кр зарубежная литература. Описание провинциального французского городка Верьер Раздел 2
Скачать 38.04 Kb.
|
Содержание Введение……………………………………………………………………….3 Раздел 1. Описание провинциального французского городка Верьер……4 Раздел 2. Образ Жюльена Сореля в романе "Красное и чёрное"…………8 Заключение……………………………………………………………………. Список используемой литературы…………………………………………… Введение Творчество Фредерика Стендаля (литературный псевдоним Анри-Мари Бейля; 1783-1842 гг.) открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы – период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 1820-х годов (трактаты «О любви» и «Расин и Шекспир»), когда еще господствовал романтизм, и вскоре воплощенных в художественных произведениях («Ванина Ванини», «Красное и белое, или Люсьен Левен», «Пармская обитель», «Розовое и зеленое»). Роман «Красное и черное» справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы, разных классов и прослоек – провинциальной и столичной аристократии, буржуазии, духовенства, даже в определенной мере социальных низов, ведь главный герой произведения, Жюльен Сорель, сын плотника. «Автор долго шел к написанию романа, – писал В. Л. Терехин. – Офицер наполеоновской армии Мари-Анри Бейль участвовал во взятии Москвы в 1812 г., многое изведал и много повидал. Замысел произведения возник у него, по всей видимости, уже в 1821 г., после переезда в Париж. Нашумевшая полицейская история с молодым человеком, застрелившим любовницу, скорее всего, и послужила первотолчком к созданию произведения. Молодой сын ремесленника убил свою возлюбленную в отместку за то, что та встала на пути его карьеры. Это случилось в 1828 году. Однако в это время Анри Бейль еще не торопился с реализацией замысла своего романа. В ту пору отставной офицер превратился в преуспевающего журналиста, был активен в общественной и политической жизни. Июльская революция предоставила ему шанс выдвинуться, и при содействии либеральных друзей в сентябре 1830 г. Бейль был назначен французским консулом в Триесте. Разносторонняя дипломатическая и творческая деятельность помогла начинающему писателю глубже ощутить атмосферу, характерную для французского общества эпохи Реставрации. В 1830 г. Стендаль заканчивает роман «Красное и черное», ознаменовавший наступление зрелости писателя. В основе сюжета романа «Красное и черное» лежит реальная история, описанная в уголовной хронике «Судебной газеты», которую Стендаль считал важным документом для изучения современного общества. Прототипом главного героя романа – Жюльена Сореля – стал молодой человек из провинции. Роман носит такой подзаголовок не просто так: в нём Стендаль рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830 года. «Современная писателю критика, – отмечал в своей статье В. Д. Соколов, – именно так простодушно и оценила роман, приняв на веру его подзаголовок: рецензенты по большей части упражнялись в перетягивании каната – верно или неверно описал Стендаль Францию 1830 года. Особый упор делался на характер главного персонажа. Большинство упрекало писателя в безнравственности и клевете на молодое французское поколение, но были и благожелательные отзывы». Раздел 1. Описание провинциального французского городка Верьер Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор вырисовывает основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор описывает красоту окрестных мест. «Этот вид заставляет путешественника забыть о той зачумленной мелким барышничеством атмосфере, в которой он уже начинает задыхаться». Стендаль называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, «мюлузских набоек» и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Мэр Верьера - самодовольный и высокомерный дворянин. Для него главное - происхождение и деньги. Все таланты этого человека сводятся к тому, чтобы вынуждать всякого, кто ему должен, платить себе с наибольшей аккуратностью, а самому со своими долгами тянуть как можно дольше. Ему нравилось, что все ему завидуют. Конечно, не без основания. Он прекрасно украсил свой роскошный городской дом, под крышей которого провел ночь король. Очень неплохо подновил мэр города и свой замок в Вержи. А вот об управлении города де Реналь заботился не так, как о своих домах. В романе вспоминаются тюрьма, больница и убежище для бедных, которые было стыдно показать проверяющему чиновнику из Парижа господину Апперу. Де Реналь находится в постоянном страхе перед возможной революцией. Он готов на любые затраты во имя того, чтобы слуги его не зарезали, если повторится террор 1793 года. И только буржуазия не знает страха. Ее тяга к обогащению только увеличивается. Все представители буржуазии, подобно Вально, не стесняются в средствах для достижения своих целей. И, как мы видим, в этом жалком и низком обществе именно такие люди имеют успех. Невежественный и грубый Вально, опускающийся до низкого подкупа, до ограбления сирот, становится первым человеком Верьера - бароном и верховным судьей. Он олицетворяет класс буржуазии. Господин Вально, директор убежища для бедных, нахальный и бесстыдный от природы, нажил себе богатство, ничем не пренебрегая, не считаясь ни с какими унижениями. Вально показывает отсутствие воспитания и культуры, любых моральных основ, способность к низости и подлости ради выгоды, вульгарность чувств и вкусов. Царство алчных хапуг, запродавших свои души иезуитам, пресмыкающихся перед королевской властью до тех пор, пока она их подкармливает подачками, - такова буржуазная провинция в глазах Стендаля. Произведение наполнено социальной динамикой, которая укладывается в основной вектор движения истории. Изображая аристократов и буржуа, Стендаль отображает их противостояние на общественной арене, вытеснение аристократии, которая опирается на родословную и поддержку правительства, буржуазию, для которой главным орудием являются деньги. И в маленьком Верьере бурлят политические страсти - между дворянином де Реналем и буржуа-выскочкой Вально происходит отчаянная борьба за должность мэра. В конце романа автор сообщает об избрании Вально и оценивает это как победу активного мошенника над пассивным честолюбцем. Изображая в первой части романа провинциальный Верьер, Стендаль говорит о том, что является главным для его жителей. «Приносить доход - вот довод, который управляет всем в этом городке, показавшемся вам столь красивым. Чужестранец, очутившийся здесь, плененный красотой прохладных, глубоких долин, опоясывающих городок, воображает сперва, что здешние обитатели весьма восприимчивы к красоте; они без конца твердят о красоте своего края; нельзя отрицать, что они очень ценят ее, ибо она-то привлекает чужестранцев, чьи деньги обогащают содержателей гостиниц, а это, в свою очередь, в силу действующих законов о городских пошлинах приносит доход городу». И в Верьере чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель, который живет в этом провинциальном городке. Его не интересует богатство. Но его отца деньги очень волнуют. Он хочет получить как можно больше дохода от господина де Реналя, когда тот просит прислать Жюльена в его дом для воспитания детей. «Тщетно г-н де Реналь добивался от Сореля последнего слова, чтобы тут же покончить с делом; лукавство старого крестьянина делало его упрямым: ему надобно, говорил он, потолковать с сыном; да слыханное ли это дело в провинции, чтобы богатый отец советовался с сыном, у которого ни гроша за душой? Разве уж просто так, для вида». Все обитатели Верьера поклоняются одному всемогущему идолу - доходу. Это магическое слово пользуется безграничной властью над умами: верьерец презирает красоту, не приносящую прибыли, он уважает человека ровно настолько, насколько тот богаче его самого. Отбросив аристократическую спесь, провинциальные дворяне извлекают доходы из источников, бывших до того «привилегией» буржуа. Господин де Реналь, хотя при случае он и не прочь прихвастнуть своим древним родом, владеет гвоздильным заводом, лично ведет дела с крестьянами, как заправский делец, скупает земли и дома. Узнав об измене жены с гувернером своих детей Жюльеном, он не столько печется о фамильной чести, сколько о деньгах, которые та принесла ему в приданое. «Я могу избить до полусмерти этого наглеца-гувернера и вытолкать его вон. Но какой скандал подымется на весь Верьер и даже на весь департамент! <...> Я увижу свое имя в этих гнусных парижских газетках, -- боже мой, какой ужас! Старинное имя Реналей, втоптанное в грязь зубоскалами! Если мне вздумается куда-нибудь поехать, придется менять имя. Подумать только! Расстаться с этим славным именем, в котором вся гордость моя, вся сила! Хуже этого ничего быть не может. <...> Но если я не убью мою жену, а просто выгоню ее из дому с позором, так ведь у нее есть тетка в Безансоне, которая ей из рук в руки передаст все свое состояние. Жена моя отправится в Париж со своим Жюльеном; в Верьере об этом все, конечно, узнают, и я опять окажусь в дураках». Почтенные жители были по большей части роялистами, сторонниками монархии, но поддерживали отношения и с либералами. И те, и другие нуждались друг в друге - одним нужны были выгодные места, должности, другим нужны были голоса на выборах. Деньги, прибыль - вот цель жизни почтенных людей города. Кажется, что либералы были ближе к народу. Но вспомним встречу короля с обитателями Верьера. «В этом молодом человеке, гарцевавшем на одной из нормандских лошадей г-на Вально, люди узнали мальчишку Сореля, сына плотника. Все в один голос принялись возмущаться мэром, в особенности либералы. Как! Только из-за того, что этот мальчишка-мастеровой, вырядившийся аббатом, состоит гувернером при его детях, позволить себе наглость назначить его в почетный караул вместо господина такого-то или такого-то, богатых, почтенных фабрикантов!» [11, с. 56]. Возмущению «порядочных» людей не было предела. Особенно возмущались либералы, которые, с утра до вечера сидя в кафе, говорили о равенстве и воле. В Верьерском обществе присутствовали лицемерие, зависть, злоба, протекционизм, корыстолюбие, стремление к обогащению, тщеславие. «После падения Наполеона в провинциальных нравах не допускается больше никакой галантности. Всякий дрожит, как бы его не сместили. Мошенники ищут опоры в конгрегации, и лицемерие процветает вовсю даже в кругах либералов. Скука возрастает. Не остается никаких развлечений, кроме чтения да сельского хозяйства». Раздел 2. Образ Жюльена Сореля в романе "Красное и чёрное" Жюльен Сорель воплотил в себе все характерные черты своей эпохи, и в истории его жизненного пути лежат не простые честолюбивые желания, а сложные душевные терзания, сомнения, борьба с несправедливостью общества и собственными заблуждениями. Именно на истории духовной жизни героя, становлении его характера, столкновениях с социальной средой. Наделенный чуткой душой, Жюльен постоянно анализирует происходящие события, оценивает себя и свою роль в них, сомневается и обдумывает каждый свой шаг, прежде чем решиться на какой-то поступок. Поэтому главное, что выделяли в романе критики и исследователи творчества писателя, это тонкий психологизм, «точное и проникновенное изображение человеческого сердца». Герой Стендаля, вынужденный жить в мире корысти и наживы, которым являлось высшее общество XIX века, сам резко отличается от своего окружения. Талантливый молодой человек, абсолютно равнодушный к деньгам, Жюльен Сорель обладает безудержной отвагой и энергией, честностью и твердостью духа, упорством в продвижении к цели. Будучи представителем низшего, ущемленного в законных правах сословия, герой вместе с тем не хочет мириться со своим жалким положением. Он стремится изменить если не мир, то хотя бы свою судьбу. Стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, Жюльен мечтает быть подобным этой гордой птице. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же...» Наполеон является для героя Стендаля высшим образцом того, как один человек способен возвыситься над окружающим миром. И хотя по духу Сорель ближе к революционерам, он считает революцию своей настоящей стихией, безумное честолюбие увлекает его в противоположный лагерь. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы. Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в своих силе, воле, энергии и талантах, он нисколько не сомневается в успехе. Однако прямым и честным путем добиться признания в ту эпоху было невозможно. Отсюда и сложная душевная борьба героя. Достигнув желанного счастья, Жюльен не стал счастлив по-настоящему, потому что живая человеческая душа его ищет большего — светлого, чистого, высокого, того, чего просто нет в мире власти и больших денег. Герой понимает иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, к нему возвращается осознание истинных ценностей: любви, дружбы, доброты, человечности. Его начинает тяготить та светская маска, которую он вынужден носить, — маска озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя. Ведь за этой маской скрывается чувствительная, благородная, добрая душа. И возродить эту душу герою помогает любовь к Луизе де Реналь. К сожалению, окончательному возрождению души Жюльена суждено было произойти под влиянием трагических событий. В смятении чувств, вызванном компрометирующим его письмом Луизы, он стреляет в женщину, которую любит. И в этот момент герой испытывает настоящую бурю противоречивых чувств: с одной стороны — истинная всепоглощающая любовь к Луизе, с другой — разочарование в той, что обманула его святую веру, предала его, осмелилась помешать карьере. И все же чистая душа Жюльена Сореля побеждает, он возвращается к своей настоящей сущности, к своей природе. Меняя свое отношение к карьере, к самому высшему обществу, он меняет взгляд и на окружающих его людей, в частности, на Матильду де Ла-Моль, на брак с которой так рассчитывал в порыве честолюбивых стремлений. Теперь ему открывается и истинное отношение к нему всех этих господ. Потому на суде он открыто бросает в лицо своим судьям грозную правду: его судят не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, осмелился восстать против своей жалкой участи, мечтая занять достойное его место в мире. К сожалению, преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена Сореля приводят его на гильотину: он отклоняет предложение Матильды и отказывается от спасения. Сложная борьба, происходившая в душе героя, окончательно измотала его. Жизнь теперь кажется Жюльену бесцельной, он ею больше не дорожит и предпочитает смерть. Стендаль не смог решить, как должен был герой, преодолевший свои заблуждения, перестроить жизнь, и потому гибель для него — единственный и неизбежный выход. Жюльен Сорель - юноша из народа. К. Липранди выписал из романа слова, характеризующие Жюльена в социальном отношении: "сын крестьянина", "молодой крестьянин", "сын рабочего", "молодой рабочий", "сын плотника", "бедный плотник". В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен - рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с "поражающе своеобразным лицом" - словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят "щуплого", бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, "неистовой чувствительности". Его душа и воображение - пламенные, в глазах его - пламя. Это - не портрет байронического героя, подобного Корсару, Манфреду. Стендалю необходимо было, чтобы читатель почувствовал и увидел, какая огромная и драгоценная человеческая энергия, пробужденная в "низших" классах эпохою французских революций, переполняет этого даровитого юношу из народа и, не находя выхода, питает все более разгорающийся в нем "священный огонь" честолюбия. О трагической ненужности этой народной энергии в реакционную эпоху и написан роман Стендаля. Жюльен стоит у подножья социальной лестницы. Он чувствует, что способен на великие деяния, которые возвысили бы его. Но обстоятельства враждебны ему. В 1838 году Стендаль отметил, что необузданное воображение Жюльена - одна из важнейших особенностей его характера: "Десятью годами ранее автор, желая нарисовать чувствительного и честного молодого человека, сделал его, создав Жюльена Сореля не только честолюбивым, но также с головой, переполненной воображением и иллюзией. Заключение История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа Фредерика Стендаля «Красное и черное». Многие до сих пор строят догадки по поводу значения названия романа. Сам автор никак не объяснил смысл такого «цветового» заголовка. Возможно, это аллегория выбора между сутаной священника и мундиром военного. Возможно, указание на переменчивость судьбы, подобной рулетке. Или такое название просто потакало моде и могло привлечь внимание. Б. Г. Реизов говорил, что это цвета пророческих сцен, которые в последствие стали роковыми для героя. Подзаголовок романа – «Хроника XIX столетия», и это «хроника» прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно. Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев. Термин «хроника» подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые убили своих возлюбленных. Такие истории произошли с сыном крестьянина Антуаном Берте и краснодеревщиком Лаффаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности. Специфика столкновения Жюльена со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В «Красном и черном» три основных места действия – дом г-на де Реналя, Безансонская семинария и парижский особняк маркиза де Ла-Моля. Это круг провинциального дворянства и буржуазии, католическая церковь и родовая знать – три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. «Красное и черное» вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества. Путь наверх, который проходит в романе Жюльен Сорель, – это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь постижения подлинной сущности мира власть имущих. Начавшись в Верьере с открытия моральной нечистоплотности, ничтожества, корыстолюбия и жестокости провинциальных столпов общества, он завершается в придворных сферах Парижа, где Жюльен обнаруживает, по существу, те же пороки, лишь искусно прикрытые и облагороженные роскошью, титулами, великосветским лоском. К моменту, когда герой уже достиг цели, став виконтом де Ла-Верне и зятем могущественного маркиза, становится совершенно очевидно, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя. Причина этому – живая душа, сохранившаяся в Жюльене вопреки всем насилиям, над нею сотворенным. Стендаль рисует широчайшую картину жизни Франции, показывая движение главного героя по ступеням социальной лестницы. На таком фоне трагизм Жюльена Сореля особенно убедителен. Жюльен Сорель Стендаля – родоначальник всех «героев», которые начали жить, веруя, что высокое интеллектуальное развитие обеспечивает им соответственно высокую и независимую социальную позицию, обеспечивает свободу мысли и воли. Вера Жюльена Сореля потерпела полное крушение, ему нет места в этом обществе, герой уходит из жизни. Если общество может доводить таких людей до гибели, ему должен быть вынесен категорический приговор – к такому выводу приводит нас писатель. Список используемой литературы Ауэрбах Э. В особняке де Ла-Молей//Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе/Эрих Ауэрбах. – М.-СПб.: Университетская книга, 2000. – 450 с. Зарубежная литература XIX века: практикум / за ред. В. А. Лукова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 464 с. Затонский Д. В. Стендаль // История всемирной литературы / Дмитрий Владимирович Затонский. – М.: Наука, 1989. – Т. 6. – 230 с. Исаева Е. А. Литература (русская и мировая): учеб. для 10-го кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения/Елена Александровна Исаева, Жанна Валентиновна Клименко, Анжела Олеговна Мельник. – Запорожье: Премьер, 2010. – 368 с. |