Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

  • Выводы по главе 3

  • Список использованной литературы

  • Методика проведения занятия

  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

  • Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

  • Эколого-эстетическое воспитание дошкольников

  • Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.

  • Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство нравственного и умственного воспитания.

  • Опубликовано 11. 03. 2014 22 36


    Скачать 160.54 Kb.
    НазваниеОпубликовано 11. 03. 2014 22 36
    Дата07.01.2023
    Размер160.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаи-р.docx
    ТипРеферат
    #875343
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

    Ручной труд – конкретная деятельность, которая направлена на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, в быту.

    Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к  прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

    В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья. В таких праздниках принимают активное участие все — и стар и мал! Например, в Городце, что на Волге, в празднике города участвовали дошкольники. На празднично оформленной «улице мастеров» дети в присутствии взрослых вышивали, плели,  рисовали и дарили свои сувениры прохожим. Радовались и дети и их родители, которые были признательны воспитателям за то, что они научили детей трудиться.

    Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду,особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

    Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками,  звуками, ощущениями.

    На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

    Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают способами обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

    Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

    Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения,- сложный и длительный процесс. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства формировать устойчивые, содержательные, идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме" - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова. [3, c. 59]

    К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания.Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

    Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

    Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: игровые зоны, столы,  пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

    Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведения искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

    3.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства

    Передовой педагогический опыт – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

    Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

    1.Образец хорошей работы.

    2.Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

    3.Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

    Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

    Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

    Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

    -высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;

    -творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

    -длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы,педагог добивается стабильных высоких результатов);

    -актуальность темы опыта, перспективность.

    -научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

    -рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

    Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей детского сада возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция воспитателя. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт.

    Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.

    Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

     Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).

    Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

    Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Основные задачи:

    1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

    2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными  материалами и инструментами.

    3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной  выразительности.

    4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

    5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

    6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

    7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

    8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца». [7, c. 35]

    Программа «Природа и художник» Т.А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема интегрированного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности и окружающем мире. [5, c. 28]

    Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовно-нравственной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

    На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. [8, c. 29]

    Выводы по главе 3

    Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

    Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.

    1. Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.

    2. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).

    Программа «Природа и художник» Т.А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме.

    Заключение

    Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

    Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны,и результаты проявляются в различных видах деятельности.Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка.Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

    Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми,– все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».

    Влияние прекрасного на личность может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад. Анализируя программы, я сделала вывод, что основное средство эстетического воспитания это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.

    Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

    Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

    Развивать художественно-творческие способности детей с использованием средств декоративно-прикладного искусства. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки,тем полнее развивается его творческая деятельность.

    Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, родному краю, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

    Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок детских работ и поделок.

    Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой должен обладать человек.

    Список использованной литературы

    1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под.ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000. – 236 с.

    2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 314 с.

    3. Казанова Т.Г.Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2003 – 380 с.

    4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, – М.: Академия, 2002. – 415 с.

    5. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник», – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 37 с.

    6. Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК –  М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.

    7. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,– М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 42 с.

    8. Программа: «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Веракса. – М., 2007 – 39 с.

    9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

    10. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9, 57 с.

    11. Творчество: Программа художественно – эстетического воспитания и развития детей в детском саду / А.И.Смоляр, П.П.Барынкин, В.П.Юрикова, Т.С.Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ,  2008.- 92с.

    12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А.Дубровская, Т.А.Казакова, Н.Н.Юрина и др. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с

    13. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 260 с.

    Приложение

    Декоративное рисование

    «Украшение юбки у дымковской барышни»

    Программное содержание:

    Продолжать    создавать  и   формировать  декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать  дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического воспитания  прекрасного  и  в  качестве  образцов  для  создания  узоров  в стиле  этих  росписей (для  росписи  могут быть использованы: игрушки, вылепленные  детьми  или  силуэты  игрушек, вырезанные  из  бумаги). Учить детей  по элементам бутоны, купавы, розаны, листья, выделять и называть цвета использованные  в росписи  и  называть  правильно  к какому декоративному рисованию: дымковские узоры,  филимоновские  или  городецская роспись  относятся  те  иные  изделия  и рисунки.

    Закреплять  умение  детей  украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки кружки и другие знакомые элементы, развивать  самостоятельность,  инициативу.

    Методика  проведения  занятия

    В гости к детям  приходит  почтальон, он  приносит  посылку.  В посылке дымковские игрушки: козлик, собачка, уточка, петушок, барышня. Поочередно достаем из  посылки и рассматриваем игрушки, обращаем внимание  детей на узор игрушек. Последний из игрушек достаем барышню, рассматриваем с детьми узор, украшающий юбки барышень (лучше взять клетчатый узор), выделяем элементы, из которых он состоит, их расположение. Предлагаем нарисовать такой же. Сначала вместе с детьми рисуем узор на листе, приколотом к доске, затем предлагаем детям силуэты

    кукол (барышень) и разрешаем детям рисовать на своих силуэтах. Рассмотреть все  готовые рисунки вместе с детьми и выбрать наиболее красивые.

    Материалы:

    Дымковские игрушки, краски, гуашь, кисти, салфетки на каждого ребенка, банки с водой.

     Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с  дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников

    При  правильном  подборе  сказок  с  учетом  возрастных  особенностей  детей,  идейно – художественной  ценности  произведения  и  прав...

    Реферат на тему" Народное декоративно - прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольников"

    Обощение опыта работы по ознакомлению детей с народным декоративно - прикладным исскуством и его роль в эстетическом воспитании дошкольников....

    Эколого-эстетическое воспитание дошкольников

    Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место.Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах(в труде, поведении и т.д.), наслаждение им с...



    Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе.

    Материал описывает практическое применение процесса эстетического воспитания в формировании  личности ребенка  в МКДОУ "Ласточка"....



    «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания дошкольников «Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания детей

    Консультация для родителей "Сказки – как средство эстетического воспитания детей"...



    «Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

    Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

    Художественно эстетическое воспитание дошкольников – важнейшее средство нравственного и умственного воспитания.

    художественно-эстет
    1   2   3   4


    написать администратору сайта