АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н. Обязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий
Скачать 97.26 Kb.
|
Глава 1. Эпоха царей Саула и ДавидаЦарь СаулПоследним судьей израильского народа был пророк Самуил1, который согласно божественному повелению по просьбе народа помазывает на царство первого царя Саула. Книга Царств так описывает это событие: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: <…> поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас» (1 Цар. 8:4-6). Нравственное состояние израильского народа в данный период было удручающим и книга Царств подчеркивает тот факт, что царя еще не было. В личности царя израильтяне надеялись приобрести мерила закона, а также постоянную защиту от врагов. «Время Самуила явилось переходным к новой эпохе, когда коренным образом изменилась система управления в Израиле. На место теократии пришла монархия. И уже в правление первого царя стали очевидны все преимущества и недостатки новой формы правления»2. Спустя два столетия после завоевания Земли Обетованной союз племен, едва сменивших кочевой образ жизни на оседлый, связанных только одной идеей, идеей завета, неожиданно превратился в единый сильный народ, имеющий свою государственность. Как уже говорилось выше главной причиной этого были внешние враги. В середине 11 столетия филистимляне захватили Силом и закрепились в горной части страны3. Первый еврейский царь Саул потеснил филистимлян с гор. С ростом военного могущества возрастала и материальная культура израильтян4. Перед тем как мы перейдем к рассмотрению личности царя Саула и археологических свидетельств его эпохи сделаем кратко охарактеризуем особенности царской власти на Древнем Ближнем Востоке. «Цари в Древнем мире пользовались почти неограниченной властью и постоянно напоминали о том, что их поддерживают боги. Считалось, что царская власть спущена с неба, а ее основы заложены в самом творении и устройстве мира. Царь выступал наместником бога на земле, и его задачей было поддержание порядка и справедливости в обществе. Считалось, что при жизни цари исполняют божественную миссию (понимаемую по-разному в различных культурах и в различные периоды), а после смерти становятся богами. Закон и справедливость исходили от царей. Они часто выполняли жреческие функции и изображались в виде пастырей. Важнейшей обязанностью царей было содержание храмов. На всем древнем Ближнем Востоке цари были военными предводителями. Они обеспечивали защиту своего народа и захватывали новые земли. Эти завоевания открывали доступ к дополнительным природным ресурсам и торговым маршрутам, пополняли царскую казну и приносили рабов. Все это несколько облегчало бремя, возложенное на население собственной страны»5. Просьба старейшин к Самуилу изначально была ошибочной, т.к. корень проблем Израиля они видели в политической сфере, и, как результат, решение ее так же находили в смене политического режима. Однако проблема была в другой сфере: духовной. Об этом старцам Израилевым и пытался сказать Самуил, но его не послушали, и, в следствии этого, продолжали требовать царя, тем самым они, как свидетельствует текст книги Царств, отвернулись от Бога6. О царе Сауле преимущественно мы узнаем из книг Царств, т.к. археологические свидетельства этой эпохи довольно скудны (о них будет написано ниже). История Саула тесно связана с историей института монархии — возможно, в большей степени, чем история любого другого царя, учитывая, что он представлен как первый в этой новой линии руководства, которая представляет собой разрыв с эпохой судей. В 8-й главе 1 Царств описывается установление института царства в Израиле. Царь изображается как человек, который будет осуществлять высший контроль над жизнями людей, которые будут его подданными7. Однако текст Священного Писания кроме негативной стороны о институте царств говорит и о том, что Саул избавит Израиль от притеснения внешних врагов: «он спасет народ Мой от руки Филистимлян» (1 Цар. 9:16). Самуил собирает израильтян в Массифу и там устраивает формальную процедуру избрания, чтобы, как отмечает блаженный Феодорит, уверить народ в том, что Саул есть избранник Божий, а не милостью человеческой возводимый на царство8. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, из него указывается Саул. О Сауле говорится, что он «был от плеч своих выше всего народа» (1Цар.10:23). Однако Саул избегает поставления, а после помазания долгое время не мог воспользоваться полнотой своей власти, т.к. значительная часть земель захвачена. Он по прежнему продолжает заниматься земледелием. Поворотным моментом в данном повествовании является 11 глава когда Саул слышит о бедствии жителей города Иависа, Дух Божий сходит на Саула в силе «И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его» (1 Цар. 11:6). Дух Господень готовит Саула к необыкновенной задаче по освобождению Израиля, «дух благородной решимости идти и освободить невинно угнетаемых, в полной уверенности, что Господь не оставит его своей помощью»9. Поэтому, в отличие от людей, он не плачет, т.к. плач – признак бессильного отчаяния; а скорее очень злится – признак власти и компетентности; тем более, если мы помним, что гнев его исходит от Бога10. Последующие решительные действия Саула являются важным аспектом его правления. В 1 Цар. 11:7 Саул призывает весь народ спасти Иависа. Его призыв следовать за ним и пророком доказывает его лидерские качества, а также его понимание того, что поставлено на карту: народ должен быть объединен политической (Саул) и религиозной (Самуил) властью. Кризис отдаленного галаадского города становится национальным кризисом благодаря восприятию и призывам Саула. После призыва Саула весь Израиль объединяется в единый организм – полная противоположность эпохе судей. Вскоре Саул освобождает Иавис и тем самым положил начало своим военным подвигам, сделав его национальным героем и объединителем колен в одно государство. «Дальше начинается война Саула с филистимлянами, которые представляют собой наибольшую опасность для израильтян. Начиная с этой войны, видна постепенная духовно-нравственная деградация Саула. После первых же побед народ начинает воздавать честь и славу за них царю, в отличие от того, что было раньше, когда народ всегда прославлял Бога за дарование победы»11. Первые победы привели к тому, что первый Израильский царь возгордился и посчитал возможным выйти за рамки только светского правителя, приняв на себя и обязанности религиозного лидера. Это событие описывается в 1 Цар. 13, когда автор книги описывают битву при Галгале. Перед битвой пророк Самуил должен был прийти и принести жертвы, но Саул его не дождался и совершил жертвоприношение самостоятельно. Но не успел он это совершить, как пришел пророк. Грехом Саула в глазах Самуила было отсутствие почтения: он не дождался его. Саул совершает смертный грех посягнув на пророческую власть и тем самым вызывает гнев Божий на себя. Окончательно отвержение Саула произошло после битвы с амаликитянами, которые, согласно божественному установлению, должны были быть полностью уничтожены, т.к. мешали Израильтянам занять Землю Обетованную. Это было заповедано через Моисея, и исполнить это завещание было поручено Саулу. Но вместо того, чтобы полностью уничтожить все имущество врага, Саул оставляет себе все самое лучшее и, при этом, обманывает пророка. Однако, обман вскоре был раскрыт. Пророк Самуил так реагирует на это событие: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» И сказал Саул: «Привели мы их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему, прочее же мы истребили». И сказал Самуил Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу его? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность такой же грех, как волшебство и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» (1 Цар. 15:13–15, 22–23). Последняя битва Саула, по-видимому, была наступательной атакой на город-государство Беф-Сан, направленной на обеспечение доступа к важному торговому пути. Рассказ о битве охватывает 1 Цар. 28-31. В нем проводится параллель между окончательным поражением и смертью Саула и успешным разгромом Давидом остатков амаликитян (которых Саулу не удалось истребить), подтверждая отверженность Саула. В этой повествовании Давид противопоставляется Саулу как следующий указаниям Господним. Глава 30 рассказывается об успешном завершении Давидом ранее поставленной перед Саулом божественной задачи по уничтожению амаликитян, и эта победа совпадает со смертью Саула. 1 Цар. 31 кратко изображает последовательность последних битв Саула и его кончину. Библия сообщает, что Саул проявил инициативу в своей последней кампании, разбив лагерь у источника в Изреельской долине. В ответ на это филистимляне, как свидетельствует Писание, собрали свои силы в Афеке на Филистимской равнине (1 Цар. 29:1), а затем двинулись на север к равнине Мегиддо — Изреельской долине и расположились лагерем напротив израильтян в Сонаме (1 Цар. 28:4). Место фактической битвы не указано, но, похоже, это было в Изреельской долине между двумя лагерями. Сообщается, что филистимляне разбили израильтян и оттеснили их к горам Гелвуйским, где они смогли смертельно ранить Саула, убить трех его сыновей (Ионафана, Малхишуа и Аминадава) и одержать решающую победу (1 Цар. 31:1- 7). На следующий день филистимляне, как говорят, собрали добычу и обезглавили труп Саула, пригвоздили его к стенам Беф-Сана вместе с телами его сыновей, а доспехи Саула отправили домой на хранение в храме Астарты (1 Цар. 31:8-10). Жители Иависа Галаадского ночью забрали тела погибших и погребли12. Таким образом завершается эпоха Саула и начинается эпоха правления царя Давида. От эпохи первого израильского царя Саула (около 1020-1000) археологических свидетельств почти не дошло. Сохранились развалины дворца Саула в Гиве (в переводе с еврейского Гива означает холм). По мнению В.Олбрайта, Гива была заложена в конце 13 века, через сто лет около 1100 года поселение было разрушено и восстановлено Саулом, который построил в ней крепость-дворец, строения которой имели несколько этажей. Разрушение 1100 года связывают с войной израильских племен против колена Вениаминова13. Крепость отличалась простотой. Такой же простой была и жизнь обитателей Гивы. Археологи почти не обнаружили материальных предметов, которые можно было бы называть изящными и богатыми. Крепость Саула также несколько раз подвергалась разрушению. В первый раз, вероятно, перед битвой при Михмасе (1Цар.13-14). Восстановленная почти сразу после разрушения, крепость была еще скромнее14. Имеется краткое описание данной крепости: «Крепость была окружена двойной стеной, сложенной из грубо отесанных камней, пространство между которыми заполнялось мелкими камнями и осколками. По углам стояли мощные башни, с которых защитники крепости могли стрелять из лука и бросать камни в неприятеля»15. «В 1920–1930-е гг. археологи Пенсильванского университета (США) раскопали развалины города Беф-Сана, где филистимляне глумились над телом царя Саула. Согласно Библии (см.: 1Цар. 31, 10; 1Пар. 10, 10), филистимляне поместили голову убитого царя в храм Дагона, его доспехи – в храм Астарты, а туловище повесили на городской стене. В слое, предположительно относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух расположенных рядом друг с другом храмов – Дагона и Астарты»16. Во время археологических раскопок в крепости Саула были найдены бронзовые наконечники стрел, камни для пращи железный носок лемеха, оселок, керамика, прялки, жернова для перемалывания зерна и большие кувшины для хранения зерна, вина и масла17. Все изделия были сделаны грубо и практически без всяких украшений, что свидетельствует о низком уровне культурного развития народа, населявшего город. Кратко можно так же представить положение евреев того периода. Оно было «далеко не блестяще. С запада их неотразимо теснили филистимляне. Они успели захватить в свои руки некоторые укрепленные места (холмы) евреев, снабдив их собственными охранными отрядами (1 Цар. 10:5). Чтобы лишить евреев возможности выделывать оружие, филистимляне уничтожили в их земле всех кузнецов; так что даже для починки земледельческих орудий евреи должны были ходить к своим врагам, филистимлянам (1 Цар. 13:19-22). С востока угрожали аммонитяне»18. Синодальный перевод данного текста не до конца раскрывает все положение вещей, так в Современном русском переводе мы читаем: «Во всей земле Израиля не было ни одного кузнеца и ни одного человека, который мог бы делать изделия из железа. Филистимляне не учили этому израильтян, так как опасались, что те сделают себе мечи и копья. Только филистимляне умели точить железные инструменты, поэтому израильтянам приходилось ходить к филистимлянам точить свои плуги, мотыги, топоры и серпы. Филистимские кузнецы брали одну треть пима серебра за заточку плугов и мотыг и одну треть шекеля за заточку остроконечных инструментов, топоров и наконечников на воловьи рожна. Поэтому у всего народа Израиля, бывшего с Саулом, не было ни меча, ни копья. Только Саул и его сын Ионафан имели железное оружие». До начала ХХ в. не было понятно что это за мера – один пим. Однако в ходе раскопок было найдено восемь маленьких разновесов, которые помогли прояснить смысл данного стиха и еще больше пролить свет на эпоху Саула. Кроме того археологические находки свидетельствуют об отсталости в развитии иудейских племен, который даже в XI-X вв. продолжали пользоваться медными и бронзовыми орудиями труда. «До 1200 г. до Р.Х. железо использовалось сравнительно редко. Вероятно, хетты всячески старались сохранить в тайне достаточно хитроумный секрет его выплавки»19. Первым железным орудием, найденным на территории евреев был сошник, найденный в крепости Саула в Гиве. Только после падения филистимлян начинается расцвет культуры евреев. 1 Царств 28-31 изображает филистимлян как врагов Саула. Многие ученые пришли к выводу, что Беф-Сан в то время был филистимским городом, однако раскопки на этом месте дали только один черепок филистимской керамики, демонстрируя при этом, что город был процветающим и мощным укрепленным центром во время правления Саула. В этот период это был важный египетский гарнизонный город, и египетское влияние, по-видимому, продолжалось вплоть до 1075 г. до н.э20. В свете преобладания в городе местной ханаанской керамики и отсутствия каких-либо свидетельств разрушения города ок. 1100–1000 гг. до н.э., кажется, лучше всего сделать вывод, что город стал независимым ханаанским центром после исчезновения египетского присутствия и что он добровольно вступил в союз с филистимлянами в какой-то момент истории. |