Главная страница
Навигация по странице:

  • Закономерности становления художественно-эстетического развития в онтогенезе

  • Возраст ребенка

  • 1-3-й годы жизни

  • 3-5-й годы жизни

  • 5-7-й годы жизни

  • Уровни художественно-эстетического развития детей с аутизмом

  • Образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра содержание


    Скачать 2.18 Mb.
    НазваниеОбразовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра содержание
    Анкорflfgnbh hf,jx hjuhfvvf gj vepsrt
    Дата17.06.2022
    Размер2.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаadaptirovannaya_oop_do__dlya_detey_s_rasstroystvami_autistichesk.doc
    ТипОбразовательная программа
    #600747
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20
    Глава 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
      Особенности художественно-эстетического развития детей с аутизмом

    Известно, что большинство детей с расстройствами аутистического спектра имеют высокую эмоциональную чувствительность к музыке, ритмическим стихам, ярким изобразительным и театральным образам. Четкая пространственно-временная природа произведений искусства находит особый отклик у детей с аутизмом из-за их склонности к определенному внутреннему порядку.

    Кроме этого, большинство аутичных детей очень чувствительны к стимулам внешней среды (зрительным, звуковым, обонятельным, тактильным); в их системе восприятия окружающей среды доминирует тот или иной сенсорный канал, и они стремятся получить желаемые впечатления именно через этот орган ощущения. Поэтому, например, когда речь идет об интересе для ребенка к определенному музыкальному инструменту, то определяющими могут оказаться такие его характеристики, как его внешний вид (форма, линии, цвет), звук, особые ощущения этого инструмента по прикосновению, или его привлекательность по запаху и т.д. .

    Рациональность художественно-эстетических занятий с аутичными детьми обусловлена следующим:

    1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком является отсутствие его внимания, пребывание на "своей волне". Особенно подобранные средства для художественно-эстетических занятий (определенные звуки, мелодии, тексты) привлекают внимание, и организуют относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с аутизмом;

    2) обнаруженная большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты, материал для изобразительного искусства, элементы костюмов или декорации;

    3) занятия, основанные на художественных принципах, способствуют преодолению стереотипных проявлений, характерных для детей с аутизмом, и расширению поведенческого репертуара, их эмоциональной активации, становлению релаксационных и регулятивных процессов, их способности к отзыву как предпосылки общения.

    Созданная благодаря художественно-эстетическим занятиям творческая среда способствует интеграции личности детей с расстройствами аутистического спектра, позволит им почувствовать и осознать себя как неповторимую индивидуальность и раскроет радость взаимодействия с другими людьми.
    Закономерности становления

    художественно-эстетического развития в онтогенезе

    Обычно дети в дошкольном возрасте способны реагировать на хорошее в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать.

    Художественно-эстетические занятия являются специфической деятельностью, во время которой у детей формируется способность познавать действительность, себя, свои взаимоотношения с окружающим миром средствами искусства, а также проявлять себя с помощью различных видов художественно-эстетической деятельности.

    Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит от их чувствительности к эмоционально-эстетическому переживанию, которое имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном возрасте (табл.1).

    Возраст ребенка

    Художественно-эстетическое развитие

    от рождения до 1 года

    Ко 2-му месяцу отчетливо реагирует на пение и музыку; начинает выдавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками, может даже искать источник звука, поворачивая голову;

    - Почти сразу реагирует на протяжный звук; внимательно, с удовольствием слушает игру на гитаре, металлофоне, свирели, других музыкальных инструментах;

    - С 5-6-го месяцев движения становятся более разнообразными, энергичными; может даже пытаться сблизить руки в такт музыке;

    - С 6-го месяца наблюдается уже устойчивое внимание к мелодиям; хорошо отличает музыку от простого шума: улыбается, радостно смеется, "поет", весело стучит ручками и ножками. На различную музыку реагирует по-разному: когда звучит плясовая - делает "ладушки", может постукивать ногой, а польется колыбельная - медленно раскачивается всем телом;

    - С 7-8 месяцев продолжает развиваться способность к подражанию;

    - С 9-12 месяцев радостно откликается на предложение взрослого попеть, потанцевать, тем самым, подтверждая, что "занятия музыкой" - любимое дело; способен сосредоточено и достаточно длительное время слушать музыку. Еще более дифференцированно реагирует на различный характер мелодии - колыбельную или танцевальную;

    - К концу первого года жизни способен протяжно и довольно долго тянуть гласные "а", "и", слоги "на", "ба", в некоторых случаях в "песнях" даже угадывается ритм; начинает подстраиваться под пение взрослого и "петь" вместе с ним;

    - Проявляет интерес к ярким рисункам, фотографиям и т.п.

    1-3-й годы жизни

    - С удовольствием играет музыкальными игрушками: (триола, свирель, губная гармошка, треугольник, бубен, барабанчик, ксилофон т.д.;

    - Более сложной и разнообразной становится реакция на действия взрослого: кивает головой, движется всем телом, делает "ладушки", даже пытается притопывать ногой в такт музыке;

    - Привлекательность ритмических движений, музыкальных звуков, ярких цветов, выразительной мимики, ласкового голоса взрослого;

    - Способность различать веселую и грустную мелодии, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки;

    - Формирование игровой и элементарной художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, чтение стихов и т.п.);

    - Элементарная художественная деятельность ребенка имеет признаки эстетического характера, а его эстетическое развитие связано с индивидуальным опытом и его интересами. В своих произведениях ребенок пытается достичь образности, проявляет элементы самостоятельности, творческой активности;

    - Проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или танцах и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям;

    - С интересом слушает инструментальную музыку, для которой характерны богатые выразительные средства и яркие образы. Обычно дети быстро запоминают ее;

    - Появляется музыкально-эмоциональная активность: называет любимые песни до начала музыкального занятия, просит сыграть их или спеть, тем самым, настраиваясь на слушание. Угадывает знакомые песни по вступлению. С интересом слушает рассказ педагога, сопровождающийся музыкальными иллюстрациями, запоминает музыку и узнает, о каком персонаже или эпизоде она «говорит»;

    - «Помогает» взрослому петь песни, выражая удовлетворение от своего участия в пении; быстро запоминает и воспроизводит в соответствии с музыкой новые движения, показанные взрослыми; способен самостоятельно выполнять (по слову педагога) 3-4 небольшие танца, 1-2 песни;

    - Начальные попытки рисования (стадия «мазать»). Ребенок создает линии без рисунка, хаотично;

    - Подражает движениям взрослого (графические изображения возникают случайно, как результат манипуляции с карандашом и бумагой. Ребенка интересует, в первую очередь, не изображение, а карандаш);

    - Рисует и разглядывает каракули первый шаг в овладении «техникой» изобразительной деятельности. Каракули рисуют уже под контролем зрения. Способность контролировать движения, позволяет оставлять каракули в пределах листа;

    - Рисует линии (изменение периода хаотических каракуль чертежам отдельных вертикальных и горизонтальных линий);

    - Повторяет каракули (сосредоточение внимания на многократном повторении каракуль, новые попытки, при которых преимущество начинает предоставляться тем сферам, которые понравились, повторения);

    - Овладевает первичной формой орнамента (движения руки подчиняются определенному ритму, штрихи упорядочиваются, возникает самый простой орнамент);

    - Создает первые изображения (образ предмета случайно возникает из нарисованных линий, ребенок сначала рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, называет его);

    - Начинает усваивать сенсорные эталоны

    3-5-й годы жизни

    - Способен выделять музыку силой звука (громкий, тихий); эмоционально реагировать на разнохарактерную музыку (веселую, грустную);

    - В танцевальных движениях и групповом маршировании появляется ритмичность;

    - Способен обращать внимание на качество движений и их согласованность;

    - Проявляет самостоятельность при выполнении танцев, игр и упражнений: начинает движения после вступления, меняет их в зависимости от формы, динамики (громко - тихо), регистра (высокий - низкий); выполняет движения согласованно, соблюдая заданный темп; передает игровые и танцевальные художественные образы; движется по кругу;

    - Начинает видеть в своем рисунке образы, происходит переход от стадии «мазать» до стадии примитивных изображений;

    - Способен создавать с помощью линий определенные образы предметов;

    - Появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий; появляются «головоногие» - первые изображения человека. Постепенно конструкции усложняются;

    - Продолжает изображать различные предметы и их движение; предметы все чаще можно узнать, у них появляется все больше деталей. Ребенок открывает в мире определенный порядок, также проявляется и в рисунке;

    - Заинтересовывается настроением произведений искусства, замечает связь между содержанием произведения и его выразительными средствами, начинает избирательно относиться к жанрам искусства и конкретных произведений, сравнивать их.

    - Проявляет художественные интересы, стремление к творчеству, испытывает радость - появляется стадия схематического изображения: в смысле изображения появление сюжета, события; большее сосредоточение на картинке, стремление передать характерные черты и детали объекта

    5-7-й годы жизни

    Может высказывать суждения о музыке, оценивать ее; есть любимые произведения; проявляет самостоятельность в исполнении песен, танцев; интерес к коллективному пению с музыкальным сопровождением и без него; любит ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передает характер произведения; выполняет программные танцевальные движения и может использовать их в свободном танце;

    - Способен замечать и эмоционально откликаться на выразительно-образные средства произведений искусства, объяснять особенности музыкальных, литературных, изобразительных произведений;

    - Нуждается в эстетической деятельности;

    - Способен воспринимать различные жанры (марш, танец, песня); имеют любимые пьесы, песни, танцы, игры; имеет музыкальную память, слух и певческие навыки; вокально-слуховую координацию;

    - Умеет импровизировать в пении, танце; творчески изображать различные музыкально-игровые образы; владеет танцевальными движениями;

    - Появляется интерес к музыкальной грамоте, ярче становится стремление отчетливо исполнить песню, танец, проявить творчество;

    - Различает движение, эмоции;

    - Детский рисунок все еще остается схематичным, но постепенно переходит на стадию правдоподобных изображений. Объекты, которые изображает ребенок, имеют ярко выраженные характерные черты. Происходит постепенный отход от схемы, и появляются попытки отразить достоверный вид предметов. В рисунках появляются линии земли и неба; изображенные предметы уже не «плавают» в пространстве листа, располагаются в одну линию, не перекрывая друг друга. Масштаб изображения указывают на значимость этого объекта для ребенка. Человеческая фигура уже имеет определенные пропорции, больше внимания уделяется одежде, образ рук наполняется функциональным содержанием (человек на рисунке держит какой-нибудь предмет), на голове появляется прическа

    -наблюдается проявление интереса не только к процессу, но и к результату изобразительной деятельности. Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид дома и прочее. Рисунок становится моделью жизненных ситуаций, которые ребенок чувствует сам.



    Уровни художественно-эстетического развития детей с аутизмом

    Неравномерность развития детей с аутизмом сказывается и на художественно-эстетическом развитии. Многие умения и достижения, которые присущи детям с нормальным типом развития, остаются недосягаемыми для аутичных детей (сравнение произведений, объяснения особенностей художественных произведений, восприятия жанров, импровизации в пении, изображения музыкально-игровых образов, интерес к музыкальной грамоте, стремление отчетливо исполнить песню и т.д. ), при этом в некоторых из них оказываются исключительные способности в художественно-эстетической области по ощущение звука или цвета.

    Началу целенаправленной коррекционно-развивающей работы этого направления предшествует определение: на каком именно уровне находится ребенок с аутизмом в художественно-эстетическом развитии.

    Основываясь на определенную логику развития аутичных детей в арт-педагогическом пространстве, разработана целенаправленная коррекционно-развивающая работа с ними, содержание и методы которой основаны на определенных уровнях (табл. 2):





    Содержание

    Характерные проявления

    Образовательные задачи

    Коррекционные задачи

    1


    Чувствительность к художественно-эстетическим средствам

    Созерцание периферийным зрением, гиперфокус внимания;

    способность реагировать на ритмические, вокальные, двигательные проявления, допускать определенные звуки и прикосновения

    Формировать навыки действовать вместе с другими детьми; развивать танцевальные, игровые действия с предметами

    Преодолевать гиперфокус внимания, распространять диапазон восприятия сигналов окружающей среды; развивать способность к визуального контакта; формировать взаимодействие между зрительным, слуховым и тактильным анализаторами

    2


    Появление отзыва ребенка на обращение к нему средствами искусства

    Способность к подражанию определенных звуков и действий, а также повторять те или иные движения во время слушания музыки или пения

    Формировать способность действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию

    Развивать способность поддерживать визуальный контакт; развивать кинестетическую систему; формировать зрительно-моторную координацию

    3


    Расширение спектра художественно-эстетических действий ребенка

    Способность улавливать ритм музыки и подстраиваться под него; возможность играть и петь вместе с другими, подхватывать (с помощью специалиста) ритмические и вокальные проявления, способность обращать внимание на контекст ситуации

    Формировать представление о произведениях музыкального и театрального искусства;

    формировать способность к подражанию в целом;

    развивать способность к функционированию руки как органа самостоятельной целенаправленного действия.

    Корректировать стереотипные проявления; распространять поведенческий репертуар

    4


    Способность к к участию в занятиях художественно-эстетической направленности вместе с другими

    Возможность переключения внимания,

    способность участвовать в совместной деятельности и осваивать определенные формы художественного поведения или определенные навыки

    Развивать способность наблюдать за действиями взрослого и выполнять действия по подражанию и показу; формировать способность к общему и самостоятельному выполнению действий с предметами

    Достигать интеграции психических процессов; способствовать становлению социальных функций ребенка

    5

    Художественно-эстетическая активность ребенка, способность к совместной деятельности

    Достаточный объем внимания, способность усматривать контекст ситуации;

    инициатива в контакте;

    желание осваивать новые умения

    Формировать умение расширять, систематизировать представление об окружающей среде и собственное «Я»; формировать целенаправленный характер действий, способность к самоорганизации

    Развивать зачатки пластичности и выразительности двигательных проявлений, способность к вокально-пластическому самовыражению.


    При этом следует помнить: если ребенок проявляет развитость на определенном уровне, это не означает, что все задачи предыдущих уровней решены. Понимание этого должно побуждать специалиста возвращаться дополнительно к задачам предыдущих уровней, чтобы наверстать недоразвитие и способствовать становлению базовых процессов, состояний и свойств у детей с аутизмом.

    Так как развитие ребенка с аутичными расстройствами носит дезинтегрированный характер, художественно-эстетические средства могут выступать интегрирующим фактором, когда в одном действии объединены интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные аспекты, которые непосредственно влияют на целостное развитие ребенка.

    Необходимо отслеживать моменты, которые могут стать тормозом в поступательном развитии аутичного ребенка. Одним из таких препятствий является «застревание» ребенка на определенных сенсорных впечатлениях. Для одного ребенка это могут быть звуковые впечатления от музыкального фрагмента или звука, который она изымает с помощью музыкального инструмента (музыкальной игрушки), для второго - тактильные ощущения, что получает от манипуляций с материалом (пластилин, глина, мел и т.д.), для третьего - зрительные впечатления от движения тканей, лент и тому подобное.

    Чтобы избежать чрезмерного углубления аутичного ребенка в детали сенсорного восприятия, процессы музицирования или рисования должны стать для него реальностью, полноценно восприниматься и осознаваться. Только тогда музыка или рисование может превратиться в средство двусторонней коммуникации между ребенком и реальностью, ребенком и взрослыми как партнерами по общению, сделать эти отношения сознательными, а опыт знакомства с музыкальными инструментами, мелодиями, красками, материалами и людьми (коррекционными педагогами, родителями) - положительным, с элементами творчества.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта