Активные формы преподавания литературы. Выступление. Активные формы преподавания литературы. Огэ и егэ по литературе. Активные формы преподавания литературы
Скачать 23.62 Kb.
|
ОГЭ и ЕГЭ по литературе. Активные формы преподавания литературы По праву, ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь ученик должен не только хорошо помнить практически все произведения программы основной и средней школы, но и их содержание, основной смысл прочитанного и, конечно же, образы главных героев произведений. В целом, к литературе невозможно подготовиться за год, за полгода, тем более за 2 месяца. В идеале, такая подготовка должна проводиться постепенно – на протяжении всего курса обучения, но наиболее активно всё-таки готовить к ЕГЭ учитель должен в старшей школе. Уже в основной школе, начиная с пятого класса, учащиеся на уроках литературы знакомятся с художественными произведениями, с первыми теоретическими понятиями, работают над развитием своей речи. К девятому классу школьники имеют достаточно большой читательский опыт, знания по истории и теории литературы, владеют навыками анализа произведения. Но целенаправленно и осознанно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену в 10-11 классах - на обобщающих уроках, на занятиях элективного курса, групповых и индивидуальных консультациях. Эффективным является также принцип преемственности: от ОГЭ к ЕГЭ. Учащиеся, сдававшие литературу в 9 классе, имеют фундамент, достаточный объем знаний, необходимых для получения высоких результатов в 11 классе. Подготовку к экзамену по литературе необходимо вести планомерно, начиная с 5 класса основной школы. Для этого необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля. В качестве таких форм можно использовать контрольную работу, включающую тестовые задания с кратким ответом и вопросы, предполагающие ответ ограниченного объема. Возможный вариант контрольной работы для 5 класса. Слайд Например, одним из самых любимых учениками приемов является прием «Шерлок Холмс». Этот прием можно использовать для закрепления пройденного материала при изучении содержания художественного произведения. Детям предлагается быстро прочитать текст (например, одну изучаемую главу) и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть мельчайшие детали. По итогам определяется самый длинный список вопросов, на которые учащиеся отвечают, и учитель определяет «Шерлока Холмса» этого урока. Можно использовать приемы технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Она давно стала эффективной для уроков литературы на все уровнях обучения. В 6 – 8 классах в качестве форм промежуточного контроля можно использовать творческие работы различных видов: сочинение-рассуждение, сравнительная характеристика, эссе, рецензия и т.д. В девятом - десятом классах обязательно надо начать подготовку по выполнению заданий с развёрнутым ответом с объёмом 5 — 10 предложений с целью подготовить базу для сочинения (№ 17). В заданиях № 8, 9 и 15, 16 экзаменуемому необходимо дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Анализ лирического произведения Анализ лирического произведения всегда был сложен для девятиклассника, поэтому в начале года необходимо дать подробный план для этого вида работы. Пример. В стихотворении ... (автор, название) говорится о... (чём?). В стихотворении ... (название)... (фамилия поэта) описывает. .. (что?). В стихотворении царит... настроение. Стихотворение. .. пронизано... настроением. Настроение этого стихотворения... .Настроение меняется на протяжении стихотворения: от ... к... .Настроение стихотворения подчеркивается.... Стихотворение можно разделить на... части, так как .... Композиционно стихотворение делится на... части. Звучание стихотворения определяет... ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают.... В стихотворении мы словно слышим звуки.... Постоянно повторяющиеся звуки... позволяют услышать.... Поэт хочет запечатлеть словами.... Для создания настроения автор использует.... С помощью.., автор даёт нам возможность увидеть (услышать) .... Используя..., поэт создаёт образ.... Лирический герой этого стихотворения представляется мне.... Можно предложить карточку-помощницу: Карточка – помощница Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. Словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. . Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. . Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. . Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. . Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. . Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. . Сначала ребята научатся работать с шаблонными текстами, потом, расширив свой словарный запас, получив опыт написания сочинений, они более уверенно будут чувствовать себя при создании самостоятельных работ. Технология « Модели сочинений» Практические советы учителю по подготовке учащихся к выполнению заданий 1-7, 10-14 (СЛАЙДЫ) Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по литературе – это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты: 1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. 2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить учащихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время. 3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте. 4) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса: -при изложении новых понятий - при закреплении изученного ранее -при организации с/р разных видов - при организации обобщающего повторения 5) Организовывая процесс повторения учебного материала, необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам, как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу. 6) При организации итогового повторения, должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать между темами 7) Нужно работать над мотивацией учащихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему при сдаче экзамена. 8) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как литература, история, искусство. 9) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход. Не бояться в рабочих программах отводить время на регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 5-6 классах не менее 4 сочинений в год; в 7-8 классах - не менее 5 сочинений в год; в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год). Заключение Главной задачей современного педагога становится научить учиться: вдумчиво читать вместе с учениками, производить смысловой анализ художественного текста, прибегая к приемам сравнительной, сопоставительной характеристики произведений разных жанров и направлений литературы; проявлять инициативную самостоятельность в написании разного рода творческих заданий (с кратким ответом, с развернутым ответом, сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, очерка и др.), где каждый из учеников мог бы реализовать свои аналитико-творческие способности. Именно эти условия позволят учителю вместе с учениками уверенно подойти к выпускным экзаменам и достойно выдержать испытание. Но самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!» |