных с ними различий

в ударении. Для обозначения их всего целесообразнее воспользоваться выражениями,

сложившимися в языке для обозначения зрительных впечатлений, в которых эти

различия равным образом относительно независимы от интенсивности света. Эти

обозначения - ясность и отчетливость, значения которых почти совпадают друг с

другом, но все-таки указывают различные стороны процесса, поскольку ясность

более относится к собствен-ному свойству впечатления, а отчетливость - к его

ограничению от других впечатлений. Если мы перенесем теперь эти понятия в

обобщенном смысле на содержания сознания, то заметим, что ряд тактов дает нам

самые различные степени ясности и отчетливости, в которых мы ориентируемся по их

отношению к удару такта, воспринимаемому в данный момент. Этот удар

воспринимается всего яснее и отчетливее; ближе всего стоят к нему только что

минувшие удары, а затем чем далее отстоят от него удары, тем более они теряют в

ясности. Если удар минул уже настолько давно, что впечатление от него вообще

исчезает, то, выражаясь образно, говорят, что оно погрузилось под

142

порог сознания. При обратном процессе образно говорят, что впечатление

поднимается над порогом. В подобном же смысле для обозначения постепенного

приближения к порогу сознания, как это мы наблюдаем в отношении давно минувших

ударов в опытах с маятником метронома, пользуются образным выражением

потемнения, а для противоположного изменения - прояснения содержаний сознания.

Пользуясь такого рода выражениями, можно поэтому следующим образом формулировать

условия объединения состоящего из разнообразных частей целого, например ряда

тактов: объединение возможно до тех пор, пока ни одна составная часть не

погрузилась под порог сознания. Для обозначения наиболее бросающихся в глаза

различий ясности и отчетливости содержаний сознания обыкновенно пользуются в

соответствии с образами потемнения и прояснения еще двумя наглядными

выражениями: о наиболее отчетливо воспринимаемом содержании говорят, что оно

находится в фиксационной точке (ВПскрипкО сознания, о всех же остальных -что они

лежат в зрительном поле (ВНскгеЮ сознания. В опытах с метрономом, таким образом,

воздействующий на нас в данный момент удар маятника каждый раз находится в этой

внутренней точке фиксации, тогда как предшествующие удары тем более переходят во

внутреннее зрительное поле, чем далее они отстоят от данного удара. Поэтому

зрительное поле можно наглядно представить себе как окружающую фиксационную

точку область, которая непрерывно тускнеет по направлению к периферии, пока,

наконец, не соприкоснется с порогом сознания.

Из последнего образного выражения уже ясно, что так называемая точка фиксации

сознания, в общем, обозначает лишь идеальное сосредоточие центральной области,

внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления. Так,

например, воздействующий на нас в данный момент удар при опытах с метрономом,

конечно, находится в фиксационной точке сознания, но только что перед ним

воспринятые удары сохраняют еще достаточную степень ясности и отчетливости,

чтобы объединяться с ним в более ограниченной, отличающейся от остального

зрительного поля своею большею ясностью области. И в этом отношении психические

процессы соответствуют заимствованному из сферы зрительных восприятий образу,

где также один из пунктов так называемого зрительного поля является точкой

фиксации, кругом которой может быть ясно воспринято еще значительное количество

впечатлений. Именно этому обстоятельству обязаны МЬ1 тем, что вообще можем в

одно мгновение схватить

143

какой-либо цельный образ, например прочесть слово. Для центральной части

зрительного поля нашего сознания, непосредственно прилегающей к внутренней

фиксационной точке, давно уже создано под давлением практических потребностей

слово, которое принято и в психологии. Именно мы называем психический процесс,

происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем

сознания области содержаний, вниманием. Поэтому о тех впечатлениях или иных

содержаниях, которые в данное мгновение отличаются от остальных содержаний

сознания особенной ясностью, мы говорим, что они находятся в фокусе внимания.

Сохраняя прежний образ, мы можем поэтому мыслить их как центральную,

расположенную вокруг внутренней фиксационной точки область, которая отделена от

остального, все более тускнеющего по направлению к периферии зрительного поля

более или менее резкой пограничной линией. Отсюда сейчас же возникает новая

экспериментальная задача, дающая важное добавление к вышеизложенному измерению

всего объема сознания. Она заключается в ответе на возникающий теперь вопрос:


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   71


написать администратору сайта