Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетическое воспитание дошкольников Содержание

  • Глава 1. Сущность эстетического воспитания 1.1 Понятие эстетического воспитания

  • 1.2 Знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством

  • Выводы по главе 1

  • Опубликовано 11. 03. 2014 22 36


    Скачать 160.54 Kb.
    НазваниеОпубликовано 11. 03. 2014 22 36
    Дата07.01.2023
    Размер160.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаи-р.docx
    ТипРеферат
    #875343
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    стетическое воспитание дошкольников
    проект по теме



    Опубликовано 11.03.2014 - 22:36 - Лактионова, Олеся, Рашитовна

    В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает воспитание эстетическое, сфера которого все больше и больше расширяется и которое одновременно с углублением общекультурной задачи начинает осуществлять более широкие функции. Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений и т.д., руководствоваться чувством прекрасного в повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты. 

    Скачать:









     Эстетическое воспитание

    296 КБ


    Предварительный просмотр:

    Эстетическое   воспитание  дошкольников

    Содержание

    Введение        

    Глава 1. Сущность эстетического воспитания        

    1.1 Понятие эстетического воспитания        

    1.2 Знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством        

    Выводы по главе 1        

    Глава 2. Эстетическое воспитание в детском саду        

    2.1 Формы эстетического воспитания        

    2.2 Задачи и методы эстетического воспитания в ДОУ        

    Выводы по главе 2        

    3. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания        

    3.1 Раскрытие понятия и классификации декоративно-прикладного искусства        

    3.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства        

    Выводы по главе 3        

    Заключение        

    Список использованной литературы        

    Приложение        

    Введение

    Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.

    Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.

    В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает воспитание эстетическое, сфера которого все больше и больше расширяется и которое одновременно с углублением общекультурной задачи начинает осуществлять более широкие функции. Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений и т.д., руководствоваться чувством прекрасного в повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты — коммунистическое будущее.

    Очевидно, в этой ситуации крайне важно иметь точное представление о сущности эстетического воспитания, о его возможностях, методах и формах, а также о результативности этого воспитания как системы определенных действий.

    Именно педагогическая наука, накопившая гигантский опыт эстетически-воспитательной работы с самыми разными возрастными категориями, выработала такие методы эстетического воспитания, обобщение которых сегодня позволит добиться качественного сдвига в теории эстетического воспитания.

    Педагогическая наука ставит ныне перед эстетиками целый ряд новых проблем, побуждая к новым исканиям. Одной из таких проблем является, в частности, обоснование возможности комплексного эстетического воспитания в учебном процессе.

    В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному  взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и  необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

    Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере  духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая, и другие

    Объектом нашего исследования является процесс воспитания детей дошкольного возраста, а предметом: эстетическое воспитание с использованием средств декоративно-прикладного искусства.

    Цель исследования – изучение основ эстетического воспитания дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить понятие эстетического воспитания

    2. Рассмотреть процесс знакомства ребенка дошкольного возраста с искусством

    3. Выделить формы эстетического воспитания

    4. Изучить задачи и методы эстетического воспитания в детском саду

    5. Раскрыть понятие декоративно-прикладного искусства

    6. Проанализировать педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, список литературы и приложения.

    Глава 1. Сущность эстетического воспитания

    1.1 Понятие эстетического воспитания

    Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

    В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

    1. чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;

    2. теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;

    3. необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:

    1. идейно – нравственное и художественное воспитание,

    2. обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,

    3. развитие духовных и физических сущностных сил и творческих умений [4, c. 88]

    Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту. Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". [1, c. 93] Т. е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании –  это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

    Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям.

    Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно – прикладное и изобразительное искусство, музицирование.

    Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

    • осуществление индивидуального подхода к детям;

    • благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);

    • содержание в быту произведений искусства;

    • личная инициатива и желание детей.

    Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

    Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

    Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.

    Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.

    1. психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.

    2. педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.

    3. социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности. [10, c. 109]

    1.2 Знакомство ребенка дошкольного возраста с искусством

    Искусство является отражением жизни общества, бытия, окружающего мира и выделяется как форма общественного сознания. Лучшие достижения человеческой деятельности становятся произведениями искусства. Деятельность человека, вдохновленного искусством, способствует преобразованию окружающего пространства.

    Произведение искусства содержит в себе идею и определенные нравственные ценности, которые воздействуют на духовный мир человека.

    Искусство способствует пробуждению эстетического чувства и его воспитанию, развитию художественного мышления, творческой активности.

    Развитое эстетическое чувство способно видеть прекрасное в окружающем человека мире. Искусство также является источником жизни для человека. Во время блокады Ленинграда именно искусство возвращало людей к жизни, укрепляло их веру в победу. Оно придавало силы и многим помогало удерживать свое поведение и поведение других на высоком нравственном уровне.

    В искусстве удовлетворяются интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, нравственные потребности человека. Выражаются эти потребности в художественной деятельности, которая характеризует не только процесс создания произведения искусства, но и процесс его воспитания, освоения его личностью и обществом.

    Необходимо отметить, что деятельность ребенка при знакомстве с произведениями искусства очень сходна с деятельностью художника. Например, после чтения сказки, особенно если она была еще и с музыкальным сопровождением, ребенок стремится воплотить свои впечатления в художественной деятельности.

    По мнению Л.Н. Столовича, художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности, возникшие в поле общественно-личных взаимоотношений.

    1. Познавательная деятельность

    отражает объективную действительность, переданную через субъективное восприятие ребенка. Сюда входят познание межличностных и общественных отношений, познание исторических событий.

    2. Преобразовательная деятельность

    состоит в том, что в процессе творчества преобразуется природный материал (краски, формы, звуки и т.д.), межличностные и общественные связи выражаются в сюжетно-композиционных отношениях, пространственно-временных формах.

    3. Воспитательная деятельность

    проявляется в социально-личностном плане. Художник своей преобразовательной деятельностью стремится воздействовать на тех, к кому обращается через свое произведение, и стремится донести до своих зрителей, слушателей, читателей определенные нравственные ценности, осуществляя таким образом воспитательную деятельность. Как правило, в своем творчестве ребенок прежде всего обращается к самым близким людям – к своим родителям и именно их внимание, их отклик он старается получить. Именно с ними, осознанно или неосознанно, он пытается говорить через свое маленькое произведение.

    4. Оценочная деятельность

    проявляется в отношении ребенка к действительности и в выражении этой действительности в произведении через призму своих личностных идеалов.

    5. Коммуникативная деятельность –

    это общение ребенка с родителями или сверстниками, прямое или косвенное, через произведение искусства или с его помощью.

    6. Игровая деятельность

    характеризуется автокоммуникативной связью, т.е. движением между различными духовными способностями ребенка – его мыслями, чувствами, воображением. [9, c. 114]

    При знакомстве детей с произведением искусства необходимо знакомить их и с автором. Желательно оставлять, например, картины на стенде в течение продолжительного времени, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с ними, делиться впечатлениями с родителями, сверстниками. Это позволяет детям расширить свое общение. Очень рекомендуем при рассматривании картин вместе с детьми использовать специально подобранную к ним музыку.

    Знакомя детей с произведениями искусства, следует учитывать возраст, своевременность, готовность ребенка к восприятию, информационную нагрузку произведения искусства. А.Н. Леонтьев отмечает, что любое произведение искусства адресовано прежде всего человеку. В этом продукте заложена идея, требующая эстетического восприятия.

    В старшем дошкольном возрасте дети в своем поведении стремятся подражать взрослым, сверстникам; это стремление относится к тем, кого они любят, в ком они видят идеал.

    А идеалами их могут стать персонажи из кино, из мультфильмов. Поэтому так важно знакомить детей с поэзией, музыкой, живописью, литературными произведениями, способствующими развитию у ребенка стремления к красоте, к идеалу, формированию положительных эмоций. Л.С. Выготский определяет искусство как «особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание», к познанию истины, только искусство во многом ускоряет этот процесс и, проникая в душу ребенка с помощью чувств, воздействует на него через эстетические категории.

    Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории. Центральной категорией в этой системе является категория прекрасного – эта категория также воспринимается как синоним эстетического, так как эстетика есть не что иное как учение о прекрасном.

    Понятие прекрасного близко к понятию красоты, но если красота рассматривает и оценивает внешние формы и проявления предмета, то понятие прекрасного гораздо шире.

    Оно охватывает не только внешние формы, но и их внутреннее содержание, раскрывая сущность предметов и явлений, определяя закономерности связей. Понятие прекрасного является для ребенка достаточно сложным, однако в этой категории он чисто интуитивно определяет, что ложно, а что истинно.

    В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников. Однако К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок в своем воображении видит истинный образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит, и взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь.

    Такая эстетическая категория, как трагическое, хорошо воспринимается ребенком в сказках, при чтении которых он активно сопереживает главному герою. С этой категорией он знакомится в спектаклях, при прослушивании музыкальных произведений, в живописи. Эта категория отражает самые глубины внутреннего мира маленького человека, затрагивая потаенные духовные струнки в его душе, поднимая вопросы нравственных ценностей.

    Еще одна из основных эстетических категорий, с которой ребенок знакомится в дошкольном возрасте, – это комическое. Всё, что нелепо, неуместно в каких-то определенных ситуациях, вызывает у ребенка смех.

    Всё, что связанно с цирком, народными потешками, с инсценировкой детских кукольных спектаклей, знакомит ребенка с этой категорией эстетического. [11, c. 75]

    Выводы по главе 1

    Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

    Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности, и, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

    Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

    Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом,

    конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.

    Чем раньше осуществится знакомство ребенка с искусством, тем благодатнее это скажется на развитии личности ребенка. Взрослым необходимо знать, что искусство и жизнь человека неразделимы; что, зная прекрасное, надо и в жизни сеять зерна этого прекрасного; зная истину, нужно ориентироваться на эту истину каждое мгновение своей жизни и ребенка учить тому же.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта