Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Спор

  • Конвенциальное предложение

  • 16. Откры́тка

  • Виды открыток: поздравительные открытки

  • 20. Монолог - речь одного человека

  • Виды монолога 1.

  • РУССКИЙ ЯЗЫК КОНСПЕКТ. Общение с пациентом. Специфика общения медработника и пациента


    Скачать 149 Kb.
    НазваниеОбщение с пациентом. Специфика общения медработника и пациента
    Дата13.06.2020
    Размер149 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРУССКИЙ ЯЗЫК КОНСПЕКТ.doc
    ТипЗадача
    #130001
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    8. Комплимент это речевая импровизация с целью доставить адресату удовольствие, выразить приятное, галантное, любезное отношение человеку, похвалу.

    Для хорошего комплимента важно соблюдение меры, естественности и изящества, свежесть смысла и соблюдение традиционной формы.
    При создании комплимента нельзя забывать о необходимости его уместности, искренности.
    Важно, чтобы комплимент не был «избитым», нужно стремиться к нестандартности, оригинальности в поиске форм при его создании.
    Ложь, скрытая в комплименте, называется лестью.

    В сравнении с прошлыми эпохами наше время стало более сдержанным в проявлении чувств, поэтому форма комплимента стала более простой: «Вы прекрасно сегодня выглядите», «как вам идет это платье» и т.д.
    9. Замечание - это комплексный речевой жанр. Оно включает в свой состав побудительный речевой жанр (просьбу, или совет, или приказ, или требование, или запрет, или убеждение и др.) и информативный (сообщение или объяснение):

    1. Краткое суждение по поводу чего-нибудь.

    2. Указание на ошибку

    - синонимы к слову замечание: порицание, ремарка, упрек, шпилька, журьба, реплика, сарказм, укол, выговор, замечаньице, улавливание, колкость, послесловие, бонмо, упоминание, примечание, словоизлияние, усматривание, взыскание, подковырка, суждение, подмечание, оговорка, высказывание, реприманд.

    - событийное содержание: замечание включает побуждение адресата к изменению его поведения и сообщение о причинах целесообразности этого изменения

    - замечание - реактивная речевая тактика, так как мотивировано какими-либо предшествующими высказываниями (или поступками), реакцией на которые оно является

    - замечание – это суждение по поводу чего-либо, высказанное в письменной или устной форме; это комментарии или ученая критика по поводу чего-либо; это наставление, выговор.

    - «Быть на замечании» означает иметь дурную славу.

    - замечание – это краткое суждение по поводу чего-нибудь или указание на ошибку.

    - замечание – это один из видов дисциплинарного взыскания, которое не вызывает для работника каких-либо последствий. Делается обычно в устной форме.

    - иногда замечание может быть выражено только одной частью:

    В аудитории шумно! Побуждение в этом случае имплицировано, но оно легко определяется: Не шумите! Потише, пожалуйста!

    - замечание, как речевая тактика, может включать разнообразные коммуникативные (речевые) шаги: обращение, приветствие, риторический вопрос, шутку и некоторые др.


    - они, как релевантные фрагменты речевой тактики замечания, формируют качественное ее развитие, поддерживают необходимую положительную тональность общения. Их отсутствие говорит о том, что высказывающий замечание не намерен заботиться об эмоциональном и психологическом состоянии адресата

    - коммуникативная цель: воздействовать на адресата, побудить его изменить свое поведение или состояние; ослабить или устранить негативные действия или последствия, причиной которых является адресат

    - замечание включает в свой состав конструкции, выражающие прямо или косвенно побудительные интенции; аргументированное сообщение, обосновывающее побуждение.

    10. Спор - это диалог, цель которого — обмен мнениями, ради принятия решения или выяснения истины

    Спор -

    * словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение.

    *борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.

    * поединок битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи).

    * состязание, соперничество.

    - общее для всех значений слова спор - наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство

    - синонимы к слову спор - дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения и т.д.

    - предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы

    - на специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в споре. По этому признаку можно выделить три группы:

    * спор — монолог (человек спорит сам с собой, внутренний спор);

    * спор — диалог (два человека спорят друг с другом)

    * спор — полилог (ведется несколькими многими лицами), в свою очередь спор - полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (в споре участвует выделенная группа)

    11. Предложение – это вторичный побуждающий к действию жанр, следовательно, предполагающий реакцию аудитории.

    Предложение может быть инициативным и конвенциальным

    - инициативное предложение обязательно начинается более или менее развернутым формулированием проблемы, причем поскольку призывающие к действию речи более интенсивны, чем убеждающие. Предложение предполагает сначала более подробное, аргументированное, часто эмоциональное обоснование важности поднимаемой проблемы, которая должна быть четко сформулирована оратором и актуальна именно для данной аудитории. После этого оратор переходит к формулированию конкретного пути выхода из создавшегося положения, причем обязательно должен быть прописан механизм его осуществления, находящийся в компетенции слушателей. Последняя микротема предложения может быть посвящена описанию выгод и преимуществ, которые получит аудитория, если осуществит предлагаемое. В тех случаях, когда речь не идет о непосредственной заинтересованности аудитории, а касается интересов общества, в заключительной части подводится итог сказанному, подчеркивается важность и неотложность предлагаемых мер.

    Инициативное предложение предполагает, что собрание не обязано рассматривать предлагаемый вопрос, не задумывалось о важности поднимаемой проблемы, имеет право отказаться слушать оратора; в этом случае речь имеет ярко выраженный призывающий к действию (агитационный) характер.

    Конвенциальное предложение предполагает, что собрание не может отказаться от обсуждения заявленной проблемы, что оно связано по этому поводу определенными обязательствами. Слушатели не противодействуют решению проблемы, а хотят ее решить, специально собрались для выработки решения. В этом случае неуместны эмоциональные элементы, обычные для первого варианта, речь должна быть сугубо деловой и рациональной. Такое предложение имеет вид информационной речи (род мнения).

    Предложение всегда произносится в рамках официального собрания, поэтому роли участников четко определены:

    оратор – это участник совещания с правом голоса, при этом его более или менее высокий статус не акцентируется (руководитель может выдвинуть предложение на тех же условиях, что и рядовой член – иначе это уже не будет предложение). Если оратор не обладает равным с аудиторией статусом, предложение превращается в просьбу.

    Предложение чаще всего звучит на совещании или собрании, но существенно отличается от совещательной речи типическим элементом содержания – описанием механизма конкретных мероприятий по решению проблемы.

    - "Предложение выступает в качестве побудительного основания для действий, которые должны быть объяснены, организованы, распределены во времени и по исполнителям.

    12. Просьба - речевой жанр, при помощи простых предложений, выражающих мотивы, интенции и другие ментальные состояния адресанта:

    «хочу, чтобы ты сделал для меня нечто хорошее»

    «говорю это, потому что хочу, чтобы ты это сделал»

    «не знаю, сделаешь ли ты это, потому что знаю, что ты не обязан делать то, что я хочу, чтобы ты делал»

    - эта модель, построенная по принципу парафраза, дает наглядное представление о жанре просьбы и отмечают одну важную для просьбы особенность – возможность слушателя отказать в выполнении просьбы

    - особенность просьбы в том, что при отказе ее выполнить, говорящий не будет добиваться ее выполнения и не будет испытывать гнев на адресата

    -говорящему необходимо таким образом сформулировать свою просьбу, чтобы минимизировать угрозу и избежать коммуникативной неудачи

    - просьба – будущий акт, так как формально невозможно просить то, что уже исполнено, если это не ирония или шутка.

    - адресату и адресанту очевидно, что адресант не имеет возможности выполнить то, о чем он просит, по какой - либо причине, поэтому он и обращается с просьбой к адресату.

    - речевой жанр «просьба» маркируют средства, которые употребляются в зависимости от степени вежливости в разных сферах общения:

    этикетные слова (пожалуйста (нейтр.), плиз (разг.)),

    устойчивые выражения (будьте добры, будьте любезны, сделайте одолжение, не откажите в любезности, окажите любезность),

    словоформы (прошу, просим),

    модальные глаголы (мочь, хотеть) в разных формах и др.

    Просьбой говорящий совершает волеизъявление и потенциально вторгается в свободу слушателя с целью заставить его выполнить желаемой действие. Таким образом, в рамках речевого жанра просьбы «если человек «оказывает давление на кого-либо», он пытается навязать свою волю адресату», поэтому ему нужно замаскировать свое волеизъявление с помощью вежливости, принятой в данной лингвокультуре (языковой культуре). Единственное, что отличает просьбу от приказа – это вежливость, с помощью которой говорящий воздействует на собеседника.

    Собственный "характер" речевого жанра «просьба» бывает категоричным, нейтральным, вежливым и сверхвежливым. В зависимости от употребляемых средств для выражения собственного "характера" речевого жанра «просьба» выстраивается шкала градаций:

    нулевой уровень - занимает нейтральный "характер" речевого жанра «Просьба»,

    позитивный/высокая степень – вежливый/ сверхвежливый,

    негативный/низкая степень - категоричный (обычно в деловой сфере)
    13. Личное письмо – способ неофициального письменного общения, позволяющий достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения.

    Предполагается обязательное употребление формулы этикета – приветствие и прощание, дальнейшее содержание текста свободное, тема тоже произвольная.

    Личное письмо - это один из письменных жанров разговорной речи, неофициальное эпистолярное взаимодействие.

    Необходимое условие этого жанра речевого общения - искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей.

    14. Записка - содержание записки обычно кратко; развернутое рассуждение может заменяться одним—двумя словами, играющими роль намека. В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства - мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств

    - отличительная черта жанра – краткость

    - это маленький обиходный текст, цель которого – сообщение о том, что нужно сделать, предупреждение, приглашение, жесты вежливости:

    «Скоро буду, не забудь купить молоко».

    - текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.
    15. Дневник

    - дневник отличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо

    - этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов,

    вводных слов и предложений, синонимов.

    Дневниковые записи – творческий процесс. Оʜᴎ помогают человеку оттачивать слог и совершенствоваться в письменном выражении своих мыслей, а также анализировать произошедшие с ним события, собственные ощущения, переосмысливать собственные поступки и в дальнейшем исправлять свои недостатки. Таким образом можно со всей уверенностью сказать, что ведение личного дневника помогает человеку совершенствовать свою личность.

    16. Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией.

    Виды открыток:

    • поздравительные открытки, что дает возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

    • видовая открытка представляет собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона.

    • Открытки-репродукции могут быть носителями несохранившихся произведений искусства

    • художественные открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Cоюза художников, Ассоциации художников и другие

    • рекламные открыткивыполняют роль носителей рекламы

    • историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например, на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например, театра, завода, храма, школы.

    • политические открыткидемонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей

    • патриотические открытки.

    • фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их еще называли видовыми.

    • деловая открытка предназначена для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника с профессиональным праздником, победой на выборах, да и мало ли с чем можно поздравить хорошего, но не близкого человека.

    17. Ди́спут (лат. Disputatio) — в схоластической системе образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. В наше время диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему

    Литературный диспут придется отложить ---. Я проверял: не все к выступлению подготовились

    - диспут – (лат.) ученый спор, прение, состязание, гласный отстой, защита, оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени.

    18. Диалог - является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками. Диалогу свойственно «разнотемье», т. е. говорящие легко могут переключаться с одной темы на другую. Например, в домашней обстановке двое за завтраком разговаривают о работе (первая тема) и о завтраке (вторая тема):
    А: А с кем ты дежуришь, /он молоденький?
    Б: Моложе меня/года на полтора — на два.
    А: Хочешь еще капусты?
    Б: Капусты не хочу. / Он от нас уходит. / Потому что его пригласили в другой институт.

    Диалог – основной жанр разговорной речи. Для него характерна частая смена ролей "говорящий – слушающий", так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли.

    - в реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекающихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи) , а монолог – перебиваться репликами собеседников.
    19. Полилог

    - для полилога разговорной речи характерно смешение разных тем (разнотемье), так как нередко каждый из собеседников говорит о своем, "ведет свою партию".

    Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
    20. Монолог - речь одного человека, но отличительная черта монолога в разговорной речи – его диалогичность, т. е. обращенность к слушателю, который может перебить рассказчика, задать ему вопрос, согласиться с ним или возразить ему в любую минуту.

    К средствам диалогизации монолога относятся:

    • риторические вопросы,

    • обращения,

    • вопросно-ответная форма речи и др.

    - это говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата - собеседника, вызвать его реакцию

    - в монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

    Виды монолога

    1. монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь.

    Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

    2. монолог - речь наедине с собой, направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

    21. Частная переписка

    Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии.

    Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характер общения (вот почему непозволительно читать чужое письмо, так как оно адресовано конкретному лицу).

    Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композиционной структуры, на стыке различных функциональных стилей, в то же время с соблюдением экстралингвистических факторов, важнейшими из которых являются:

    1. Общность функций: информативной, контактноустанавливающей, коммуникативной и побочных функций: эмотивной, волюнтативной (воздействие на адресата), поэтической и др.

    2. Дистантность общения собеседников.

    3. Письменная форма общения.

    4. Адресованность конкретному объекту речи.


    1. Ориентация на отношения адресата и адресанта.

    Экстралингвистические факторы определят и специфику языковой формы писем:

    - стандартизированное композиционное построение (зачин, информативная часть, концовка), использование в отдельных частях речевых этикетных формул (приветствие, обращение – в зачине; прощание, пожелание, подпись (самоименование) – в концовке; совет, благодарность, просьба - в информативной части);
    1   2   3   4


    написать администратору сайта