Главная страница
Навигация по странице:

  • Маркетинг в сфере досуга.

  • Контрольные вопросы

  • Список рекомендуемой литературы

  • Драматургия и режиссура зрелища

  • В

  • Козловская Л. И.

  • Организация деятельности. Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности


    Скачать 361 Kb.
    НазваниеОрганизация досуговой деятельности
    АнкорОрганизация деятельности
    Дата29.09.2022
    Размер361 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДашковская О.Д. Организация досуговой деятельности.doc
    ТипДокументы
    #706008
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Личный менеджмент организаторов досуга. Рассмотрение места и роли функций менеджмента в досуговой сфере показывает, что в современных условиях организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. Под личным менеджментом руководителя понимается его способность к дисциплине, саморазвитию, т.е. качествам, которые приобретают ведущее значение в деятельности менеджера организации культуры.

    Личность организатора досуговой деятельности не может быть ординарной и бюрократически ограниченной. С одной стороны, человек в этом случае испытывает огромные психологические и профессиональные нагрузки; его действия разворачиваются в широком диапазоне общественных, профессиональных проблем и художественно-творческих (спортивных, рекреационных, туристских и др.) отношений. Неизбежно он оказывается в эпицентре современных тенденций, которые так или иначе связаны с досугом, общественной психологией, модой. С другой стороны, он должен хорошо ориентироваться в бизнес-технологиях, быть авторитетным лидером в своем коллективе, уметь устранять организационные сложности, возникающие в ходе повседневной работы.

    Современный организатор досуга должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым в плане нравственной и интеллектуальной культуры.

    Особенно важными качествами характера и поведения организатора досуга следует признать его коммуникативность, т.е. умение взаимодействовать и добиться деловых целей в работе с разными людьми, умение настроить других на креативную деятельность. Указанные качества далеко не всегда развиты у человека от рождения. Если он увлечен и дорожит своей работой в досуговой сфере, то должен сам развивать их в себе.

    Особого внимания требует внешний вид и манера держаться, куль­тура поведения. В культурно-досуговой сфере сложились свои традиции, требования к внешнему виду и поведению работников. Во многих учреждениях руководители и организаторы деталями своей одежды и украшений подчеркивают связь профессионального труда с культурной миссией, с артистической средой, со сферой досуга, отдыха, праздника. Это может проявляться, например, у мужчин в безукоризненно сидящем костюме, в галстуке-бабочке; у женщин – в нарядной блузке или красивой обуви. На праздничное мероприятие ведущие концертов, организаторы досуга приходят в нарядной одежде, которая вместе с тем не должна быть «кричащей», безвкусной.

    Маркетинг в сфере досуга. Маркетинг в культурно-досуговой сфере – это формирование и удовлетворение спроса в так называемом «пространстве свободного времени» или пространстве досуга.

    Маркетинг порождает определенную философию развития досугового предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы. В маркетинге активно исполь­зуются анализ экономической ситуации, проводятся специальные иссле­дования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т.п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рын­ка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Программирование и реализация деятельности досугового центра также должно строиться на реко­мендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную PR-политику, находить методы оптимального позициони­рования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.

    Значение маркетинга в культурно-досуговой сферы рас­кроем на примере двух его направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: социальный маркетинг и продвижение досуговых заня­тий и продуктов.

    Социальный маркетинг подразумевает анализ культурных потребностей, продуцируемых основ­ными слоями населения конкретного общества, включая и тех предста­вителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели обще­ственного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели.

    Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента куль­туры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, свя­занный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития кон­кретной фирмы, так и для развития общества. Анализ книжного дела позволяет видеть, что издание детективов, популярных женс­ких романов дает возможность издательствам, перераспределяя дохо­ды, издавать менее выгодную в краткосрочной перспективе детскую классику, учебники. Тем самым издатели выполняют развивающую фун­кцию по отношению к подрастающим поколениям и реализуют долго­срочную стратегию своей отрасли. В противном случае уже через де­сять лет начнет исчезать читательская аудитория даже детективов и ме­лодрам. Все это говорит о том, что любой культурно-досуговый бизнес должен более тщательно и ответственно вырабатывать стратегию свое­го развития на ближайшее и долгосрочное будущее28.

    Сфера до­суга имеет особый характер, где безудержная коммерциализация дея­тельности способна привести к результатам, неожиданным для обще­ства и неблагоприятным для самого бизнеса. Так, ранее не сдерживаемая конкуренция и сверхдоходы орга­низаторов игорного бизнеса привели к не менее стремительно растущему числу вов­леченных в этот вид досуга слоев населения, включая детей и моло­дежь, что стало общественно опасной тенденций. Вокруг этого сегмента досуга на­чало возрастать социальное напряжение, в разных городах происхо­дили погромы автоматов, поджоги игровых залов и др.

    Назначение досугового маркетинга — делать ставку бизнеса и ме­неджмента на перспективные культурные проекты, конструктивные идеи, яркие личности, динамичные общественные организации. С этой це­лью маркетинг должен анализировать спрос разных групп общества, в том числе низкодоходных, социально незащищенных, маргинальных.

    Сторонники агрессивной стратегии в борьбе за состоятельных по­требителей досуга зачастую не соглашаются с такой позицией, считая излишним заниматься социальным маркетингом, следить за досуговыми потребностями общества и неперспективных с коммерческой точки зрения групп населения. Действительно, составляя значительную часть населения, эти группы не в состоянии оплачивать дорогостоящие услу­ги. Но, во-первых, некоторые из этих слоев (например, учащаяся молодежь) способны поддержать новую моду в проведении досуга, выска­заться за стратегически значимые начинания. Сегодняшняя молодежь завтра становится ведущей силой общества, и это следует учитывать. Во-вторых, экономическая конъюнктура в условиях постиндустриаль­ного общества столь динамична, что любая фирма, как правило, стре­мится выработать диверсификационную ориентацию на разнообразные сегменты потребительского рынка.

    Привлечение ресурсов для воспроизводства деятельности и развития организаций досуга в социальном маркетинге осуществляется в двух формах:

    • прямой – за счет продажи потребителям своей продукции – товаров и услуг;

    • опосредованной – за счет привлечения ресурсов «извне» (бюджетных средств, грантов благотворительных фондов, спонсорской поддержки и частных пожертвований) для реализации социально востребованных культурных проектов и программ, направленных на удовлетворение общественно значимых потребностей.

    Прямая и опосредованная формы социального маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше популярность культурной организации, социальная значимость ее миссии, общественная привлекательность культурных программ и проектов, тем больше возможностей притягивать деньги из «внешних» источников. Зависимость в данном случае прямо пропорциональная. Итак, в отличие от системы маркетинга в бизнес-секторе, где потребитель и плательщик – «одно лицо», клиенты и деньги слиты воедино, в социальном маркетинге часто потребители и финансовые ресурсы разъединены (находятся в разных местах), но взаимосвязаны – доступ к деньгам открывается через завоевание общественного интереса и признания.

    Продвижение досуговых занятий всегда включает два стратегических направления:

    • презентацию и продвижение организации и ее деятельности;

    • презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.

    Товары и услуги сферы культуры в целом предназначены для удовлетворения так называемых потребностей «высокого порядка» – в самоутверждении, самоуважении, социальной принадлежности. В сфере досуга люди потребляют не столько товары и услуги сами по себе, сколько их символическое значение. В современном обществе усиливается влияние на спрос мотивов социального поведения, значительно смещаются потребительские акценты: конкретные товары или услуги сферы культуры превращаются в символические компоненты целостного жизненного стиля. Это положение также необходимо учитывать менеджерам досуговых организаций.

    Потребителей досуговых услуг можно разделить на четыре основные группы (по базовой классификации спроса):

    • тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому не потребляет;

    • тех, кто знает, но не потребляет;

    • тех, кто знает и потребляет;

    • тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

    Экспертные наблюдения показывают, что недоиспользование потенциала рынков культурного предложения в России вызвано недостаточной осведомленностью о наличии предлагаемого досугового продукта и его содержании, привлекательности. Данная категория людей именно поэтому может не становиться реальными потребителями. Значит, необходимо развивать, прежде всего, «завоевательные» маркетинговые стратегии, направленные на информирование потенциальной аудитории о существующем культурном предложении. Речь идет здесь об интегрированных маркетинговых коммуникациях, в совокупности использующих инструменты рекламы, стратегического планирования и т.д. Эффективные PR-стратегии являются неотъемлемым элементом маркетинговых коммуникаций. В первую очередь они должны обеспечивать дифференцированную потребность в информации, развеивать различного рода предубеждения, например: специальные путеводители для деловых людей «Если у Вас всего 30 минут…»; программы завуалированного обучения для взрослых через открытые занятия с детьми, потому что взрослые (особенно пожилые люди) стесняются учиться; открытые видео- и слайд-программы «non stop» и т.д.

    По отношению к тем категориям, кто знает, но не потребляет, целесообразно применять «стимулирующие» маркетинговые стратегии. Они направлены на формирование совместных проектов и программ, а также совместного продукта с организациями, предлагающими конкурирующие товары и услуги в сфере досуга (спорт, туризм, развлечения, игровые образовательные программы для детей и взрослых). Практика показывает, что часто конкуренция здесь оказывается искусственной, и существуют огромные возможности для объединения усилий, сотрудничества и совместных действий. Например, директор краеведческого музея г. Тольятти Л.М.Савченко предложила проект создания Детского музея в Самарском аквапарке. Она достаточно точно определила целевую группу – родители с детьми, которые стремятся совместить «приятное с полезным». Были учтены условия нашей северной страны, – после посещения аквапарка многие не хотят сразу выходить «на холод» и с удовольствием провели бы час или два, не выходя на открытый воздух. Жанр детского музея предполагает как раз то, что может быть востребовано в этом случае: игровые познавательные ситуации, в которых дети и взрослые действуют вместе29.

    Большую роль в продвижении досугового продукта играют современные информационные технологии (например, использование глобальной сети Интернет), «брендинг», т.е. метод завоевания и удержания рынка путем создания образа «фирменного» товара в сознании потребителей, и т.п.

    Конечно, настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики некоммерческой досуговой организации, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией. Ключевая задача здесь – преодоление своего рода «барьера недоверия», который основан на сложившихся стереотипах в восприятии сферы досуга («два прихлопа, три притопа»). С другой стороны – преодоление «барьера непонимания», который сформировался у работников культуры из-за неадекватной оценки аудитории, основанной только на их представлениях. Тем не менее, исследования, проведенные в ряде европейских стран, показывают, что у работников культуры существуют устойчивые мифы и завышенные представления об уровне развитости и притязаниях аудитории. Главное, что показали исследования, заинтересованность аудитории прямо пропорциональна уверенности в себе, люди очень нуждаются в предварительной информации, чтобы спокойно и уверенно себя чувствовать.

    Итак, досуговый менеджмент и маркетинг не только используют разнообразные способы и приемы, характерные в целом для экономической сферы, но и имеют свои отличительные особенности: определяются многообразием рекреационных потребностей и ожиданиями людей; для анализа обстановки активно привлекается социальный маркетинг и т.п. Конечно, в современных условиях рациональная стратегия развития культурно-досуговой сферы предполагает существенное опережение качественных изменений по отношению к количественным. Если такое опережение не обеспечивается, то средства, вкладываемые в развитие современных досуговых учреждений, не способны принести нужную отдачу.
    Контрольные вопросы

    1. Каковы сущность и отличительные особенности менеджмента в культурно-досуговой сфере?

    2. Назовите важнейшие функции менеджмента в досуговой деятельности.

    3. Какие качества личности являются определяющими для организатора досуговой деятельности?

    4. Дайте определение социального маркетинга.

    5. В каких формах осуществляется привлечение ресурсов для развития организаций досуга в социальном маркетинге. Раскройте содержание этих форм.

    6. Какие «стимулирующие» маркетинговые стратегии применяются в культурно-досуговой сфере?

    7. С какими психологическими «барьерами» сталкиваются организаторы и аудитория досуга?

    Список рекомендуемой литературы

    1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.

    2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. – М., 2003.

    3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. – М., 2001.

    4. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М., 1998.

    5. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. – М., 1996.

    6. Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учебное пособие. – М., 2006.

    7. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.

    8. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М., 2004.

    9. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995.

    10. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (1945-1985). М., 1999.

    11. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Курс лекций. – М., 1992.

    12. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.

    13. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. – М., 2004.

    14. Лемер С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать. – Ростов-н/Д, 2006.

    15. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. – СПб., 1998.

    16. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. – М., 1988.

    17. Михайлова Л.Н. Социология досуга. – М., 1999.

    18. Морозова Е.Я., Тихомирова Э.Д. Экономика и организации предприятий социально-культурной сферы. – СПб., 2002.

    19. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. – М., 1995.

    20. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2000.

    21. Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.

    22. Приезжева Е.М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: Учебно-методическое пособие. – М., 2005.

    23. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. – СПб., 2000.

    24. Салова Ю.Г. Детский досуг в Советской России (1920-е годы): Учебное пособие. – Ярославль, 2000.

    25. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций. / Сост. С.Н. Грушкина. – М., 2003.

    26. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга.– М., 2002.

    27. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: основы досуговой синергетики. – М., 1999.

    28. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 1996.

    29. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. М.,2008.

    30. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь: Учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д, 2006

    31. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: па­радигмы, методология, теория. – М., 2000.


    Оглавление
    Введение
    Основы теории досуга и досуговой деятельности
    Структурные компоненты досуговой деятельности
    Технология досуговой деятельности
    Игра и праздник в структуре досуговой программы
    Менеджмент и маркетинг досуговой деятельности
    Список рекомендуемой литературы


    1 См. например: Человек, свободное время и Профсоюзы / Н. П. Пищулин, А. В. Мялкин, В. Д. Патрушев и др. – М., 1980; Орлов Г.П. Активный отдых как фактор развития личности. М., 1981.

    2 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995; Культурно-досуговая деятельность. Учебник / Под науч. ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М., 1998.

    3 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006.

    4 Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 1(2). С. 195.

    5 Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. – М., 1974. С. 87.

    6 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 68-69.

    7 Исаева И.Ю. Формирование готовности студентов педагогического ВУЗа к управлению досуговой деятельностью подростков. Дисс… канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. С. 25.

    8 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. C. 74-75.


    9 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 78.

    10 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 79-80.

    11 Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

    12 http://www.arena.yar.ru

    13 Попов В.В. Теория социально-культурной деятельности //www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=19

    14 Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления. – М., 1985; Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998; Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. – М., 1997.

    15 Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки //www.education.rekom.ru/2_2007/98.html

    16 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. С. 19.

    17 Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации. – М., 2006. С. 8-10.

    18 Культурно-досуговая деятельность /Под ред. А.Д.  Жаркова, В.М.  Чижикова.  – М., 1998.  С.219.

    19 Цит. по: Козловская Л. И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности //www.knukim.edu.ua/conferences_2004_proceedings_kozlovskaya2.htm

    20 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2002. С. 31.

    21 Третьякова Т.Н.Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. – М., 2008. С. 148-149.

    22 Энциклопедия социологии / Под редакцией А.А. Грицанова  – М., 2003. С. 134.


    23 Игра в обучении//www.altai.fio.ru/projects/group1/potok09/site/index.htm

    24 Ганичев Ю.В. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьников. – 2002. – № 2. – С.29–34.

    25 Праздники // Свободная энциклопедия «Википедия» (ru.wikipedia.org)

    26 http://aha.adukatar.net/storage/users/2/2/images/123/8-Modul_Kultura_prazdnika.rar.

    27 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995. С. 126-129.

    28 Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М., 2006. С. 192.


    29 Абанкина Т.В. Социальный маркетинг: подходы и стратегии // 60 параллель. 2003. № 1 (8).



    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта