Главная страница

Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки


Скачать 147.21 Kb.
НазваниеНовейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки
Дата03.05.2023
Размер147.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNoveishaya Asia i Africa.docx
ТипДокументы
#1105720
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

11.Индия после Первой мировой войны. Первая сатьяграха.

Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Карамчанд Ганди. Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы индийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на родине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели. Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам— выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах. Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое производство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из национальной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом. Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.). 6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пенджабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал.

Движение халифатистов и позиция ИНКВ годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в состоянии войны со своим религиозным вождем — турецким султаном, который носил титул халифа — главы мусульман-суннитов всего мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в Индии. Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общины, что халифат в любом случае будет сохранен как религиозный институт. Однако уже в 1919 г. на этот счет возникли серьезные сомнения, так как события вокруг Турции развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца 1919 г. развернулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех индийцев поддержать это требование. Начался период небывалого единения мусульман и индусов: проводились совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али.

В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комитету свою программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председателем Халифатистского комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой кампании. Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот английских товаров и различных учреждений. В нем участвовали как мусульмане, так и индусы, а английские власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не прибегали к насилию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с помощью силы.

Принятие ИНК программы и тактики М.К. ГандиЛидерам Индийского национального конгресса — а это были представители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, получившие английское образование и воспитание, — нелегко было решиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заведения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — возможности в будущем занять достойное место в обществе. Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к достаточно скромной касте сельских ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его тактика? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно. В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в сентябре — в Калькутте и в декабре — в Нагпуре. На них были приняты исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия становилась массовой, уже в конце 1920 г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная структура, провинциальные организации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет. Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизматического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздействие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотливую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировавшей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно — денег никогда не было в наличии. Организации ИНК проводили большую работу на местах по созданию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности возникали крестьянские комитеты — сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления контактов с профсоюзным движением. М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политической организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстрируя тем самым массовый характер партии.

ВТОРОЙ ЭТАП КАМПАНИИ (1921—1922) Ослабление индо-мусулъманского единства в августе 1921 г. К сожалению, период единства двух религиозных общин был непродолжительным, хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в своих поездках по стране призывали воздерживаться от всего, что могло оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел мусульманский праздник Бакрид, хотя раньше именно во время этого праздника происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров мусульманами.

Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к единоверцам с фетвой (письменным распоряжением, имеющим для мусульман силу закона), в которой содержался призыв бороться с колониальными властями вплоть до сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди обратился ко всем индийцам, в том числе и индусам, с призывом открыто нарушить этот запрет и требовать от властей наказания по закону, т. е. тюремного заключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции, зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить многочисленные аресты среди населения практически невозможно. Англичане оказались в затруднительном положении. Здесь необходимо учитывать такую тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их выполнения, за таковую не считается — таков менталитет населения. Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи — он считал необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев.

Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, произошедшие в августе 1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там вспыхнуло восстание мопла. Крестьяне-мусульмане народности малаяли выступили против землевладельцев-индусов. Это был конфликт на социальной почве (известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла, чтобы разрядить обстановку, но власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон единству двух общин.

К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче.

Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского — наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры Конгресса понимали, что оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на общественное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представление о политике английского правительства и, возможно, отразится на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров.

17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием.

Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону.

Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в газетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать.

Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать.

Сатьяграха в феврале 1922 г. и ее исход В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампанию продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объявить бойкот налогам. Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К. Ганди. Он получил право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда приостановить кампанию.

1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление.

Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Деятельность колониальных властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался.

4 февраля 1922 г. в деревне Чаура-Чаури произошел прискорбный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатьяграхи — ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что Ганди оказался прав.

Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не прошло бесследно, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с непредсказуемыми последствиями. Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: продолжить вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Тилака, организовывать на селе панчаяты, отделы социального обслуживания (оказание помощи неимущим, при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы, бороться с неприкасаемостью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но дух участников движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль.

К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее значение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.

/. После ПМВ в Индии начался новый этап антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними причинами и недальновидной политикой английских властей.

2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой — сатьяграхой.

3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в собственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием властей стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по религиозному признаку.

4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло, сплачивающий две общины фактор — халифатистское движение — утратил свое значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской лиги окончательно разошлись.

12.Вторая сатьяграха и англо-индийские переговоры.

Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими властями и ИНК.

В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была разработка новой Конституции для Индии, но состоять комиссия должна была из одних англичан. При этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет консультироваться с индийскими политическими партиями и организациями. Но все равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление предоставить Индии. Индийские политические партии были возмущены действиями англичан и объявили бойкот работе комиссии.

В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специальный комитет для разработки своего проекта Конституции. Его возглавил Мотилал Неру («Комитет Мотилала»).

В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Неру»). Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульманской лигой и представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в декабре 1928 г. закончилась неудачей. Делегаты не смогли договориться о представительстве общин в Центральном законодательном собрании (Мусульманская лига требовала себе Уз мест), после чего лидер мусульман Мухаммед Али Джинна покинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать англичанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного ответа, добиваться только полной независимости.

В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе.

Воздействие мирового экономического кризиса на Индию Тем временем разразился мировой экономический кризис, который быстро достиг Индии. Еще в 1927—1928 гг. страна столкнулась с аграрным кризисом — падением цен на джут, хлопок, пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в прежнем размере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди, Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату земельного налога.

Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяйственную продукцию, что фактически вело к росту налогов. Хотя формально налоги оставались прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему.

Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей продукции в Индии. Были отменены все протекционистские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности. Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже. Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на 30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно распродавало сбережения, чтобы выжить.

Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие террор. Они действовали, в основном, в двух районах — Бенгалии и Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невелика и шансов получить существенную поддержку населения — никаких. Сами акции террористов ничтожны по своему числу. Крупнейшие из них — это налет на арсенал в Читтагонге, (Бенгалия) в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено методами борьбы английских властей с террористами.

Особый протест вызвал так называемый «Бенгальский указ», который позволял властям проводить превентивные аресты подозреваемых в терроризме, вводить цензуру и ограничивал права на защиту. Следует учитывать, что, хотя в абсолютном большинстве индийцы крайне отрицательно относились к насилию, многие из террористов в их глазах были национальными героями, а меры, принимаемые в отношении них английскими властями, вызывали однозначное осуждение.

НАЧАЛО САТЬЯГРАХА И ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» В январе 1930 г. депутаты от ИНК вышли из Законодательных собраний. 26 января 1930 г. был объявлен всеобщий хартал. Началась подготовка к новой сатьяграхе. Ее лидером вновь был назначен М.К. Ганди. Это означало, что именно он должен был выбирать формы бойкотов и выдвигать требования к английским властям.

В марте 1930 г. были опубликованы т. н. «11 пунктов Ганди». Нет необходимости перечислять их все, но важно отметить, что в них выдвигались требования, которые готовы были поддержать разные слои общества. В частности, снизить наполовину земельный налог и военные расходы, сократить жалованье английским чиновникам, вновь ввести протекционистские тарифы на ввозимые в Индию товары. Одно из требований касалось отмены монополии английских властей на добычу и продажу соли. Разумеется, все эти требования носили второстепенный характер — англичане могли их удовлетворить. Но основная цель Ганди состояла в другом — он добивался от властей начать переговоры с ИНК по проекту Конституции.

Все ждали от Ганди сигнала о начале сатьяграхи. Английскому вице-королю сообщили, что Ганди покинул свою резиденцию и направился к морю. По дороге к нему присоединились тысячи сторонников. 6 апреля 1930 г. Ганди, выйдя к побережью в Гуджарате, начал выпаривать соль из морской воды, дав тем самым сигнал, с чего следует начать на этот раз сатьяграху. Он был сразу же арестован за нарушение закона, но его примеру последовали миллионы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демонстративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали.

Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом английских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к чему Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни тысяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими товарами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщинами в Индии далеко не всегда.

В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоцировать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной пограничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пуштунов), но и там вспышки насилия не произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией «Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффарханом, который провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов ненасилия.

В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахарлал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество организации наложен арест. Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они устанавливали контакты с иными политическими силами в стране, не принимавшими участия в сатьяграхе.

В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конституции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либеральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане надеялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии.

К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикализируются, им становится все труднее находить контакт с мусульманами, членами ИНК. Именно в 1930 г. известный общественный деятель Мухаммед Икбал высказал идею выделения из Индии независимого мусульманского государства. Тогда она была отвергнута Лигой, но впоследствии нашла свое выражение в создании Пакистана.

Пакт Ганди—Ирвинг и приглашение ИНК на Конференцию «круглого стола»

Пока Конференция «круглого стола» продолжала свою работу в Лондоне, ситуация в Индии для англичан не улучшалась. Власть фактически была парализована, и стало ясно, что, если и удастся о чем-то договориться в Лондоне, без ИНК это не будет иметь никакого значения. Даже аресты руководителей не могли нарушить ход сатьяграхи: Ганди придумал хитроумную систему замены арестованных, и в каждом районе знали, кто возглавит кампанию после ареста очередного руководителя.

Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с лидерами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе 1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных условиях. 5 марта 1931 г. был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.

Соглашение было утверждено на сессии ИНК в Карачи в марте 1931 г. На этой же сессии обсуждалась программа социальных и политических преобразований в будущей независимой Индии. Там, в частности, впервые говорилось о намерении ИНК провести в Индии реформу административно-территориального деления на лингвистической основе, о национализации ключевых отраслей экономики и многом другом.

Тем временем начинаются взаимные обвинения сторон в нарушении соглашения Ганди—Ирвинг. Так, англичане освободили не всех арестованных, оставив в тюрьмах обвиненных в терроризме. Мало того, продолжал действовать «Бенгальский указ», который давал возможность властям проводить аресты людей и держать их под арестом без суда по обвинению в терроризме. Англичане также имели свои претензии: в отдельных районах продолжался стихийный отказ от уплаты земельного налога и арендной платы, т. е., по сути, сатьяграха была прекращена не везде, а местные организации ИНК были вынуждены поддержать ее участников.

В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане предложили лидерам «неприкасаемых» отдельную курию, пугая их тем, что в независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа каст станет добиваться своей курии, и договориться тогда уже будет совершенно невозможно.

Кампания М.К. Ганди в защиту «неприкасаемых» (1932—1934) М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Конгресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Имущество отдельных лиц, участвующих в движении, было конфисковано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь организованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.

Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию. Лидер «неприкасаемых» доктор Амбедкар лично прибыл в тюрьму и заверил Ганди, что они отказываются от этого намерения. Ганди прекратил голодовку и решил развернуть кампанию по ликвидации дискриминации «неприкасаемых».

Многие лидеры ИНК в то время упрекали Ганди за то, что он-де несвоевременно начал новую кампанию, что сначала нужно было добиться от британцев независимости, а уже потом решать проблемы «неприкасаемых». Но Ганди был твердо убежден, что индийцы не могут требовать от англичан, чтобы те лучше обращались с ними, пока сами индийцы еще хуже обращаются со своими соотечественниками.

Кампанию по ликвидации дискриминации проводила специально созданная Ганди организация «Хариджан севак сангх», ход событий освещался в редактируемой Ганди газете «Хариджан». Слово «хариджане» означает «божьи люди» — так в Индии с этого времени называют «неприкасаемых». Ганди призывал правоверных индусов допустить хариджан в храмы, разрешить им пользоваться деревенскими колодцами, устранить многочисленные ограничения. Кампания проводилась в основном на юге и имела шумный успех. Но сатьяграха тем временем явно шла на спад и многие обвиняли в этом лично Ганди, поскольку он отвлек внимание на новую кампанию.

В декабре 1932 г. неудачей завершилась еще одна попытка провести переговоры между руководителями всех религиозных общин Индии. Конференция единства в Аллахабаде закончилась провалом, хотя индусы были готовы предоставить мусульманам 32% мест во всех Законодательных собраниях.

В начале 1933 г. Ганди был освобожден из тюрьмы, к тому времени сатьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Индии постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кампанию по оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.

Осенью 1934 г. ИНК принял участие в выборах и добился большого успеха, завоевав свыше половины всех голосов. М.К. Ганди в 1934 г. официально вышел из ИНК и вплотную занялся своей Конструктивной программой. Его авторитет уже был так велик, что он не хотел связывать себя какой-либо политической деятельностью. Ганди воспринимался всеми индийцами как общенациональный лидер.

13.Закон об управлении Индией 1935 г. Индия в годы Второй мировой войны. Предоставление Индии независимости.

Изменения в настроениях властей после событий начала 1930-х гг. Несмотря на формальное поражение сатьяграхи, события, потрясшие Индию в начале 1930-х гг., не прошли для страны бесследно. В течение нескольких лет власть в стране была практически парализована. В правящих кругах Англии еще раз убедились в действенности массового движения. Стало ясно, что еще один натиск может оказаться последним и тогда придется с позором покинуть Индию. С этого времени, очевидно, зреет убеждение: из Индии придется уйти рано или поздно. Эта мысль должна была постепенно укрепиться в сознании элиты британского общества. Необходимо было держать этот процесс под контролем, ни в коем случае не допуская анархии.

Еще один вопрос все больше беспокоил британские власти: враждебные отношения между двумя религиозными общинами. Сознательно разжигать рознь — было себе дороже, так как поддерживать элементарный порядок в стране во время вспышек вражды на религиозной почве становилось все сложнее. Отношения между мусульманами и индусами оставались по-прежнему напряженными. В январе 1935 г. провалилась еще одна попытка урегулировать вопрос о представительстве мусульман в органах власти: неудачей завершились переговоры между представителем ИНК Раджендрой Прасадом и М. Али Джинной. Сохранение контроля над Индией становилось все более обременительным для британской короны. Нужно было готовиться к постепенному уходу.

Конституция 1935 г. и ее последствия В августе 1935 г. была наконец принята новая Конституция для Индии. Она предусматривала сохранение центральной власти в руках вице-короля, поэтому была названа «рабской». Вице-король по-прежнему назначался английским королем и обладал всей полнотой исполнительной власти: мог приостановить действие Конституции и ввести чрезвычайное положение. Но одновременно в Индии создавалась провинциальная автономия: в провинциях расширялись полномочия органов власти, создавались ответственные перед местными Законодательными собраниями правительства, имущественный ценз резко снижался, благодаря чему общее число избирателей выросло сразу в 4 раза.

Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях. Иными словами, это означало передачу местной власти в руки индийцев. Англичане, видимо, в будущем готовились покинуть Индию.

Индия становилась федерацией провинций и княжеств: назначенцы князей получали места в Центральном законодательном собрании и в Госсовете. В Конституции зафиксировано также право князей самостоятельно решать, будут они присоединяться к независимой Индии или останутся в рамках своего княжества.

И все же Индия по-прежнему оставалась колонией: Центральный исполнительный совет нес ответственность не перед Центральным законодательным собранием, а перед Государственным советом, который был тесно связан с колониальной администрацией. О будущем политическом статусе Индии не упоминалось вообще.

Выборы в провинциях по новому закону прошли в 1937 г. ИНК одержал победу на выборах и сформировал свои правительства повсюду, за исключением двух провинций — Пенджаба и Бенгалии (там победила Мусульманская лига). Сразу же изменилась местная политика: были освобождены политические заключенные, восстановлены демократические свободы, отменена цензура. Стала проводиться новая социальная политика, принимались законы, расширяющие права крестьян-арендаторов, ограничивались размеры уплачиваемой арендаторами ренты, устанавливался мораторий на выплату ростовщической задолженности малоимущими слоями.

Новые провинциальные правительства в рамках отведенных им полномочий стали поощрять развитие национального предпринимательства, содействуя вытеснению английского капитала из индийской экономики. Англия постепенно утрачивала свои позиции в Индии.

Вместе с тем осложнились и без того напряженные отношения между двумя религиозными общинами: индусами и мусульманами. Появление автономных провинций с явным преобладанием мусульманского населения готовило почву для будущего раздела страны. Мусульманская лига все больше ориентировала своих сторонников на несотрудничество с ИНК: в 1938 г. М. А. Джинна на сессии в Калькутте даже призвал исключать мусульман—членов Конгресса из Лига. Мусульманская община постепенно склонялась к созданию в Индии своего «национального очага».

Обострение внутрипартийных разногласий в ИНК.

После сатьяграхи, завершившейся в мае 1933 г., ИНК удалось сохранить свою массовую базу и влияние в стране. Под его эгидой развернулось движение в крестьянской среде за снижение арендной платы, земельного налога, ростовщического процента. С 1936 г. эту работу координирует специально созданная в рамках Конгресса крестьянская организация «Кисан сабха». Создаются в структуре ИНК и другие массовые общественные организации (Федерация студентов, Ассоциация прогрессивных писателей и т. п.).

Обратил внимание ИНК и на княжества, которые формально не входили в состав английской колонии. Там были созданы филиалы ИНК. С 1937 г. в княжествах Майсур, Траванкур, Раджкот прошли харталы в знак протеста против деспотической власти князей. Многие лидеры Конгресса приняли в них участие. Поддержал ИНК и крестьянские выступления в ряде княжеств, например в Кашмире.

На сессии ИНК в Лакхнау в мае 1936 г. произошло усиление левого крыла партии. Президентом ИНК был избран молодой лидер Джавахарлал Неру, левые получили в Рабочем комитете 1 /3 мест. Однако участие ИНК в выборах, а затем в формировании правительств в провинциях вызвали в Конгрессе борьбу за места в административных и правительственных органах. Некоторые лидеры ИНК сохранили контроль над партийным аппаратом, другие же заняли посты в административных органах.

В ряде провинций дело дошло до демонстраций, которые проводились партийными функционерами против правительств, сформированных ИНК. Эти люди имели своих покровителей и в центральном аппарате партии. В 1938 г. председателем ИНК избирается один из лидеров левого крыла партии — Субхас Чандра Бос. В апреле 1939 г. его вынудили уйти с поста председателя ИНК по обвинению в интригах. Сменил его на этом посту Раджендра Прасад. Позднее С.Ч. Бос был исключен из ИНК, он основал свою партию — Форвард блок, а в годы войны стал креатурой японцев и возглавлял созданную ими Индийскую национальную армию (ИНА).

I. ИНДИЯ В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939—1940)

Настроения в Индии в связи с началом войны. Еще в 1930-е гг. лидеры фашистских государств неоднократно пытались установить контакты с видными деятелями ИНК. Известно, например, что Муссолини предпринимал попытки встретиться с Д. Неру, но тот отвергал любую такую возможность по принципиальным соображениям. Для абсолютного большинства индийцев фашизм был совершенно неприемлем, его философия по праву считалась антигуманной и противоречащей духу индуизма.

Поэтому, в отличие, например, от мусульманских стран, рассчитывать на симпатии в Индии по принципу «враг моего врага — мой друг» руководителям фашистских держав не приходилось. Население готово было поддержать антифашистскую коалицию. Но когда в сентябре 1939 г. вице-король сразу же, без каких-либо консультаций с индийскими политическими деятелями, объявил Индию воюющей стороной, это вызвало возмущение.

14 сентября 1939 г. М.К. Ганди встретился с вице-королем Линлитгоу и предложил ему поддержку ИНК, но при этом выдвинул два условия. Англичане должны были твердо обещать предоставить независимость Индии сразу после окончания войны и немедленно — полномочия в Исполнительном совете при вице-короле (т. е. в Центральном правительстве).

Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства, возглавляемые в провинциях ИНК, подали в отставку — это означало отказ от сотрудничества с английскими властями.

Но демарш ИНК не изменил позиции англичан, а вакуум был восполнен: в Северо-Западной пограничной провинции, Ассаме и Синде были сформированы правительства Мусульманской лиги, Пенджаб управлялся юнионистами, в остальных же провинциях вся полнота власти перешла в руки английских губернаторов.

Попытки британских властей договориться с ИНК. Тем временем ход Второй мировой войны складывался неудачно для антифашистской коалиции. К июню 1940 г. Западная Европа была оккупирована немецкими войсками.

В июле 1940 г. ИНК вновь предложил Великобритании помощь на тех же условиях. Это вызвало в руководстве антиколониального движения разногласия: часть видных деятелей, в их числе М.К. Ганди, Р. Прасад, А. Гаффар-хан, предлагали ограничиться выражением лишь моральной поддержки. Однако вице-король вновь отверг требование ИНК о немедленном предоставлении индийцам полномочий в Центральном исполнительном совете, пообещав лишь статус доминиона после войны. Это означало, что договориться не удалось.

В Индии нарастали антивоенные настроения. В октябре 1940 г. Ганди призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди — Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в общественных местах, за что сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе допускались лишь видные деятели ИНК с разрешения Ганди. Это производило определенное впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям повода обвинить ИНК в ее проведении и запретить на этом основании.

Новые моменты в позиции Мусульманской лиги В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в конфронтацию с английскими властями. Она не поддержала бойкот политической системы. После выхода в отставку правительств, сформированных ИНК в провинциях, она заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига развернула политическую кампанию против ИНК.

В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской лиги в Лахоре, где было принято судьбоносное для Индии решение: добиваться выделения из состава Индии районов с преимущественно мусульманским населением с целью образования мусульманского государства — Пакистана. Это стало главным требованием Мусульманской лиги. Таким образом, провозглашение Пакистана она выдвигала в качестве одного из предварительных условий предоставления Индии независимости.

Англичане долгое время никак на это не реагировали, довольствуясь тем, что Мусульманская лига не находится в оппозиции к колониальным властям в Индии. Сами же мусульмане, прежде всего их лидер Мохаммед Али Джинна, использовали преимущества лояльных партнеров англичан для пропаганды идеи мусульманского государства.

Подобная пропаганда велась на протяжении всей войны и дала свои результаты. Этим занималась созданная в 1941 г. организация «Джама-ат-и-ислами», которая выступила с идеей культурного единства всех мусульман Индии. Постепенно мусульманское население Индии все больше склонялось к мысли о предстоящем разделе, поскольку политики убеждали в невозможности их сосуществования в рамках единого государства в статусе меньшинства.

II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНК И БРИТАНСКИМИ ВЛАСТЯМИ В 1941— 1945 ГГ. Изменение ситуации в Индии в связи с вступлением в войну Японии С декабря 1941 г. в войну вступила Япония, что сразу же коренным образом изменило ситуацию в регионе.

Во-первых, Япония еще до войны выступала с предложением о создании так называемой «Сферы совместного процветания», подчеркивала свою роль в предстоящем «освобождении азиатских народов от власти белых колонизаторов». Часть индийцев склонна была в это верить.

Во-вторых, Япония выступила непосредственным противником Англии и наносила удары по британским войскам, большую часть которых составляли именно индийцы. Ход военных действий был крайне неблагоприятен для Англии: она потеряла ряд крупных морских кораблей, ее войска терпели поражения от японцев (они оставили Малайю, Сингапур, вынуждены были отступать в Бирме), все это происходило очень быстро.

Весной 1942 г. в Бирме из военнопленных индийцев и представителей эмигрантов японцы сформировали так называемую Индийскую национальную армию (ИНА). Во главе армии поставили С.Ч. Боса, переправленного в Токио из Берлина, куда он попал вскоре после начала войны. Хотя в самой Индии в целом преобладали антияпонские настроения, все же довольно большая часть населения связывала определенные надежды с людьми, которые с оружием в руках боролись за свободу. Тем более что японцы стремительно приближались к границам Индии в Бенгалии, а сам С.Ч. Бос был оттуда родом.

В то время намерения японцев были не до конца ясны. Так, многие полагали (в том числе и немцы), что целью Японии является прорыв через Индию и Иран в Закавказье и соединение с германскими войсками, наступавшими с севера. В связи с этим английское командование всерьез рассматривало вероятность японского вторжения в Индию.

Стратегическое положение Индии имело очень важное значение для англичан и их союзников. Весомой была также поддержка индийского общества и прежде всего ведущей политической силы — ИНК. Поэтому США предпринимали всевозможные попытки, чтобы примирить Англию с Конгрессом. Именно с этой целью в Индию был даже направлен личный представитель американского президента Ф. Рузвельта. 23 марта 1942 г. в Индию прибыла английская миссия во главе с Р.С. Криппсом, который в правительстве Великобритании занимал пост министра по вопросам снабжения. Начались переговоры с М.К. Ганди и представителем ИНК А. Азадом. Англия была готова предоставить Индии независимость после войны и незамедлительно передать индийцам полномочия в Исполнительном совете при вице-короле, за исключением права проведения военных операций и контроля над военным производством. Однако ИНК отвергла эти условия.

Отвергла план и Мусульманская лига, так как не было никаких гарантий на провозглашение Пакистана. Таким образом, последняя попытка Англии заручиться поддержкой индийского общества провалилась.

Тем временем угроза вторжения Японии все возрастала. Японские войска уже вышли к границам Индии, англичане также готовились к обороне. Командующий английскими войсками в Индии лорд Ма-унтбеттен отдавал приказы о конфискации плавсредств на реке Ганг; у местного населения изымались участки земли для строительства аэродромов и прочих военных объектов, реквизировалось продовольствие для создания запасов, производилась мобилизация на принудительные работы.

«Августовская революция» 1942 г. 8 августа 1942 г. на сессии ИНК в Бомбее принята знаменитая резолюция «Вон из Индии!» В ней содержалось требование к англичанам немедленно покинуть страну, передать власть в руки ИНК, чтобы не допустить вторжения японцев, которые уже стояли у границы. В поддержку своих требований ИНК планировал начать всеобщую сатьяграху, чтобы вынудить англичан уйти из Индии.

На следующий день, 9 августа 1942 г., М.К. Ганди и все члены Рабочего комитета ИНК были арестованы, а отпечатанный тираж резолюции конфискован. Власти объявили, что готовилась кампания с целью нарушить коммуникации английских войск в Индии, что в резолюции содержались призывы к разрушению железных дорог, линий электропередач и связи, к нападению на полицейские участки и т. д.

Вскоре и в самом деле начались акции по выводу из строя средств коммуникаций, линий связи, почты. Телефонные провода оказались повреждены, были также отмечены случаи нападения на полицейские участки. Власти ответили массовыми репрессиями: в условиях военного времени такие акции карались зачастую смертными приговорами. Хотя следует подчеркнуть, что случаи насилия над английскими чиновниками были крайне редки.

Волнения продолжались около двух месяцев. Затем с ними было покончено, активисты арестованы. Сами события получили название «августовской революции». Большинство прочих политических партий Индии сатьяграху не поддержали.

Политика колониального режима в отношении Индии (1943—1945)

Практически с августа 1942 по май 1944 г. все видные деятели ИНК и сам М.К. Ганди находились под арестом. Освобождены они были только тогда, когда, по мнению англичан, опасность японского вторжения в Индию была полностью устранена. Успешную операцию осуществил новый вицекороль лорд Уэйвелл в мае 1944 г.

В годы войны англичане активно использовали в своих интересах экономический потенциал Индии: оттуда шло не только продовольствие, сельскохозяйственное сырье, но и многие промышленные товары, военное снаряжение. Промышленный сектор Индии за годы войны расширился. Возрос объем производства, особенно в металлургической, химической промышленности, производстве хлопчатобумажных тканей.

Финансовое положение кардинально изменилось: на счетах Индии в Английском банке были накоплены огромные суммы в валюте (свыше 1 млрд. ф. ст.) — теперь уже Англия была должником своей колонии. Укрепилась финансовая база индийского капитала, выросли денежные накопления.

В период войны шел интенсивный выкуп акций у английских владельцев, особенно в плантационном хозяйстве. Образовались смешанные компании (с участием иностранного капитала), прежде всего в машиностроении, автомобильной и химической промышленности. Шло создание промышленных предприятий в княжествах.

Конечно, Индии война обошлась недешево. Сотни тысяч индийских солдат погибли на фронтах. К примеру, в Восточной Африке большую часть британских войск составляли солдаты из Индии, именно им Англия обязана успешным проведением военных операций в Кении, Эфиопии, Сомали и Эритрее. Война вызвала и социальное напряжение. Огромный экспорт продовольствия, постоянные конфискации, нераспорядительность властей — все это вело к нехватке продуктов питания в самой Индии, к голоду, от которого только в 1943—1944 гг. в Бенгалии погибло около 5 млн. человек.

Только в 1944 г. была вновь разрешена легальная деятельность ИНК.

После освобождения из-под ареста лидеров ИНК начались долгие переговоры между ИНК и Мусульманской лигой. Переговоры шли с большим трудом. Конгресс был даже готов согласиться на образование Пакистана при условии одобрения этого вопроса на референдуме. Лишь весной 1945 г. были согласованы принципы урегулирования: в будущем правительстве ИНК и Мусульманская лига получат по 40% мест, остальные места будут распределены между другими религиозными общинами. Вопрос о Пакистане планировалось отложить до провозглашения независимости.

В июне 1945 г. при посредничестве вице-короля Уэйвелла начались переговоры между ИНК и Мусульманской лигой в Симле. Англичане предложили создать ответственное правительство — Всеиндийский исполнительный совет, а места в нем распределить между религиозными общинами, а не политическими партиями.

Правительство Индии предполагалось создать из 15 человек: англичане — 2 (глава правительства и главнокомандующий армией), индусы — 5, мусульмане — 5, сикхи — 1, парсы — 1, христиане — 1. Это предложение было отвергнуто всеми ведущими политическими партиями, а Мусульманская лига даже потребовала разделить места в правительстве поровну между Лигой и всеми остальными партиями вместе взятыми.

Таким образом, переговоры в Симле закончились полным провалом. Вскоре, в начале июля 1945 г., на выборах в Англии неожиданную победу одерживает Лейбористская партия и новое правительство возглавляет ее лидер Клемент Эттли.

III. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМА В ИНДИИ (1945—1947)

Изменение настроений в Индии после прихода к власти лейбористов Лейбористское правительство Англии, одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии излагалась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта