Организация деятельности. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности
Скачать 361 Kb.
|
Организация праздничных мероприятий. Как отмечалось ранее, праздник является самой крупной формой досуга, т.к. сочетает множество различных средств и методов досуговой деятельности. Праздник – это день, в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья25. Праздники бывают как в выходные, так и в рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, профессиональные и др. Государственные праздники России объявлены дополнительными выходными днями: 1-5 января — Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово (это и религиозный праздник); 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник весны и труда; 9 мая – День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства. К неофициальным праздникам относятся, например: 4 января – Старый Новый год; 14 февраля – День Святого Валентина (День всех влюбленных); 1 апреля – День смеха и т.п. Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий: 28 мая – День пограничника; 10 ноября – День милиции; 22 декабря – День энергетика и т.д. Отмечают также Международные и Всемирные дни: 1 марта — Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики; 1 июня — Международный день защиты детей; 1 октября — Международный день пожилых людей и т.п. Праздниками называют и корпоративные вечерники, семейные торжества (дни рождения, юбилеи свадеб) и многие другие подобные мероприятия. Проведение хорошего праздника – это довольно сложная задача для организаторов досуга. Как свидетельствует практика, импровизация зачастую бывает удачной, если она хорошо подготовлена. Таким образом, первым и важным этапом праздника является его планирование или подготовка, т.е. создание плана и сценария. План развития событий отражает общую тему и идею, основные мероприятия и затраты на них. По прочтении плана руководителю, заказчику или самому организатору мероприятия станут прозрачны его цель и результат. Для написания сценария необходимо иметь в запасе арсенал различных игр и розыгрышей, обдумать оригинальную идеи и обыграть ее. Причем здесь необходимо все расписать до мелочей: кто что сказал, все музыкальные и театральные номера, кто когда выходит и что делает. На этапе планирования организатору задать себе следующие вопросы: 1. Гости: a) Кто те люди, которые будут приглашены, соседи, родственники, друзья или коллеги по работе; б) Сколько человек придет; в) Знакомы ли приглашенные между собой; 2. Время: a) Когда будет праздник; б) Какое будет время года и как будут одеты люди; 3. Тема: а) Какой именно вид праздника был задуман; б) Приурочено ли мероприятие к праздничной дате, важному событию из жизни приглашенных гостей; 4. Место проведения: Есть ли на примете хорошее место, площадка, база для проведения праздника; 5. Игры, конкурсы, развлечения, шутки, анекдоты, музыкальное оформление. При планировании праздника следует готовить больше мероприятий и игр, чем действительно можно успеть провести за данное время. Таким образом, если что-то пойдет не так, как было запланировано, организатор сможет быстро сгладить этот момент, заменив что-то одно другим, не потеряв энтузиазм и настроение игроков. Желательно подобрать музыку для праздника (это может быть торжественная музыка для создания настроения у гостей при их встрече, фоновая легкая музыка для застолья, танцевальная для дискотеки, задорная для конкурсов, медленные танцы) с учетом приоритетов приглашенных гостей26. Необходимо подготовить несколько внешних атрибутов мероприятия, во многом определяющих праздничное настроение гостей. Афиша праздника является его важной составляющей. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно нескольких нужных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Например, если вы хотите показать кукольное представление — можно изобразить на афише куклу и ширму, если фокусы — чародея в маске с волшебной палочкой. Главный козырь афиши — необычность и привлекательность. Программа праздника также очень важна. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст. Возможны самые разные варианты: «Только у нас!», «Спешите видеть!», «Чудо-концерт» и т. п. Оформление зала – это мощный инструмент создания настроения. Все, от входа и фойе до столов для фуршета и сцены, должно создавать у гостей мероприятия необходимый организаторам настрой. Оформляя помещение самостоятельно, необходимо обратить внимание на: атрибуты (элементы, близкие по духу участникам праздника); расстановку столов и стульев (кругом, буквой «П», точечно); цветы, шары, указатели стрелки; разбивку на зоны (цветом или специальными табличками - «Еда», «Танцы»). При этом нужно соблюдать меру,чтобы украшения не «перекрывали» друг друга. Композиция непосредственно самого праздника состоит из следующих составляющих: Встреча гостей; Знакомство и представление (игры для знакомства, для установления контакта (формирование пар, групп); Застольный период (застольные игры); Игры для повышения активности (командные, художественные, творческие, игры на ловкость, быстроту, конкурсы, подвижные игры); Танцевальный блок; Музыкальный блок (караоке, исполнение живой музыки). На протяжении все программы праздника следует подбирать игры так, чтобы люди часто меняли партнеров, играли то в одиночку, то в команде. Но при проведении последней игры следует собрать всю компанию вместе. Это составит чувство целостности и единения благодаря совместному переживанию последнего мероприятия. Праздник пройдет интересно и все гости будут довольны, если игровые островки будут соединены музыкально-танцевальными блоками и интересным живым общением. Соревнование – это также важный компонент любого праздника. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством. После проведения праздника организаторам необходимо провести его анализ (см. «Основные этапы в технологии досуговой деятельности»). Конечно, его можно и не делать, если гости остались довольно и долго не расходились по домам. Тем не менее, нарабатывая практику проведения таких мероприятий, следует учитывать, насколько хорошо, успешно прошли игры, хотели ли люди в них участвовать, насколько интересно были подобраны игры. Во-вторых, насколько удачно были скомпонованы игры, может что-то стоило бы поменять местами. Была ли атмосфера отдыха, доверия, релаксации. Были ли учены предпочтения гостей в музыке, их возрастные особенности, смогли ли вы уделить всем внимание. В-третьих, постарайтесь дать оценку себе как организатору и ведущему: плюсы и минусы. В-четвертых, важно услышать мнение гостей о празднике, их отзывы, предложения, советы, для этого можно попросить каждого гостя оставить запись в гостевой книге перед уходом. Итак, игры и праздники занимают очень важное место в структуре досуговой деятельности. Они весьма разнообразны, имеют отличительные особенности подготовки и проведения. Игра и праздник – это всегда веселье, а веселье – явление общественное. Упадок подобной деятельности – свидетельство неблагополучия, бездуховности и утраты культуры досуга. Контрольные вопросы: Раскройте понятие игры. Что вы знаете о возникновении детских игр? Перечислите функции игры в досуговых программах и их классификационные признаки. Что входит в структуры игры как деятельности и процесса? Какие требования предъявляются к подготовке и проведению познавательных игр? В чем состоят отличия плана и сценария праздника? Назовите внешние атрибуты праздника. Лекция 5 Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности Особенности управления предприятиями досуга. В настоящее время понятие «менеджмент» широко входит в социально-культурный деловой обиход и досуговый бизнес. Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных организаций, призванных осуществлять досуговую деятельность. Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды. Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления. Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается. Менеджмент сферы культуры и досуга любой страны использует весь диапазон способов управления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке прогнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой деятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесрочного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они имеют свою специфику. Например, некоммерческие учреждения культуры государственного, регионального и муниципального уровня при определении прогнозов своего развития во многом зависят от показателей директивного планирования, спускаемого сверху (организационно-административные методы менеджмента). Рекомендательные планы носят контролирующий характер. В них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вести свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей. Менеджмент коммерческой организации культуры, особенно в рамках крупного и среднего бизнеса, самостоятельно анализирует вероятностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга (экономические методы управления). Анализ при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых исследований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и ведущих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабатывают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1-3 года) характер. Функции менеджмента в досуговой деятельности. Планирование просветительных, творческих, развлекательно-зрелищных и других программ предполагает учет таких признаков избирательности человека к ним, как полнота и глубина осведомленности об их содержании, интерес к программам и сила положительных эмоций от их восприятия. Реализация этих программ должна быть связана с повышением трех показателей уровня избирательности: устойчивостью интереса, целенаправленностью выбора и уровнем удовлетворенности. При этом реализация досуговых программ включает в себя такие функции управления, как организация, координация, мотивация и контроль27. Организатор досуговых программ с позиции менеджмента выступает как их руководитель-менеджер. Создавая программу, он формирует систему, которой и управляет. При этом он реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое в процессе создания и реализации целостной, законченной композиции. Для характеристики деятельности организатора досуговых программ существенным является то, что ее отличает творческая направленность. В ней присутствуют все элементы творческого процесса — от идеи и разработки сценарного плана до его материализации в конкретной форме. Здесь используются необходимые художественные решения и методы обеспечения зрелищности и эмоциональной выразительности. Поэтому профессионализм организатора программ по существу является синтезом функций менеджмента в творческом процессе, умения находить оригинальные, нестандартные решение. Это следует считать главным фактором привлечения внимания и развития интереса к программам. Функция планирования пронизывает все стороны деятельности менеджера сферы социально-культурного бизнеса, организатора досуговых программ. Управление начинается с плана действий. Он позволяет не только предвидеть результат и сформировать программу его достижения, но и установить средства и методы, необходимые для выполнения программы. Тщательно продуманный план закладывает основу успеха досуговой программы. Каждое занятие группой начинается с идеи, которая в последующем конкретизируется в плане действий организатора по ее воплощению. Чтобы быть творческой, идея должна содержать инновационные элементы. С позиции менеджмента выдвижение творческой идеи любого досугового занятия рассматривается как стратегический замысел педагога, руководителя коллектива. Это важный аспект его деятельности. Стратегия организатора может существенным образом повлиять на планирование и реализацию программы. В процессе планирования рассматриваются организационного, художественного, тематического, композиционного решения досугового мероприятия, а также варианты технического оснащения и материально-вещественного оформления. После принятия идеи программы и разработки плана ее реализации начинается организационная деятельность, т.е. выполняется функция организации. Если планирование – это сердцевина менеджмента, то организация – его движущая сила. Составляя основу организационной практики, она приводит в действие средства для осуществления намеченной идеи и ее воплощения в конкретное композиционное решение досуговой программы. Организовать выполнение такой программы, значит определить структуру и порядок взаимодействия всех участвующих в ее реализации, установить сроки и последовательность предусмотренных ею работ, распределить обязанности тех работников, которые связаны с выполнением программ, обеспечить их необходимой информацией и средствами. Функция организации – это подготовка того, что необходимо для выполнения плана. Следующий этап связан с функцией координирования. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить взаимодействие и согласованность людей, отвечающих за выполнение досуговой программы. При этом также необходимо гибко реагировать на интересы и запросы потребителей в условиях коммерциализации сферы досуга. Повышение устойчивости к тем или иным направлениям досуга со стороны потребителей в значительной степени определяется качеством выполнения этой функции. Существенной стороной менеджмента является мотивация, т.е. процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Организация досуговой деятельности как творческий процесс особо нуждается в эффективной мотивации. Творческий работник должен мотивировать продвижение интересных идей, способствующих вовлечению людей в досуговую деятельность. Его отношение к процессу формирования программы должно мотивироваться и изысканием наиболее эффективных путей, средств и методов удовлетворения духовных интересов и потребностей людей. Для организатора важно, чтобы существовал внутренний стимул, побуждающий его выполнять свои функции инициативно и изобретательно. В настоящее время одним из таких стимулов становится возможность оказания платных услуг в виде разнообразных и интересных программ, предлагаемых их потенциальным потребителям. Не менее важна и моральная сторона. Так, сильным мотивом к творчеству в деятельности педагога-организатора программ является стремление полностью проявить свои способности и возможности, вызвать интерес к себе как к творческой личности. Действенным стимулом служит и потребность в принадлежности к определенной социальной группе, категории, прослойке, в которой он пользовался бы авторитетом и чувствовал бы дружеское отношение, расположение к себе. Завершающей функцией досугового менеджмента является контроль. Это процесс проверки и сопоставления фактических результатов досуговой деятельности с запланированными. Функция контроля начинает осуществляться с того момента, когда вступает в силу план работы самодеятельного коллектива, лектория и т.д., определены его цели и задачи и создана организация для их выполнения. Помимо того, что сам педагог-организатор контролирует ход их выполнения, контроль осуществляется и по отношению к нему самому со стороны руководителя государственного, частного (коммерческого), общественного досугового центра. Если в первом случае это контроль полного соответствия программы намеченному плану, то во втором случае (учитывая, что организатор программы – творческий работник) он носит общий характер, не сковывающий инициативу организатора и предоставляющий ему возможность экспериментировать в разумных пределах. На основе контроля проводится корректировка как самого плана, так и организации его выполнения по данной программе. С помощью контроля устраняется неопределенность в положении дел по ее реализации, предупреждаются возможные конфликтные ситуации, а по завершении мероприятия устанавливается эффективность его воздействия на аудиторию. Поэтому контроль следует рассматривать как фундаментальную функцию менеджмента. Ни планирование, ни организация, ни координирование и мотивация не могут не опираться на контроль, вследствие которого все эти функции уточняются, дополняются и обогащаются новым содержанием. |