ЧВ. "Общее и особенное в средневековом праве Китая и Японии"
Скачать 69.23 Kb.
|
секреты мироздания, различия между добром и злом. Даосизм раскрывается в разных формах, которые удовлетворяют интересы каждого слоя общества. Тем не менее, даосизм не стал традиционной религией Китая, это место он уступил конфуцианству. Конфуцианство. Конфуций был основоположником конфуцианства. Существует миф, что Конфуций посещал Лао–цзы, систематизатора даосизма, и Конфуцию принципы даосизма не оказались близки. В итоге, Конфуций основывает свое учение. Конфуцианство отводит законам не первое место. Вместо них существует мораль и нравственность, определяемое словом «ли». Именно традиции, чувство меры, благочестивость, добродетель и почитание старших удерживает любого человека от совершения «10 зол». Концепция «10 зол» это по сути классификация преступных деяний, поддерживаемое силой закона «фа», за нарушение которых следовало наказание. 3Однако, «ли», те самые нравственные качества человека не были как–то официально зафиксированы. Китайцы считали, что они появляются с рождения, и этот образец поведения не требовал строго соблюдения, но также и не обладал обязательной судебной защитой. В целом, конфуцианство представляло собой ни закон, ни право в привычном нам смысле, а 7 необычную «потребность» человека и общества быть добропорядочными, с исключительными манерами и уважающими старших людьми. Легизм. Он начинает зарождаться в VII–Vвв. До н.э. Основателем этого течения принято считать Гуань Чженя. Он первый создал концепцию правления страной на основе строго исполняемого закона. Этот закон должен был выполняться всеми, как правителем и чиновниками, так и обычными крестьянами. Легизм, прежде всего, представлял собой абсолютную власть императора, неповиновение которому должно жестоко караться. Встав во главе династии Цинь, легисты попытались насильно реорганизовать китайское общество соответственно своим строгим принципам. В 213 г., по преданию, новый циньский император приказал уничтожить все труды конфуцианцев и убить несколько сотен ученых–конфуцианцев. Помимо этого, разница между конфуцианством и легизмом была видна в интерпретации «сяо» – сыновьего благочестия или обычного почитания старшим. Как говорилось ранее, «сяо» конфуцианцы считали фундаментальным человеческим достоинством, нарушение которого не было даже преследуемо в мыслях. Легисты же считали, что отсутствие закона о преступлении против «сяо» вредит хорошему правлению страной, поэтому легисты у власти частично изменили концепцию «10 зол», вписав туда новым пунктом преступное деяние против власти, отца, либо человека вышестоящей должности. Уголовное право Китая. Нормы уголовного права стали наиболее развитыми в Китае. Соединив в себе конфуцианские традиции, моральные устои и правовые запреты, был создан «Тан люй шу и» – првый уголовный кодекс династии Тан. Кодекс был обнародован в 737 г. Он представлял из себя сборник статей, состоящий из 12 разделов, в которых описывались разные области правового регулирования4. Первый раздел «Меры наказания и принципы применения законов» – самый объемный. Он46 содержит толкования основных разновидностей наказания и методы его применения. Танское законодательство освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца, мать, деда, бабку в случае25 8 нападения, ибо негативные последствия их действий (вплоть до убийства нападавшего) не были продиктованы их преступной волей25 . Наказания смягчались для трех категорий лиц – стариков, детей и инвалидов. Классификация преступных деяний25 основана на философии конфуцианства, осуждавшей злодеяния против общества, и получила название «10 зол». К «10 золам» относились: 1) заговор на государственный переворот против правителя; 2) бунтование; 3) государственная измена; 4) неподчинение воли императора; 5) порочность преступления, нарушающие естественный порядок вещей; 6) великое неподчинение35 ; 7) сыновья непочтительность, неуважение к воле родителей; 8) распри и разногласия; 9) несправедливые деяния; 10) кровосмешение и близкородственные половые связи.5 С приходом к власти легистов появляются жуткие методы регулирования права и наказания для преступников, не соответствующие учению Конфуция. Преступление в средневековом праве подразумевалось, как отклонение от истинного пути «дао» и деградация морально–нравственных устоев «ли». Люди, отклонившееся от истинного пути раз, по мнению конфуцианцев, будут притягивать к себе и другие злодеяния. Преступления подразделялись на государственные и частные. Согласно источникам, в законодательстве средневековых династий насчитывалось более четырехсот видов преступлений. Самым тяжким преступлением считалось преступление против власти императора и вообще любое выражение недовольство действующей властью, в том числе измена государству и бунты. Строго наказывалось хранение в домашней библиотеке научных трудов ученых–конфуцианцев. Особым злом считалась непочтительность к старшим, донос 9 на них, убийство и даже злой умысел. Уже в древнем Китае появляется понятие группового преступления и соучастия. Групповое преступление считалось запланированным злодеянием. Большую ответственность нес тот человек, который занимался организацией и инициацией этого преступления. Убийство человека, хищение человека или хищение его собственности ‒ все это носило одинаково тяжкий характер и наказывалось соответствующе. Система наказаний была достаточно развита. Классифицировалась даже смертная казнь. Виды смертной казни и телесных наказаний: 1) яочжен – разрубание пополам; 2) то – разрубание на части; 3) хокен – варка в котле; 4) чоусе – выламывание ребер; 5) бинь – вырезание коленных чашечек; 6) ни – урезание носа; 7) дай – битье по пяткам. Наказывались люди любого слоя. От физических наказаний освобождались чаще всего старики старше 70 лет. Ответственность за злодеяние нес не только преступник. В эпоху правления династии Цинь казнили так же семью преступника по третье колено, а также родственников по линии отца, матери и жены. Несмотря на все обилие наказаний шанс откупиться или смягчить наказание у преступника был. К тем, к кому применялось смягчение, относились: люди императорского рода (в том числе и бывшего императора), личные слуги и охранники императора, чиновники с высоким стажем, воины, отличившиеся на службе и послы. Суд и судебный процесс Китая. Среднекитайская судебная система была неразрывно связана с административным управлением. Это означало, что не существовало отдельной судебной инстанции, осуществляющей судебный процесс. Это привело к тому, что51 суд вести могли любые чиновники, закрепленные за соответствующей территориально–административной единицей, где произошло преступление. Верховным судьей считался император. Судебный процесс делился на несколько стадий. Начиналось все с того, что власти узнавали о произошедшем 10 преступлении. Узнавали об этом через иск в письменной форме, донос, либо явку преступника с чистосердечным признанием. Розыском преступника занималось государство. Оно устанавливало конкретные сроки розыска, и, если закрепленные за этим делом чиновники просрочили даты на поиски, и не отыскали преступника, им назначалось наказание. Далее следовал сбор доказательств по делу и суд. В суде существовала презумпция невиновности. Не разрешалось проводить более трех заседаний по делу, в противном случае дело подлежало повторному расследованию, и если подозреваемый в итоге оказывался невиновным в содеянном, чиновники наказывались. Наказывались так же люди, совершившие ложный донос. Смертные приговоры мог назначать только император, также как и даровать помилование. Весь судебный процесс проводился в письменной форме, велись протоколы6. Семейное право Китая. Брак в феодальном Китае носил патриархальный характер. Его главной целью считалось продолжение рода, которое считалось долгом. Брак заключался по предварительному согласованию глав семей. В случае, когда семья невесты отказывалась от союза, всем членам семьи назначались телесные наказания, и брак в итоге заключался. Однако, если от брака отказывалась семья жениха, в этом случае никаких наказаний не предусматривалось, потому что жених имел на это полное право. Брачный возраст у девушек начинался с 13–14 лет, у юношей с 15–16 лет. Очень часто заключались помолвки между еще не рожденными детьми. Брачное законодательство Китая запрещала такие союзы как: брак благородного человека с рабом; брак людей с одинаковой фамилией (даже если фактически родство отсутствовало); близкородственные браки. Несмотря на эти запреты, в феодальном Китае признавалась полигамия. А также сороратный брак. Сороратный брак ‒ это когда муж одновременно или последовательно женился на родных и двоюродных сестрах своей первой жены7.Тем не менее, в эпоху династии Тан многоженство было наказуемо, но не для высших слоев населения. Развод в Китае представлялся возможным. Однако, поводов подать на развод у мужа было8 11 больше, чем у его жены. Жена могла подать на развод только в случае, когда муж устраивал побои ее семье. У мужа же возможностей для развода было гораздо8 больше. Начинается этот список с болтливости, болезненности жены, заканчивая просто желанием ее поменять. Однако, все эти поводы утрачивали силу, если в браке семейная пара разбогатела, или жене не было к кому уйти после развода. С разводом жена отправлялась в дом к своим родителям, а если в браке появились дети, то они имели право остаться только в доме своего отца. Обязательственные отношения Китая. Обязательственные отношения играли немаловажную роль в средневековом праве Китая. Во–первых, все обязательства китайцы заключали в письменной форме, с подтверждением согласия сторон в виде подписи или отпечатка пальцев. Во-вторых, обязательственные отношения носили государственный характер. По сути, они были выгодны лишь только государству, нежели чем самим лицам, их заключавшим. Китайское законодательство выделяло договора займа, найма, договора купли-продажи (к которым так же относились брачные договоры), договоры аренды, дарения, хранения и т.д. Договоры купли–продажи были самыми практикуемыми. Примечательно то, что купля–продажа представляла собой процесс обмена товара на товар (натуральный продукт), или услугу, а не на деньги. В эпоху правления династии Хань |