Главная страница

Новейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки


Скачать 147.21 Kb.
НазваниеНовейшая история стран Азии и Африки Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки
Дата03.05.2023
Размер147.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаNoveishaya Asia i Africa.docx
ТипДокументы
#1105720
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

Новейшая история стран Азии и Африки

1.Основные подходы к изучению новейшей истории стран Азии и Африки.

Для изучения истории стран Азии и Африки наиболее распространенными являются Формационный и Цивилизационный подходы.

Новейшая история рассматривается в рамках капитализма.

Марксистская (стадиальная) схема Общественно-Экономических Формаций (первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм), созданная в основном на материалах европейской истории, не вмещала в себя экономические и политические реалии стран Азии и Африки. Первым, кто это понял, был сам Маркс, дополнивший свою схему особой азиатской формацией или АСП (азиатский способ производства).

Важнейшие черты АСП:

1. Государство – верховный собственник земли, а индивид лишь эпизодически (в особых обстоятельствах становится собственником, оставаясь в корне пользователем надела (временно-условным или наследственным владельцем) и распределителем производственного продукта.

2. Крестьяне общинники (не рабы, и не крепостные, а лично свободные крестьяне – основная масса податного населения как основной эксплуатируемый и политически бесправный слой).

3. Надобщинное государство (правительство) деспотического типа, осуществляющее жесткий контроль за частнопредпринимательской деятельностью и монополию на некоторые жизненно важные производства.

4. Значительный слой строго иерархического чиновничества.

5. Различные религиозно-этические доктрины (религии Востока) в качестве официальной (государственной) идеологии.

Теория модернизации пытается найти ответ на вопрос: «как происходит переход от традиционного общества к современному?».

Существует 2 типа модернизации:

1) Органическая (эндогенная) – европейская модернизация, т.к. она протекала естественным путем снизу-вверх.

2) Неорганическая (экзогенная) – восточная модернизация, т.к. она протекала искусственным путем сверху вниз.

Также существует антимодернизация – страны, которые осознанно отказываются от модернизаций, например, Иран, который отвергает западное развитие.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Л.С. Васильев использует для определения истории Востока историко-культурный Цивилизационный подход и разделяет историю на условные ступени развития:

· древность

· восточное средневековье: XVII – сер. XIX.

· колониальный период: сер. XIX – сер. XX.

· деколонизация и формирование современных моделей развития: вторая пол. XX в.

В мировой науке создано несколько концепций, авторы которых ставят своей целью дать сводно-обобщающий анализ всемирной исто­рии, включая историю Востока. Одна из наиболее ярких среди них — это концепция локальных цивилизаций англ. историка А. Тойнби, смысл которой в том, что едва ли не каждая из вычлененных автором (в разных вариантах) двух-трех десятков цивилизаций, древ­них и современных, не только уникальна и неповторима, но и ценна сама по себе. Развиваясь по принципиально общим для всех законам, она возникает, развивается, приходит в упадок и в конце концов погибает. Несовершенство этой концепции не столько в том, что ци­вилизации вычленяются Тойнби чаще всего по религиозному призна­ку, и даже не в том, что они все признаются равными друг другу в своей уникальной для человечества в целом самоценности. Главная слабость этой концепции в том, что в ней смазана динамика всемирно-исторического процесса.

Разница в ходе истории и в облике восточных и западных обществ заключает в себе не только стадиальные, но и типологические различия. Иногда стадиальную и типологическую разницу понимают как дихотомию формационного и цивилизационного. Но следует учитывать, что специфика типологическая (различный характер государства, права, собственности и т.п.) формируется в ходе длительной исторической эволюции и является равнодействующей как цивилизационных черт, так и темпа, ритма и стадии социального развития. Цивилизационный и стадиальный подходы можно понимать как синхронный и диахронный методы описания действительности. Содержательно эти два подхода отличаются тем, что один из них (стадиальный) фиксирует свое внимание на изменчивости, а другой (цивилизационный) – на "наследственности", на стабильном, сохраняющемся в данной популяции через все ее стадиальные изменения. Попросту говоря, нельзя противопоставлять цивилизационный и формационный подходы, как нельзя противопоставлять длину ширине. Это разные измерения относительно целостного исторического процесса.

2.Распад колониальной системы: причины, основные этапы, идеология, лидеры.

Предпосылки и причины деколонизации:

  • разгром Германии, Италии и Японии во ВМВ;

  • ослабление контроля метрополий над своими колониями (особенно Францией и Нидерландами);

  • рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов);

  • развертывание массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран приобрело вооруженный характер;

  • большое влияние на обретение суверенитета стран произвела Холодная война, которая давала возможность маневрировать между сверхдержавами и способствовала падению колониализма.

Важным фактором было негативное общественное мнение к колониальной системе в странах-метрополиях и мировой общественности.

Процесс освобождения стран и народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости вошел в историю под названием деколонизации, которую можно разделить на четыре условных этапа.

1. "Пробуждение Азии" - Первая мировая война. Назревание кризисной ситуации в условиях неполноты внутренних и внешних предпосылок для политического освобождения, зарождение традиций НОД.

2. 1918–1945 гг. Кризис колониализма становится хроническим, происходит консолидация сил НОД (нац-освоб движ). Национальная буржуазия, усилившаяся за годы войны экономически, после ее завершения подверглась натиску вернувшегося европейского капитала, что привело к антагонизму между ними и превращению национальной буржуазии в лидера НОД. на этом этапе начинается распад колониальной системы (выход из сферы колониального контроля Турции, Ирана, Афганистана).

3. 1945–1975 гг. Вопрос о системе международной опеки (иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости». За 10 последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Сев. Корее и Китае.

4. 1975 – 1990-е гг. был ознаменован крушением португальской колониальной империи, после чего вся территория Африки стала свободной от колониализма. В результате деколонизации в мире появилось около 100 новых независимых государств. Всего после ВМВ от колониальной зависимости освободилось более 2 млрд. человек.

3.Социалистические концепции на Востоке (теория «Новой демократии» Мао Цзэдуна, теория «Джамахирии» М. Каддафи).

МАО ЦЗЭДУН

Теория «новой демократии» была выдвинута Мао Цзэдуном на рубеже 1930-х – 1940-х гг. на территории контролировавшегося КПК Пограничного района Шэньси–Ганьсу–Нинся, находившегося в условиях ведения антияпонской войны и одновременного фактического противостояния КПК гоминьдановскому режиму в Китае, несмотря на официальный союз с Гоминьданом в войне с Японией.

М. Цзэдун, развивая положения Ленина о революционно-демократической диктатуре рабочих и крестьян, создал теорию новой демократии, как переходного (к социализму) общественного строя. Новодемократический строй характеризуется развитием капиталистического сектора наравне с социалистическим при упоре на последний и постепенным давлением на первый и его сокращением и классовой диктатурой союза всех революционных и демократических сил (пролетариат, крестьянство, мелкая буржуазия, национальная буржуазия), во главе которых стоит пролетариат.

Со временем новодемократическое общество встаёт перед выбором: идти дальше в социализм или утвердить государственный капитализм/капитализм. Сам Мао Цзэдун стоял на позициях перерастания демократической революции в социалистическую и построения социалистического общества через дальнейшее ограничение, кооперирование и свержение национальной буржуазии и мелкой буржуазии, через кооперацию и коллективизацию сельского хозяйства. С проведением в жизнь этих мероприятий демократическая диктатура народа перерастает в диктатуру пролетариата, а новая демократия -- в социализм. Но если не обеспечить власти в руках пролетариата и беднейшего крестьянства, поощрять развитие капиталистических элементов и ослаблять диктатуру, то произойдёт укрепление капитализма и ликвидация социалистического сектора экономики.

Новая демократия в маоизме подразумевается необходимой для большинства отсталых зависимых стран, которые находятся в том же положении, что и Китай тех лет, или схожем с ним.

«ТРЕТЬЯ ВСЕМИРНАЯ ТЕОРИЯ» МУАММАРА КАДДАФИ

«Третья Всемирная Теория», изложенная Каддафи в «Зелёной книге» (1976—1979)новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита.

Теория отрицает традиционные орудия власти — парламенты, партии, выборы, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими всё взрослое население страны.

Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт.

Как и предшественники, Каддафи искал идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 г. была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (слово «Джамахирия» («государство народных масс») — арабский неологизм, образованный путём замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы)). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из «Третьей Всемирной Теории».

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которой национальное государство становится нежизнеспособным.

«Зелёная Книга» представляет собой цитатник ливийского лидера, разделённый на три части, и охватывает следующие аспекты существования:

  • Решение проблемы демократии (Власть народа)

  • Решение экономической проблемы (Социализм)

  • Общественный аспект

4.Социализм в Северной Корее: идеология и практика.

После прекращения войны основной задачей КНДР стало восстановление разрушенного хозяйства. Наряду с этим ЦК ТПК (Трудовая партия Кореи) принял решение продолжить социалистические преобразования, в частности, ускорить кооперирование сельского хозяйства. Работа по восстановлению шла успешно, на новой технической базе. Успехи в восстановлении хозяйства и нормальной жизни, осуществление культурной революции, открывшей доступ широким массам к образованию, укрепили авторитет ТПК и ее руководства. В эти годы стал постепенно складываться культ Ким Ир Сена. Началось оправдание его выдающейся роли в партизанском антияпонском движении 1930-х годов.

В апреле 1956 был проведен 3 съезд ТПК. Он наметил курс на «социалистическую индустриализацию» страны, завершение коллективизации, принял пятилетний план (1957-1961) развития народного хозяйства.

В годы первой пятилетки все усилия брошены на создание новых предприятий, в проекты которых заложены передовые технические решения. Это привело к быстрому росту производительности труда в промышленности. Успешно шло развитие аграрного производства, большие успехи в жилищном строительстве, организации здравоохранения и образования.

На рубеже 1950-1960-х годов Ким Ир Сеном была разработана «идеология чучхе», объявленная творческим развитием марксизма-ленинизма. Он призывала все народы, прежде всего, корейский, к опоре на собственные силы, развитию национальных черт, отказу от внешнего воздействия (чучхе означает «сам хозяин своего тела»). На практике это вылилось в экономически нереалистичную попытку создать в КНДР автономный хозяйственный комплекс, что привело к напрасной растрате денежных и трудовых ресурсов, существенному снижению темпов развития, кризисным явлениям в народном хозяйстве.

Новое политическое направление не оформилось в короткие сроки. На его разработку ушли годы, а главные положения так и не были собраны в манифест. Об идеях чучхе можно судить по работам Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которые имеют едва ли не тезисную структуру.

Главными идеологическими положениями служат такие утверждения:

  • Народ придерживается строгой иерархической структуры, которой управляет вождь.

  • В государстве установлен приоритет коллективизма над индивидуализмом.

  • Главная задача чучхе – удовлетворение потребностей всего народа, а не отдельных его слоев.

  • Строй поддерживает позиции изоляционизма и антиглобализма.

  • Главное принцип государственного строя – сонгун. Он предполагает главенство армии. При этом войска не противопоставляются остальному народу, а являются его вооруженной частью.

Чучхе и внешняя политика Северной Кореи

Идеологический строй этого типа имеет милитаристскую окраску. Согласно учению вождей, государство должно быть крепостью, которая защищает себя от внешнего влияния. Это поддерживается политикой изоляционизма – все данные о политической, экономической и военной жизни страны засекречены. Кроме того, в основу функционирования общества поставлена армия. Каждый солдат должен служить так, чтобы без раздумий отдать жизнь за командира.

Такой взгляд на устройство жизни сказывается на отношениях Северной Кореи с другими странами. Они считают республику агрессивно настроенной и опасной. Однако власти КНДР убеждены, что непрерывная демонстрация силы необходима, чтобы проводить политику «сдерживания агрессии», направленную, прежде всего, на США.

Для этого используются такие методы:

  • пропаганда – например, создание ролика о сбрасывании ядерной бомбы на территорию Америки;

  • идеологическое воспитание – жителей Северной Кореи с детства учат тому, что США – главные враги нации;

  • пробные запуски баллистических ракет;

  • захват судов, проходящих вблизи от северокорейских берегов;

  • разработка и испытания ядерного оружия.

Такие действия приводят к ответной агрессии – против КНДР введены десятки санкций и торговых запретов, подрывающих и без того слабую экономику страны. Однако отказ от пропагандистских методов борьбы неизбежно приведет к падению политического строя. Международные организации ищут выход из этой ситуации, но она все равно ухудшается с каждым годом.

Идея чучхе в Северной Корее: влияние на быт

О том, как живут люди в КНДР, ходят слухи, которые сложно подтвердить из-за закрытости общества. В большинстве случаев они носят крайне негативную окраску: строю приписывают тоталитарную репрессивную политику и несоблюдение базовых прав человека. Большая часть данных такого плана получена от южнокорейских разведслужб и беженцев из КНДР.

Подтвердить можно лишь некоторые:

  • Жители страны обязаны принимать активное участие в политической жизни – вступать в Трудовую партию и посещать обязательные лекции по идеологическому воспитанию.

  • В КНДР действует всеобщая воинская повинность. Мужчины служат от 5 до 12 лет, женщины – 3 года.

  • Общество построено на классовом принципе «сонбун». От происхождения и благонадежности человека зависит, на какие блага он может рассчитывать.

  • Жителям запрещено покидать пределы страны, пользоваться общим доступом к Интернету, хранить западные и южнокорейские фильмы и книги.

Жизнь в Северной Корее подчинена общему ритму. В стране нормированный рабочий день, после которого проводятся волонтерские работы и трудовые собрания. Правительство определяет место человека в обществе и задает течение его жизни. Беженцы, перебравшиеся в Южную Корею, часто жалуются на то, что самое сложное для них в новой обстановке – научиться жить самостоятельно, не опираясь на указы партии. 

Достигнутые ранее преимущества по сравнению с РК по большинству показателей были утрачены, стал нарастать разрыв в пользу Сеула. В конце 70х-нач. 80х гг. экономические трудности сохранялись и увеличивались. Планы развития тяжелой индустрии не учитывали реальное положение вещей, потребности экономики и населения. Хотя массы сохраняли энтузиазм и напряженно трудились, волюнтаризм в планировании и гигантомания давали жизненному уровню улучшаться.

Характерной особенностью внутриполитической жизни КНДР со второй половины 1970 гг стало постепенное выдвижение на партийные и государственные посты старшего сына Ким Ир Сена – Ким Чен Ира. К началу 80х гг. Ким Чен Ир стал вторым человеком в партийно-государственной иерархии.

Процессы, приведшие к дезинтеграции СССР, нанесли серьезный удар по всем сторонам жизни в КНДР. Со второй пол. 80х гг. стало наблюдаться сокращение, затем падение темпов экономического роста, кризисные явления во многих отраслях хозяйства. В 1988 прошла полоса установления соцстранами дипотношений с Южной Кореей, несмотря на протест КНДР=>сворачивание отношений КНДР с этими странами.

На рубеже 90х гг. гл. задача рук-ва КНДР – сохранить существ. строй, адаптировать его к изменившимся внешним условиям, так как нерешенность эконом. Проблем несла угрозу изменения ситуации. Прочность позиций сложившейся партийно-государственной системы доказалась переходом власти к Ким Чен Иру после смерти его отца в 1994. система эта, однако, не смогла справиться с проблемами страны.

Народное хозяйство по-прежнему находилось в кризисе, не хватало всего: продовольствия, сырья, топлива, электроэнергии. Затяжной спад в с/х, сохраняется система нормированного снабжения населения продовольствием, товарами народного потребления. Тем не менее, рук-во страны продолжает искать выход не в экономических и социальных реформах, а в установлении жесткой дисциплины и огрничений. Население ограждается от какого-л внешнего влияния. Обострение отношений с Южной Кореей, однако Ким Чен Ир попытался разрядить обстановку, сделав ряд заявлений о возможностях открытого диалога с РК при посредничестве России (в 2000 г это происходило). Однако разрядка оказалась эфемерной, в окт 2002 США обвинили КНДР в тайном осуществлении еще одной программы создания материалов для ядерного оружия. Северокорейцы в 2003 г сообщили о своем решении выйти из Договора по нераспространению ядерного оружия.
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта