Главная страница

ответы на билеты по ПК. Определение понятин конфликтология н политическая конфликтология


Скачать 78.51 Kb.
НазваниеОпределение понятин конфликтология н политическая конфликтология
Дата12.10.2018
Размер78.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы на билеты по ПК.docx
ТипДокументы
#53196
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1 вопрос

Определение понятин: «конфликтология» Н «политическая конфликтология»

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамике и формах развития конфликтных ситуаций, способах предупреждения, разре¬шения конфликтов и управления ими.

Существует много определений понятия «конфликтология». Это обусловлено тем, что сами конфликты могут возникать в различных сферах жизнедеятельности (экономической, полити¬ческой, бытовой и других) и иметь различные причины противо¬речий (психологические, социальные, политические, социокуль¬турные и другие). Например, у психологического подхода к ис¬следованию конфликта своя специфика, у политического - свояи Т. д.

Некоторые исследователи рассматривают конфликтологию в широком смысле, как науку, включающую совокупность разно¬родных, разномасштабных и разноуровневых знаний о конфлик¬тах и противоречиях во всех их проявлениях, в том числе и кон¬фликтах в мире животных. В рамках общей конфликтологии су¬ществуют отдельные разделы по сферам жизнедеятельности людей, например, политическая, экономическая, педагогическая, этническая конфликтология, конфликтология семейной жизни ит.д.

В этом учебнике мы будем рассматривать преимущественно политический конфликт - один из видов социальных кон¬фликтов. Исследовать политический конфликт как автономное явление, изолированное от обшей социальной среды, невоз¬можно. Поэтому теоретической и методологической основой для изучения политической конфликтологии является общая социальная конфликтология. Особенность политической кон¬фликтологии состоит в том, что она исследует прежде всего по¬литические конфликты, каковы бы ни были основания их воз¬никновения.

Итак, политическая конфликтология - наука о закономерно¬стях возникновения и развития политических противоречий и кон¬фликтов, о способах их предупреждения, разрешения и управлениями.

. Функции политической конфликтологии

Социальная функция (от лат. fuпctio - исполнение, назначе¬ние) - это роль, которую

Основные функции политической конфликтологии.

1. Познавательная. Это определенный способ познания (изу¬

учения) природы политического конфликта, его структуры и за¬кономерностей развития в целях предупреждения, разрешения политического конфликта и управления ИМ.

2. Диагностическая. Проводится анализ (мониторинг) соци¬альной (политической) реальности с целью выявления потенци¬альных конфликтов и анализ конфликтной ситуации с целью ееразрешения.

3. Прогностическая. Вырабатываются научно обоснованные прorнозы о тенденциях (перспективах) развития политических противоречий и предупреждения возможных негативных яв¬лений.

4. Организационно-технологическая. Создаются технологии и организационные структуры для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в политической сфере.

5. Управленческая. Конфликтологические исследования ис¬пользуются для разработки и принятия управленческих ре¬шений.

6. Инструментальная. Проявляется в совершенствовании

Объект и предмет политической конфликтологии

Необходимо различать понятия объект и предмет исследова¬ния. Объект исследования - это объективная реальность, неза¬висимая от познающего субъекта. Предмет исследования - то,

на что непосредственно оно направлено, это определенное свой¬ство, качество, проявление объекта. Если объект не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки.

Один и тот же объект может исследоваться различными нау¬ками. Например, конфликт может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социоло¬гия, политология, этнология, и других. Но каждая из этих наук, изучая один и тот же объект, имеет свой предмет и методы ис¬следования.

Объектом исследования политической конфликтологии яв¬ляется политический конфликт как особая форма политическоговзаимодействия (противодействия) политических субъектов.

Предмет исследования политической конфликтологии как науки - закономерности возникновения политических противо¬речий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтныхситуаций, способы их предупреждения, разрешения и управле¬ния политическими конфликтами.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическому пониманию конфликта.

В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа: донаучный, или философский; монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт, и междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды. Вкратце рассмотрим каждый из этих этапов.

Донаучный этап. Наиболее длительный этап, охватывающий период от эпохи Античности и почти до конца XIX в., когда философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве (легенды, сказания, наскальная живопись). Основной конфликт данного периода – конфликт человека и природы.

Особый интерес здесь представляют труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта.

На данном этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В философии, по сути, вызревало отношение к конфликту через понимание войны и мира, насилия и подавления. Мыслители древности со всей очевидностью поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждения конфликтов, а в XV в. европейские философ поставили со всей ясностью вопрос о необходимости толерантности, веротерпимости в обществе.

Монодисциплинарный этап. Уже в XIX в. начинаются исследования конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии. Этот этап характеризуется тем, что все исследования ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки.

В 1820-1830-е гг. конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению У.Макдугалла, конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью.

В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к конфликту работами австрийского естествоиспытателя К.Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной конфликтов он считал агрессивность индивида и толпы.

Источником конфликта К.Левин считал стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, в которой, когда нарушается равновесие между индивидом и средой, появляются конфликты.

В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к конфликту. Выделяются основные подходы, разрабатываются понятийный аппарат психологической теории конфликта. В этот период появляются публикации и отечественных ученых.

В 1960-1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление – по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия.

Междисциплинарный этап. Конфликтология как самостоятельная дисциплина начинает оформляться на Западе с конца 50-х гг. ХХ в. Особое влияние на ее развитие оказал опыт Второй мировой войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.

В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к этой сфере.

В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупова, А.И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились о конфликтах объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Также следует отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов.

В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания, начинает издаваться журнал «Век толерантности»; выпускается серия книг «На пути к толерантному сознанию»; выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа.

В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления: конфликт и толерантность. Сначала (в древности) они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы представляя человечеству выбор – куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования [3, C. 11-18].

2 вопрос

Методы и методология изучения политологии и политическон конфликтологии

Возникшая на стыке нескольких научных направлений кон¬фликтология для изучения и объяснения различных социальных(политических) фактов использует как свои собственные мето¬ды, так и методы друтих наук. Например, таких как: социология, философия, психология, социальная психология, политология, экономика и другие

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено всем ходом ее исторического развития и наличием

в «арсенале» различных наук конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о по¬литике основывались на философско-этических (в основномумозрительных) идеях и представлениях. В Средние века доми¬нирование в Западной Европе религиозных концепций предо¬пределило то, что политическая мысль развивалась в рамкахтеологической парадигмы.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (ХVП-ХVIП вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов. В своих трудах Дж. Локк, ш. Монтес¬кье, э. Берк и другие заложили основы институционального ме¬

тода в политологии и политической конфликтологии. В XIX ¬начале ХХ в. этот метод являлся одним из ведущих в политиче¬ских исследованиях.

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, политических партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Непосредственно в рамках политической конфликто¬логии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их конфликтности и взаимной совместимости.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политиче¬ских исследованиях.

Сациалагические методы в общей и политической конфликто¬логии считаются одними из основных. Они выявляют социаль¬ную обусловленность конфликтных противоречий, описывают конфликт как форму социального (политического) взаимодейст¬вия. Связанные с конкретными социологическими исследова¬ниями (сбором и анализом реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной конфликтологии, ориенти¬рованной на практическое применение результатов исследо¬вания.

Один из основных методов в современной социологии ¬

струюпурный Функционализм. В его основе лежит представление об обществе (социальной общности) как целостной системе, со¬стоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема в зависимости от занимаемого ею положения в системе выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Применение вконфликтологии методов структурного функционализма позво¬ляет рассматривать конфликт как сложную, развивающуюся сис¬тему, каждый элемент которой наделен определенными функ¬циями.

Основы структурно-функциональной парадигмы были зало¬жены еще Г. Спенсерам и э. Дюркгеймом, которые сравнивал и структуру общества с живым организмом, а отдельные подсисте¬мы - с определенными органами. Значительный вклад в станов-ление и развитие этого направления в социологии внесли амери¬канские социологи Р. Мертан и Т. Парсанс.

Канфликталагическая парадигма - противоположность функ¬ционалистическим теориям, предполагающим консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, клас¬сов) общества. Конфликтологический подход исходит из поло-жения о том, что общественное развитие осуществляется через борьбу различных социальных групп.

Канфликталагическая парадигма немарксистской ориентации начинает формироваться в 50-60-е годы ХХ в., благодаря рабо¬там таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и другие. Так, например, по мнению немец¬кого социолога Р. Дарендорфа (род. 1929), конфликт есть обрат¬ная сторона всякой интеграции, и потому он неизбежен.

Системный метод (К. Маркс, Д. Истон, К. Дойч, г. Алмонд) позволяет использовать общую теорию систем в изучении поли¬тических явлений, в том числе и политических конфликтов. Он дает возможность представить исследуемый политический объ¬ект как целостную систему, единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие даже в отдельном элементесистемы, могут привести к «разбалансировке» всей системы.

Бихевиоризм (от англ. behaviar - поведение), одно из ведущих направлений в американской социологии и политологии, пред¬ставляет собой науку а поведении. Его основой является изучение видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды по принципу «стимул-реакция». Методологиче¬ские предпосылки бихевиоризма - принципы философии пози¬тивизма и структурно-Функциональный анализ г. Спенсера. Со¬временные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Торндайком, Дж. Уотсоном и другими.

Теория социального обмена - одно из направлений в социоло¬гии, представители которого рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значи¬мость.

В основе социального обмена лежит концепция социального взаимодействия. При этом понятие социального обмена отно¬сится к добровольным социальным действиям, которые, как правило, обусловлены ожидаемым ответным вознаграждением. Если ответного вознаграждения не следует, то взаимодействие прекращается.

Социальный обмен необходимо отличать от экономического, который по своей сути является сделкой с четко оговоренными обязательствами обеих сторон (например, цена товара). В соци¬альном обмене возникающие обязательства заранее не оговоре¬ны и такая попытка может разрушить социальное значение взаи¬модействия. Социальный обмен, в отличие от экономического, Строится не на договоре, а на доверии. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные ресурсы и в одностороннем поряд¬ке предоставляющие эти ресурсы другим, могут при обретать власть над ними. С другой стороны, люди, обладающие властью, могут навязывать другим свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэко¬номии И. Бентамом, А. Смитом и другими, а также известными социальными антропологами Б. Малиновским, Дж .Фрейзером, М. Моссом. Значительный вклад в развитие социологического направления теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, п. Блау, Р. Эмерсон.

Теория социального обмена, на наш взгляд, наиболее прием¬лема для исследования и разрешения социальных и политиче¬ских конфликтов в условиях взаимозависимости конфликтую¬щих сторон.

Этнометодология - теоретическое и методологическое на¬правление в американской социологии, возникшее после Второй мировой войны. Ее основателем является американский социо¬лог г. Гарфинкель, выпустивший в 1967 г. книгу «Исследования по этнометодологии». К сторонникам этнометодологии причис¬ляют А. Сикурела, д. Циммермана, М. Полнера, С. Вулгара и других.

Идейными истоками этнометодологии являются: экзистен¬ционализм, феноменологическая социология, социальная и культур¬ная антропология. Свое предназначение этнометодология видит в

том, чтобы повседневными обыденными средствами (чувствами, ощущениями, обыденным сознанием, здравым смыслом, рече¬выми коммуникациями, субъективными представлениями и дру¬гими) объяснять окружающий мир и способствовать развитию самосознания человека.

Как и понимающая социология М. Вебера, этнометодология исходит из того, что люди не рассматриваются как пассивные элементы социальной структуры, а являются активными творца¬ми социальной жизни. При этом они сами «конструируют» свою действительность и воспринимают ее так, как понимают.

Символический интеракционизм (от англ. iпteractioп - взаимо¬действие) - одно из направлений (парадигм) в современной со¬циологии. Суть его заключается в том, что в своих методах ис¬следования социального поведения он (в отличие от бихевио¬ризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционизм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия (диалога) люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы), и реагируют на них соответст¬вующим образом.

Философские методы «вооружают» конфликтологию такими универсальными категориями развития природы, общества и че¬ловеческого мышления, как противоречие, диалектика противо¬речий, единство и борьба противоположностей, и другими.

Психологический метод предполагает изучение психологиче¬ских механизмов конфликтного поведения и мотивации. В ка¬честве научного направления он возник в XIX в. Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. С помощью психоанализа иссле¬дуются бессознательные психические процессы и мотивация, способные оказывать значительное воздействие на возникнове¬ние конфликтов и поведение людей в конфликтных ситуациях.

Методы социальной психологии широко используются в кон¬фликтологии для определения причин возникновения конфлик¬тов, их динамики в малых социальных группах и больших общ¬ностях.

Культурологический (социально-антропологический) подход предполагает учет в возможном и реальном конфликтах социо¬культурных особенностей сторон.

Как и любая самостоятельная наука, конфликтология имеет свою специфику и собственные методы исследования. Рассмот¬рим некоторые из особенностей конфликтологических методов.

Одной из основных особенностей социальной (политиче¬ской) конфликтологии является тесная взаимосвязь теоретиче¬ских и эмпирических исследований. Специфика этого феномена заключается в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук эмпирические (практические) методы естественных наук. Это Позволяет говорить о конфликтологии как о науке, способной не только теоретическими выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.) выра¬зить состояние социальной (политической) реальности и уро-вень ее конфликтности. Социальные факты, полученные эмпи¬рическими методами, являются основой для теоретического ана¬лиза и практического применения результатов этого анализа в реальной жизни.

Другой особенностью методов социальной (политической) конфликтологии является то, что исследования проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление (предупреждение) реально существующих конфликтов по принципу» здесь И сейчас». Если философия методом логических умозак¬лючений вне зависимости от времени и пространства разрабаты¬вает «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика ис¬следует основные экономические законы и способы производст¬ва, которые являются универсальными для многих социальных систем, то конфликтология - наука конкретная, и каждое ис¬следование по-своему уникально, что, конечно же, не исключает некоторых теоретических обобщений.

Специфика конфликтологии заключается также в том, что. Каждый вид конфликта (несмотря на общие теоретические и ме¬тодологические основания) имеет свои специфические особен¬ности и методы исследования. Так, для исследования внутрилич-ностных, межличностных и групповых конфликтов в большей степени подходят психологические и социально-психологиче¬ские методы. Для исследования конфликтов, возникающих меж¬ду большими социальными группами (социально-политические, межэтнические, политические конфликты), используются со¬циологические, политические и другие методы.

Теория социального действия. В классической социологии ис¬следователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержит¬ся в работах Э. Дюркгейма, второй - М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными фактора¬ми (социальной структурой, социальными отношениями, куль¬турой и другим). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социаль¬ных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жиз¬ненных проблем и сознательно ориентированного на других лю¬дей. Основными признакам и социального действия (по Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других.

Т. Парсанс предложил свою «общую систему человеческого действия», которая включает в себя «социальную систему», «сис¬тему личности», «систему культуры». Каждая из перечисленных «систем» (подсистем) имеет в общей системе социального дейст¬вия свое функциональное значение.

Предложенная Парсонсом «общая система человеческого действия» оказалась слишком детерминированной различными «объективными обстоятельствами» и превращала субъекта соци¬ального действия из активной причины социального процесса пассивное следствие социальных механизмов.

Начало нового этапа в развитии теории социального дейст¬вия связано с трудами известного французского социолога АленаТурена (род. 1925). В современной социологии Турен, выделяет три основных направления - функционализм, структурализм и акционизм (социологию действия). По мнению Турена, классиче¬ская социология рассматривала общество как единое целое. Но условиях индустриального и постиндустриального общества раз¬личные социальные движения создают проблемные поля и соци¬альные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше

противники могли апеллировать к «представителю метасоциаль¬ного порядка» - к справедливости священника или короля, то«теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захваче¬но фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов»2.

Акционизм - социология действия, в отличие от функцио¬нализма и структурализма, дает представление не о характеристике социальной системы, а о позиции и действии социального субъекта. А. Турен считает, что в условиях перехода к постинду¬стриальному обществу социальный конфликт теряет свою клас¬совую сущность. Основными субъектами социального (полити¬ческого) конфликта становятся не классы и партии, а общест¬венные движения. При этом они уже не нуждаются в посредниках лиге политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуни¬кации роль посредников существенно снижается. Соuиальные действия общественных движений непосредственно приобретают политический характер и направлены против государства (поли¬тической системы) как главного политического оппонента. В свою очередь, «в период исторической мутации» (перехода от одной исторической эпохи к другой) роль государства неизбеж¬но возрастает, правящая элита консолидируется.

Турен также подчеркивает возрастающую роль интеллектуа¬лов в современном социальном (политическом) конфликте. По его мнению, «интеллектуалы начинают скорее анализировать на¬стоящее, чем вновь и вновь интерпретировать прошлое». Идеи«светлого будущего» уже волнуют людей гораздо меньше, чем реальные проблемы настоящего.

По мнению Турена, конфликты пронизывают все постин¬дустриальное общество. При этом конфликтность не снижается(о чем мечтали и что предсказывали интеллектуалы в предыду¬щую эпоху), а нарастает. Турен также считает, что в современ¬ном социальном (политическом) конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического дейст¬вия»'.

Определенным дополнением к теории социального действия является теория относительной деривации, которая в значитель¬ной мере раскрывает причины возникновения политического конфликта. Суть теории заключается в том, что большинство людей совершают насильственные действия не потому, что пре¬следуют политические цели, а потому, что они находятся в не¬удовлетворительном (фрустрированном) состоянии. Ключевым понятием относительной деривации является «фрустрация-аг¬рессия». По мнению Роберта Гарра, «механизмы фрустраuии-аг¬рессии и связанные с ними механизмы угрозы-агрессии дают ба¬зовую мотивационную связь между RD (относительной деривацией) и потенциалом коллективного насилия»2.

Истоки теории относительной деривации восходят к трудам Э. Дюркгейма об аномии и работам П. Сорокина о подавленных базовых инстинктах большинства населения. Определенный вклад в развитие теории внесли К. Болдуинг, Г. Мид, Р. Мертон. Они рассматривали теорию относительной деривации в единстве с теорией референтных групп.

Наиболее полное свое описание, на наш взгляд, теория относительной деривации в конфликтологической парадигме получила в книге Р. Гарра «Почему люди бунтуют». Проана¬лизировав значительное количество политических конфлик¬тов (бунтов, восстаний, революций), Гарр приходит к выводу том, что причинами фрустрации-агрессии людей могут быть самые разнообразные факторы, ущемляющие их потреб¬ности, интересы и ценности. При этом «чем сильнее фруст¬рация, тем больше величина агрессии, направленной на ис-точник фрустрации».

Неудовлетворенность (по Гарру) выступает базовым побуж¬дающим условием для участников коллективного насилия. Онаформируется преимущественно в ходе сравнения (сопоставле¬ния) положения фрустрированных групп с более благополучны¬ми (референтными) группами. При этом «казуальная последова¬тельность в политическом насилии» проходит следующие стадии: во-первых, развитие неудовлетворенности; во-вторых, политиза¬ция этой неудовлетворенности; в-третьих,

реализация неудовле¬творенности в насильственном действии, направленном противполитических объектов и деятелей'.

В условиях постиндустриального общества возникновение многих социальных и политических явлений, в том числе и но¬вые виды конфликтов, не всегда поддаются научному анализу сточки зрения традиционных и модернистских социальных тео¬рий. «Современное мироздание, - по мнению С. А. Кравчен¬Ко, - претерпевает радикальные изменения в направлениисложности, плюрализма, случайностей, непредсказуемых флук-Туаций» 2.

Одним из методов исследования принципиально новых, Случайных, непредвиденных изменений и конфликтов является синергетика. Она пришла в социологию в конце 70-х годов ХХ в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность струк¬туры в физических и химических процессах способны к самоор¬ганизации (И. Пригожин), нестабильные процессы могут поро¬ждать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основопо¬лагающие выводы открывают новое видение и трактовку причини форм развития материи. Суть сенергетическorо подхода в со¬циологии и политологии состоит в новом пони мании историче¬ского процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Назовем основные положений синергетического подхода:

. историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, прорывом поступательного движения, многовариантностью;

. разные темпы развития различных систем. Возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;

. способность системы к самовоспроизводству, к восстанов¬лению разрушенных в ходе изменений структур, к поддер¬жанию собственной идентичности;

. нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;

. хаос как созидающее начало для конструирования и разви¬тия качественно новой организации, нового порядка - са¬моорганизация как возникновение упорядоченных струк-тур там, где они отсутствовали, как процесс перехода отхаоса к порядку;

. общественное развитие как непредсказуемая смена состоя¬ний общества и его структур, в отличие от классическоговидения развития от одной стадии к другой;

. сложность выявления субъекта перемен, особенно в усло¬виях бифуркации, так как сложные системы обладают вы¬сокой чувствительностью к флуктуациям I .

Синергетический подход открывает новые возможности в ис¬следовании сложных систем, в том числе и политических конфликтов, так как для большинства конфликтов в той или иной степени свойственны многие из перечисленных положений се¬нергетического подхода.
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта