византия. ответ на реферат. Объект исследования
Скачать 26.25 Kb.
|
Объект исследования - сущность русско - византийских отношений, содержание и многоплановость цивилизационного влияния Византии на Русь. Цель исследования: изучить характер и основные направления влияния Византии на развитие древнерусской цивилизации, права, культуры и духовности. Задачи исследования: проследить эволюцию отношений Древнерусского государства с Византией; показать значение крещения Руси по византийскому обряду и влияние византийской духовности на исторический путь России; сформировать представление о влиянии культуры Византии на формирование христианской культуры Руси. Восточные славяне на пути складывания государственности. Их отношения с Византией. При Юстиниане достаточно интенсивно начинается вторжение славян на территорию Византийской империи. Славяне осели на нижнем и среднем Дунае и оттуда делали набеги на Византию. Позже они заселили территорию империи: Балканы —Македонию, побережье Эгейского и Адриатического морей и их острова. Юстиниан по всей береговой территории Дуная, примыкавшей к границам Византийской империи, строит систему крепостей против славян. Это не помогает. Славяне становятся вторым этносом Византийской империи на Балканах, после греков, и начинают играть заметную роль в жизни Византийской империи постепенное ославянивание завоеванных регионов формируют у императора отношение неприятия славянского этноса и враждебную настороженность. Это отношение ляжет в дальнейшем в основу византийско-русской дипломатии, определит политику Византии по отношению к Киевской и, правда в меньшей степени, к Московской Руси. Военные походы на Византию славяне несколько раз совершали уже в VI в. Борьба длилась несколько веков, причём Русь, в основном, использовала наступательную стратегию Отсутствие общей границы с Византией не приводила к постоянным вооружённым столкновениям. Русь обладала тем преимуществом, что была в состоянии время от времени наносить чувствительные удары по важнейшим византийским центрам. Византия в ответ действовала чужими руками, натравливая на Русь соседние народы. 1.2 Основные этапы взаимоотношений двух странВ IX в. в Византии начался подъем крупных городов. В IX в. в Византии начался подъем крупных городов. Расширялись экономические связи с соседними народами. В IX веке произошли перемены в экономической и политической жизни восточных славян. Развивалось ремесло, торговля, распространялось пашенное земледелие, возникали и росли города. Рост могущества Древнерусского государства вызвал тревогу у византийских политических деятелей Первым этапом в развитии византийско-русских отношений было установление связей Руси с византийской колонией в Крыму - Херсоном, торговля которого с «варварами» Причерноморья была главным источником его существования и процветания. Херсон стал военным форпостом, препятствовавшим продвижению русских к южным берегам Черного моря. Устье Днепра было издавна освоено херсонитами. Чтобы вывести из Днепра в море большой купеческий караван или провести войско, необходимо было доброе согласие херсонитов. Второй этап византийско-русских отношений характеризуется попытками русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии Третий этап византийско-русских отношений - начало непосредственных контактов с Константинополем и дальнейшие события. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь. Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. 1.3 Русско-византийские договорыДоговоры русских с греками 907 и 911 гг. свидетельствуют об уже сложившейся системе дипломатических и торговых отношений. Торговля с Византией способствовала увеличению экономического могущества правителей Руси - сюда они сбывали часть дани и военной добычи. На константинопольском рынке можно было приобрести дорогие ткани, ценное оружие, изделия роскоши, изысканные яства. Только правитель государства с его аппаратом власти был в состоянии обеспечить выгодные условия торговли с соседней страной и безопасность торговых караванов на огромном протяжении сухопутного и морского пути. В IX-X вв. внешнюю торговлю Руси осуществляла непосредственно правящая верхушка Русского государства. Конвой сопровождал купцов на всем пути до Константинополя. Купцы, не имевшие печатей или грамот, выданных князем, лишались права на льготы, обусловленные договорами с Византией. Недружелюбное отношение к «гостям», нередко выполнявшим и дипломатическую миссию, рассматривалось как прямое оскорбление отправившего их монарха Договоры свидетельствуют, что в Константинополе проживали русские купцы и воины; русские служили наемниками в императорских войсках; в Византию бежали с Руси невольники; русские суда терпели бедствия близ византийских берегов, а византийские - неподалеку от владений русских. Случались и недоразумения, споры, драки и тяжбы между русскими и византийцами В 907 г. под стенами Константинополя было достигнуто соглашение, важнейшие статьи которого сообщает русская летопись. Русские получили право беспошлинной торговли в столице империи. Во время пребывания в столице русским послам предоставлялось особое «посольское» довольствие, а купцам - месячина в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыба, овощи. На обратный путь их снабжали якорями, парусами, канатами, продуктами. В сентябре 911 г. был заключен еще один договор, торжественно скрепленный взаимными клятвами. Договор устанавливал порядок урегулирования конфликтов, обмена и выкупа пленных, возвращения беглых рабов и преступников, охраны и возвращения имущества, находившегося на судах, потерпевших кораблекрушение, касался вопросов наследования и др. В момент заключения договора 911 г. 700 русских принимало участие в военной экспедиции византийцев против критских арабов. В договоре 944 г. как бы признается и вина Византии за происшедший разрыв Византия, по-видимому, не желала более соблюдать условия договоров 907 и 911 гг. Встревожило, по всей вероятности, империю и постепенное укрепление русских на берегах Черного моря. Русские пытались обосноваться в устье Днепра, оставаясь там и на зимнее время. По договору 944 г. русские должны были защищать Херсон от нашествия черных болгар В договоре также решительно подчеркивается, что русский князь не имеет права распространять свою власть на владения империи на северных берегах Черного моря. Результатом византийско-русских противоречий, выявившихся после заключения договора 911 г., был поход Игоря 941 г. На этот раз поход не был неожиданностью для византийцев. Узнав о приготовлениях Игоря, херсониты и болгары тотчас известили императорский двор. 8 июня у входа в Босфор бесчисленные однодеревки Игоря были встречены византийскими кораблями, снабженными греческим огнем. Легкие суда Руси были рассеяны. Русские высадились на берегах Босфора. Византийский флот напал на отходившие суда русских и нанес им поражение. Захваченные в плен были обезглавлены. Несмотря на неудачу, русский князь, едва вернувшись на родину, принялся готовиться к новому походу. В 943 или 944 г. Игорь, заключив союз с печенегами, выступил по суше и по морю против Византии. Однако императорские послы встретили русское войско на Дунае и сумели склонить Игоря к миру. Вскоре был заключен новый договор, более благоприятный для византийцев, чем договор 911. г. В договоре уже не говорилось о беспошлинной торговле русских в Константинополе. Русским купцам запрещалось приобретать шелковых тканей более, чем на 50 номисм, русские обязывались помогать Византии, защищать ее крымские колонии В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мирными. Русские купеческие караваны ежегодно прибывали в Константинополь. Одновременно русские продолжали вести торговлю с Херсоном. Участвовали русские и в военных предприятиях Византии. В 954 г. они были в составе войск империи в Азии. Гарнизоны из русских воинов стояли по крепостям Византии. В 957 г. Русь сделала шаг навстречу империи: русская княгиня Ольга совершила путешествие в Константинополь. По-видимому, в Константинополе она крестилась под христианским именем Елены. Однако уже в это время в отношениях Руси с империей проскальзывают черты настороженности и враждебности. Константин Багрянородный видел в Руси потенциального врага и делал ставку на печенегов как на союзников против русских. Русская летопись сообщает, что Константин VII просил у Ольги «вой в помощь», но оскорбленная приемом в столице империи княгиня ответила отказом. Русские, правда, продолжали служить в византийской армии. Противоречия, нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60 - начале 70-х годов в крупное военное столкновение, в результате дипломатических маневров Византии печенеги весной 969 г. осадили Киев. Святославу пришлось покинуть Болгарию. По-видимому, уже тогда империя окончательно убедилась, что Святослав преследует на Балканах собственные интересы, отнюдь не совпадающие с интересами империи. Святослав хотел укрепиться на Дунае и перенести сюда, в Переяславец, даже столицу своего государства. В июле - августе 969 г., отогнав печенегов от Киева, Святослав снова появляется в Болгарии, и его действия сразу же принимают ярко выраженную антивизантийскую направленность. Никифор поспешил возобновить союзные отношения с Болгарией, опасаясь начинать войну одновременно «против двух народов» (русских и болгар). Очевидно, между Святославом и определенными кругами болгарской знати сложился союз, к которому примыкали венгры и часть печенегов. Никифор старался отколоть болгар от Святослава. Этот замысел, как видно, увенчался успехом лишь в отношении непосредственно правящей группировки болгарской знати во главе с Борисом. По заключенному под Доростолом договору Святослав должен был покинуть Болгарию и никогда впредь не посягать ни на эту страну, ни на византийские колонии в Крыму. В случае необходимости русский князь обязался оказывать империи военную помощь. Византийцы в свою очередь предоставляли русским свободный выход из Болгарии, снабжали каждого из 22 тыс. воинов Святослава продовольствием и обязывались впредь относиться «как к друзьям» к русским, прибывавшим в Константинополь по торговым делам. Император должен был также убедить печенегов не нападать на дружину Святослава, когда она будет возвращаться на родину. Попытка русского князя распространить свое господство на часть Болгарии не увенчалась успехом. Однако авторитет Руси в глазах византийцев, составивших отчетливое представление о силах Русского государства, повысился, несмотря на поражение русских. 1.4 Крещение Руси как политическая выгодаПосле Доростольского договора торговые и дипломатические отношения Византии с Русью возобновились. Василий II обратился к Руси за военной помощью. В завязавшихся переговорах Василий был вынужден принять встречные условия русских, а именно -выдать за русского князя порфирородную царевну, свою сестру Анну. Русские, и прежде всего сам князь, обязались принять христианство. Процесс христианизации Руси ко времени княжения Владимира длился уже более столетия. Русская знать успела убедиться, что христианство сулило и повышение авторитета Руси в сношениях с другими государствами, и оформление социального господства феодальной верхушки, и приобщение к культурным традициям Византии. Весной 988 г. (а может быть, в конце лета или осенью 987 г.) из Руси на помощь Василию прибыл 6-тысячный корпус. Летом 988 г. русские принимали участие в разгроме войск Фоки под Хрисополем. Положение Василия значительно укрепилось. Император, по всей вероятности, не спешил с выполнением достигнутого соглашения - Анна не была отправлена на Русь. Чтобы принудить Василия к этому, Владимир весной следующего,989г., осадил Херсон (который был взят в начале лета) Опасаясь углубления конфликта с ними. Император распорядился отправить порфирородную сестру к Владимиру. Брак, которому предшествовало принятие христианства Владимиром, состоялся, по-видимому, летом 989 г. Владимир приступил к крещению языческого населения своего государства 1.5 Русско-византийские отношения в XI-XII вв.После заключения соглашения между Василием II и Владимиром отношения между Русью и Византией вступили в новую фазу. Обе правящие династии были связаны тесными родственными узами. В Византии сложилось два центра, к которым тяготели все русские, по той или иной причине оказавшиеся в империи. Одним из них стал русский монастырь на Афоне Гораздо большую роль играл русский центр в столице империи. Здесь создалось своеобразное землячество, объединявшее не только купцов и дипломатов, но и военных, служивших в византийском войске, паломников, путешественников, духовных лиц. На Руси, прежде всего в Киеве, в свою очередь появилось греческое население До войны 1043 г. мирные дипломатические и торговые сношения Византии с Русью развивались непрерывно. Более того, можно предполагать, что в это время постепенно возрастала не только военная, но и политическая роль русских в Византии. Резкие перемены в отношениях с русскими произошли с приходом к власти Константина IX Мономаха. Враждебность нового правительства отразилась на положении всех слоев русского населения империи. Мономах воцарился в июне 1042 г. Антирусский курс Мономаха достаточно явно проявился уже в 1042 г. К этому времени следует относить и ссору на константинопольском рынке между русскими и греками. В результате ссоры был убит знатный русский и русским был причинен материальный ущерб. Убийство знатного русского в Константинополе, конечно, не могло быть подлинной причиной последовавшего военного столкновения. Ярослав Мудрый, весьма дороживший международными связями и авторитетом Руси, использовал этот факт лишь как повод к походу, причины которого лежали в изменении общей политики Византии по отношению к Руси. У Мономаха были все основания остерегаться войны с русскими. По-видимому, вскоре после похода между русскими и византийцами начались переговоры. Обе стороны желали мира. Очевидно, Византия пошла на уступки. Новый договор был скреплен в промежуток между 1046 и 1052 гг. браком сына Ярослава Всеволода с дочерью Мономаха, которая носила имя Марии. После смерти Ярослава ослабла власть великого князя. Разные княжеские центры Руси стремились к независимой внешней политике. Глухое соперничество вылилось в междоусобицы, захлестнувшие Русь после 1073 г. Отношение к Византии утратило характер единой государственной политики. В торговых отношениях Византии и Руси в XI-XII вв., очевидно, не произошло особенно глубоких перемен. Русские купцы торговали на рынках империи, а греческие приезжали на Русь. Именно в XI-XII вв. сложились и окрепли те культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий след в духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 г. И завоевание европейских владений империи латинянами нарушило нормальное развитие русско-византийских отношений 2. Крещение Руси и влияние византийской духовности на исторический путь РоссииБлагодаря принятию христианства Древнерусское государство осуществило модернизацию древнеславянской языческой картины мира. Важнейшим следствием крещения Руси стало формирование новой картины мира, которая по своему характеру являлась и не языческой, и не христианской, а состоящей из их фрагментов. Одним из факторов, способствующих принятию Древнерусским государством христианства в восточном, византийском варианте, стало наличие славянской письменности. Появление на Руси письменности, как способа хранения, обработки и распространения знания, явилось исторически первой предпосылкой становления российской науки Традиционно изобретение славянского письма связывают с деятельностью братьев Константина (после пострижения — Кирилла) и Мефодия, происходивших из города Салоники. Разработанный Константином и Мефодием алфавит в качестве основы использовал греческое письмо с добавлением нескольких букв и являлся адаптацией греческого письма к нормам славянского языка и более ранней славянской азбуке — глаголице Принятие христианства греческого образца, допускающего ведение богослужения на родном языке, наличие славянского фонетического алфавита, доступность близкого, хорошо разработанного литературного языка южных славян, крещенных ранее, — все эти факторы привели к созданию на Руси условий для распространения литературы на совершенном, понятном народу языке. Культурное влияние Византии следует рассматривать как активное воздействие империи с целью подчинения Руси своей политической и церковной власт. В стратегические интересы Византии не входили планы безвозмездной передачи Руси собственного научного, образовательного и технического опыта и содействия развитию местной науки, поскольку это неизбежно привело бы к усилению Древнерусского государства и уменьшению степени политического и религиозного влияния на нее со стороны империи. Византия проявляла заинтересованность в распространении образованности на Руси лишь в той мере, которая способствовала ее включению в византийскую ойкумену. В этих изданиях энциклопедического толка в популярной форме рассматривались различные сферы знания. Византийское влияние в православном мире «основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Политическое единство требовало единства обрядов, поэтому важным этапом широкой программы распространения московской власти на все православные народы явилось исправление богослужебных книг. Для принятия на себя функций наследницы Византийской империи Москве необходимо было достигнуть тождества греческой и русской веры. ЗаключениеВ отношениях с Русью Византия искала такие формы связей, которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Языческая Русь ходила походами против Византии, но она, же часто оказывала ей и военную помощь. Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с Русью после ее крещения, сравнительно с отношениями империи с Болгарией и Сербией. Во-первых, только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем. Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул василевса. В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против поставления во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда, эти митрополиты не были в чужой и далекой странепроводниками выгодной империи политики |