ЧВ. "Общее и особенное в средневековом праве Китая и Японии"
Скачать 69.23 Kb.
|
точного определения слова «обязательство». Рассматривалось оно как право делать что–либо, либо как право не делать чего–либо. Торговое дело в Японии развитым не было, потому что это дело японцы не считали престижным. Даже труд крестьянина ценился больше, чем занятие торговлей14. Высшей знати частную торговлю вести воспрещалось. Внешней торговлей управлял император, а частная торговля во всей стране строго контролировалась. Однако, благодаря кодексу «Тайхо-рицурё» известно, что тогда уже были договоры купли–продажи, займа, найма и заклада. Земельно–имущественные отношения в Японии. Слабая торговля, государственная собственность, земельные наделы привели к тому, что земельно– имущественные отношения не получили должного развития, как другие отрасли права в средневековой Японии. Выделяют три вида собственности: общественная, казенная и частная. Император являлся собственником всей земли государства. Чтобы получить землю в частную собственность, человек должен уплачивать за нее налоги. Император так же мог эту землю подарить за особые заслуги перед государством. После ликвидации надельной системы Япония переходит к феодальному строю. Появляются новые формы частной собственности. Например: частное владение воина–самурая, наследуемое владение феода15. 18 ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО–ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА КИТАЯ И ЯПОНИИ 2.1. Общее в средневековом праве Китая и Японии Сравнительным анализом правовых систем занимается такая наука, как компаративистика или же «сравнительное правоведение». Целью сравнительного правоведения является изучение правовых систем разных государств с целью выявления новых закономерностей в развитии права, и использования этих закономерностей для стимулирования общего развития правовой теории91 16. Китайское и японское право испытала влияние философских школ. У Китая это даосизм, конфуцианство, буддизм. У Японии тот же набор, но с добавлением синтоизма. Китайская культура и философия оказала большое влияние на становление японской цивилизации и права. В V веке Япония заимствовала у Китая письменность и таким образом, помимо письменности, в Японию проникло буддистское учение. Японское правительство восхищалось китайской культурой и духовностью, и вследствие этого, так же было реципировано китайское право. Правовая система средневекового Китая и Японии основана на традиционных ценностях и религиозных догмах. Роль императора в обоих странах была приравнена к божественной, к властителю относились как к сыну Неба. Китай и Япония в эпоху средневековья так и не достигли европейского уровня феодализма. Промышленность, рыночные и товарно–денежные отношения были не так развиты, как в Европе. Замедленность развития определила устойчивое существование патриархально–родовых, клановых, полуфеодальных укладов. Уголовное право Японии во многом схоже с китайским, потому что происходила рецепция китайского права Японией. Так, например, классификация преступлений «10 зол» в Китае, стала классификацией «8 зол» в Японии. Вместе с тем в государственном аппарате Японии и Китая можно выделить1 19 ряд общих черт: его обширность, повторение функций и прочее. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил. Значительная часть правящего класса была представлена здесь неофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китае деятельность официальных звеньев государственного аппарата не шла дальше уезда. В низком уровне государственного аппарата работали органы местного самоуправления, в которые могли входить только образованные1 люди. Фундаментальный и кризисный периоды в становлении японского и китайского государства и права во многом совпадают. Представление об императоре как о посланнике с небес существовало как в Китае, так и в Японии. То есть император рассматривался не только как высший представитель власти, но и как высшее духовное лицо страны – религиозный лидер, спустившийся с небес. Различалась только степень его сакрализации. Отмечается такое же значение крупных городов, как и призамковых сооружений и резиденций монархов и крупных феодалов. Военно–административные функции городов были преобладающими в обеих странах.42 Это может быть связано с тем, что51 штаб– квартира сегуна располагалась в самом большом, обычно укрепленном городе Японии. Совпадает и социальная градация населения на «подлый», «служивый» и «знатный» люд. Слаживается это во многом благодаря строительству японского государства по китайскому образцу, в том числе и в сфере социальной дифференциации населения42 . В имущественных отношениях в Китае было общим то, что в раннефеодальный период все земли принадлежали либо императору, либо церкви. С течением времени начала появляться частная собственность, которую получали за особые заслуги. После реформ земли или наделы начали выдавать рабам и холопам за налог. От налогов освобождались только чиновники, и казенные рабы. Семейное право в обоих странах носило патриархальный характер, и семья представляла собой патримониальную форму. Власть отца была неоспоримой. Брак заключался при обязательном согласии родителей и родственников. Обязательным 20 требованием была так же непорочность добрачных отношений будущей семейной пары. После заключения брака жена лишалась наследства и родового имени и переезжала в семью мужа. Уголовное право и судебный процесс в Китае и Японии были очень схожи, потому что Япония реципировала право Китая. Тяжкими преступлениями считались преступления против власти и непочтительность к старшим. Знаменитые «10 зол» в Китае перешли и в японское право. Пятичленная система смертной казни практиковалась в обоих государствах. Судебный процесс был схож в некоторых чертах. Разбирательством дела занимались чиновники, закрепленные за административной единицей. Целью судебного процесса стало признание преступника в виновности. Для получения признания применялись пытки. Осужденный за особо тяжкое преступление приговаривался к смертной казни, однако в некоторых случаях император мог помиловать человека. В обязательственных отношениях Китая и Японии часто встречались договоры купли-продажи, найма, займа, мены, дарения. Все они в основном заключались для выгоды государства, а не частного лица. 2.2. Особенное средневековом праве Китая и Японии Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно–ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов. В династийных сводах законов костяк норм создавался основателем династии (эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), а его преемники расширяли, дополняли этот костяк своими8 21 законодательными постановлениями, совершенствуя8 их10 17. Говоря об общих принципах уголовного права, следует отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования. В III–IV вв. правовая доктрина главным показателем преднамеренности преступления стала считать составление плана его совершения. Предумышленное преступление по танскому кодексу отличалось не только составлением плана, но предварительным оговором двух или более человек. Законодательство, в том числе и танское, не знало и разработанного института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников – сына, внука и пр., защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, ибо негативные последствия этих действий, вплоть до убийства нападавшего, не были продиктованы их преступной волей. В этом же ключе, например, оценивалось и преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина. Требование «сыновьего благочестия» неизменно диктовало закрепление вышеуказанных норм в китайском законодательстве вплоть до XX в., также, как и норм о признании преступным доноса на своих ближайших родственников и об освобождении от ответственности за укрывательство членов семьи, совершивших преступление4 . В Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации, не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян10 . Право Японии формировалось исключительно на самобытной основе и гораздо раньше, чем институты государства. Как отмечает В.Н. Еремин, «62 правовая система древней Японии – это правовая система японского общества на66 22 догосударственной стадии его развития. Системообразующим компонентом тогдашней правовой системы служило сначала (до возникновения протогосударства) право глав родов (дзокутё хо), а затем (после возникновения протогосударства) право "хорошей", или глав протогосударства (охо)66 ». К особенностям традиционного японского правосознания и юридической практики, в которой оно воплощалось, можно отнести такой принцип, как постоянный «возврат к старине». Это означает сочетание новых правовых явлений со старинными идеалами подчинения закону и почтительного отношения к властям со стороны японцев. В таком39 поддержании собственных традиций японцы видели |