Главная страница

новые тенденции в развитии современного искусства Казахстана. Тенденции искусства. Новые тенденции в развитии современного искусства Казахстана студентка гр. Тпгс206 Куприянова А. А


Скачать 3.4 Mb.
НазваниеНовые тенденции в развитии современного искусства Казахстана студентка гр. Тпгс206 Куприянова А. А
Анкорновые тенденции в развитии современного искусства Казахстана
Дата01.03.2022
Размер3.4 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаТенденции искусства.pptx
ТипДокументы
#378446

новые тенденции в развитии современного искусства Казахстана

Выполнил: студентка гр. ТПГС20-6 Куприянова А.А.

Проверил: Касымова Л.Н.

Введение

  • Искусство, моделируя определенный тип культуры, наглядно воссоздает целостную «картину мира» эпохи. Поэтому при изучении истории искусств Казахстана основополагающее значение имеет приобщение к основным художественно-культурным традициям. При выявлении основных художе­ственно-культурных традиций обобщены исследования А.Х.Маргулана, А.Г.Медоева, М.К.Кадырбаева, К.А.Акишева, А.К.Акишева и других. Древние культуры и традиции на террито­рии Казахстана: петроглифическая, мегалитическая и орнаментальная традиции (последняя пред­ставлена «андроновской» культурой). В ареале Казахстана особенно распространены петроглифы — наскальные изображения, «каменная» информация о духовной жизни древнего человека. Одно из бо­гатейших мест древнего наскального искусства — урочище Тамгалы (юго-западная часть Чу- Илийских гор, в 170 км северо-западней г. Алматы), рисунки которого в 1957 г. были изучены Г.Максимовой; наскальные изображения Актобе (район г. Каратау, р. Баба-Ата, Южный Казах­стан) исследованы в 1957 г. Т.Н.Сениговой. При изучении наскальных изображений наиболее прием­лемыми оказались такие методы датировки, как анализ сюжета и стиля, сопоставление наскальных рисунков с аналогичными находками из других археологических комплексов. Композиция петрогли­фов подробно проанализирована А.Г.Медоевым в книге «Гравюры на скалах» (1979).

Номадическая культура

  • Ядром оригинальной культуры является мировоззрение. Исторический характер мировоззрения выражен в его основных формах — мифологии, религии, философии. В связи с этим рассмотрим космогонические и мифологические представления номадов. Для современных народов Центральной Азии интегрирующим фактором выступает кочевая культура. Характерными чертами кочевой «кар­тины мира» выступает синкретизм, единение с природой, целостное восприятие мира. Самым ранним архаическим пластом мировоззрения являются древние культы, мифы и религии кочевников. У древ­них кочевников были развиты известные формы религий: анимизм, фетишизм, тотемизм, зоолатрия, фитолатрия, магия. Один из наиболее ярко выраженных анимистических культов, сохранившийся до наших дней, — культ предков (аруахов). Широко распространённым верованием среди народов Ка­захстана и Центральной Азии был и остаётся шаманизм. Номады осваивали мир на уровне мифопо­этического мышления, особенностью которого является эмоциональное переживание мира. В содер­жании кочевого мышления выделяются такие сущностные характеристики, как образность, мифоло- гичность, поэтичность, синкретичность. Архаическое мышление было направлено на гармоническое сосуществование человека и природы.

Скифология

  • Больших успехов в ХХ веке достигла скифология как отрасль историко-культурологической науки, благодаря исследованиям нескольких поколений учёных-востоковедов мира, среди которых В.Радлов, М.П.Грязнов, М.И.Артамонов, М.К.Кадырбаев, К.А.Акишев, А.К.Акишев и другие. Са­мобытный элемент скифо-сакской культуры — «звериный стиль», в котором отражалась «картина мира» номадов: мироощущение, мировоззрение, этические и эстетические идеалы воина-кочевника, божества, олицетворяющие космические силы и природные явления, опосредованные отношения с окружающей природой, восприятие действительности как вечного поединка Добра и Зла. Для звери­ного стиля характерно воплощение в различном материале образов животных: оленей, кошачьих хищников, птиц и других — часто в движении, в состоянии борьбы. Изображение несет не только сакральный смысл, но имеет и декоративное значение. Семантика «звериного стиля» до сих пор явля­ется предметом дискуссий. Скифо-сакский звериный стиль, отличающийся высоким уровнем мастер­ства, — явление мирового масштаба.

Современный мир

  • Современная теория культуры о периоде средних веков на Востоке, в Великой степи широко пользуется данными тюркологии — самостоятельной области востоковедения, комплексно изучаю­щей языки, историю, литературу и культуру народов, говорящих на тюркских языках. Объектом изу­чения тюркологии является крупное тюркоязычное этническое объединение, называемое «тюрк», из­вестное в истории с древнейших времен и впервые зафиксированное в орхоно-енисейских руниче­ских, древнеуйгурских, манихейских и других письменных памятниках. Важнейшее значение в изу­чении культуры древних тюрков имеют труды Л.Н.Гумилева, прежде всего книга «Древние тюрки». Культурные проблемы тюркологии: мифология и история о происхождении тюрков; тюркская руни­ческая письменность; памятники материальной культуры; происхождение, канон изображения, типо­логия и семантика древнетюркских изваяний (балбалов), құлпытасы, региональные различия. Эти памятники материальной культуры, как пишет Л.Н.Гумилёв, «сообщают нам о том, что некогда это все было живое».
  • Актуализируется проблема сохранения культурного наследия Казахстана, в частности, про­странства Великого Шелкового пути, занимающего значительное место в Программе ЮНЕСКО «Ве­ликий Шелковый путь — путь диалога, взаимоотношения и сближения культур». Прослеживается казахстанская ветвь Великого Шёлкового пути: города Великого Шёлкового пути и археологические культуры, среди них Сайрам (Испиджаб), города Таласской долины (Тараз — главный город), Кулан, Туркестан, Сауран, Баласагун, Суяб, городище Актобе, Сарайчик; «гаванью» кыпчакской степи был Отрарский оазис. В связи с этим особый интерес обретают культурные доминанты средневекового Казахстана: ислам как тип культуры, городская культура, архитектура средневекового Казахстана.
  • Осмысливаются духовные ценности казахов, национальные традиции и обычаи, их отражение в изобразительном искусстве.иОсобой красотой, «картинностью» отличается свадебный ритуал: сватовство; уплата калыма; обоюдная клятва; дары; «құйрық-бауыр» — мясное блюдо — «сваты связаны самим богом»; прида­ное невесты — новая белая юрта; особая честь матери. В свадебных песнях в портрете невесты часто повторяется эпитет «белый»; ее называют белым жеребенком, верблюжонком — так создается пред­ставление о красоте невесты, ее нежности и чистоте.
  • В программу свадебного тоя входят национальные игры. Игры как компонент национальной культуры послужили сюжетной основой для произведений изобразительного искусства. Так, Евгений Сидоркин создал большую серию автолитографий «Казахские национальные игры». Для Канафии Тельжанова игры интересны тем, что в них отчетливо «читаются» многовековая история и черты ха­рактера народа («Кокпар»). Глубокий поэтический подтекст игры «Кыз куу» раскрывает О.Сулейменов в стихотворении «Догони»; образ, созданный К.Тельжановым, не менее лиричен. Ху­дожник на конкретном материале из народной жизни стремится решать извечные вопросы радости жизни, молодости и любви.
Приоритетную роль имеет тема «Модернизация искусства Казахстана». Изучается проблема постмодернистского дискурса в художественной культуре Казахстана рубежа XX-XXI столетий. Важно проследить влияние постмодернистских установок на развитие искусства Центральной Азии, процесс модернизации искусства Казахстана: новое осмысление в искусстве мировоззренческого комплекса культуры кочевников; модификация современного искусства Центральной Азии, Казах­стана; архетипические основания новейшего искусства; обращение современных художников к «культурной памяти»; трансформация привычных культурных «текстов» в современных проектах. Исследуются новые концептуальные и пластические идеи в современной теории и художественной практике, специфика творчества современных казахстанских художников и художников централь­ноазиатского региона — демонстрация открытого типа культурных связей, установка на интерпрета­ционный контекст; основные культурные коды — современный и родовой, архетипический; мисте- риальность; игровая ситуация.
  • Приоритетную роль имеет тема «Модернизация искусства Казахстана». Изучается проблема постмодернистского дискурса в художественной культуре Казахстана рубежа XX-XXI столетий. Важно проследить влияние постмодернистских установок на развитие искусства Центральной Азии, процесс модернизации искусства Казахстана: новое осмысление в искусстве мировоззренческого комплекса культуры кочевников; модификация современного искусства Центральной Азии, Казах­стана; архетипические основания новейшего искусства; обращение современных художников к «культурной памяти»; трансформация привычных культурных «текстов» в современных проектах. Исследуются новые концептуальные и пластические идеи в современной теории и художественной практике, специфика творчества современных казахстанских художников и художников централь­ноазиатского региона — демонстрация открытого типа культурных связей, установка на интерпрета­ционный контекст; основные культурные коды — современный и родовой, архетипический; мисте- риальность; игровая ситуация.
  • В нынешней культурной ситуации Казахстана наблюдается множество стилей и направлений, порождающих сложный и многомерный плюралистический художественный процесс. Известно, что любой плюрализм — будь то социальный, религиозный, культурный — это всегда и конфликт, и дис­сонанс, и открытый диалог. Но главная тенденция современного искусства — это отсутствие запре­тов, возможность полного творческого самовыражения, стремление к коренному обновлению худо­жественной практики — поиску новой образной системы, своеобразной и необычной.

Заключение

  • Одна из примечательнейших тенденций современной культурной жизни — взаимный интерес художника и зрителя. Частые вернисажи привлекают все более широкую зрительскую аудиторию. В этом видится долгожданный поворот постиндустриального сознания в сторону духовных ценностей и новых гуманистических знаний — путь, по которому общество вошло в культуру III тысячелетия.
  • Итак, в современной актуальной культуре и фон полемического отталкивания, и стимул творче­ства. Постмодернизм современной эпохи выявляет контрасты с целью культурно-исторической пер­спективы: «разрушая старые мифы, но не культуру, мы встраиваемся в мировую историю»


написать администратору сайта