АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н. Обязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий
Скачать 97.26 Kb.
|
ЗаключениеОценки исторического Давида обязательно зависят от оценки достоверности письменных источников, в которых он представлен. По крайней мере, можно сказать, что это был экстраординарный человек, который стимулировал столько исторических и теологических размышлений, сколько он сам. Как он представлен в Библии, Давид идеально подходил для тех задач царствования, которые выпали на его долю. Его популярность, победы над филистимлянами и другими народами, а также создание могущественного королевства показывают, что он был проницательным военным стратегом и мотиватором. В административном плане его создание военного, гражданского и религиозного аппарата продемонстрировало еще одно измерение его талантов. Навыки Давида как поэта и музыканта также были известны. Его сочинения во 2 Царств и псалмах Давида демонстрируют поэтический гений. Библия даже говорит об инструментах Давида, которые он создал или которые каким―то образом были связаны с ним (2 Пар 29:26; Неем 12:36; ср. Амос 6:5). Кроме того, Давид по большей части проявлял тонкую религиозную чувствительность. Конечно, псалмы Давида демонстрируют это, хотя фактическое сочинение всех их Давидом оспаривается. Однако даже за пределами Псалтири отношения Давида со своим Богом, его забота о благополучии других, его готовность раскаяться, столкнувшись со своим грехом, и его озабоченность религиозными вопросами, связанными с храмом и культом, также свидетельствуют об этом. В конечном счете, однако, непреходящее значение Давида заключалось в его положении избранного Яхве царя Израиля и отца царской династии, которую Господь решил благословить. Он занимал промежуточное положение между своим великим предком Авраамом и его великим потомком Иисусом. Обетования, данные Давиду, были неразрывны с обетованиями Аврааму, и они указывали на мессианский идеал великого обещания для мира, идеал, который, как утверждают христиане, нашел свое выражение в Иисусе, Христе. Соломон унаследовал от Давида объединенное Израильское царство, созданное Давидом путем личного объединения царств Иудеи и Израиля, с обширной территорией завоеванных земель, простирающейся на большую часть Палестины и часть Сирии. Это было великое наследство, которое нелегко было сохранить, но Соломон успешно выполнил трудную задачу. Что касается внутренних проблем, он выполнил, среди прочего, следующие пять дел, которые были подготовлены, но оставлены незавершенными Давидом: (1) укрепление царской власти путем тщательной чистки политических врагов; (2) развитие административной организации; (3) строительство Храма со строительством царского дворца; (4) кристаллизация богословия Сиона; и (5) укрепление обороной системы. Что касается отношений с соседними странами, Соломон отказался от экспансионизма Давида и поддерживал с ними мирные отношения посредством дипломатии и торговли. Воспользовавшись выгодным географическим положением, Соломон умело увеличил доходы не только за счет сбора пошлины с караванов, проходящих через его королевство, но и за счет налаживания международной торговли. Его активные действия в области дипломатии и торговли сделали его богатым и подняли его авторитет в международном сообществе. В результате Иерусалим стал одним из важных центров, в который поступала различная информация и технологии со всех уголков мира. Под влиянием иностранных культур королевский двор служил центром интеллектуального творчества. Легендарная традиция сказочной мудрости Соломона, должно быть, проистекала из Соломонова двора с его международным окружением. Таким образом, царства Иудеи и Израиля процветали во времена Соломона. Однако этот период не лишен недовольств, особенно среди племен севера. Прежде всего, северные колена были настолько недовольны высокими налогами и принудительным трудом, введенными с уклоном в пользу Иудеи, что они восстали под руководством Иеровоама сына Навата. Соломон подавил восстание, но эта проблема стала непосредственной причиной разделения царства сразу после его смерти. Ему с трудом удалось завещать Израилю власть Давида, которую он унаследовал от Давида. Но эта трезвая реальность исчезла в более поздних традициях, в которых – Соломон во всей своей славе (Мф 6:29) остался его официальным портретом. 1 Вениамин (Пушкарь), митрополит. Священная библейская история / Митрополит Вениамин (Пушкарь). – С-Пб., 2015. – С. 216. 2 Егоров, Геннадий, иерей. Священное Писание Ветхого Завета / Иерей Геннадий Егоров // Седмица.RU [Электронный ресурс]. – 2021. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/lib/text/430771/. – Дата доступа: 11.02.2022. 3 Деопик, Д.В. Библейская археология / Д.В. Деопик. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ПСТГУ, 2009. – С. 184. 4 Райт, Дж. Э. Библейская археология / Дж. Э. Райт. – СПб., 2003. – С. 154. 5 Уолтон, Джон Х. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет / Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес // Азбука веры [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-kulturno-istoricheskij-kommentarij-vethij-zavet/. – Дата доступа: 11.03.2022. 6 Шифман, И. Ш. Ветхий Завет и его мир / И. Ш. Шифман. – М. : Политиздат., 1987. – С. 141. 7 Driver, S.R. Notes on the Hebrew Text and the Topography of the Books of Samuel / S.R. Driver. Oxford: Clarendon Press, 1913. – P. 68. 8 Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Божественного Писания / Блаженный Феодорит Кирский. – М. : Изд-во РПЦ МП, 2003. – С. 240. 9 Лопухин, А.П. Толковая Библия Ветхого Завета / А.П. Лопухин // Азбука веры [Электронный ресурс]. – 1904-1913. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja-biblija-vz/. – Дата доступа: 17.04.2022. 10 Лопухин, А.П. Библейская история Ветхого Завета / А.П. Лопухин. – М. : Твердо, 2015. – С. 290. 11 Егоров, Геннадий, иерей. Указ. соч. 12 Вейнберг, Й. Введение в Танах. Часть 3. Пророки / Й. Вейнберг. – Иерусалим-Москва: Мосты культуры, 2003. – С. 27-30. 13 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 155. 14 Василиадис, Н. Библия и археология / Н. Василиадис. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. – С. 158. 15 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 153-154. 16 Снигирев, Р., протоиерей. Библейская археология / Протоиерей Р. Снигирев. – М.,2007. – С. 234. 17 Деопик, Д.В. Указ. соч. С. 189. 18 Лопухин, А.П. Толковая Библия Ветхого Завета. Указ. рес. 19 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 157. 20 James, F. The Iron Age at Beth Shan / F. James. Philadelphia, 1966. – 150-153. 21 Троицкий, И.Г. Библейская археология / И.Г. Троицкий. – С-Пб.,1913. – C. 54. 22 Вениамин (Пушкарь), митрополит. Указ. соч. С. 227. 23 Лопухин, А.П. Библейская история Ветхого Завета. С. 298. 24 Догерти, М. Великие сражения библейских времен (1400 г. до н. э. – 73 г. н. э.) / Мартин Догерти, Майкл Хэскью, Филис Джестайс, Роб Райс. М.: Эксмо, 2009. – С. 70-71. 25 Вейнберг, Й. Введение в Танах. Часть 3. Пророки / Й. Вейнберг. – Иерусалим-Москва: Мосты культуры, 2003. – С. 21. 26 Синило, Г.В. Библия и мировая культура / Г.В. Синило. – Минск : «Вышэйшая школа», 2015. – С. 266-267. 27Грилехес, Леонид, протоиерей. Давид и вся кротость его / Протоиерей Леонид Грилехес // Православие.RU [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/47042.html. – Дата доступа: 18.01.2022. 28Богородский, Я.А. Еврейские цари / Я.А. Богородский. – Казань, 1906. – С. 90. 29Лопухин, А. П. Толковая Библия. Указ. рес. 30 Юнгеров, П. А. Введение в Ветхий Завет. В 2-х кн. / П.А. Юнгеров. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003 / Кн. 2: Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. – С. 250. 31Лопухин, А. П. Толковая Библия. Указ. рес. 32 Мерперт, Н. Очерки археологии библейских стран / Н. Мерперт. – М., 2000. – С. 235-236. 33 Там же. 34 Скнарь, О., протоиерей. Каменные страницы библейской истории. Том 1: Исследование эпиграфических памятников Израиля и Иудеи периода Первого Храма (10-6 вв. до Р. Х.) / Протоиерей О. Скнарь. Киев: Послушник, 2013. – С. 191. 35 Aharoni, Y. The Archaeology of the Land of Israel / Trans. A. Rainey; ed. M. Aharoni. – Philadelphia, 1982. – Р. 194. 36 Rast, Walter E. The problem of stratigraphy relating to David / Walter E. Rast // Eretz-Israel: Archaeological, Historical and Geographical Studies. – 1989. – № 20. – Р. 167. 37 Dothan, T. The Philistines and Their Material Culture / T. Dothan. – New Haven, 1982. – P. 261. 38 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 170. 39 Там же. С. 172. 40 Деопик, Д.В. Указ. соч. С. 190. 41 Там же. 42 Soggin, J. A. A History of Ancient Israel / Trans. J. Bowden. – Philadelphia, 1984. – Р. 52. 43 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 178. 44 Брюггеман, Уолтер. Ввведение в Ветхий Завет / Уолтер Брюггеман. – М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. – С. 180. 45 Деопик, Д.В. Указ. соч. С. 191. 46 Whybray, R.N. The Succession Narrative / R.N. Whybray. – London, 1968. – P. 36. 47 Брюггеман, Уолтер. Указ. соч. С. 183. 48 Гальбиати, Э.; Пьяцца, А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет / Э. Гальбиати, А. Пьцца. – Милан: Христианская Россия, 1992. – C. 188. 49 Ball, E. The Co-regency of David and Solomon (1 Kings I) / E. Ball // Vetus Testamentum. – 1977. – № 3. – P. 272. 50 Люкимсон, П. Е. Царь Соломон / Петр Люкимсон. – Москва : Молодая гвардия, 2012. – С. 118. 51 Ценгер, Эрих. Введение в Ветхий Завет / Эрих Ценгер. – Москва : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. – С. 326-327. 52 Seow, C.L. The Syro-Palestinian Context of Solomon‘s Dream / C.L. Seow // The Harvard Theological Review. – 1984. – № 2. – P. 148. 53 Лопухин, А.П. Указ. соч. С. 383. 54 Херцог, Х.; Гишон, М. Библейские сражения / Х. Херцог. М. Гишон. – М., 2005. – С. 116. 55 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 183. 56 Green, A.R. Solomon and Siamun: A Synchronism between Early Dynastic Israel and the Twenty-first Dynasty of Egypt / A.R. Green // Journal of Biblical Literature. – 1978. – № 3. – P. 357. 57 Yadin, Y. Solomon‘s Gate at Gezer / Y. Yadin // Israel Exploration Journal. – 1958. – № 8. – Р. 82 58 Херцог, Х.; Гишон, М. Указ. соч. С. 117-118. 59 Райт. Дж. Э. Указ. соч. С. 192. 60 Там же. С. 195. 61 Деопик, Д.В. Указ. соч. С. 193. 62 Троицкий, И.Г. Библейская археология / И.Г. Троицкий. – С-Пб.,1913. – C. 55. 63 Библейская энциклопедия / Пер. И. Козырева. – Москва : РБО, 1996. – С. 29. 64 Mazar, B. The Mountain of the Lord / B. Mazar. – Garden City, NY, 1975. – P. 179. 65 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 199. 66 Райт, Дж. Э. Указ. соч. С. 202. 67 50.McEwan, C.W. The Syrian Expedition of the Oriental Institute of Chicago / С.W. McEwan // American Journal of Archaeology. – 1937. – № 41. – P. 11. 68 Paul, S. M. and Dever, W. G. Biblical Archaeology / S.M. Paul, W.G. Dever. – Jerusalem, 1973. – P. 78. 69 Ibid. 70 Meyers, C. Jachin and Boaz in Religious and Political Perspective. / C. Meyers // Catholic Biblical Quarterly. – 1983. – № 45. – Р. 173. 71 Райт, Дж. Э. Указ. соч. 201. 72 Лопухин, А. П. Указ. соч. С. 328. 73 Люкимсон, П. Указ. соч. С. 145-146. |