Главная страница

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н. Обязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий


Скачать 97.26 Kb.
НазваниеОбязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий
Дата15.12.2022
Размер97.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н.docx
ТипДокументы
#846765
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 2. Эпоха царя Соломона

2.1. Эпоха царя Соломона по данным Библии. Города Соломона


Третьим царем Израильского царства и вторым царем Иудейского царства в 10 веке до н.э. был Соломон. Давид назвал его Соломоном (2 Цар. 12:24), в то время согласно Божественному откровению через пророка Нафана он был назван Иедидиа, «Возлюбленный Яхве» (2 Цар. 12:25). Установить хронологию правления Соломона – трудная задача, поскольку все хронологические заметки о его деяниях не дают ничего, кроме типологических цифр: его 40-летнее правление, как и в случае с Давидом, означает поколение (1 Цар. 11:42; 2 Пар. 9:30). Аналогичным образом, его четвертый царственный год, в который он заложил фундамент Храма, который также был через 480 лет после Исхода; 20-летний период, в течение которого он строил проекты Храма и дворца; и 7 лет, посвященных строительству Храма (1 Цар. 6:1, 37-38; 7:1; 9:10; 2 3:2; 8:1) – все это символические фигуры. Более того, в хронологических записях отсутствует возраст Соломона при восшествии на престол. Соответственно, хронология правления Соломона является предметом догадок на основе косвенных свидетельств. Благодаря внутрибиблейским и косвенным свидетельствам ученые предполагают начало правления Соломона около 970-960 гг. и его конец около 930-920 гг. до н.э43.

Ни имя Соломона, ни упоминание о его правлении до сих пор не найдены ни в одном современном внебиблейском источнике. Поэтому мы должны полагаться исключительно на соответствующие библейские источники для реконструкции периода Соломона. Как широко признано, книги Царств являются частью Второзакония (согласно документальной гипотезе)44, которая была окончательно отредактирована во время вавилонского изгнания. Редакторская работа, сосредоточена на Храме и Соломоне как его строителе. Согласно редакционному замыслу, царствование Соломона изображается как Золотой век в истории Израиля, а сам Соломон описывается как чрезвычайно мудрый, необычайно богатый и чрезвычайно могущественный монарх. Эта идеализация Соломона и его правления коренится во мнении, что строитель Храма и его эпоха должны были быть благословлены Богом всеми видами благословений, в отличие от страданий в изгнании после разрушения Храма45. Более того, структура литературного комплекса в 1 Цар. 3-11 построена путем размещения отчета о строительстве Храма и вопросах, непосредственно связанных с ним (1 Цар. 5:15-9:25) в центре между рассказами об установлении его правления в качестве подготовки к строительным работам (1 Цар. 3:1-5:14) и повествования о процветании его царства в результате строительства Храма (1 Цар. 9:26-10:29).

Благодаря эпилогу к Повествованию о престолонаследии (3 Цар. 1-2) мы подробно информированы о ходе событий, связанных с восшествием Соломона на престол Давида и укреплением его царствования. Это повествование долгое время ценилось как одно из самых ранних исторических произведений в Библии, но все же во многих недавних исследованиях высказываются сомнения в его историчности46. Однако, и по сей день данный текст многими признается историческим и достоверным.47.

Когда Давид состарился (3 Цар. 1:1), не назначив явно своего преемника, придворные разделились на две партии. Первым кандидатом был Адония, сын Аггифи, который был четвертым сыном, но оставшимся в живых старшим сыном Давида после смерти Амнона и Авессалома. Многие ожидали, что он станет преемником Давида (3 Цар. 2:15), и его поддержали Иоав, главнокомандующий армией, и священник Авиафар (3 Цар. 1:7). Вторым кандидатом был Соломон, сын Вирсавии, которого поддерживали священник Садок, пророк Нафан, Ванея, предводитель царских телохранителей, называемых хелефеями и фелефеями (3 Цар. 1:8).

Повествование в 3 Цар. 1 создает у нас впечатление, что Адония взошел на престол на празднике без согласия Давида. Однако при внимательном изучении текста становится ясно, что Адония не имел намерения поднимать знамя восстания. Поскольку оставшиеся дни Давида были сочтены, а народ ожидал, что Адония станет преемником Давида, у него не было причин торопиться с узурпацией трона. Более вероятно, что пир в Рогеле был демонстрацией его намерения получить корону после кончины Давида. Однако после Давида трон занял Соломон, при помощи пророка Нафана48.

Когда Соломон сел на царский трон после церемонии коронации в Гихоне, придворные пришли поздравить Давида и сказали: «Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола» (3 Цар. 1:47). Смысл этих слов двоякий: с одной стороны, явное поздравление с ростом династии Давида; с другой стороны, скрытое пожелание, чтобы царствование Соломона могло буквально превзойти царствование Давида. С тех пор как Соломон взошел на престол при жизни Давида (3 Цар. 1:32-40), прошло несколько лет, возможно, три года совместного регентства с Давидом, прежде чем Соломон стал единственным правителем49. Главной целью совместного регентства была защита юного Соломона от Адонии и его сторонников, которые все еще хотели занять трон. Соответственно, кончина Давида привела режим Соломона к кризису. Воспользовавшись этим критическим моментом, Адония хитро попытался устроить заговор против царствования Соломона, попросив Ависагу Сунамитянку в жены (3 Цар. 2:13-18). Услышав о просьбе Адонии, Соломон быстро предпринял решительные действия против Адонии и его сторонников. Он приказал Ванее казнить Адонию и Иоава, а Авиафара изгнал из Иерусалима в Анафоф (3 Цар. 2:19-34). Наконец, Соломону также удалось устранить и других противников дома Давида. Таким образом, устранив всех своих противников, Соломон прочно установил свое царство (3 Цар. 2:46).

Некоторые ученые полагают, что рассказ об очищении Соломона от его врагов исходил из антисоломонских кругов. Однако более вероятно, что в нем рассказывается о быстром решении и мудрости Соломона, а также о его политических достижениях в деле, оставленном Давидом незаконченным50.

Царское происхождение и божественное избрание служили основополагающими элементами для легитимации королевской власти в Израиле. Что касается первого элемента, в эпилоге к Повествованию о престолонаследии в 3 Царств 1-2 подчеркнуто говорится, что Соломон был назначен царским преемником самим Давидом (3 Цар. 1:35), в то время как упоминание о божественном одобрении Соломона сделано лишь несколько раз косвенным образом (3 Цар. 1:36-37, 48; 2:15). Однако, божественное подтверждение царствования Соломона является главной темой рассказа о божественном откровении Соломону во сне в Гаваоне (3 Цар. 3:4-15), где он получил божественное обещание мудрости для управления народом, хотя этот рассказ также включает в себя отрывок, призванный узаконить царствование Соломона на основе династического принципа, выраженного словами завета Давида (3 Цар. 3:6-7; 2 Пар 1:8-9). Было высказано предположение, что этот эпизод был написан по мотивам литературного жанра, называемого египетской царской хроникой, который был литературной формой, призванной подчеркнуть величие царских нововведений51. Кроме того, божественное откровение царю во сне, когда он спал в святилище, было распространенной темой в древнем мире52. Тем не менее, в отличие от отрывка о втором откровении Яхве Соломону, который состоит из типичных слов и фразеологизмов Второзакония и увещеваний (3 Царс. 9:1-9), нет причин сомневаться в том, что эпизод в Гаваоне дает информацию об исторической ситуации во времена Соломона.

О том, что Гаваон, отождествляемый с Эль-Джибом (в 9 километрах к северо-западу от Иерусалима), был важным религиозным центром во времена правления Давида, свидетельствует повествование о гаваонитской ритуальной казни потомков Саула с одобрения Давида (2 Цар. 21:1-14). В то же время из повествования мы узнаем, что гаваонитяне все еще оставались отдельным анклавом как потомки евеев, связанных с Израилем договором во дни Иисуса Навина (Нав. 9:3-27). Таким образом, можно предположить, что Давид выбрал высокое место в Гаваоне в качестве царского святилища, прежде чем построить жертвенник (2 Царств 24:25), воспользовавшись нейтральной позицией гаваонитян по отношению к коленам Израиля. Подобное соображение сыграло важную роль в его выборе Иерусалима в качестве своей столицы.

Согласно Летописцу, скиния собрания (2 Пар. 1:3, 5-6, 13), или скиния и жертвенник всесожжения (1 Пар. 16:39; 21:29) в то время находились на возвышенности в Гаваоне. Хотя эти летописные предания второстепенны, они, по-видимому, напоминают о высоком месте в Гаваоне, которое все еще служило царским святилищем в начале правления Соломона.

Соломон унаследовал правительство, которое Давид организовал по административному примеру ханаанских городов-государств, и превратил его в более крупное и сложное учреждение. Это развитие наблюдается в трех списках высших должностных лиц Давида и Соломона, сохранившихся в библейских источниках. Вполне вероятно, что первый список (2 Цар. 8:15-18; 1 Пар 18:14-17) относится к тем дням, когда Давид укрепил свое царство после победы над своими внутренними и внешними врагами, второе (2 Цар. 20:23-26), вероятно, относится к его более поздним годам, в то время как третье (3 Цар. 4:1-6) относится ко второй половине правления Соломона. Стоит однако отметить ряд различий между списками эпох Давида и Соломона

  1. В списках эпохи Соломона первое место среди чиновников занимал священник, в то время как в списках Давида его занимал ― тот, кто стоит над армией.

  2. Вместо нескольких священников был назначен священник, что предполагает учреждение должности главного священника.

  3. Наряду с добавлением дополнительного секретаря были вновь назначены три должностных лица («начальник над приставниками», «друг царя» и «начальник на домом царским»).

  4. Должность «начальника над хелефеями и фелефеями» была упразднена.

Эти изменения указывают на то, что значение перешло от армии к дворцу с Храмом, который был расширен как административный центр большого королевства. Из отчеств чиновников мы также можем узнать, что члены нескольких важных семей занимали центральные должности при дворе Соломона53.

Соломоново царство было разделено на двенадцать административных округов и землю Иудею, каждый из которых управлялся приставником (3 Цар. 4:7-19). Азария, сын Нафана, один из высокопоставленных чиновников Соломона, руководил приставниками (3 Царс. 4:5). Имена двенадцати префектов вместе с размерами их соответствующих округов перечислены в 3 Цар. 4:8-19. Хотя существует много неопределенностей в отношении географических названий в списке, общая структура административных округов достаточно ясна. Традиционная племенная система была сохранена в периферийных районах, в то время как центральная горная местность была реорганизована, а бывшие ханаанские территории, которые были присоединены к царствам Израиля и Иудеи во времена Давида, были организованы в районы, названные в честь городов. Поскольку библейский источник говорит нам, что каждый приставник должен был обеспечивать продовольствием царя и его семью в течение одного месяца в году (3 Цар. 4:7), вполне вероятно, что целью системы из 12 округов было улучшение административного задачи по сбору налогов. Тот факт, что Иуда не включен в систему, показал бы, что он пользовался привилегией освобождения от налогов. Напротив, возможно, что при реорганизации центральной горной местности Соломон пытался нейтрализовать влияние дома Иосифа на колена Израилевы54.

Что касается масштабов царства Соломона, то у нас есть противоречивые сообщения. Согласно «официальному» утверждению, «Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его» (3 Цар. 4:21). Однако, согласно другим традициям, некоторые народы в первые дни правления Соломона были его противниками55. Более того, ни в одном библейском источнике не говорится о завоевании Соломоном филистимского Гефа, который сохранил свою независимость в первые годы правления Соломона (3 Цар. 2:39-41). Вероятно, фактическое владычество Соломона ограничивалось традиционной родиной израильтян в Западной Палестине, то есть от Дана до Вирсавии (3 Цар. 4:25), большей частью Северной Трансиордании и дорогой в Эцион–Гавер в заливе Элат (3 Цар. 9:26).

В связи с женитьбой Соломона на дочери фараона, царя Египта (3 Цар. 3:1; 7:8; 9:24), упоминается о походе фараона против Гезера и передаче его в качестве приданого его дочери (3 Цар. 9:16). Этим фараоном обычно считается Сиамун, предпоследний царь XXI династии56. Предполагается, что фараон вторгся в Палестину, чтобы вернуть контроль Египта над Виа Марис в первые дни правления Соломона, воспользовавшись слабостью правления дома Давида, вызванной кончиной Давида. Однако, столкнувшись с военной мощью Соломона, фараон договорился о заключении мирного договора, который был скреплен браком его дочери с Соломоном. Точно так же его браки со многими иностранками, включая моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидониянок и хеттеянок (3 Цар. 11:1), следует рассматривать как политические. Мирные договоры, скрепленные этими браками, вместе с жесткой системой обороны позволили Соломону обезопасить границы своего царства (3 Цар. 4:24-25).

Соломон контролировал два основных международных маршрута: Виа Марис, маршрут, проходящий через прибрежную равнину и Изреельскую долину, соединяющий Египет и Дамаск; и Царский путь, маршрут, проходящий через холмистую местность Трансиордании, соединяющий Элат на Красном море и Дамаск. Поэтому весьма вероятно, что Соломон получал доход от транзитных пошлин, взимаемых с торговых перевозок через его царство. В тексте Библии мы находим несколько финансовых отчетов. Очевидно, что эти отчеты не были составлены с намерением сделать исторический отчет о финансовых делах Соломона. Их целью было чтобы увеличить его процветание под божественными благословениями. Тем не менее, вряд ли можно отрицать содержательную историчность, заключенную в них.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта