Организация деятельности. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности
Скачать 361 Kb.
|
Номер как единица действия досуговой программы. Номер – это наиболее мелкая единица действия в досуговой программе. Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды — в единое представление. Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление осуществляется за счет метода творческого монтажа. Существует несколько принципов монтирования элементов досуговой программы между собой: рациональный (за счет факторов разумности — технических возможностей использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творческого полета и профессиональных способностей режиссера) и событийный (основанный на логике хода событий). Номера подразделяются на несколько групп: речевые, пластические, музыкальные, оригинальные21. Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и могут звучать в нескольких интерпретациях — на понятном и непонятном языке, традиционном национальном или иностранном языке, или на «тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на уровне музыки произношения, интонаций и ритмики. Главным выразительным средством является слово, которое может быть усилено музыкальными, хореографическим и пластическими вставками. Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средством является вокал, который также может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и пиротехническим эффектами. Группу пластично-хореографических номеров представляют танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, необходимо, чтобы в нем четко прослеживалось драматургическое начало — по лексике, по смыслу, по эмоциональному настроению. К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.). В практической деятельности часто используются синтетические номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров (сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории). В каждой группе номеров есть свои виды: монолог (наиболее часто применяемый вид речевого номера: вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям); интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух персонажей (интермедия — очень короткая сценка, выступающая в качестве связующего звена между основными элементами постановки; сценка — более серьезный элемент продолжительностью до 20 мин, претендующий иногда на самостоятельное сценическое действие или выступающий в качестве связующего звена между основными элементами анимационной программы); массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей, где царит атмосфера единодушия высказываний действий); - речевая массовка строится в виде переклички между ее членами (различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно льющейся речи, создающей иллюзию разговора одного человека разными тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхватывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспаривания). Идейной основой построения номера являются актуализация духовных ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переживаниям и мыслям исполнителя. Итак, технология досуговой деятельности преобразует элементы мысли в конструкции, которые осуществляются в действии, материале, приобретая определенные формы и содержание. Она представляет органическое единство организационной, методической и психологической подсистем, состоит из нескольких этапов и осуществляется по определенной технологичной схеме. Основная цель технологического процесса – максимальное удовлетворение разнообразных досуговых запросов населения. Контрольные вопросы Дайте определение понятию «технология досуговой деятельности». Чем отличаются формы, методы и средства досуговой деятельности? Приведите конкретные примеры. Перечислите основные этапы в технологии досуговой деятельности. Из каких элементов состоит классическая структура композиции досуговой программы? Как Вы понимаете термин «драматургия досуговых программ»? Какие виды досуговых номеров Вы знаете? Что такое интермедия? Лекция 4 Игра и праздник в структуре досуговой программы Сущность и виды игр. Одной из важнейших форм организации досуга, популярной как у детей, так и у взрослых, является игра. Это слово в русском языке чрезвычайно многозначно. Оно употребляется в значении развлечения, в переносном значении. У древних греков понятие «игра» означало действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». В последствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, доставляющих людям веселье и удовольствие. Итак, игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально. В современной «Энциклопедии социологии» игра определяется как «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей22». Действительно, игра – это форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе. В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной игры. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. Исследования этнографов дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На ранних стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли игры–упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействовали играм-упражнениям детей, над которыми надстраивались игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений. В дальнейшем появилась сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимал на себя и выполнял роль соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединялись и организовывали свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых В современной человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную – это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную – освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Итак, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре23. Существуют различные критерии классификации игр: по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические); по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации); по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические и др.); по числу участников – одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые; по степени регулирования и управления – плановые (организованные менеджером), стихийные, экспромтные (спонтанные); по наличию аксессуаров игры – с предметами и без предметов, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы. Существует множество игр развивающего характера: развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, отличающихся по внешнему виду, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»; развитию слухового восприятия – игры на слуховое опознавание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.; развитию тактильного (осязательного) восприятия – обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентификация по заданному признаку; развитию внимания – игры различительного характера на основании заданного признака, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию); развитию мыслительной деятельности – игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов; развитию пантомимических навыков – выполнение движений по заданной команде («замри», «зеркало», «угадай и повтори», «изобрази»). Для каждого вида игр существуют особые методы их подготовки и проведения. В данном случае они будут рассмотрены на примере познавательной игры, направленной на обогащение интеллекта и осмысленно ориентированной на обучение. Подготовка и проведение познавательной игры. Познавательная игра может быть посвящена любой теме, при этом считается, что лучшие из подобных мероприятий построены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют человека на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены индивидом самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду: объем фактических знаний учащихся; сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом); уровень интеллектуального развития; тип внимания, памяти, темперамента; состояние здоровья. Исходя из возрастных особенностей участников игры и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита. Организуя основную часть мероприятия, ведущий должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям: игра должна содействовать сплочению коллектива; иметь познавательное значение создавать условия для творчества; обеспечивать мыслительную активность участников игры. соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц». Полезную для организаторов досуга классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев24: Основные типы интеллектуальных игр
Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам, поэтому одна из важнейших задач организаторов – качественный подбор и составление заданий. Допустимыми для интеллектуальных игр являются вопросы на сообразительность, на логическое и ассоциативное мышление, типа «неизвестное об известном», «на приближение». К условно допустимым относятся воспроизводящие вопросы, задания «с уловкой», на перечисление или предполагающие длинный ответ. Недопустимы в познавательной игре вопросы-розыгрыши. При проведении игры организатору необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ее участников. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны и гигиеничны. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Участники должны хорошо понимать смысл и игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой. Конец игры должен быть результативным — победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ. Познавательная игра ни в коем случае не должна быть похожа на школьный урок, т.к. ее главная цель – создать атмосферу поиска, увлеченности, стремление овладеть новыми знаниями. |