Курсовая. Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.. Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства
Скачать 383 Kb.
|
Глава 1. Теоретические основы процесса нравственного воспитание младших школьников средствами искусства1.1 Развитие художественных навыков учащихся пейзажной живописиПостановка проблемы и ее связь с задачами исследования. Основой формирования мировоззрения ребенка, становления его личности является способность видеть и понимать информацию, в частности, насыщенную эстетически информацию, которая является частью культурной среды. Предпосылками развития способности к эстетическому восприятию выступают интерес и повышенная эмоциональная чувствительность детей, то есть эстетическая восприимчивость. Одной из первоначальных заданий художественно - нравственного воспитания учащихся детских школ искусств является подготовка младшего школьника к восприятию изобразительного искусства как чего-то духовного, иными словами, умения развивать в себе способность впитывать в себя прекрасный мир художественных ценностей. Важным является понимание того, что в современном мире существует определенный разрыв между художественной культурой детей и истинными ценностями искусства, что значительно отдаляет школьников от мировых сокровищ искусства. Анализ последних исследований и публикаций. Проблема развития у учеников детских школ искусств художественных навыков посредством живописного жанра, остается актуальной в теории современного воспитания. С точки зрения разных наук, таких как философия, психология, педагогика, интерес к формированию у детей эстетического и художественного вкуса рассматривается по-разному. С позиций философии, мыслители давних времен (И. Кант, Платон, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, А.Я. Понамарёв и др.), рассматривают развитие художественно-творческих умений как многокомпонентный процесс, направленный на создание нових реальностей и ценностей; в нём скомпоновано объективное и личностное, субъективное. (О.И. Буров, В.О. Василенко, М.С. Каган, В.С. Корниенко, М.И. Колесник, Н.Б. Крылова, Л.Н. Столовичдзе). Для теоретического осмысления вопроса о фомировании художественных навыков, важное значение имеют исследования педагогов и психологов. Так, психологи доказывают, что художественные навыки у детей формируются только в условиях специально организованного педагогического процесса, для осуществления которого, по мнению В. Запорожца необходима творческая активность, без которой глубокое усвоение и овладение художественным опытом становится невозможным в процессе полноценного развивающего обучения. По мнению разных авторов (Е.А. Флёриной, Д.Б. Богоявленской, И. Киреенко, А.Г. Ковалёва, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, Н.А. Пономарёва и др.) своеобразие художественного развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью и индивидуальностью образного восприятия. Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен. Также, в психолого-педагогических исследованиях П.Я. Гальперина, В.В. Давидова, Л.В. Занкова, В.А. Крутецкого, Г.О. Люблинской, М.М. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Н.Д. Молдавской, Л.М. Рожиной, и др. определены особенности развития художественного мышления учеников младшего школьного возраста. Исследованиями ученых доказано, что именно возраст 4-7 лет является особенно восприимчив к художественной деятельности, что в свою очередь способствует самовыражению, самоутверждению личности ребёнка, а значит и формированию у него необходимых художественных навыков. Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и напрямую зависит от личности, которая у каждого ребенка, бесспорно является неповторимой. Поддерживая психологов, педагоги (Н.И. Волошина, Д.М. Джола, Н.В. Игнатенко, Л.Г. Коваль, И.В. Крицкая, Л.И. Олефиренко, Л.А. Руденко, О.П. Рудницкая, М.М. Шпак) подчеркивают, что детям младшего школьного возраста свойственны особенные предпосылки для активного развития художественного восприятия, и оценки увиденного. В частности, практика обучения изобразительному искусству младших школьников подтверждает целесообразность использования произведений искусства на занятиях в школах искусств. В современных концепциях воспитания (по мнению Е.А. Флёриной, Н.С. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, О.С. Ушаковой, Л.А. Парамоновой, Л.Г. Васильевой, И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой и др.), связанных с гуманизацией педагогического процесса, особая роль отводится обучению, которое включает индивидуальный подход в решении проблемы воспитания младшего школьника как активной творческой личности. С позиций нравственного воспитания, владение художественными навыками является средством самовыражения внутреннего мира ребёнка, который выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид восприятия и отображения действительности, особенной формой мышления (Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Е.И. Севастьянов и др.). Ученые отмечают, что детская художественно-творческая деятельность является универсальной, пластичной (В.В. Давыдов), инициативной, «бескорыстной» (Н.Н. Поддьяков), «творчески насыщенной» (В.А. Петровский), синкретичной (Н.А. Ветлугина, Л.А. Парамонова, О.С. Ушакова). Творчество детей, является процессом создания при помощи приобретенных им на занятиях «под руководством педагога» или «найденные самостоятельно» (Н.А. Ветлугина) «изобразительно-выразительных средств» (Т.С. Комарова), «субъективно нового для ребёнка продукта» (И.А. Лыкова, Н.А. Ветлугина), в который он «вложил свои знания» (Т.С. Комарова) и личностное «эмоционально окрашенное отношение к изображаемому» (Е.А. Флёрина). Определение цели и задач исследования. Изучение специфики педагогических технологий подводит к выявлению особых педагогических условий, которые развивают художественные навыки учащихся начальных классов школы искусств. Важным является факт противоречия между потребностью в высоком качестве автоматизации художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств и использовании эффективных методов, стимулирующих проявление природной потребности учащихся в реализации творческих качеств и способностей в искусстве пейзажной живописи. Данное противоречие находит свое отображение в проблеме исследования, содержанием которой является поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественными навыками средством пейзажной живописи в системе занятий для учащихся в школах искусств. Решение данной проблемы является целью исследования, которая включает в себя теоретическое обоснование и разработку методических рекомендаций по развитию художественных навыков учащихся школ искусств, при помощи средствам пейзажной живописи. Гипотеза исследования может быть определена следующим образом: использование шедевров пейзажной живописи на занятиях в детских школах искусств является эффективным средством формирования у учащихся навыков художественного творчества. Основное содержание. В последние годы, в отечественной и зарубежной педагогике, вырос интерес к проблемам теории и практики эстетичного воспитания как важному средству восприятия и понимания красоты окружающего мира, средству этического и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитого, духовно богатого, лица. В эстетичном развитии ведущую роль играет искусство пейзажной живописи благодаря его уникальной способности комплексно влиять на духовный мир человека. Искусство пейзажной живописи дает возможность раскрывать перед учениками богатые художественно познавательные возможности, учить школьников воспринимать через обиды художественных произведений окружающий мир, получать от рисования глубокое эстетичное наслаждение. Задания нравственного воспитания путем ознакомления учащихся младших классов школ искусств с жанрами живописи определены в нормативных и законодательных документах: Федеральным Законом «Об образовании», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и т.д. Кроме того, в своей деятельности педагоги руководствуются основными положениями Концепции художественного образования в Российской Федерации; требованиями Государственного стандарта начального и базового общего среднего образования; методическими рекомендациями относительно организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и преподавания дисциплин художественно- естетического цикла; содержанием программ средней общеобразовательной школы 1-4 класса (2006, 2011 гг.). Как уже отмечалось, в современных исследованиях подчеркивается существенная роль произведений живописи в формировании художественно-эстетической культуры личности, развития представлений об искусстве в целом. В данной статье мы делаем акцент на том, что одним из важных жанров в живописи, который используется как средство в процессе формирования и закрепления художественных навыков у учащихся детских школ искусств, является пейзаж. С целью выявления вопроса по изучению развития художественных навыков на занятиях по живописи в детских художественных школах, следует учитывать особенности следующих программ по изобразительному искусству: «Примерной программы и методического пособия для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств» под руководством Кузиной Е.Н. [4]. Рабочая программа Свиридовой О.В. (на основе программы Немен- ского Б.Н.) [2]. Целью программы по курсу живописи, разработанной Кузиной Е.Н. с первого по четвертый класс обучения, является формирование знаний о цвете и умение пользоваться цветом для воспроизведения форм окружающей действительности на изобразительной плоскости. Изучение пейзажной живописи имеет место, как в первой, так и во второй программе. Стоит учесть и то, что поскольку, вторая программа составлена для учеников общеобразовательной школы, то доля изучения пейзажа в ней также вполне значительная. Пейзаж - это изображение картин природы, городов, архитектурных сооружений и т.д. Процесс рисования пейзажных картин является одним из основных заданий в развитии пространственного воображения и пространственного изображения у того, кто рисует. Создание пейзажа пробуждает эстетические чувства, развивает способность воспринимать действительность, находить прекрасное в увиденном, а также умение выделять отличительные черты предметов или явлений. Искусство пейзажной живописи позволяет раскрывать перед учащимися школ искусств богатые художественно-познавательные возможности, обучать младших школьников воспринимать через образы картин окружающий мир, получать от рисования эстетическое наслаждение. Изобразительное искусство рассматривают как целостный феномен художественной деятельности гармонично развитой личности. Поэтому «искусство пейзажного жанра является источником комплексных эстетических знаний, основой для формирования совершенной личности ребенка» [3, 212]. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами - совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это содействует возникновению и проявлению эмоционального отношения к явлениям природы, и, следовательно, способствует трансформации в художественном воображении школьника объектов природы в образ. А стремление передать эти образы природы на рисунке приводит к углублению знаний и закреплению художественных навыков и представлений о природных объектах и явлениях. Для развития художественных навыков средствами пейзажной живописи используются различные методики, способы, программы. На примере произведений пейзажного жанра (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.К. Айвазовский) следует отметить, что в картинах природы отображается мировоззрение художника, особенностей его эпохи, а также национальные особенности восприятия мира. Слово «пейзаж» в переводе с французского означает «природа», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посредством которго, художник изображает на холсте окружающую человека природную или преобразованную им самим среду. Ощущение красоты природы, окружающих людей, вещей, вызывает у младшего школьника эмоционально насыщенные психические состояния, пробуждает интерес к жизни, расширяет кругозор, развивает мышление, память, внимание и другие качества и ощущения личности. С точки зрения многих ученых, существуют степень насыщенности художественно - эстетического восприятия произведений искусства, определяется определенными закономерностями, в частности при восприятии живописи дети, к сожалению, в меньшей степени предпочитают натюрморт и пейзаж. Не смотря на это, следует отметить, что при грамотной организации педагогического процесса, направленного на формирование художественных навыков учащихся художественных школ, используемые учителем картины пейзажной живописи, вызывает интерес у детей изображением картин природы и городских пейзажей с использованием определенных цветовых сочетаний, ярким колоритом. Пейзажная живопись без сомнения эмоционально и эстетически влияет на детей и является очень близким жанром для них, в первую очередь из-за возможности наблюдать живописные картины и явления природы. В первую очередь, это проявляется в высказываниях детей, их словесно - образных характеристик пейзажных образов. Важным показателем эмоционального восприятия картин и интереса детей к пейзажной живописи, а также важным фактором процесса формирования художественных навыков младших школьников, является их личностное отношение к нарисованному пейзажу. Планируя занятия по рисунку и живописи с учащимися школы искусств, педагогам следует учитывать три уровня эстетического восприятия детьми произведений искусства, в частности пейзажной живописи. На первом, самом низком уровне ребенок восхищается увиденным на картине, его радует разнообразие и насыщенность красок. Мотив оценки носит в большей степени предметный, иногда - практический характер. На втором уровне у младших школьников развивается способность не только воспринимать произведение, но и осознавать эстетические качества, которые делают картину привлекательной для них. Оценка при этом имеет элементарно-эстетический характер. Дети учатся оценивать цветовые переходы, сочетания, формы, отдельные композиционные приемы. На третьем, высоком уровне художественно - эстетического восприятия в процессе формирования художественных навыков, школьники могут воспринимать не только внешние характеристики явлений природы, но и внутренне содержание художественного образа произведения [1, 125]. Таким образом, главной задачей педагогов в системе формирования художественных навыков на занятиях в художественных школах, является научить ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности, средствами пейзажной живописи. Для того, что - бы методика использования пейзажной живописи имела на детей эффективное влияние и с их помощью педагоги достигали поставленной цели, следует выделить ее особенность: система художественного воспитания средствами пейзажной живописи должна быть, прежде всего единой, каждый вид занятия с использованием методики обучения рисования пейзажа, должен иметь свои четкие задания в процессе формирования эстетической культуры и определенных художественных навыков личности школьника. В условиях систематической работы по ознакомлению с произведениям искусства пейзажа, учащиеся постепенно начинают выделять нравственную, познавательную и эстетическую ценность их содержания. Понимание художественной значимости пейзажа развивается из неосознанного, рассеянного восприятия к адекватному осмыслению содержания, мотивированного логическими связями и средствами выразительности. В организации педагогической работы с целью формирования художественных навыков необходимо учитывать особенности детского эстетического восприятия жанровой живописи, а именно его художественную ценность, эмоциональность, способность к восхищению, субъективной оценки, что является очень важным для развития ценностноэмоционального отношения к искусству и в дальнейшем приводит к развитию определенных художественных навыков и умений самостоятельно рисовать произведения жанровой живописи, в частности картин природы, городской среды, одним словом всего, что относится к жанру пейзажа [5, 9]. Таким образом, привлечение младших школьников к изобразительному искусству пейзажного жанра как к чему - то эстетически ценному, развитие и воспитание учеников - одна из важных и сложных проблем современного образования. |