Главная страница
Навигация по странице:

  • Технология досуговой деятельности 1. Понятие «технологии досуговой деятельности».

  • 2. Формы, методы и средства досуговой деятельности.

  • Средство

  • Формы досуговой деятельности

  • Игровые

  • Фольклорные

  • Рекреационно-оздоровительные

  • Информационно-дискуссионные

  • Профилактико-коррекционные программы

  • Спортивно-развлекательные программы

  • Основные этапы в технологии досуговой деятельности.

  • Организация деятельности. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности


    Скачать 361 Kb.
    НазваниеОрганизация досуговой деятельности
    АнкорОрганизация деятельности
    Дата29.09.2022
    Размер361 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДашковская О.Д. Организация досуговой деятельности.doc
    ТипДокументы
    #706008
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Парки культуры и отдыха также очень популярны среди населения. Они представляют культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

    Особенностями творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха являются: обширная площадь; открытые площадки, естественная природная среда; зависимость от климатических условий; сезонность работы; массовость посетителей; самые крупные формы досуговых учреждений – фестивали, праздники; наличие аттракционного хозяйства; специализированные городки; спортивные площадки.

    Парки культуры и отдыха – государственные учреждения культуры, они действуют на нескольких уровнях13:

    1. Федеральный – в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького.

    2. Региональный – парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов (ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, Останкинский ПКиО в г. Москве).

    3. Городские ПКиО.

    4. Сельские ПКиО.

    К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в том числе дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Министерстве культуры РФ сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

    Наряду с парками культуры и отдыха в настоящее время действуют различные тематические парки, которые могут являться как государственными, так и частными учреждениями. Особенностью их является комплекс услуг, отвечающий определенной теме. К популярным тематическим паркам относятся культурно-исторические парки (связаны с одним или несколькими историко-культурными событиями), национальные парки (природная резервация, доступная для туристов), зоопарки, океанариумы и дельфинарии, аквапарки, аттрактивные парки (парки развлечений), аквапарки (основаны на аттрактивности водной стихии).

    Итак, структурными компонентами досуговой деятельности являются культурно-художественные ценности, природно-ландшафтные комплексы, различные материально-технические средства, ее объекты (аудитория досуга) и субъекты. Субъекты досуга представляют собой как конкретных людей-организаторов мероприятий, так и учреждения и фирмы, которые объединяют население для совместной деятельности по удовлетворению его культурно-досуговых потребностей. Активное взаимодействии субъектов и объектов досуга, а также вовлечение в творческий процесс других компонентов досуговой деятельности приводит к ее успешному функционированию и дальнейшему развитию.

    Контрольные вопросы

    1. Перечислите и охарактеризуйте неодушевленные компоненты, сопровождающие культурно-досуговую деятельность людей.

    2. Какие требования предъявляются к материально-техническим средствам, используемым в досуговой деятельности?

    3. Назовите основные подходы к классификации коллективных организаторов досуга.

    4. Как изменилось количество культурно-досуговых учреждений за последние пятнадцать лет?

    5. Какие функции выполняют социально-культурные комплексы и центры досуга?

    6. Что является ресурсной базой культурно-досуговых учреждений?

    7. Какие парки называют аттрактивными?

    Лекция 3

    Технология досуговой деятельности

    1. Понятие «технологии досуговой деятельности».

    Термин "технология" заимствован из области технических дис­циплин. Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта.

    Научный подход к технологии досуговой деятельности разработали современные исследователи Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско14. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 г. До этого в терминологическом аппарате использовались только термины «организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.

    Под технологией досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели15.

    С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.

    Технология досуговой деятельности как система состо­ит из нескольких подсистем. Функции подсистем:

    • организационной – стратегическое планирование, управление, финансирование, распределение работы по отделам и участкам (ее компоненты – штатное расписание, долж­ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.);

    • методической - методические рекомендации, сценарные разработки, формирование режиссерского замысла, проведение репетиций и мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта;

    • психологической – регламентирование профессиональных отношений сотрудников, стимулирование повышения профессионального мастерства, формирование профессиональных мотиваций.

    Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения куль­туры16.

    В основе технологии досуговой деятельности лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом, который делает необходимой педагогически правильную постановку целей и задач досуговой деятельности.

    Как целостная система технология досуговой деятельно­сти имеет соответствующую структуру, элементы которой функцио­нируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом опре­деленным принципам и объективным закономерностям обществен­ного развития. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, матери­ально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.

    2. Формы, методы и средства досуговой деятельности. Технология досуговой деятельности использует различные формы, методы и средства. Общенаучное понимание этих явлений следующее:

    Средство – инструмент, орудие для достижения целей.

    Метод – путь, способ достижения целей.

    Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

    Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:

    Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

    Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

    Знаковые – печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

    Динамические – живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

    Модальные – цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

    Таким образом, средства досуговой деятельности - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.

    Методами в досуговой деятельности принято называть способы использования средств воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят действенность воздействия средств на потребителя: наилучшим образом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной, более воспринимаемой.

    Технология досуговой деятельности использует четыре метода17:

    • монтаж,

    • иллюстрирование,

    • театрализация,

    • игра.

    Монтаж – способ организации драматургического (литера­турного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы. Монтаж является творческим методом создания досуговой программы любой формы и содержа­ния. В каждой программе используются документальный мате­риал (например, сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы и пр.), отрывки из литературных произ­ведений (например речевые связки между номерами концерта), поэтому сценарий досуговой программы представля­ет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.

    Монтаж может быть конструктивным и ассоциативным. В основе конструктивного монтажа лежит организационная конструкция (распределение фрагментов по месту и времени). В основе ассоциативного монтажа – построение сложной пси­хической связи между явлениями (воздействиями, ощущениями, идеями и т. д.).

    Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллю­стрирование средствами искусства создает художественную фор­му, углубляет и конкретизирует тему. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному, что дает возможность постанов­щику выразить свое отношение к информации, сделать ее более доходчивой для аудитории. Выбор той или иной иллюстрации (режиссеры говорят: «картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлека­тельной программы можно создать такую картинку: спортивная площадка, флаги, спортивные снаряды, выстрел из стартового пистолета, маршевая музыка; а для детской развлекательной про­граммы лучше всего подойдет воссозданный мир сказки. Фактически иллюстрирование - основа соз­дания художественного образа. Это мощное анимационное сред­ство по вовлечению отдыхающих в досуговую программу.

    Театрализация – организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, под­чиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-пе­дагогический и художественный аспекты воздействия на ауди­торию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вы­мышленная реальность на время протекания досуговой програм­мы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно актив­ной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым поры­вом, совершает коллективные действия.

    Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установ­ленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь челове­ка к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мо­тивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.

    Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).

    Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В.  Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятель­ности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д.  Жарков в основе клас­сификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драма­тургическое построение материала18. Учитывая признаки, предложенные А.Д.  Жарковым, следует дополнить их третьим — используемыми средствами выра­зительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий 19:

    Игровые – в них преобладают разнообразные игры: под­вижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

    Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

    Фольклорные народные игры, песни, танцы, хороводы.

    Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

    Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетиче­ского оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

    Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

    Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообра­зие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

    Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.

    Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спор­тивные конкурсы.

    Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
    Самой крупной формой досуга является праздник.

    Основные этапы в технологии досуговой деятельности.

    Технология досуговой деятельности включает несколько основных этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.

    Подготовительный этап представляет моделирование и построение досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель планируемого мероприятия. По статистике, всего 11,6% специалистов точ­но называют цель проводимой ими программы20. Отсюда можно сделать вывод об эффективности остальных мероприятий, ведь основным критерием эф­фективности является соответствие конечного результата по­ставленной цели. Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания целесообразности общей работы, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении по­ставленной задачи.

    Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых программ, их отличительных особенностей и перенесение целого мероприятия или его  элементов в местные условия. Также необходимо адаптиро­вать содержание программы и к творческим возможностям организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в следующие структур­ные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других техни­ческих средств. В результате будет создана новая (авторская) модель программы.

    Построение досуговой программы начинается с творчес­кого замысла драматурга. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме. Сценарий досуговой программы не является самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

    Воплощением досуговой программы занимается режиссер. В его задачи входит идейное истолкование сценария драматурга, его творческая интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств (музыки, света, костюмов, декораций).

    Основной этап – проведение программы – представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников.

    Классическая структура композиции досуговой программы состоит из нескольких элементов:

    экспозиция – начало события, задача которого состоит в погружении в атмосферу мероприятия, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия);

    завязка – исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего следить за развитием событий;

    • основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы);

    • кульминация – наивысшая точка эмоционального накала участников досуговой программы, смысловой центр композиции (хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);

    • развязка – завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);

    • финал – это фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).

    И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ ее проведения. От него во мно­гом зависит качество последующего мероприятия. Если в ходе анализа обнаружи­ваются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, реко­мендациями по устранению недостатков. Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и прове­дения программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства досугового работника.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта