Главная страница

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н. Обязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий


Скачать 97.26 Kb.
НазваниеОбязанность каждого христианина чтение Священного Писания. Однако иногда случается так, что иногда при чтении исторических книг Ветхого Завета возникают проблемы с пониманием тех или иных событий
Дата15.12.2022
Размер97.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И БИБЛЕЙСКИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ЭПОХИ Н.docx
ТипДокументы
#846765
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.2.2 Археологические исследования


Археология предоставила еще один, хотя и ограниченный, путь для изучения истории Давида. Здесь вклад, как правило, заключается в том, чтобы дать представление о различных контекстах — историческом, политическом, экономическом, социологическом, в которых он жил. Давид стал царем в начале II железного века (ок. 1000–586 гг. до н. э.)32, охватывающего золотой век израильской жизни и культуры. Этот период представлял собой возрождение строительной деятельности и политической экспансии после относительного «темного века» Железа I (ок. 1200–1000 гг. до н. э.).

Давид был последним харизматическим героем в Израиле, который стал царем благодаря особым дарам, полученным от Бога. При всей значимости Давида и его правления (около 1000-961) о самом Давиде современных ему внебиблейских свидетельств не существует. Впрочем, победная надпись фараона Шешонка в храме Амона в Карнаке среди ханаанских топонимов упоминает «высоты Давида»33.

Имя Давида до недавнего времени было упоминаемо только в Египте, в храме Амона Ра, портал Бубостидов, поход фараона Шешонка (после разделения царств). Других археологических свидетельств практически не было. Но в 1993 г. обнаружили стелу из Тель-Дана. На руинах еврейского города, построенного в эпоху разделенного царства. Вмонтированный в дорогу кусок стелы (9 в.), которая некогда была водружена сирийцами, а после того как евреи город себе вернули, стелу разбивают и используют для хозяйственных нужд. На стеле мы читаем: «И вторгся царь Израилев в землю отца моего, я убил Иорама сына Ахава … Охозию сына дома Давидова»34. Сообщение некоего сирийского царя и сообщившего что убил и израильского царя и царя дома Давидова. Сам Давид 10 в. Если есть династия, то может быть и родоначальник. Сегодня стела хранится в музее Израиля.

Кроме того, археология позволяет пролить свет и на историю с Голиафом. В 2005 г. найден остракон на месте города Геф, с которого был сам Голиаф. Часть чашки керамической, с процарапанной надписью, датируется около 900 г. Древнесемитскими буквами, символы, напоминающие имя Голиаф. Первая находка. Археолог Айннаер, говорит, что это первое свидетельство из филистимского города свидетельствующее о правдивости Библии.

Давид сам инициировал несколько строительных проектов в Иерусалиме (2 Цар. 5:9, 11), но в результате раскопок там были получены лишь ограниченные данные, в том числе фрагменты стен и несколько разных незакрепленных предметов, таких как керамические чаши и часть культового подножия (более подробно о граде Давида мы будем писать ниже).

О других областях Израиля данные также ограничены. Некоторые впечатляющие строительные проекты, особенно в Мегиддо и Беэр-Шеве, возможно, относятся к тому времени35, но их датировка оспаривается. Распределение керамики того периода более продуктивно и коррелирует с библейскими данными о военной и государственной экспансии Давида36.

На международной арене периода Давида были крупные империи Месопотамии и Египта. Но их правления были относительно спокойными. Таким образом, Давид смог расширить границы и влияние Израиля так далеко, как он мог. Он заключил брачные союзы с несколькими небольшими королевствами, и у него были хорошие отношения с Тиром.

Создавая государство, Давид заимствовал традиции великого соседа, Египта. Он ввел должности дееписателя и писца. Египетский чиновник, называвшийся дееписателем, управлял дворцовыми церемониями и был посредником между народом и царем. В Египте писец занимался внутренней и внешней перепиской и выполнял обязанности секретаря фараона. Писец Давида и имя носил египетское (2Цар.20:25). Два сына этого писца, Сусы, были писцами у Соломона. Предполагают, что писец Давида был египтянином.

В остальном его международные отношения были враждебными, особенно с филистимлянами, о которых теперь известно довольно много37. Давид создал профессиональное войско, включавшее иностранных наемников хелефеев и фелефеев (возможно, это потомки «народов моря»). Профессиональное войско обеспечила военные успехи Давида, который смог захватить неприступные прежде города хананеев – Беф-Сан и Иерусалим. Также Давид подчинил себе филистимлян, моавитян, аммонитян, идумеев. Эти народы платили дань и использовали для подневольной работы. Давид покорил и арамейское государство с городами Дамаск и Сова. Известно, что в эпоху Давида арамеи вторглись на территорию Ассирии. Так что покорение арамеев свидетельствует о том, что Израиль стал самым сильным государством в Восточном Средиземноморье.

Таким образом, наиболее значимые политические деяния Давида заключаются в следующем: создал профессиональное войско с наемниками. Захватил Беф-Сан, Иерусалим, подчинил Филистимлян, моавитян, аммонитян, идумеев, которые были вынуждены откупаться от данью (три заиорданские монархии).

В основном земли захваченные Давидом – это пустыни. Но это коридор, соединяющий Африку, Азию и Европу. Приморский путь (он есть и сегодня) и царская дорога. Владевший этими путями получал оплату за проезд по этим дорогам. Давид стремился контролировать торговые пути, возможность для экономического развития. По этой причине Давида не интересовало море.

Ни Давид, ни, в последствии, Соломон не стремились выселить прибрежные нарож, а наоборот, т.к. народ находился на высоком уровне развития. Они построили и храм, и дворцы Соломона и Давида. Финикийцы были мореплаватели и снабжали товарами. Соломон посылал корабли. Царский путь утыкался в Красное море, откуда отправлялись в Африку корабли.

Столицей Давида стал город иевусеев Иерусалим, который прежде оставался незавоеванным. Захваченный войсками Давида, он получил название Город Давидов. Площадь города Давида составляла не более 7,5–10 акров и, таким образом, представляла собой не более чем среднюю деревню38. Новый царь этого города укрепил его стены, построил в нем свой дворец. При этом использовались силы финикийцев, которые издавна были городскими жителями и отличались высокой материальной культурой. А после того, как Давид перенес в Иерусалим Ковчег Завета, политическая столица стала и столицей религиозной. Иерусалим иевусеев находился на горе Офел (с еврейского – холм). Соседняя гора впоследствии получила название Сион. К западу и югу от этих холмов находилась Енномова долина, которая была местом свалки39.

Как укрепленный город, окруженный долинами, он был уязвим только в двух точках: у своего основного источника воды на востоке и в самой высокой части хребта на севере, части городских укреплений, которым постоянно уделялось внимание. Основным источником воды в городе был источник Гихон (евр. «фонтан»), который протекал у подножия хребта со стороны Кедрон, ниже и снаружи городских стен. Раскопки показали, что источник был доступен для иевусеев с помощью шахты, которая соединяла источник с точкой внутри городских стен, примерно на полпути вниз по склону долины. Рассказ о завоевании города Давидом во 2 Цар. 5:7-8 предполагает, что он захватил город, тайком проникнув в него через этот водный колодец. Вскоре после того, как он взял город, Давид взялся обезопасить его стратегическое слабое место на севере. Он отремонтировал стены и Милло (2 Цар. 5:9; евр. «наполнение»), которую, вероятно, следует отождествлять с каменными подпорными стенами террас на склонах, что позволило расширить жилую площадь город. О том, что источник оставался стратегически слабым местом, свидетельствует строительство водного туннеля Езекией в конце восьмого века до нашей эры. Его целью было защитить источник воды города от осады ассирийцами (4 Цар. 20:20; 2 Пар. 32:30), подвиг, записанный в Силоамской надписи, которая датируется эпохой царя Езекии40.

Раскопки Иерусалима начались с 1876 года. В результате их стало ясно, что поселение на этом месте существовало три тысячи лет до Р.Х. Наименование Иерусалима встречается в египетских текстах около 1900 года. Однако здесь нет традиционной структуры телля, многослойного холма с пластами различных эпох. Это объясняется тем, что древние слои поселения были сброшены с холма за несколько столетий до Р.Х41. Так поступил, например, Иуда Маккавей ок.1400 года. Поэтому на склонах горы Офел находят предметы, датируемые периодом с 3 тысячелетия до 3 столетия до Р.Х. Город претерпевал неоднократные разрушения. Так что в древней истории Иерусалима очень много неясного. У исследователей даже возникали сомнения в реальности описываемой в Библии масштабной строительной деятельности Давида и Соломона.

С чисто археологическими подходами тесно связаны различные «исторические» подходы. Однако многие ученые скептически относятся к возможности восстановления истинной картины «исторического» Давида.42 Кроме иевусейского водоема и некоторых стен иевусеско-давидовского города, в современном Иерусалиме почти ничего не сохранилось со времен Давида или Соломона. Ни дворец Давида, ни его гробница не найдены. Сооружение на горе Сион, которое сегодня называют «Гробницей Давида», не имеет ни археологических, ни исторических претензий на подлинность.

Таким образом, можно заключить, что археология не может полностью пролить свет на библейские повествования эпохи царей Саула и Давида, но в то же самое время она может дать некий иллюстративный материал, помогающий лучше понять библейский нарратив. Кроме того, до сегодняшнего дня не все найдено, а те находки, которые уже изъяты из земли, только лишний раз, как о том свидетельствую сами археологи подтверждают достоверность Библейских текстов, что помогает исследователям и верующим и далее изучать тексты Священного Писания.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта