Главная страница

Курсовая. Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.. Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства


Скачать 383 Kb.
НазваниеНравственное воспитание младших школьников средствами искусства
АнкорКурсовая
Дата11.04.2023
Размер383 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНравственное воспитание младших школьников средствами искусства..doc
ТипРеферат
#1053937
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 2. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа

2.1. Анализ методов и приемов обучению рисования на занятиях

по изобразительному искусству



В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально – нравственные убеждения, определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира.Изобразительная деятельность влияет на развитие духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение.

«В своём произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей зависимости и, одновременно власти над ним» [2, с. 65]. Через искусство дети познают мир прекрасного, приобщаются к этой важной области человеческого существования, постигают премудрости творческого труда.

Младший школьный возраст наиболее предрасположен к изобразительной деятельности. Однако создание изображения требует целого ряда навыков и умений, формирующихся на образах восприятия и представлений. Ребенок, создавая изображение, приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в ходе работы над изображением он осмысливает новые качества предметов, приобретает художественно – изобразительные умения и навыки, стремиться их использовать в своем рисунке.

Каждый ребенок по своей природе талантлив, уникален, только он не всегда знает об этом. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от посещения кружка или студии» [2, с. 65]. Заинтересовать, выявить способности каждого ученика – главная задача педагога. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, а именно, один из самых его эмоциональных жанров – пейзаж. Важность пейзажа в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как в процессе общения ребенка с явлениями природы, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Знакомство детей с этим жанром способствует развитию художественно – образного мышления, воспитывает доброе и бережное отношение к природе. Помочь школьникам проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача учителя. «В каждом произведении искусства лежит художественный образ. Детский рисунок – не исключение. Способность к образному творчеству у учащихся, прежде всего, проявляется в выборе содержания, отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерных, особенных качествах изображаемых объектов или событий – задача, и ученика, и педагога», – писал В.М. Дубровин.

Успех в обучении школьников пейзажному рисованию зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а так же, какие методы и приемы, нацеленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков, использует педагог в процессе обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода [3, с. 470]. Для успешного овладения навыками изображения пейзажа, необходимо применять в учебном процессе те методы и приемы, которые способствуют развитию и формированию знаний, умений и навыков в развитии творческих способностей учащихся.

Педагог изобразительного искусства использует различные методы обучения пейзажной живописи: Информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиций пейзажа, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов пейзажа. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление ранее полученных знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод направлен на развитие у школьников самостоятельности, фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения. Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на уроке важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими приемами могут быть: игра; сюрпризный момент; просьба о помощи; поощрение, музыкальное сопровождение. Большое значение в развитии изображения природы отводится слову. Именно словом необходимо не только описать изображаемую ребенком природу, но и охарактеризовать особенности. Для этого на уроках изобразительного искусства широко используются выставки, посвященные изображению пейзажа, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы о природе.

Таким образом, в процессе обучения учащихся начальной школы изображению пейзажа, целесообразно использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.

Успешное обучение пейзажной живописи детей младшего школьного возраста зависит от того, какие методы и приемы используются в процессе обучения. В этом процессе активную роль играет педагог – творческий наставник, от уровня подготовки которого, его профессиональных качеств и художественной культуры зависит результативность работы. Существует множество методов и приемов преподавания изобразительного искусства. Каждый художник – педагог должен руководствоваться теми методами и приемами в своей работе, которые наиболее близки ему [4, c. 118].

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта