Главная страница
Навигация по странице:

  • Агентства по противодействию коррупции

  • 9-тема.

  • 10-тема.

  • Национальной программы по подготовке кадров

  • «новейшая история узбекистана» (Для всех 1 курс неисторических н. новейшая история узбекистана


    Скачать 352.46 Kb.
    Названиеновейшая история узбекистана
    Дата24.12.2022
    Размер352.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла«новейшая история узбекистана» (Для всех 1 курс неисторических н.docx
    ТипДокументы
    #862200
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    8-тема. Социальные изменения в Республике Узбекистан.
    План:

    1. Формирование концепции сильной социальной политики, его этапы и развитие. Создание адресной системы социальной защиты.

    2. Последовательный рост занятости и реальных доходов населения, направленный на развитие социальной сферы, совершенствование системы здравоохранения, повышение социально-политической активности женщин.

    3. Суть Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», повышение правового сознания и правовой культуры населения.
    Литература:

    1. Мирзакаримова М.М. Бандликда ижтимоий шериклик. Т., 2013.

    2. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990–2010 гг.) и прогноз на 2011–2015 гг. Статистический сборник. Т., 2011.

    3. Перспективы социальных преобразований в Республике Узбекистан в контексте устойчивого развития. Т.: Фан ва технология, 2014.

    4.Рахимов М.А., Рахматуллаев Ш.М., Турсунова Р.Ю., Назаров Р.Р. Очерки новейшей истории Узбекистана. 2-е изд., исп. и доп. Т.: «Адабиёт учқунлари», 2016.

    5. Саидов К.С. и др. Социальная политика. Уч. Пособие// под ред. Г.К. Саидовой. Т., 2006.

    6. Стратификационные процессы общества Узбекистана в контексте исторических процессов. Т., 2014 .

    7. Центральная Азия. Человек – общество – государство / Отв. ред. Ар.А.Улунян. Москва: ИВИ РАН, 2013.

    Каждая социально-экономическая модель создаётся для определённых целей: в ней первостепенное значение придаётся стартовым условиям, менталитету и культурно-духовным традициям.

    В «узбекской модели», как уже отмечалось, первоочередную роль играет действенная социальная политика. Такой подход способствует преобразованию общественно-экономических и социально-политических отношений в духе социальной справедливости, сглаживанию неравенства в любых его проявлениях и в итоге – построению демократического общества.

    Концепция социальной политики наряду с подтверждением прежних стратегическим целей и задач включает и реакцию на либерализационный кризис, охвативший мировую экономику в начале текущего столетия, и сводится к следующему:

    – обеспечение поэтапности проводимых реформ в социальной сфере, учитывающей дальнейшее совершенствование демографической политики для улучшения качественных характеристик демографической ситуации;

    – создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудовую деятельность, усиление адресности социальной поддержки уязвимых слоёв населения;

    -недопущение массовых и затяжных форм безработицы, обвальных масштабов высвобождения рабочей силы, составляющих угрозу для социальной и национальной безопасности страны;

    – создание экономических и правовых предпосылок для расширения самозанятости населения, в том числе личного подсобного хозяйства и вторичной занятости;

    – сохранение на всём протяжении переходного периода регулирующих функций государства в ключевых сферах экономики и социальной политики;

    – снижение уровня бедности и доли малоимущих слоёв населения с учётом недопущения чрезмерно высокой дифференциации по уровню жизни населения среди различных по доходам социальных групп населения и т.д.

    В целом, концепция социальной политики, отличающая Узбекистан от других стран с переходной экономикой позволила, с одной стороны, сохранить социальную стабильность в республике и создать надёжные основы устойчивого развития; с другой, была признана международным сообществом как действенный и эффективный подход в обеспечении социальной стабильности и прогресса.

    Правительство Узбекистана, оценив трудности и проблемы переходного периода, исходя из экономических возможностей республики, в целях предотвращения резкого ухудшения жизненного уровня населения разработало меры его социальной защиты и последов ательно претворяет их. Можно констатировать, что завершены три этапа реформ в социальной сфере, определены и осуществляются приоритетные задачи третьего этапа.

    Первый этапохватил 1991–1994-е гг. Приоритетной задачей данного этапа было недопущение обвального роста безработицы и резкого падения уровня жизни населения. Эта проблема решалась на основе сохранения гарантий в трудовой сфере, проведения либеральной политики поддержания занятости и формирования доходов населения, в т.ч. за счёт новых источников.

    На государственном уровне оказывалось содействие занятости населения и предпринимательской деятельности, особенно в сельской местности.

    В целях смягчения проблем и трудностей в этот период социальная система, доставшаяся в наследство от прежнего строя, была подогнана под рыночные правила. Но по мере углубления экономических реформ совершенствовалась и социальная система: средства, направленные на социальную защиту населения, и меры социальной защиты, изжившие свой срок, были согласованы или аннулированы. На первом этапе была реализована программа массовой социальной защиты населения. Главной целью ставилась задача предотвращения снижения уровня доходов населения и в первую очередь уровня потребления продуктов первой необходимости в условиях либерализации цен.

    На втором этапе, охватившем 1995–1999-е гг., были заложены основы новой системы, направленной на переход от принципа массовости к целевому, адресному осуществлению социальной защиты населения. На этом этапе вместе с положительными тенденциями в экономике появились и признаки адаптации населения к новым условиям: люди стали активно вовлекаться в происходящий процесс. Выравнивание уровня жизни населения, создание условий к росту благосостояния стали своеобразными особенностями этого периода.

    В связи с необходимостью закрепить положительный опыт, полученный в результате осуществляемых реформ, а также принимая во внимание сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране и реальный рост экономики, Первый Президент И.А.Каримов в своей книге «Узбекистан, устремлённый в XXI век» определил основные задачи третьего этапа(2000–2016 гг.) социальных реформ.

    На этом этапе в целях улучшения благосостояния народа и усиления социальной защиты населения основное внимание акцентировано на социально уязвимых слоях населения, а также на осуществлении активной политики по развитию рынка труда, созданию рабочих мест, выполнению Государственной программы по обеспечению населения природным газом и питьевой водой.

    В первые годы реформ в целях преодоления тяжёлой ситуации в республике руководством страны был принят ряд правовых документов. В частности, республиканские законы, решения правительства и Указы Президента, направленные на защиту инвалидов, о государственном пенсионном обеспечении, защите прав потребителей и др. К примеру, главой государства был принят ряд указов о повышении заработной платы, пенсий, стипендий, выплат, об оказании материальной помощи многодетным семьям и др.

    С учётом вызовов современности с начальных этапов социально-экономических реформ принято несколько государственных программ, позволяющих сформировать реальный рынок труда.

    Принятая Национальная программа по подготовке кадров способствует повышению качества рабочей силы (обучение профессиям, переквалификация, совершенствование системы повышения квалификации), развитию экономической активности населения и поддержки малого бизнеса.

    Для решения проблем системы здравоохранения Президентом Республики Узбекистан 10 ноября 1998 г. принят Указ «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», которая определила поэтапный подход к национальной модели здравоохранения.

    В Узбекистане с первых дней независимости вопросы охраны материнства и детства выделялись в качестве приоритетной задачи. Одним из первых международных документов, к которым присоединился Узбекистан, была Конвенция «О правах ребёнка», ратифицированная парламентом страны 9 декабря 1992 г. Затем был принят Закон «О гарантиях прав ребёнка».

    В целом, за годы независимости в республике приняты 14 законов, более 20 указов и постановлений Президента страны, постановлений правительства и других документов, направленных на поддержку этой сферы.

    Вместо некогда существовавшей пятиступенчатой системы здравоохранения, затратной и громоздкой, сегодня создана современная двухступенчатая система, оказывающая медицинскую помощь специалистами с высшим образованием, состоящая из сельского врачебного пункта и районной (городской) центральной больницы. Они поэтапно обеспечиваются современным диагностическим оборудованием. В частности, благодаря этим мерам, достигнуто устойчивое снижение уровня детской и материнской смертности. За годы независимости общий коэффициент младенческой смертности сократился с 34,6 в 1990 г. до 9,8 промилле в 2013 г., материнской смертности – с 65,3 до 20,0 промилле на 100 тыс. живорождённых. Средняя продолжительность населения выросла на 7 лет: до 73 лет среди мужчин и 75 лет среди женщин.

    Вместе с тем, для решения проблем в области здравоохранения началась реформа в сфере подготовки медкадров и их аттестации. Медперсонал обязали проходить процедуры лицензирования, а для более оперативного и качественного обновления персонала в профильных вузах сократился срок обучения будущих врачей – в среднем на 1 год, что соответствует международным стандартам.

    Для решения проблемы фармацевтического дефицита государство начало выделять дополнительные средства на развитие отрасли. Было выделено 250 миллионов долларов кредитных средств, реализуется порядка 70 инвестиционных проектов в сфере производства лекарств.

    По существу, в стране на практике сформировался динамично растущий рынок сельского жилья со всей необходимой социальной и коммуникационной инфраструктурой. В связи с объявлением 2009 года «Годом развития и благоустройства села» была принята Государственная программа, положившая начало широкомасштабной работе по совершенствованию архитектурного планирования сёл, проектирования в них жилья и социальных объектов. В результате за 2009–2015 гг. во всех 159 сельских районах республики осуществлено строительство 56,6 тыс. жилых домов по типовым проектам на условиях «под ключ». С начала реализации программы построено 1374 объектов социальной и рыночной инфраструктуры, необходимых для достойной жизни сельского населения. На системной основе ведётся работа по строительству, модернизации и реконструкции сетей и объектов коммунальной инфраструктуры – питьевого водообеспечения, электро- и газоснабжения, а также улучшения санитарного состояния населённых пунктов. Введено более 1 900 км газовых сетей, около 2 600 км сетей водоснабжения, более 1 500 км линий электропередач, а также внутриквартальные дороги общей протяженностью 1 441 км.

    Последовательно разрабатываются и реализуются целевые программы по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение условий жизни населения. В частности, утверждена и реализуется программа по строительству и реконструкции энергоэффективных, доступных многоквартирных домов в городах.

    За последние три года Узбекистаном предпринят ряд ключевых реформ в сфере противодействия коррупции. Был принят Закон «О противодействии коррупции», который впервые определил четкие правовые основы деятельности в этой сфере. Законом также определены механизмы имплементации антикоррупционных мер, в том числе определена система органов ответственных за эти задачи. Исполнение Закона было поддержано национальными и ведомственными планами действий, которые обновлялись на регулярной основе.

    В целом была значительно усовершенствована правовая база и принят ряд ключевых законов, призванных обеспечивать прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти. Принятые законы об общественном и парламентском контроле усилили и формализовали роль этих институтов в процессах контроля за реализацией антикоррупционной политики. Были проведены реформы в сфере государственных закупок; начато коренное реформирование административных процедур, в том числе лицензионных, разрешительных, регистрационных и других процедур, связанных с оказанием государственных услуг.

    Информированность общества в антикоррупционной сфере также растет, с ней же будет расти и уровень требований и ожиданий от государства со стороны общества. Представители неправительственного сектора и международного сообщества подчеркнули, что работа государственных органов стала бесспорно более открытой для общественности, мельчайшие неправомерные действия служащих предаются широкой огласке в СМИ и в различных группах в социальных сетях. Народные приемные Президента, созданные в областях и г. Ташкенте, а также в каждом районе и городе, и Виртуальная приемная Президента также дали значительный результат.

    Ещё одним шагом в противодействии коррупции стало подписание Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым 29 июня 2020 года указа о создании Агентства по противодействию коррупции. Агентство является специально уполномоченным государственным органом по разработке и реализации государственной политики в области предупреждения и борьбы с коррупцией.

    Агентство по противодействию коррупции, согласно документу, подчиняется президенту и является подотчетным палатам Олий Мажлиса. Новый госорган, как отмечается указом, будет проводить систематический анализ состояния коррупции в стране. Кроме того, агентство будет анализировать результаты расследования коррупционных преступлений, в первую очередь тех, которые наносят ущерб национальным интересам и международному имиджу Узбекистана.


    9-тема. Духовное и культурное развитие Узбекистана в годы независимости.
    План:

    1.Духовно-просветительская жизнь в годы независимости.

    2.Восстановление национальных традиций, обычаев и ценностей.

    3.Изучение культурного наследия наших великих предков и исторических личностей в годы независимости.
    Литература:

    1. Ахмедов М. Архитектура независимости // Мозийдан садо. №3(71), 2016.

    2. Выступление исполняющего обязанности Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета Министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества. (18 октября 2016 года, Ташкент).

    3. Доклад Президента РУз И.А. Каримова на Международной научной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей Средневекового Востока, его роль и значение для современных цивилизаций» (15-16 мая 2014 года, Самарканд).

    4. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т., «Узбекистан», 2008.

    5. Каримова Н.Г. Игровой кинематограф Узбекистана. Монография. Изд-во «SAN’AT». 2016.

    6. Каримова Н.Г. Новые горизонты киноискусства Узбекистана// SAN`AT, №2, 2016. 28-32 с.с.

    7. Узбекистан. Наследники шелкового пути. Штутгарт. 1997

    8. Эргашева Ю.А. Культура Узбекистана: тенденции и проблемы развития. Ташкент: Фан, 1997.

    9. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. Ташкент: Маънавият, 2001.

    10. Ўзбекистоннинг маънавий-маданий тараққиёти хрестоматияси (энг янги давр) 1-2-кисм.Тошкент, 2016.

    11. Ҳакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент: San’at. 2010.
    На современном этапе развития человечества, ознаменованного ускоряющимися глобализационными процессами, проблема духовности и духовных ценностей актуальна как никогда. Как свидетельствует социально-исторический опыт, недооценка духовного наследия приводит общество к духовной нищете и деградации, кризису самой культуры. Ушедший ХХ век наглядно продемонстрировал, что происходит с человеком, когда он утрачивает ценностные ориентиры и жизненные смыслы, когда религия и мораль как традиционные носители духовности постепенно перестают выполнять свои функции, а техногенная цивилизация порождает духовную ограниченность.

    Духовность – сложное и многогранное понятие. Она присуща только человеку и охватывает широкий спектр человеческой деятельности. Духовность представляет собой сущность человека как социально-культурного существа. Она не ограничивается рамками религии, науки или искусства, а охватывает все аспекты жизни человечества и пронизывает все формы общественной жизни, облагораживает и привносит во всё высший смысл. Она есть совокупное органическое единство таких подлинно человеческих черт, как правдивость, душевная чистота, совесть, честь, патриотизм, любовь к прекрасному, ненависть ко злу, воля, стойкость и т.д.

    Вместе с человеческими качествами духовность охватывает и духовную культуру, как в более широком аспекте – науку, философию, мораль, право, литературу и искусство, образование, средства массовой информации, обычаи, традиции, так и в узком смысле – религию и собственно духовную практику – богослужение, культ, религиозные ритуалы, религиозное искусство.

    Несмотря на то, что в годы советской власти для изучения культурного наследия было сделано немало, очевиден и тот факт, что во всех сферах общественной жизни, в том числе в культуре, в бывшем Союзе утвердилась политика, основанная на бескомпромиссности по отношению к другим мнениям и воззрениям. К примеру, официальная атеистическая политика советского государства, втискивание культурного наследия в атеистические рамки и отрицание всего того, что не вмещалось в эти рамки, не позволяли изучать творческое наследие таких выдающихся религиозных правоведов, философов, суфийских мыслителей и поэтов, как аль-Бухари, ат-Термези, аль-Матуриди, Маргинани, Ходжа Ахрор, ан-Насафи, Яссави, Нажмиддин Кубро, Сулайман Бакиргани, Суфи Аллаяр. Произведения Навои, Бабура, Машраба издавались не в полном объёме. Некоторые из них подверглись искусственному сокращению и «атеизации».

    Существовал не только этический запрет на религию и на имена выдающихся учёных и теологов. Буквально физический вред был нанесён историческим памятным местам, где до того местное население устраивало религиозные обряды. Во времена советской власти некогда прекрасные архитектурные ансамбли и исторические реликвии были превращены в запущенные места, а некоторые из них использовались совершенно в других целях. Например, в течении семидесяти лет мечеть Одина в г.Карши выполняла функцию тюрьмы, а в памятнике Мингтепа, внесённом в список ЮНЕСКО, были расположены производственные цеха и фермы.

    Наряду с этим, были искажены многие компоненты духовности исторических предков узбекской нации, в частности времени правления Темуридов. Поэтому некоторые литературные произведения, посвящённые этому периоду (например, «Мирзо Улугбек» М. Шайхзаде, «Звёздные ночи» П. Кадырова), подверглись критике как восхваляющие эпоху правителей, а творчество таких известных поэтов, как Хусейн Байкара, Умархан, Фируз замалчивались только потому, что они были правителями, венценосцами. Результат такой политики проявлялся и в том, что люди, выросшие на родине Амира Темура, очень мало знали о его деятельности.

    Запретными были священные национальные праздники – Навруз, Рамазан, Курбан Хайит и др. Так, например, несмотря на то, что традиционный праздник народов Востока и Средней Азии Навруз имеет древнюю историю, в середине 80-х гг. он был необоснованно причислен к религиозным торжествам и был запрещён наряду с другими религиозными традициями и обрядами.

    После обретения национальной независимости и государственного суверенитета в политической и экономической жизни республики начались глубокие внутренние перемены. Трансформационные процессы охватили практически все стороны жизни республики.

    Особая роль в процессе формирования гражданского общества принадлежит возрождению духовности. Так, сразу же после провозглашения независимости в Узбекистане приоритетным направлением построения в республике правового демократического гражданского общества наряду с экономикой были признаны укрепление и развитие сферы духовности народа. В процессе перехода на рыночную экономику были учтены национально-исторические особенности образа жизни, обычаи и традиции народа.

    Таким образом, с первых дней независимости возрождение духовных ценностей руководством страны стало важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, стало рассматриваться как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням.

    Благодаря независимости, появилась возможность изучить и возродить духовное наследие наших великих предков. Совместно с ЮНЕСКО были проведены мероприятия, посвященные их юбилейным датам. Так, например, в сентябре 1991 г. в республике широко отмечался 550-летний юбилей основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои. В честь этого события Институту языка и литературы Академии наук Республики Узбекистан было присвоено имя Алишера Навои, была учреждена Государственная премия имени Алишера Навои, изданы такие его произведения, как – «Лисон ут-тайр», «Сабъайи сайёр», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Хайрат-ул Аброр», созданы кинофильмы и сценические постановки. 28 сентября 1991 г. в городе Ташкенте был установлен памятник великому поэту и открыт названный в его честь Национальный парк. В августе 2001 г. открыт памятный комплекс Алишера Навои в городе Навои.

    За годы независимости в Узбекистане и за её пределами широко отмечались юбилеи великих поэтов, писателей, учёных, художников и общественных деятелей.

    В ноябре 1999 г. состоялось празднование 1000-летия дастана «Алпомыш» в древнем Термезе. А в ноябре 2001 г. широко отмечалось 2700-летие создания «Авесты».

    В честь празднования юбилеев великих просветителей их труды были изданы на нескольких языках народов мира, установлены памятники, созданы площади и парки, названные в их честь.

    31 августа 1993 г. в центре Ташкента был воздвигнут памятник в честь Амира Темура; 1 сентября 1994 г. – памятник великому учёному Улугбеку. 13-15 октября 1994 г. в Самарканде и Ташкенте прошли торжества в честь 600-летия учёного. 24 октября того же года в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО прошла международная конференция на тему «Улугбек и эпоха Темуридов», организована выставка «Улугбек и традиционное искусство».

    Следует отметить, что подобные мероприятия проводились в связи с празднованием юбилеев и других исторических личностей, деятелей науки и культуры, оставивших яркий след в истории нашего народа. Однако, начиная с 2002 года проведение подобных торжеств заметно сократилось, а с 2007 года по 2014 год и вовсе прекратилось. Проведённая в мае 2014 г. в Самарканде международная конференция «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» сыграла важную роль в изучении и практической популяризации научного наследия великих учёных средневекового Востока, их вклада в развитие мировой цивилизации.

    Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа. В связи с этим в 1999 г. Кабинет Министров РУз принял Постановление «Об увековечении памяти патриотов, отдавших жизнь за свободу Родины и народа». Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «Об установлении Дня поминовения жертв репрессий» с 2001 г. он отмечается ежегодно 31 августа. Знаменательно, что канун Дня независимости (1 сентября) объявлен Днём поминовения жертв репрессий. Ещё одной данью исторической справедливости стал День памяти и почестей, отмечаемый ежегодно 9 мая. Символично, что площадь Памяти, созданная в центре Ташкента, воплотила в себе дух истинных национальных ценностей, превратилась сегодня в место поклонения людям, отдавшим жизнь за Отчизну.

    Изучение прошлого Узбекистана пробуждает у молодежи чувство уважительного отношения к истокам национального достоинства, чести и совести. Вспомним подвиги Тумарис, Ширака, Спитамена, Муканны, Джалалиддина Мангуберды, Нажмиддина Кубро, Темура Малика и десятки других во имя чести и достоинства своей Родины. А государственная мудрость Амира Темура вызывает глубокое уважение к этой неординарной личности.

    Служение верой и правдой интересам народа – идеал всякого порядочного человека. Наши предки, творившие в средневековье были людьми энциклопедического ума, с их умением не противопоставлять, а мудро сочетать светские и религиозные знания. Этот уникальный феномен – результат силы ума и духовной зрелости аль-Хорезми, аль-Фаргани, аль-Фароби, Беруни, ибн Сины, Мирзо Улугбека и их многочисленных учеников и последователей. А светлые образы имама аль-Бухари, ат-Термизи, Накшбанда, Ахмада Яссави, Хожа Ахрора Вали по сей день вдохновляют людей на милосердие, честность, порядочность, трудолюбие.

    Известные джадиды М.Бехбуди, М.Абдурашидханов, А.Авлони, Ибрат, Фитрат, А.Кодири и их последователи посвятили свою жизнь делу просвещения простых людей, делу свободы и благополучия соотечественников. При этом джадиды не преследовали корыстные цели, их вдохновляли и окрыляли высокие идеалы национальной независимости и социального прогресса. И сегодня традиции джадидизма переняли сотни и тысячи людей, которые самоотверженно, трудятся во имя общего дела.

    Важной составной частью духовных ценностей является религия, которая играет важную роль в формировании сознания человека. Узбекский народ, исповедовавший ислам на протяжении тринадцати столетий, смог сохранить в себе религиозные чувства и стремление устраивать религиозные обряды, вопреки воинствующему атеизму, господствовавшему в годы советской власти.

    Наш край славился великими мыслителями, заложившими основу развития мировой и, прежде всего, исламской цивилизации. В исламском мире глубоко почитают имя Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмоил аль-Бухари. Составленный им сборник самыхдостоверных хадисов «Аль–Жомеъ ас–Сахих» считается вторым источником после Корана в исламском мире. Другой наш соотечественник – Имам Абу Мансур аль-Мотуриди известен исламскому миру как «Глава учения Калам». Около 70 процентов ханафитов являются последователями Мотуриди. В трудах шейхов ислама Бурханиддина аль-Маргинони, Бахауддина Накшбанди, Имама ат-Термизи, Ходжа Ахмада Яссави звучат религиозные, моральные и правовые наставления, пронизанные гуманизмом и стремлением привить людям высокие нравственные качества.

    Созданные по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в 2017 г. три научных центра ведут научные исследования, направленные на изучение гуманистического значения ислама. Так, открытие в Самарканде международного научно-исследовательского центра им. Имама Бухари стало важным шагом к дальнейшему укреплению межнациональных и межкультурных отношений. Центр служит пропаганде исламской культуры и ценностей, ограждению молодёжи от различных деструктивных идей, созданию условий для получения ею современного образования, формированию в его сознании высокого чувства быть достойными преемниками наших великих предков. Идентичные цели поставлены и перед новым Центром исламской цивилизации в Ташкенте.

    Международный научно-исследовательский центр имама Термизи занимается изучением и пропагандой подлинного смысла Ислама, Корана и хадисов, великого наследия, оставленного потомкам имамом Термизи. Для этого рекомендовано наладить сотрудничество с международными научными центрами и организациями, проводить международные конференции, симпозиумы, выставки, семинары-тренинги, конкурсы.

    За годы независимости Узбекистана проведён ряд международных симпозиумов по случаю знаменательных дат, юбилеев известных всему мусульманскому миру учёных-богословов. По постановлению Президента, осенью 2018 г. в Узбекистане было широко отмечено 700-летие наставника Алишера Навои, основателя самого значительного суфийского ордена – Бахауддина Накшбанди. Празднование юбилея Накшбанди было совмещено с 915-летием другого известного мусульманского богослова Абдухалика Гиждувани.

    В целях широкого изучения исламского учения и философии, глубокого изучения религиозного, исторического и культурного наследия узбекского народа, подготовки высококвалифицированных специалистов-религиоведов, экономистов, правоведов в апреле 1999 г. был создан Ташкентский исламский университет.

    В стране функционируют 10 исламских образовательных учреждений, в том числе Ташкентский исламский институт, 9 средних специальных учебных заведений, из них 2 – женских. Среди этих учебных заведений – знаменитые медресе Мир Араб в Бухаре и Кукельдаш в Ташкенте, построенные в XVI веке.

    Если до независимости на всю многомиллионную республику приходилось всего 30 мечетей, то в настоящее время их уже тысячи. В 2014 г. в центре Ташкента построена одна из красивейших пятничных мечетей в Средней Азии – мечеть Минор. По всей республике воссозданы исламские исторические памятники, святые места паломничества.

    Таким образом, древняя и богатая история края является одной из основ, определяющей содержание и смысл идеологии национальной независимости.

    10-тема. Духовное и культурное развитие Узбекистана в годы независимости.

    План:

    1.Широкое международное празднование юбилеев исторических городов (Бухара, Самарканд, Маргилан, Карши, Ташкент, Хива, Шахрисабз).

    2.Развитие культуры и искусства. Проведение международных соревнований. Развитие национальных видов спорта.

    3.Государственная политика по обеспечению стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений в Узбекистане.
    Литература:

    1. Ахмедов М. Архитектура независимости // Мозийдан садо. №3(71), 2016.

    2. Выступление исполняющего обязанности Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета Министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества. (18 октября 2016 года, Ташкент).

    3. Доклад Президента РУз И.А. Каримова на Международной научной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей Средневекового Востока, его роль и значение для современных цивилизаций» (15-16 мая 2014 года, Самарканд).

    4. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т., «Узбекистан», 2008.

    5. Каримова Н.Г. Игровой кинематограф Узбекистана. Монография. Изд-во «SAN’AT». 2016.

    6. Каримова Н.Г. Новые горизонты киноискусства Узбекистана// SAN`AT, №2, 2016. 28-32 с.с.

    7. Узбекистан. Наследники шелкового пути. Штутгарт. 1997

    8. Эргашева Ю.А. Культура Узбекистана: тенденции и проблемы развития. Ташкент: Фан, 1997.

    9. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. Ташкент: Маънавият, 2001.

    10. Ўзбекистоннинг маънавий-маданий тараққиёти хрестоматияси (энг янги давр) 1-2-кисм.Тошкент, 2016.

    11. Ҳакимов А. Искусство Узбекистана: история и современность. Ташкент: San’at. 2010.
    Как известно, во все годы независимости в Узбекистане проводится последовательная работа по охране и использованию объектов культурного наследия. Реализуются основные направления государственной политики в этой области, особое внимание уделяется совершенствованию сферы охраны и использованию объектов культурного наследия, их восстановлению и реставрации, обеспечению по мере возможности их сохранения в первозданном виде. Создана соответствующая правовая основа. Принят Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия». Такие законы, как «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об охране и использовании объектов культурного наследия», «Об охране и использовании объектов археологического наследия», «Об архивном деле», «О музеях» служат правовыми регуляторами охраны и использования объектов культурного наследия.

    В годы независимости были отпразднованы 2750-летие города Самарканд, 2700-летие городов Шахрисабз и Карши, 2500-летие городов Бухара, Хива и Термез, 2200-летие города Ташкент, а также 2000-летний юбилей города Маргилан.

    В этой связи особое значение придаётся реставрации и консервации памятников архитектуры, имеющих художественную ценность. Это касается в первую очередь исторических городов Узбекистана – Бухары, Хивы, Самарканда, Шахрисабза, Термеза, Карши, Ташкента, а также юбилейных объектов, связанных с крупными историческими фигурами, среди которых: мемориальные комплексы Имама аль-Бухари, Бахауддина Накшбанди, медресе Улугбека, обсерватория Улугбека, памятники архитектуры эпохи Амира Темура и Темуридов (Гури-Эмир, мавзолей Биби-Ханум, хонака Мухаммада Султана, ансамбль Шахи-Зинда, комплексы Рухабад, Хусана ибн Абасса и др.). К 660-летию юбилея Амира Темура осуществлена реставрация исторических памятников Шахрисабза, Термеза, Карши (мечети Чубин и Коба, мавзолеи Шейха Шамсиддина Кулола и Гумбази Сайидон, ансамбли Дорут-Тиловат, а также Дорус-Саодат, где покоятся Темуриды, мавзолей Хазрата Имама, мечеть Кук Гумбаз, медресе Киличбай, ансамбль Султан-Садат и др.).

    Восстановительные работы коснулись и общественных сооружений Бухары (торговые ряды Токи Заргарон, Токи-Телпак-Фуришон, Токи Саррофон, бани Саррофон, Бозори Корд и др.). Кроме того, отреставрированы мавзолей Саманидов, медресе Абдуллахана, Надира Диван-беги, Арк-мечеть с привлечением опытных специалистов – архитекторов, отделочников, мастеров Узбекистана.

    К 2500-летию Хивы осуществлена полная или частичная реставрация целого ряда объектов города (медресе Мухаммада Аминхана, Матнияза Дивана-беги, минарет Калта-Минор, дворец Таш-Хаули, мемориальный комплекс Пахлавана Махмуда, медресе Муса-Туры, дворец Нурулла-бая, Джума-мечеть, минарет Ислама Хаджи, Арк-мечеть, торговые ряды Аллакулихана и т.д.). В честь 1200-летия Ахмада аль-Фергани в городах Фергана и Кува установлены памятники.

    Ныне на территории Узбекистана расположены 7345 объектов материально-культурного наследия, из них 4124 – археологические, 2277 – архитектурные, 657 – монументальные произведения искусства, 287 – достопримечательные места и 53 – объекты нематериального культурного наследия. Кроме того, в музеях насчитывается более 2,5 млн. музейных предметов и коллекций, в архивах хранятся миллионы документов, являющихся объектами культурно-исторического наследия.

    Шахрисябз - древний город, отпраздновавший под эгидой ЮНЕСКО 2700-летний юбилей в 2002 году. Одна из древнейших областей Узбекистана, известная в раннем средневековье как Кеш, в более раннее - античное время имела столичный город именовавшийся Сусе или Наутака. Здесь сохранилось немало величественных сооружений: ансамбли Дор-ут-Тиляват («Дом созерцания») и Дорус-Сиадат (1394), мечети Хазрат-Имам, Улугбека, Кок-Гумбаз (1435), Казы-Гузар, медресе, ханака Малик-Аждара, караван-сараи, торговый купол Чорсу, склеп Темура и мавзолеи - Тарагая, Джахангира (1376-79), Омара-Шейха, Шамсиддина Куляля, а также Гумбази-Сейидан («Купол Сейидов» - 1437/38 гг.) - надгробья XV - XVII вв. и традиционные жилые дома.

    Особое место среди них занимает Ак-Сарай - «Белый дворец» (1379-1404), входивший в дворцовый комплекс, включавший так­же площадь и хорошо распланированный сад.

    2700-летие Карши отмечалось под эгидой ЮНЕСКО в 2006 году.
    Название города Карши, в переводе с монгольского языка, означающее - «замок», «дворец», «мавзолей», отражает последствия строительной деятельности Кепекхана (1318-1325), основавшего на этом месте свою резиденцию и административный центр. Оборонительные стены вокруг города сооружены при Амире Темуре.

    Главные достопримечательности: Медресе Абдуллахана (1590-91), медресе Боки-бия, другие здания общественного назначения. Особенно привлекательны: Кирпичный мост ( XVI - XX вв) на двенадцати устоях, пересекающий русло реки Кашкадарьи, Еще одно уникальное экологическое сооружение - Каршинская баня (1592/93). Средневековая баня, кроме своего основного гигиенического назначения, служила местом дружеского и делового обще­ния горожан. Мечеть-намазгах Кок-Гумбаз (кон. XVI в.), Комплексы мавзолея Хусам Ата и Султана Мирхайдара ( XI - XVI вв), Медресе Клычбая (кон. XIX в), Ходжа Абдулазиза (нач. XX века) и Бекмира (1903)

    Маргилан - жемчужина Ферганской долины отпраздновал под эгидой ЮНЕСКО 2000-летний юбилей в 2007 году. Этот прекрасный город издавна славится отливающим всеми цветами радуги национальными видами шелка и вышивки – сюзане и тюбетейки, искусными мастерами-ремесленниками, продукция которых экспортировалась по Шелковому пути.

    Особое место среди уникальных открытий из близлежащих к Маргилану памятников занимают: Карадарьинское городище, винодельня Каркидона и храм огня (2-5 вв.н.э.) Кизлартепа; - городище Кува (7-10 вв.н.э.) и знаменитые скульптуры демонов из его буддийской кумирни и храма; - образцы согдийской и рунической письменности на черепках сосудов (6-7 вв.н.э.); - известное городище Ахсикент - родина знаменитой дамасской стали, где обнаружены не только ее наиболее рани образцы в мире, но и раскопаны мастерские с орудиями производства, в которых изготовлялись эти уникальные клинки.

    Независимость и государственный суверенитет стали важными реформирующими факторами нового общественного устройства страны, её культуры и искусства. Искусство, апеллируя к своим духовно-нравственным корням, историческим героям, начинает обновляться и возрождаться на качественно новом уровне.

    Следует отметить, что на постсоветском пространстве повсеместно наблюдался отказ от государственного регулирования культуры, в то время как в Узбекистане сформировалось кардинально иное отношение к этой сфере. В период перехода к рыночным отношениям вопросы культуры стали приоритетным направлением государственной политики.

    В настоящее время в стране функционируют 39 театров, 175 музеев, более одной тысячи центров и парков культуры и досуга населения, 301 детская школа музыки и искусства, 296 детско-юношеских и республиканских спортивных школ, около 51 тысячи спортивных комплексов, стадионов и сооружений, более 2,7 миллиона детей регулярно занимаются спортом, музыкой и искусством. В сфере культуры и искусства, спорта и физической культуры занято 69 тысяч работников.

    Принятый Указ Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2017 года № УП-4956 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта», а также Постановление Президента Республики Узбекистана от 15 февраля 2017 года № ПП-2778 «Об организации деятельности Министерства культуры Республики Узбекистан» направлены на коренное совершенствование системы управления в области культуры и спорта, кардинальное повышение эффективности реализации государственной политики в данной сфере.

    Общая картина изобразительного искусства республики на сегодняшний день представляет собой симбиоз различных художественных направлений и стилей – как исконно национальных, так и мировых. Наряду с освоением такого присущего восточной художественной культуре стиля, как миниатюра, по-прежнему сильна узбекистанская школа реализма, давшая яркие художественные плоды в ХХ веке, развиваются также новые, актуальные формы творчества, объединённые термином «contemporary art» («современное искусство»).

    В области музыкального искусства осуществляются крупные, исторически значимые проекты, связанные со строительством, реконструкцией и реставрацией театральных и концертных зданий (Государственного Академического Большого театра оперы и балета им. Навои, Государственного узбекского музыкального театра им. Мукими, Дворца музыки и др.), учебных заведений (Государственной консерватории Узбекистана, лицеев, колледжей), музеев (Юнуса Раджаби, Мухтара Ашрафи); созданием при вузах новых кафедр и факультетов (отделения эстрадной музыки в ГКУз.).

    Активизация музыкальной жизни в Узбекистане связана также с проведением творческих состязаний: конкурсов песни «Ўзбекистон – Ватаним маним», конкурсов молодых талантов «Истеъдод – 1995», телефестивалей «Марҳабо, талантлар», республиканских и международных музыкальных форумов, фестивалей («Шарк тароналари» и др.), с чествованием известных композиторов, дирижёров, певцов, инструменталистов (М. Кари-Якубова,Ходжи Абдулазиза Абдурасулова, Журахона Султанова, Мамуржона Узакова, Комилжона Отаниязова).

    Значимым событием в области театрального искусства стало создание в марте 1998 г. творческо-производственного объединения «Узбектеатр», а также издание с 1999 г. журнала «Театр».

    В Узбекистане также набирает обороты своя фестивальная жизнь республиканского и международного значения («Навруз», «Театр: Восток и Запад», «Хумо», «В перекрёстке весны», «Андижанская весна», «Фестиваль Верди», «Дебют», «Воспеваю тебя, современник!» и др.).

    В процессе обновления репертуара большое внимание обращено на историческую тему, на воплощение образов крупных личностей, внесших вклад в историю и культуру узбекского народа (Имам ал-Бухари, Ахмад ал-Фергани, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур, Нодирабегим).

    Стимулирующим фактором развития отечественной киноиндустрии стал Указ Президента республики «О совершенствовании управления в сфере кинематографии» в 2004 году, на основании которого было принято постановление Кабинета Министров республики о финансировании национального кино. С этого времени в стране ежегодно выделяются средства на создание 12 полнометражных художественных кинофильмов; производство 20 наименований документальных и научно-популярных, 10 мультипликационных фильмов и т.д.

    Важное место в реализации Национальной программы по подготовке кадров занимают вопросы вовлечения молодёжи в занятия спортом, о чём свидетельствует создание в 2002 г. Фонда развития детского спорта Узбекистана, финансируемого за счёт бюджетных, спонсорских и благотворительных средств.

    Закон Республики Узбекистан от 5 февраля 1992 г. «О физической культуре и спорте» открыл широкие возможности для массового развития спорта. В январе 1992 г. был образован Национальный олимпийский комитет, в сентябре 1993 г. он был официально признан на 101-й сессии Международного олимпийского комитета. 14 августа 1996 г. в Ташкенте открылся Музей олимпийской славы.

    За истекший период независимости в Узбекистане построено и реконструировано свыше 6000 спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов. Основная масса построенных спортивных объектов – это теннисные корты, футбольные поля и стадионы, бассейны и спортивные залы. Если на начало 1991 г. насчитывалось около 4400 спортивных залов, 114 плавательных бассейнов и 185 стадионов, то на сегодняшний день – 8900 спортивных залов, 230 плавательных бассейнов и 390 стадионов.

    Всего за 1991–2012 гг. спортсмены Узбекистана, участвовавшие в Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах Азии и мира и других престижных международных первенствах, завоевали более 6700 медалей различного достоинства.

    Начиная с Олимпиады в Атланте в 1996 г. и до Лондонской Олимпиады в 2012 г., от зимних Олимпийских игр в 1994 г. в Лилихаммере до зимних игр в Сочи 2014 г. узбекистанские спортсмены завоевали 6 золотых, 5 серебряных и 10 бронзовых медалей

    Результаты наших спортсменов в Рио-де-Жанейро на XXXI летних Олимпийских играх 2016 г. превзошли все ожидания. Никогда ещё олимпийская сборная Узбекистана не выигрывала столько медалей в соревнованиях такого формата. Наши спортсмены завоевали 13 медалей: 4 – золотых, 2 серебряных и 7 бронзовых.

    Спортсмены Узбекистана приняли участие в пяти летних Азиатских играх, завоевав 232 медали: 53 золотые, 83 серебряных и 96 бронзовых.

    Событием в истории спорта Узбекистана стало возрождение национальной борьбы – кураш. Кураш относится к традиционному виду борьбы, популярной в Центральной Азии. В 1992 г. в Термезеи Шахрисабзе были проведены международные соревнования покурашу. В мае 1999 г. в Ташкенте состоялся первый чемпионат мира по курашу, в котором приняли участие спортсмены из 50 стран. В настоящее время, помимо чемпионатов и первенств мира по борьбе кураш, проводятся и континентальные соревнования.

    В настоящее время в 32 видах спорта Национальные федерации Узбекистана являются членами международных федераций, заручившись правом участия в международных соревнованиях различного уровня.

    Подготовка спортивного резерва, обеспечивающего планомерность по оси «новичок – спортсмен профессионального класса», носит в настоящее время системный характер. Она ведётся усилиями 522 детско-юношеских спортивных школ, 63 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 5 училищ олимпийского резерва, 7 школ высшего спортивного мастерства.

    Важнейшим определением формирования основ демократического правового государства и гражданского общества является отношение к религии42. Неоднократно отмеченная практикой готовность конфессий, действующих в Узбекистане, к консолидации в решении вопросов духовно-нравственного развития многонационального народа является показателем оптимальной политики в данном вопросе.

    В Узбекистане проживают представители многих национальностей, которые традиционно идентифицируются с различными вероисповеданиями (русские – православные, армяне – григориане, немцы – лютеране, евреи – иудеи и т.д.). Их объединяет не только территория, государство, экономические и социальные интересы, но и множество общих черт в происхождении, языке, культуре, традициях и обычаях. Кроме того, много общего в их религиозных учениях и ценностях. В настоящий момент в республике мирно сосуществуют между собой 2 238 религиозных организаций, представляющих 16 конфессий. К немусульманским конфессиям принадлежат 174 религиозные организации, из которых 158 – христианские: Корейская протестантская церковь – 52 организации, Русская православная церковь – 38, баптисты – 22, христиане «полного Евангелия» (пятидесятники) – 21, адвентисты 7-го дня – 10, Римско-католическая церковь – 5, Новоапостольская церковь – 4, Лютеране – 2, Армянская апостольская церковь – 2, Свидетели Иеговы – 1, церковь «Глас Господа» – 1.

    Кроме того, иудейских организаций – 8, бахаистских – 6, кришнаитских – 1, Буддийский храм – 146.

    Большинство населения составляют узбеки и другие этносы, традиционно исповедующие ислам. В Узбекистане действует 2 064 официально зарегистрированные мусульманские организации (включая 6 шиитских мечетей). На территории Узбекистана расположено более 160 известных мусульманских святынь, позволяющих говорить об особом значении Узбекистана для всего мусульманского мира.

    Функционируют также Управление мусульман Узбекистана, Казият мусульман Каракалпакстана, Ташкентский исламский институт, 10 медресе, Среднеазиатский митрополичий округ (который объединяет Ташкентскую, Бишкекскую и Душанбинскую епархии) Русской православной церкви, 1 православная и 1 протестантская семинарии. В 2016 г. 5 000 паломников из Узбекистана совершили «хадж» в Мекку и Медину.

    Для освещения духовной и религиозной жизни населения в Республике печатаются религиозные газеты и журналы. Управление мусульман Узбекистана дважды в месяц печатает газету «Ислом нури» и журнал «Хидоят», Среднеазиатский митрополичий округ РПЦ – газету «Слово жизни» и журнал «Восток свыше».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта