Главная страница

Общеобязательных, формальноопределенных правил поведения создаваемых государством и подкрепленных мерами государственного принуждения


Скачать 257.45 Kb.
НазваниеОбщеобязательных, формальноопределенных правил поведения создаваемых государством и подкрепленных мерами государственного принуждения
Дата13.05.2022
Размер257.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkt1_2_sem.docx
ТипДокументы
#527370
страница1 из 2
  1   2

1.Позитивное право.

Позитивное право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения создаваемых государством и подкрепленных мерами государственного принуждения.

Выделяют следующие признаки права:

Государственно-властный характер — государство создает правовые нормы в особом, строго определенном порядке, специальными должностными лицами и органами; нормы права обязательны для исполнения всеми, кого касаются;

Системность — нормы права объединены в логически выстроенную, единую и взаимосвязанную систему предписаний;

Формальная определенность — внешне правовые нормы объективируются в разного рода источниках права (нормативные договора, нормативно-правовые акты, закон, правовой обычай и т.д.);

Общеобязательность — неукоснительное соблюдение норм права всеми субъектами права, включая органы государственной власти;

Нормативность — право представляет собой совокупность правил поведения, которые рассчитаны на многократное и долговременное действие, право регулирует типовые, наиболее часто встречающиеся жизненные случаи, характеризуя их общими признаками и качествами (юридическое лицо, договор, преступное деяние и т.д.);

Неперсонифицированность — обращенность требований права к неопределенному кругу лиц;

Государственная обеспеченность — при несоблюдении и нарушении юридических норм государство в лице правоохранительных органов имеет право применить меры государственного принуждения, включая юридическую ответственность;

Государственно-принудительный характер — право обеспечивается и защищается государственным принуждением в случае, когда поведение гражданина не соответствует предписаниям, данный субъект будет подвергнут мерам юридической ответственности, которые налагаются уполномоченными органами государственной власти в строго установленном порядке (штраф, арест, лишение свободы и др.).
2. Теологическая теория

Это одна из старейших теорий , в которой дается попытка объяснить, как возникло право. Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом. Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать. Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.
3. Психологическая теория

Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания. Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой. Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.
4. Теория естественного права.

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву. Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами. Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов. Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения. Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.
5. Историческая школа права – одно из течений в науке права первой половины XIX в., получившее распространение в Германии, кардинально отличавшееся от доктрины естественного права и выступавшая против преобразования существующих общественных отношений с помощью нового законодательства.

Основателем исторической школы права был Густав Гуго (1764–1844), профессор Геттингенского университета.

Право. Закон не единственный источник права. Повсеместно право образуется не только в результате законодательства, но и помимо деятельности законодателя. Так складывалось обычное право, образовывалось преторское право в Риме и т.п.

Позднее Г. Гуго разъяснил эти выдвинутые им ранее положения. Вопреки учению естественно-правовой школы, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, он утверждал, что право развивается вместе с языком и что, подобно языку и нравам, оно складывается само по себе, без чьих-либо соглашений и приказов. Г. Гуго ставит в один ряд право и язык, который, представляя собой средство общения людей, не является частью надстройки.

Образование права Г. Гуго сравнивает также с образованием правил игры. В большинстве игр многие правила складываются независимо от соглашения играющих. Они образуются с течением времени, в результате одинакового решения сомнительных вопросов от случая к случаю. Лишь постепенно, в результате сложившейся практики устанавливаются твердые правила.

Взгляды Г. Гуго были направлены на защиту неписаного права. Это было выступление против нового, буржуазного в своей основе законодательства.

То, что предписано законом, писал он, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности. Г. Гуго считает такое положение вполне нормальным.
6. Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX в.

Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.

Основные положения:

1) Весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2) И на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что-то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно-производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.

Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.

7. Марксистская теория

Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята В. Лениным и его последователями.

В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами. В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.

Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.

Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки. Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.
8. Реалистическая школа права

Основателем реалистической теории был известный юрист Рудольф Иеринг (1818-1892). Суть данной теории заключается в том, что право возникает и развивается под влиянием главного фактора - интересов, двигающих человеком и заставляющих его ставить перед собой цели, реализуемые посредством права.
Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).
Основные положения данной теории:

1) право есть защищенный государством интерес, который помогает удовлетворению жизненных потребностей людей;

2) субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом, а задача права - гарантировать это пользование;

3) не существует абсолютно справедливого права, право выступает в качестве инструмента, подчиняющего волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития;

4) ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели, в этом качестве право выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества;

5) право без государственной власти - это пустой звук, только власть, применяющая нормы права, делает право жизненным.
9.Теория солидаризма.

Солидаризм – это наиболее стабильный и прогрессивный путь общественного развития, который своим появлением знаменует выход за границы двух основных полюсов – социализма и либерализма.

Основоположником и наиболее известным представителем теории солидаризма в праве был французский юрист Л. Дюги (первая треть XX в.). В качестве основных положений, на которых базировалось его учение, Л. Дюги выдвигал два:
ѕ человек - существо общественное, он не может жить обособленно;

ѕ общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.
Из этого положения Дюги делал вывод о наличие неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно». Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, что наносит ущерб солидарности, а делать лишь то, что содействует солидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественной жизни. Он является основой правопорядка и государственной организации. С развитием разделения труда, отмечал Дюги, люди становятся более зависимыми друг от друга (рабочий - от капиталиста, капиталист - от рабочего и т.д.), а потому солидарность должна развиваться и укрепляться. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые.
10.Социологическая теория права.

Социологическая теория

Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом. Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев. Родоначальник – Р.Ф.Иеринг.
11. «Широкий» и «узкий» подходы к пониманию права.

Главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса. Тем не менее можно выделить два основных подхода к определению понятия права: один из них, условно говоря,узкий, а другой - широкий.
Сторонники «широкого» подхода считают, что писаное (позитивное) право вследствие различных объективных и субъективных причин не в состоянии полностью и адекватно регулировать общественные отношения. В источниках права нередки пробелы, противоречия, неясности, встречаются устаревшие и несправедливые нормы права. Вследствие этого правоприменительная практика в дополнение, а иногда и вместо норм официального права вырабатывает свои нормы. Эти нормы права находятся в других источниках права, прежде всего в судебной и административной практике и т. д. Следует отметить, что сторонники «широкого» подхода к пониманию права не выработали общепризнанного определения понятия права, хотя два аспекта правопонимания (психологический и социологический) присутствуют в нем.
Сторонники «узкого» понимания права (нормативистского подхода) считают, что нормы права содержатся исключительно в официальных источниках юридических норм, издаваемых государственными органами. Именно в них следует искать ответы на все вопросы, требующие правового разрешения. Правоприменительная практика не должна выходить за пределы официального (позитивного) права.
12. Новые подходы к правопониманию (либертарно-юридическая теория права и др.).

Естественно-правовой тип (А.В. Кузнецов, Д.И. Луковская) предполагает различие естественного и позитивного права. Естественное право включает комплекс возможностей и обязательств, которыми индивид обладает с рождения и которые принадлежат ему независимо от того, гражданином какого государства он является. Передача естественного права кому бы то ни было невозможна.

Легистский тип (С.С. Алексеев, Р.А. Ромашов): право - властное предписание официальной государственной власти. Не закрепленное в формальном источнике правило не является юридически значимым.
Либерально-юридический тип (В.С. Нерсесянц, В.Г. Графский, В.А. Четвернин): право - регулятивно-управленческая система, в основу формирования и функционирования которой положены принципы формально-юридического равенства, свободы, справедливости. Везде, где действует принцип формального равенства, действует право, правовая форма отношений, а все выходящее за рамки этого принципа является неправом.
13. Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе.
14. Право, как инструмент справедливости и свободы.

Всеобщая равная мера - один из необходимых составных компонентов принципа формального равенства и одно из сущностных свойств права. В качестве такого компонента равная мера предполагает и другие компоненты правового принципа формального равенства - свободу и справедливость . Поэтому равная мера - это равная мера свободы и справедливости. При этом под равной мерой имеется в виду не только всеобщий масштаб и единая для всех норма правовой регуляции, но также и соблюдение эквивалента соразмерности и равномерности в отношениях между самими субъектами права.
С принципом формального равенства связано и понимание права как всеобщей и необходимой формы свободы людей. Как выражение формального равенства право представляет собой всеобщую форму общественных отношений независимых друг от друга субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Такая независимость субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы бытия и выражения свободы. Правовая форма свободы, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства и свободы.
Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость.

В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права , что право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). По смыслу и по этимологии справедливость (iustitia) восходит к праву (ius), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость.

Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права.

15. Право, как классовый регулятор общественных отношений.

Сущность права выражается в его классовости. Право классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Именно так К.Маркс и Ф.Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагонистическими классами. Следовательно, в обществе с антагонистическими классами право по своей сущности является возведенной в закон волей господствующего класса, средством классового, политического господства.
Юридические нормы в рабовладельческом и феодальном обществах нередко открыто выражали свою классовость — направленность на то, чтобы служить интересам господствующих классов.
16. Социальные, государственно-волевые и собственно-юридические элементы в содержании права.

В содержании права различают социальные, государственно-волевые и собственно-юридические моменты. Социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое) характеризует сам процесс наполнения ими права, а государственно-волевое – это преобразование социального содержания через государственную волю. Собственно-юридическое содержание права – юридически значимые интересы, действия, поступки субъектов права, совершаемые в рамках как общих, так и конкретных правоотношений. Следовательно, сущностью права является выраженная в нем государственная воля; содержанием – закрепленные правом социальные интересы.
В частности, в социальном элементе главенствуют экономические, политические и иные отношения и интересы, так как именно они обращены к государству и праву, и последнее обеспечивают им необходимую государственно-правовую поддержку в их реализации. При этом экономические отношения в обществе отражаются в интересах людей, они формируют юр. условия для появления права. Другими словами, вначале здесь дб необходимые юр. условия, вызванные интересами, затем появляются законы, иначе говоря, правовые акты.
Государственно-волевое содержание права, т.е. юридическое содержание изначально социальное, но прошедшее через государственно-волевые процедуры и закрепленное в том или ином нормативном правовом акте. Это экономические, политические и т.п. интересы, трансформированные правотворческими органами государства в качестве общеобязательных для всего общества. Отсюда следует, что содержанием права могут выступать также «бывшие» социальные интересы, впоследствии получившие юр. оформление в виде законов и иных актов. Социальное содержание характеризуется в этом случае самим процессом наполнения права государственно-волевым смыслом. Это преобразование социального содержания права через государственную волю.
Собственно-юридическое содержание права – это прежде всего юридически значимые интересы, действия, поступки субъектов права, совершаемые в рамках норм права и как в рамках общих, так и конкретных правоотношений. Собственно-юридическое содержание – это осуществляемое посредством права социальное содержание, т.е. эконом-е, полит. и другие интересы, реализуемые субъектами права как правовые, юридически значимые.
17. Понятие и признаки позитивного права.

Позитивное (иными словами положительное) право — это право, установленное законодательством в рамках конкретной правовой системы, которое действует в данный момент в определенном государстве. Позитивное право противопоставлено естественному праву. Позитивное право в качестве регулятора поведения обладает рядом характерных признаков. Выделяют следующие признаки права:

Государственно-властный характер — государство создает правовые нормы в особом, строго определенном порядке, специальными должностными лицами и органами; нормы права обязательны для исполнения всеми, кого касаются;

Системность — нормы права объединены в логически выстроенную, единую и взаимосвязанную систему предписаний;

Формальная определенность — внешне правовые нормы объективируются в разного рода источниках права (нормативные договора, нормативно-правовые акты, закон, правовой обычай и т.д.);

Общеобязательность — неукоснительное соблюдение норм права всеми субъектами права, включая органы государственной власти;

Нормативность — право представляет собой совокупность правил поведения, которые рассчитаны на многократное и долговременное действие, право регулирует типовые, наиболее часто встречающиеся жизненные случаи, характеризуя их общими признаками и качествами (юридическое лицо, договор, преступное деяние и т.д.);

Неперсонифицированность — обращенность требований права к неопределенному кругу лиц; Государственная обеспеченность — при несоблюдении и нарушении юридических норм государство в лице правоохранительных органов имеет право применить меры государственного принуждения, включая юридическую ответственность;

Государственно-принудительный характер — право обеспечивается и защищается государственным принуждением в случае, когда поведение гражданина не соответствует предписаниям, данный субъект будет подвергнут мерам юридической ответственности, которые налагаются уполномоченными органами государственной власти в строго установленном порядке (штраф, арест, лишение свободы и др.).
18. Принципы права: понятие, виды.

Принципы права - это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.
В зависимости от сферы распространения принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права.
К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

3.гуманизм

4.демократизм

5.единство прав и обязанностей

6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

7.сочетание убеждений и принуждений

8.федерализм
К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон
К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

1.В УПК презумпция невиновности

2.В ТП свобода труда

3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.
19.Общие(генеральные) принципы права.

Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.

В общих определяются существенные черты права в целом.

Основные принципы:

1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам;

2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения;

3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом;

4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина;

5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности;

6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам,

7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты,

8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права,

9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом;

10) сочетание убеждения и принуждения.
20. Государственно-правовые принципы права.

Государственно-правовые принципы характеризуют взаимосвязанность и взаимодействие государства и права в процессе их функционирования. В зависимости от критериев, которые берутся в качестве основы для выделения, различают:
– типологические принципы как руководящие начала, свойственные праву определенного типа государства и отражающие его содержательную суть (различаются, в частности, идеи, положенные в основу мусульманского и континентального (европейского) права, традиционного и англо-американского права);

– конкретно-исторические принципы как идеи, выражающие специфику права в определенной форме государства (скажем, принципы федерализма, свойственные лишь праву стран, состоящих из государственных образований, которые пользуются самостоятельностью; среди них: принципы обеспечения верховенства федерального законодательства и целостности государства, распределения компетенции между федеральным центром и субъектами федерации);

– межотраслевые принципы – это исходные идеи, которые отражают особенности нескольких отраслей права, смежных или близко соприкасающихся между собой (принципы материального и процессуального права, публичного и частного права);

– отраслевые принципы характеризуют существенные черты конкретных отраслей права (так, для уголовного права характерен принцип императивности, а для земельного права – принцип равенства различных форм собственности на землю; для трудового права – принципы свободы труда, равенства прав и возможностей работников)
21. Межотраслевые принципы права.

Межотраслевой принцип права можно определить как общую для двух и более отраслей основную идею, отражающую закономерности и связи развития общественных отношений, нормативно закрепленную в позитивном праве, направляющую правовое регулирование и определяющую сущность и социальное назначение права.
Межотраслевые принципы права обычно рассматриваются лишь попутно, при изучении отдельных отраслей и институтов права. В правовой литературе допускается и полное игнорирование межотраслевых принципов права.
Одни и те же межотраслевые принципы права в разных отраслях права могут проявляться неодинаково, исходя из конкретных, специфических для отрасли задач. При этом межотраслевые принципы права способствуют уяснению сходства и различия отраслей права и отдельных правовых норм.
Межотраслевые принципы составляют основу двух или нескольких смежных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального).
В качестве примеров межотраслевого принципа можно сослаться на принципы гласности и состязательности (в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном праве), неотвратимости юридической ответственности за совершение правонарушения (практически для всех отраслей права), «закон обратной силы не имеет» (для уголовного и административного, гражданского и некоторых других отраслей права). А также принцип осуществления правосудия только судом, принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, принцип законности, компетентности и беспристрастности суда при осуществлении правосудия, принцип независимости суда при осуществлении правосудия в уголовно-, гражданско-, арбитражно-процессуальных отраслях права.
22. Отраслевые принципы права.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др.
Отраслевые принципы - это принципы, составляющие основу той или иной отрасли права (например, административного или гражданского).
Примерами отраслевых принципов могут служить принципы равенства сторон и свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела - в гражданском праве; принцип субординации (соподчиненности) - в административном праве, принцип презумпции невиновности, принцип истинности квалификации преступления, принцип вины - в уголовном праве; принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины, принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы о их благосостоянии - в семейном праве; принцип приоритета и прямого действия международного права, принцип ротации - в конституционном праве; принцип невмешательства, принцип неприкосновенности государственной границы, принцип мирного разрешения международных споров - в международном праве, принцип свободы труда, принцип охраны труда, принцип охраны здоровья работников в трудовом праве.
23. Функции права: понятие, виды.

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.
Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция

2) экономическая функция

3) культурно-историческая

4) функция социального контроля

5) воспитательная функция

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
1) регулятивная функция

2) регулятивная динамическая функция

3) регулятивная статическая функция

4) охранительная функция

5) компенсационная функция

6) восстановительная функция

7) ограничительная функция

8) карательная функция .
24.Классификация функций права.

Внутренние критерии классификации функций права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Классификация функций права возможна по различным основаниям, выделяемым, в частности:
1) в зависимости от связей права с государством. В этом случае их функции совпадают, поскольку все основные направления деятельности государственной власти осуществляются в правовых формах, на основе нормативных правовых актов. Соответственно, возможно выделить:
внутренние функции, такие как экономическая, социальная, фискальная, правозащитная, правоохранительная, культурная;

внешние функции права, способствующие выполнению задач государства в его отношениях с иными государствами и межгосударственными союзами;
2) в зависимости от субъектов государственной власти различают функции:

учредительные

законодательные

исполнительные

судебные

контрольно надзорные;
3) в зависимости от внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах нормы, институты, отрасли и отраслевые семьи права;

межотраслевые функции действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное, материальное или процессуальное право;

отраслевые, связанные, в частности, с конституционным, финансовым, семейным, гражданским, и иными отдельными отраслями права;

функции правовых институтов как совокупностей норм права, регулирующих однородные общественные отношения

функции норм права имеющие специфическую направленность, связанную, к примеру, с действием запрещающих, дозволяющих или обязывающих норм;
4) в зависимости от принципиальных задач, выполняемых правом, выделяют:
регулятивную функцию как правовое воздействие, направляемое на нормальные (позитивные) общественные отношения с целью установления правил правомерного поведения в в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивно-статистическую и регулятивно-динамичическую;
регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.

регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).
охранительную функцию как правовое воздействие направленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
25. Характеристика регулятивной и охранительной функций права.

Функции права – это основные направления правового воздействия юридических норм на общественные отношения.
Регулятивная функция права – это основное направление воздействия права на общественные отношения, которое заключается в закреплении, упорядочивании общественных отношении, а также оформлении их движения путем дозволений, запретов, обзывании и поощрений, имеет первичный по отношению к охранительной функции характер.

Регулятивная функция осуществляется путем:

1. Определения правосубъектности граждан и юридических лиц;

2. Закреплении и изменения правового статуса граждан и юридических лиц;

3. Закреплении и изменения правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

4. Закреплении юридических фактов;

5. Установлении правовых связей между субъектами права;

6. Определение состава правоотношений.
Охранительная функция – это основное направление воздействия права на общественные отношения, которое направлено на охрану общественных и вытеснение противоправного поведения.

Охранительная функция осуществляется путем:

1. Закрепления в юридических нормах запрещенных вариантов поведения;

2. Установление санкция за совершение правонарушений;

3. Непосредственная реализация санкций правовых норм;

4. Закрепление в правовых нормах обязанности правонарушителя восстановить причиненный вреда;

5. Осуждения (порицания) правонарушителя, сужения его имущественных и неимущественных благ.
26. Социальное назначение права.

Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право - это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни. Более детально социальное назначение права выражено в его функциях.
Социальная ценность права определяется:

1. Общесоциальной востребованностью - состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2. Инструментальной востребованностью - использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях;
27. Право в системе социальных норм.

Право – это система, совокупность правовых норм.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

  1   2


написать администратору сайта