Главная страница

ЧВ. "Общее и особенное в средневековом праве Китая и Японии"


Скачать 69.23 Kb.
Название"Общее и особенное в средневековом праве Китая и Японии"
Дата01.12.2021
Размер69.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаReport_2126092_20210507_.docx
ТипДокументы
#288150
страница11 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


практическую мудрость и продолжают по сей день искать основу национальной

правовой политики. Другой их традицией и культурной привычкой стали

регулярные обращения к заимствованиям на основе принципа «западная техника,

но японский дух39 ». Так, например, рецепция китайского права ограничивалась

главным образом заимствованием юридической терминологии на китайских

иероглифах, но при этом в письменные формулы вкладывалось18 специфически

японское содержание. Это особенно заметно на примере кодекса «Тайхо-рицурё»

702 г. и его редакции «Ёро рицурё39 » 71840 г. Для раннесредневекового права Японии

было характерно повсеместное распространение норм обычного права,

действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся

сословной группе.

Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если

не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связаны с

представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских источниках

они выступают в виде «семи небесных грехов» (более тяжких) и «восьми небесных

грехов» (менее тяжких), за которые полагались или кара, или очищение.

Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием

религиозно–правовой идеологии, норм китайского права. Японские

государственные и правовые институты не потеряли, однако, своей специфики29 . В III33

23

в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри

родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное

неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой

верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн33 . Не

последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации,

с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной

системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было

особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух

китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было

поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко

усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не

сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов,

способных внедрить его философские догматы в массы33 . В Японском средневековом

праве не было четких различий между деликтом и преступлением, нормами

уголовного и административного права и пр. В традиционном понимании рё - это

закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти

тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками), которые следовали за

явные проступки и нарушения. В период правового государства право Японии

основывалось на требованиях «законности», которая в понимании того времени

включала в себя ряд положений: о неукоснительном следовании предписаниям

закона, о наказаниях за преступления, проступки и даже ошибки всех, от холопа до

буддийского монаха, о беспристрастности судей и следователей, о четком

делопроизводстве, в том числе и судебном, а также о тщательной проверке и

перепроверке применения наказаний, особенно смертной казни, об учете

смягчающих и не учете отягчающих вину обстоятельств, указанных в законах,

изданных до начала следствия по конкретному делу37 .19

Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его8

24

норм на представителей буддийской церкви; признание кодексом наряду со

светскими наказаниями и наказаний религиозных, которые могли применяться,

заменяя светские, к монахам и монахиням в зависимости от характера совершенных

ими преступлений и проступков; применение обычных уголовных наказаний за ряд

религиозных проступков клира, например, за публичное и ложное объявление о

дурных знамениях, хранение и чтение запрещенных книг, незаконную передачу

патента на сан другому лицу или за самовольное принятие сана, за попытку

самосожжения или подстрекательство к нему другого лица8 .

С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы

собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые

получали не только свободные, но и холопы, рабы (1/3 надела свободного), а также

казенные дворы и казенные рабы, которые в отличие от всех других надельщиков не

платили налоги в государственную казну18 .

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного исследования литературы и научных трудов можно сделать

следующие выводы о средневековом праве Китая и Японии:

Факт влияния Китая на развитие Японии не должен заслонять того, что

становление японской государственности и культуры было вызвано внутренними

потребностями самого японского общества, а китайский фактор был в конечном

счете всего лишь средством ускорения и сокращения временных рамок этих

процессов. Все, что Япония ввезла из Китая, это книги по китайской истории,

культуре, идеологии, философии и знания, приобретенные несколькими десятками

студентов и членами 16 японских посольств41 в эту страну13 20.

Если Япония была разборчивым реципиентом китайской политической и

материально-духовной культуры, то Китай, как донор этого процесса, играл

чрезвычайно пассивную роль: он не претендовал на преобладающее влияние в этой

стране, поскольку события на островах не влияли сколько-нибудь заметно на его

судьбу. Поэтому спорадические контакты между ними происходили по желанию

самой японской стороны13 .

Китай ‒ это страна, заключающая в себе принципы восточной деспотии.

Основой ее законодательства является карательное законодательство. Особая

иерархия норм, и конфуцианство, сплетенное с легизмом, сделало средневековое

право Китая построенным на принципах морали и нравственности. В китайском

правосознании большое место отведено не закону и правомерному поведению, а

нравственному поведению, которое заложено в древности, и имеет некий

божественный смысл. Нарушение принципов «сяо» и «ли» является самым

страшным для любого китайского человека средневековья, и наказывается это со

всей жестокостью и общественным порицанием. Развитие подобных принципов и

стало основополагающим в становлении Китая восточной деспотией.

Правовая система Японии была сформирована своеобразным образом еще до

26

появления института государства. Правовое регулирование японского населения

также было божественным, но в то же время несколько архаичным. Развитие

правового регулирования неразрывно связано с таким явлением, как прием,

заимствование права. Благодаря уже сложившемуся китайскому законодательству

Япония смогла переступить порог архаического права. Существуют первые кодексы

и Конституция, регулирование земельных и имущественных отношений (хотя и на

относительно низком уровне), а также суд и судебное разбирательство. С

историческим развитием росло и правосознание. Поскольку слабое государство не

могло обеспечить закрепощение крестьян, феодальный класс на местах взял эту

задачу на себя, создавая собственные отряды самураев. Система администрации в

Японии опиралась не на бюрократию и государственную армию, а на рыцарей–

самураев, преданных своим господам и ставших со временем основой феодального

класса. В этом одно из важнейших отличий от классической конфуцианской схемы

государственного устройства и сходств с классическим европейским феодализмом.

В Китае военная профессия неуважаема и находится в основном на периферии

общественной жизни, а в Японии военно–служилое дворянство – стержень

государственной власти. Уникальная особенность Японии – господствующий класс

самураев чрезвычайно многочислен (около 10% нас.) и сам защищает свои

сословные привилегии: отсюда, разложение феодального строя в Японии замедлено

и связано в первую очередь с процессами разложения внутри самого вооруженного

господствующего класса.

В Китае отсутствие разделения властей в политической сфере препятствовало

формированию системы феодальной раздробленности как личных феодальных

отношений. Характерной чертой Японии является наличие полицентризма в виде

многополярной власти. Таким образом, особенность Японии заключается в

распылении государственной власти24 . Китайское и японское общества явно

расходились в вопросе о прерогативах императорской власти. Большая часть

японского средневековья находилась под знаком вымысла советской власти Танно

(этот китайский термин обозначает духовного правителя).24

Таким образом, основные характеристики средневекового японского13

27

общества радикально отличаются от аналогичных китайских, а основная тенденция

его развития заключалась в преодолении традиционных азиатско–китайских

компонент и в движении в сторону европейской частнофеодальной модели. Япония

преодолела недостаток собственных возможностей к социально–политическому и

культурному творчеству, порожденный географической изоляцией, восприятием

готовых материковых китайских образцов и использовала их в качестве стимула и

составной части будущего развития собственной национальной культуры и форм

общественно–политической и хозяйственной жизни13 .

Сравнительный анализ показал, что правовые системы этих двух стран

значительно похожи на фундаментальном уровне, а различия появляются уже

после, когда обе страны подстраивают законы под свои национальные особенности

и особенности правосознания в целом.

28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Источники

1.1. Официальные документы и нормативные акты

1. Свод законов «Тайхорё» [Текст]. – Москва: Наука, 1985. – 154 с.

II. Литература

2.1. Монографии, учебники, учебные пособия, сборники статей

2. Говоров, Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века. Основы

лекционного курса: учебное пособие [Текст] / Ю.Л. Говоров. – Кемерово:

Кемеровский госуниверситет
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта