Античная наука. Античная наука 1. Одно из древнейших государств Востока Египет возникло в долине нижнего течения Нила, в юговосточном угле Африки. Географически и культурно Египет делится на две части узкую котловину долины Нила и широкую Дельту
Скачать 1.4 Mb.
|
Классический этап (5-4 вв. до н.э.) Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа: • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы); • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление; Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты. Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные). Особенности философии софистов: • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности; • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии; • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы; Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности. К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха. Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание. Главные идеи Сократа: • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели. • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний. • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля. Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему. Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии. Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального. Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории: • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов; • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга). В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства. Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет». Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику. Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира. Основные положения философии Аристотеля: • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи); • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам; • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума; • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины; • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни. Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап. Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.) Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.
Завершающий этап (3-6 вв. н.э.) Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства. Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем, которого был Плотин (205-270 гг. н.э.). Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были: • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза. • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия. • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм. Зарождение науки современного типа именно в Греции не было случайностью, хотя часто исследователи называют это событие «греческим чудом». На рубеже VII-VI веков до нашей эры, Греция вступила в период интенсивного культурного роста, сопровождавшегося зарождением философии, литературы, театра и начал рациональной науки о природе. Греки, проживавшие, кроме континентальной части страны, на многочисленных островах в Эгейском и Средиземном море, а также в Малой Азии, активно взаимодействовали с ближневосточными государствами, имеющими более высокий уровень научных и технических знаний и достижений. Они отличались практической сметкой, коммуникабельностью, любовью к свободе. Основной формой общественного устройства были города-полисы, с хорошо развитой демократией, обеспечивающей гражданам участие в общественной жизни. Это развивало у людей чувство ответственности за общее дело, стремление внести в него свой вклад. Необходимость высказывать личное мнение на собраниях заставляло учиться мастерству устного выступления, формировала критическое, доказательное мышление, которое является одним из главных признаков научного мышления. Греки первыми поняли, что за каждым частным случаем, единичной практической проблемой, стоит общий принцип или закон, знание которых дает ключ к познанию всех проблем этого класса. Мир чувственно воспринимаемых вещей отличается текучестью, изменчивостью, а потому то, что мы о нем можем знать, иначе, как мнением не называется. Только знание общего, закона, принципа — есть подлинное знание, но оно открывается в ходе работы мышления, которое, отталкиваясь от единичных фактов открывает закон и формулирует теорию. Вот как писал по этому поводу Аристотель: Существенным препятствием на пути науки являются миф и религия. Именно они блокировали возникновение абстрактной рациональной науки на Ближнем Востоке. Греция отличалась таким разнообразием религиозных и мифологических представлений, согласовать которые в единую религиозно-мифологическую картину мира, как это имело место в Месопотамии и Египте, не представлялось возможным. В том числе и этим был обусловлен переход от мифа к логосу. Этот переход был постепенным, что дает основание выделить в истории возникновения и генезиса античной науке несколько периодов: – Начальный (натурфилософский); – Афинский (классический); – Эллинистический; – Римский. Начальный период охватывает VI-V века до нашей эры и характеризуется тем, что научное знание было вплетено в ткань философии, было по своей сути натурфилософским. Оно было нацелено на проблемы происхождения и устройства мира, поиск интегрирующих его начал. Он представлен именами таких мыслителей, как Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит. Фалес считается родоначальником доказывающей геометрии. Ему, в частности, принадлежит доказательство следующих положений: – Диаметр делит круг пополам; – В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; – При пересечении двух прямых, образуемые ими вертикальные углы равны; – Два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого. Диоген Лаэртский сообщает, что Фалес установил продолжительность года и разделил его на 365 дней. По словам Геродота, в 585 до н. э. мудрец предсказал полное солнечное затмение. Другой видной фигурой этого периода был философ и математик Пифагор. Занимаясь музыкой, он заметил, что если длины струн в музыкальных инструментах относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что позже названо октавой, квинтой или квартой. Это открытие толкнуло его к поиску аналогичных соотношений и в других областях, в частности, в геометрии. Пифагор и его ученики разработали метод математической дедукции, первыми высказали идею о шарообразности Земли. Но более всего Пифагор известен как автор теоремы о соотношениях между сторонами прямоугольного треугольника. Гераклит Темный из Эфеса, в сочинении «О природе» высказал ряд полезных для последующей науки идей, в частности, о всеобщем движении и изменчивости. Значительным явлением натурфилософской мысли была атомистическая теория Левкиппа и Демокрита. В ней мир описан как система элементарных частичек (атомов), движущихся в пустом пространстве и своими соединениями образующих различные тела. С атомическим учением тесно связать изобретенный Демокритом принцип изономии. Он формулируется так: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием. Из него Демокрит сделал три вывода: – существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); – все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; – атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями. Из последнего положения следует, что движение само по себе не нуждается в объяснении, а причину нужно искать только для изменения движения. Это есть не что иное, как первое упоминание о принципе инерции, окончательная формулировка которого была сделала Галилеем лишь в XVI веке. Второй, афинский период в античной науке, был наиболее насыщенным в содержательном отношении. Он ознаменовался рядом открытий в положительных отраслях знания, а также философскими обобщениями, сделанными Аристотелем в отношении познавательной деятельности. Эмпедокл (ок. 493–433 до н. э.) известен не только как автор философского учения о «корнях вещей», но и как исследователь природы, высказавший ряд гениальных предположений. Так, он утверждал, что свету требуется определенное время, чтобы пройти расстояние от источника до цели. Прозорливой была и его мысль о том, что в живой природе выживают те виды, которые выработали наиболее целесообразное поведение. Эмпедокл почитался на Сицилии, где он жил, как искусный врач. Занимаясь медициной, он пришел к выводу, что для успеха в этом занятии необходимо исследование человека. Разработанное им учение о чувственном восприятии оказало влияние на последующую мысль, в том числе на теорию познания Платона и Аристотеля. Эмпедокл выдвинул мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения органов чувств. Если последние приспособлены к предмету ощущения, то процесс восприятия происходит, если же они слишком узки, то такое восприятие невозможно. Замечательным математиком и астрономом был Евдокс Книдский (ок. 408 год до н. э. — ок. 355 год до н. э.). Его считают создателем теоретической астрономии. Он построил первую астрономическую обсерваторию, где велись систематические наблюдения за небом, а его ученики выпустили первый в Греции каталог звезд. Евдокс считал Землю шарообразным телом и дал первое определение земного меридиана. Ему также приписывают первое определение угла наклона земной оси к плоскости земной орбиты. В историю математики он вошел как автор «метода исчерпывания», прообраза теории пределов, на базе которой возник математический анализ. «Отцом медицины» считают древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа (около 460 до н. э. — около 377 до н. э.). Он положил в основу медицины обобщенные результаты наблюдений за различными болезнями, их зависимостью от времени года, климатом, питанием, а также от наследственности. Дошедшие до нашего времени медицинские трактаты Гиппократа «О суставах» и «О переломах» содержат обстоятельные описания хирургических вмешательств и свидетельствуют о том, что в то время врачами использовались различные инструменты и приемы перевязок. Гиппократ пропагандировал здоровый образ жизни и правильное питание. Древнегреческий историк Геродот (484 год до н. э. — 425год до н. э.) был автором первого исторического трактата, содержащего описание греко-персидских войн, а также обычаев многих народов и стран. У него же содержатся первые письменные свидетельства о нашей стране. Другой греческий историк Фукидид (470 год до нашей эры — 396 год до н. э.) написал «Историю Пелопонесской войны», современником и участником которой он был. Этот труд основывался на определенных историографических принципах и научных приемах отбора, анализа и описания исторически значимых фактов. Ключевой фигурой этого периода и античной науки в целом, считается Аристотель (384 год до н. э. — 322 год до н. э.). Его вклад в науку условно можно разделить на две составляющие: – разработку проблем теории познания и логики – открытия в области положительного знания. Аристотель считается основоположником теории познания современного типа, в которой познавательная деятельность человека осуществляется на двух уровнях — чувственном и рациональном. Познание начинает с ощущений и восприятий вещи, которые дает преходящее и изменчивое знание. Знание же сущности достигается на рациональном уровне и оформляется в понятии. Исследуя мышление, его формы и законы, Аристотель закладывает основы логики. В работах, объединенных общим названием «Органон», он разработал теорию понятия, суждения и умозаключения, сформулировал логические законы, которым подчиняется мышление. Аристотелю принадлежит первое систематическое учение об истине как объективном знании, которое отличал от мнения как субъективно окрашенного знания. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, которое достигается на пути диалектического восхождения от чувственного к рациональному знанию. Аристотель известен как автор множества работ по конкретным наукам. Его трактат «О душе» является первым произведением по психологии. Вопросам физике посвящены трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика». В оптике Аристотель установил основные законы оптических явлений: прямолинейное распространение света, отражение световых лучей от зеркальных поверхностей, преломление лучей на границе прозрачных сред, например, стекла и воздуха. От «Политики» и «Афинской политии» берет начало политико-правовая наука», а «Никомахова этика» Аристотеля до сих пор остается образцом труда, посвященного вопросам теоретической и практической этики. Эллинистический период (конец IV — середина I столетия до н. э.) в истории науки связан с именами Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского, Гиппарха. Евклид (около III века до н. э.) был автором первого дошедшего до нашего времени трактата по математике, названного «Началами» и в течение двух тысячелетий являвшегося базовым учебником по геометрии. При его написании Евклид использовал многое из того, что было создано его предшественниками, обработав и систематизировав их наследие. Форма и способ изложения материала были признаны идеалом научной строгости и доказательности, служили образцом для Ньютона, Спинозы и других ученых Нового времени. Евклид внес значительный в клад в развитие оптики, исследовав распространение и отражение световых лучей в плоских и сферических зеркалах. Архимед (287 год до н. э. — 212 год до н. э.) известен трудами по математике, механике и астрономии, а также как автор многих изобретений и открытий. В частности, он придумал и изготовил машину для орошения полей, винт, систему рычагов и блоков, для подъема больших грузов, военные метательные машины. В историю науки вошел «закон Архимеда», положивший начало гидростатики. Математические достижения Архимеда относятся к области математического анализа. Он нашел общий метод вычисления площадей и объемов, усовершенствовав для этого метод исчерпывания Евдокса Книдского. Позже идеи Архимеда были положены в основу интегрального исчисления. Аристарх Самосский (310 год до н. э. — 230 год до н. э.) первым высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, а также предположил, что сама Земля движется вокруг Солнца. К сожалению, эта его гипотеза не получила поддержки и дальнейшее развитие астрономии пошло по пути геоцентризма. Аристарх попытался вычислить отношение размеров Луны и Солнца по отношению к размеру Земли, опираясь на наблюдения солнечных и лунных затмений, а также фаз Луны. И хотя его подсчеты оказались неточными, они заложили традицию математических методов в астрономии. Гиппарх Никейский (190 год до н.э и 120 годом до н. э.) был математиком, географом и астрономом, причем, по убеждению историков этой науки, величайшим в античности. Он подробно разработал теорию движения Солнца, определил общую длительность тропического года (его значение лишь ненамного превышало истинное), разработал теорию движения Луны. Гиппарх пользовался вавилонской системой деления круга на 360о и затем на минуты и секунды: с тех пор эта система вошла во всеобщее употребление. Он составил также каталог неподвижных звезд, содержавший 850 звезд. Ему принадлежит авторство таблицы хорд — античного аналога современных таблиц тригонометрических функций. Вклад Гиппарха в географию состоит в том, что он определил географические координаты ряда местностей на основе астрономических данных. Самым известным представителем римской античной науки был Клавдий Птолемей (85–165 гг.). В его главном труде «Альмагест» — энциклопедическом своде астрономических знаний древних представлена и созданная им знаменитая геоцентрическая модель мира, остававшаяся в Европе основой воззрений на устройство Вселенной вплоть до появления системы Коперника. Птолемеем была разработана математическая теория движения планет вокруг покоящейся Земли, позволявшая заранее определять их положение на небе. В трактате «География» он собрал воедино все имевшиеся тогда сведения об обитаемом мире. На карту Птолемея впервые были занесены некоторые местности и населенные пункты отдаленных от Средиземноморья уголков Европы. Большим почетом и уважением в эпоху империи пользовался анатом и физиолог Гален (130–210 гг.). Он считается создателем вивисекции, опробовав и усовершенствовав метод живосечения вначале на животных, а затем на трупах гладиаторов и казненных преступников. Гален описал основные мышцы человеческого тела, доказал, что головной и спинной мозг является источником движения, чувствительности и душевной деятельности. На основе наблюдений, сделанных во время анатомических опытов, он создал первую в истории физиологии теорию кровообращения, просуществовавшую до открытий Везалия и Гарвея. Гален обобщил медицинские представления античности и написал систематический труд по лечебному делу, являвшийся теоретической основой медицины до позднего средневековья. Рим Дух философии с ее поиском ответов на все новые и новые вопросы был чужд практичным римлянам. Во времена Катона философов считали бездельниками, а само слово «философия» было чуть ли не бранным. Сохранился рассказ об одном римском наместнике в Афинах, который, собрав греческих философов, отчитал их за то, что они растрачивают время зря на бесконечные споры. Однако сам Катон хоть и опасался, что под влиянием греческой философии римляне предпочтут «славу речей славе подвигов», выучил греческий, чтобы читать в оригинале наставления философов. В I веке до н.э. по всей Италии стали появляться философские кружки и библиотеки. Самым ярким римским философом был Лукреций – последователь великого греческого философа Эпикура, учившего, что истинное удовольствие заключается в том, чтобы избегать физической и нравственной боли. В поэме «О природе вещей» эпикуреец Лукреций рассуждал о свободе воли человека, о том, что боги не оказывают влияния на судьбы людей, о вечной материи, которая состоит из атомов. |