Возникновение и распространение ламаизма. ламаизм. Основатель Ламаизма
Скачать 43.28 Kb.
|
Содержание Введение История возникновения ламаизма Распространение ламаизма "Основатель Ламаизма"- Цзонкаба Источники Заключение Список используемой литературы Введение Религия играет огромную роль в исторических судьбах народов. Религией, повлиявшей на исторические судьбы народов Центральной Азии, явился буддизм, распространение которого шло рука об руку с усилением влияния индийской культуры и с активизацией индийской торговли. Вначале буддизм распространился на Шри-Ланке (Цейлоне), оттуда он вместе с буддийскими проповедниками попал в Бирму, Сиам (современный Таиланд) и на острова Индонезии, далее проник в Китай, а оттуда — в Корею и Японию. В Тибет буддизм был занесен в VII веке н.э. и получил распространение в форме махаяны. В ХI-ХII веках Тибет покрылся сетью буддийских монастырей, где жило множество монахов — по-тибетски — лам, отсюда название тибетско-монгольского буддизма — ламаизм. Тибет стал центром распространения буддизма в соседние страны. К началу XVII века буддизм распространился и среди западных монголов, в том числе — среди калмыков, вскоре откочевавших на Нижнюю Волгу. Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала XVIII века; тогда же он проник и в Туву, где образовался северный регион влияния буддизма [6] «Ламаизм»- термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово «лама». Оно означает буквально «выше нет», «высочайший». В самом тибетском языке слова «ламаизм» нет, а религия носит названия чой («закон» или «учение»), гелугпа («секта добродетели») [5] От термина "лама" по законам словообразования латинского языка и произведен был термин "lamaismus" с соответствующими вариантами в английском (lаmaism), французском (le lamaisme), немецком (der Lamaismus), русском и других языках. Слово "лама" дало такие производные слова, как "ламаист" (верующий, исповедующий ламаизм), "ламаистский". В самом тибетском языке слова "ламаизм" нет, а религия, с которой мы намерены познакомиться, обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта добродетели") или шасэр ("желтая шапка"). И действительно, ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Важной особенностью мировых религий (это наиболее справедливо для буддизма и христианства) являются поистине грандиозные пределы их географического и этнического распространения. Они легко переступали национальные границы, приспосабливаясь к обычаям и взглядам народов, принимавших новую веру, и одновременно эволюционизируя в результате включения в свою догматику и культ многих элементов тех религий, с которыми они встречались у "обращаемых" народов. В результате современный буддизм, скажем, у цейлонцев весьма существенно разнится с современными течениями и школами японского буддизма, а буддизм народов, населяющих Бирманский Союз, мало похож на ламаизм монголов. Существенные отличия ламаизма как от раннего индийского буддизма (о котором мы, кстати сказать, знаем очень мало), так и от тех форм буддизма, которые господствовали и господствуют поныне у различных народов, населяющих Центральную, Южную, Юго-Восточную Азию и Дальний Восток, приводили к тому, что ряд исследователей даже отказывался считать ламаизм разновидностью буддизма (в лучшем случае объявляя его лишь "грубым искажением" последнего). Итак, ламаизм является одной из форм реально существующего буддизма. Все основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийскими представлениями. Иными словами, для читателя не должно быть неожиданным, когда в источниках, на которые, говоря о ламаизме, мы будем ссылаться, речь пойдет о буддизме и, наоборот, ряд положений, касающихся буддизма, должны будут приниматься как относящиеся и к ламаизму. Во многих случаях, таким образом, термины "ламаизм" и "буддизм" должны будут совпадать, станут почти синонимами. При этом, естественно, термин "буддизм" останется по своему содержанию более широким, чем термин "ламаизм". Говоря "буддизм", мы выделяем тот определенный круг идей, который характерен для всех форм реально существующего буддизма, в первую очередь отожествление всякого бытия и страдания и идею необходимости и возможности спасения из мира бытия-страдания. Говоря о многообразии школ и направлений реально существующего буддизма, крупнейший знаток индийской философии доктор Сарвапалли Радхакришнан писал: "Однако все формы буддизма согласны в том, что Будда был основатель, что он стремился к трансцендентальной мудрости и, сидя под деревом бодхи, достиг ее, что он указал путь из мира страданий в загробную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом - корень вопроса, сущность, лежащая в основе единства множества различий в точках зрения и высказываниях, которые характеризуют буддизм, когда он распространился из Индии в другие части мира"[1] История возникновения Ламаизма Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Тибете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепостных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно потому, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами. Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы - ламаизма - путём непрерывных побед новой религии не было. Однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в королевской семье, стал настоятелем монастыря Викрамачила и был впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха. Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте проследовал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и появился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёркивал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма. Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор, почитающийся как "седьмой собор буддийской церкви" и объединивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время одной из своих многочисленных поездок по стране. Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), продолжали проводить линию на ограничение занятий монахами магией, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на первый план требований религиозной морали. [2] Распространение ламаизма Начиная с VIII века в Тибете получает широкое Распространение ламаизм (буддистская секта «красношапочников»). B X — начале XH века Тибет переживал период раскола и усобиц. Народ массово переходил под покровительство монастырей и Далай-ламы. Это открыло путь к дальнейшему укреплению власти буддистского духовенства. B XIII веке в Тибет вторглись монголы, и юань- ский император Шицзу даровал Пагба-ламе наследственный титул «наставника императора й князя драгоценной веры>, сделав последнего представителем монгольской власти в Тибете. B руках Пагба-ламы сосредоточилась йся государственная и духовная власть в Тибете. «Князь веры> имел жен и детей, носил красную одежду и головной убор старого индийского образца. Алтан-хан первым среди крупных монгольских феодалов принял ламаизм и положил начало его распространению в Монголии в качестве официальной государственной религии. Ламаизм — одно из течений в буддизме. Основателем ламаизма является тибетский монах Дзонхава (1357—1419). Дзонхава сохранил в неприкосновенности основные догматы первоначального буддизма. B XIII веке политическую власть в Тибете получил глава буддистской секты «красношапочников> Пагба- лама. B борьбу с этой сектой за власть вступила усилившаяся впоследствии секта «желтошапочников> основанная тибетским мыслителем и реформатором буддизма Цзонхавой (1357—1419). После смерти Дзонхавы его ученики Далай-лама и Паньчен-лама совместно поселились в Лхасе в качестве глав секты «желтошапочников>. Секта «желтошапочников> запретила ламам вступать в брак и провозгласила вечное бессмертие Далай-ламы и Паньчен-ламы, души которых постоянно переселяются в хубилганов (перевоплощенных святых). Победителем из борьбы сект вышла секта «желтошапочников>, распространившая свою власть не только на весь Тибет, но и на Монголию. C этого времени тибетские и монгольские буддисты стали уделять основное внимание ритуальной, обрядовой стороне буддизма — учению о достижении спасения. Центральным пунктом ламаистского учения о достижении спасения является культ ламы. Высшие ламы — хубилганы были объявлены существами, достигшими совершенства (буддами) или приблизившимися к спасению (бодисатвами). По учению, каждый верующий должен иметь наставника в лице ламы, который помогает человеку достичь спасения своими советами и наставлениями. Наставлениями и советами ламы надлежит бесприкословно подчиняться. Широкому распространению ламаизма способствовало то, что ламаистская церковь до чрезвычайности упростила обряды и ритуал для широких масс верующих и включала в буддийский пантеон местных богов, объявив их буддами и бодисатвами. Тем не менее, несмотря на простоту,_а иногда даже и примитивность народных обрядов, монастырская, эзотерическая сторона ламаистских ритуалов содержит массу весьма сложных мистических и магических элементов — тантризм, иогизм. Монастыри превращались в крупнейшие духовные и культурные центры. Дзонхава и его последователи учили, что материальный мир — иллюзия, жизнь — страдание, причина страдания — жажда жизни, а средством избавления от страданий является преодоление жажды жизни и ее радости. Исходя из буддистского представления о бессмертии души, Дзонхава учил, что страдания человека объясняются его неправедной жизнью в прошлых существованиях и что, наоборот, добродетельная жизнь в прошлом объясняет благополучное существование в настоящем[9] Ламаизм нес призыв к кротости, смирению. B отличие от первоначального буддизма, в основе которого лежало аскетическое отречение от мира, Дзонхава разрешил ламам (монахам) иметь собственность, поощрял поддержание ламами тесных связей с мирянами. Он создал централизованную церковь с многочисленной армией лам, спаянную строгой внутренней дисциплиной. B 1577 году Алтан-хан объявил себя сторонником ламаизма и приступил к строительству монастырей, приглашая своих аратов идти в ламы и обещая за это освободить их от поборов и повинностей. Почти одновременно с Алтан-ханом объявил себя ламаистом один из наиболее влиятельных феодалов Северной Монголии Абатай, который вскоре сам поехал в Тибет, где получил от далай-ламы благословение и титул Тушету-хана. C течением времени возникла потребность в объединении новосозданной в Монголии церкви. Ee руководитель был найден в семье внука Абатай-хана — могущественнейшего феодала Тушету-хана Гомбо. Одного из его сыновей Далай-лама в 1655 году объявил перевоплощением (хубилганом) известного буддийского «святого» Джебдзун-Даранаты и главой ламаистской церкви всей Монголии. Так зародилась единая ламаистская церковь в Монголии. Учение о хубилганах — «живых богах», и о ламах как «добрых друзьях-наставниках» нашло в ламаизме наиболее полное отражение. Согласно ламаизму, бодисатвы, т. e. существа, приблизившиеся к состоянию нирваны, нисходят с небес на землю в образе человека и помогают людям на пути «спасения». Таких хубилганов — «живых богов» в Тибете, а затем в Монголии появилось очень много. Лица, объявленные ламаистской церковью хубилга- нами, занимали руководящее положение в монастырях, им создавался ореол святости и непогрешимости, они составляли высшую прослойку церковных иерархов. Наряду с ними в роли непосредственных наставников, «добрых друзей» каждого человека персонально, выступала огромная масса рядовых лам — монахов. Ламаизм провозглашал, что без помощи ламы- наставника человек не может достичь спасения. Ламаистская церковь внушала своим последователям, что человек, принявший сан ламы, посвятивший себя служению Будде, стоит неизмеримо выше обыкновенного, мирского человека, что его указания непогрешимы. Монгольские князья во время принятия ламаизма стремились установить политические связи с Тибетом. Так, например, Алтан-хан вел политические переговоры с главой ламаистов Тибета ламой Содном- жамцом, прибывшим из Тибета в Монголию на торжество введения новой религии. Алтан-хан официально признал Содномжамца главой ламаистской религии, присвоив ему звание далай-ламы, а Содномжамц со своей стороны провозгласил Алтан-хана великим ханом. Наиболее крупные влиятельные князья Монголии — халхаский Абат-хан, чахарский Лигдан-хан, тумэтский Алтан-хан, равно как и ойратские князья, почти одновременно приняли ламаизм (в частности Абатай-хан в 1580 году) и начали активно распространять его среди аратов. Для проповедей были приглашены из Тибета сотни лам, был осуществлен перевод ламаистской церковной литературы на монгольский язык с тибетского и отчасти с китайского языка (особенное усердие проявил в этом Лигдан-хан, организовавший перевод собрания буддийских канонических книг «Ганжур»). Первый ламаистский монастырь в Халхе был построен в 1586 году Абай-ханом. Князья наделяли монастыри земельными угодьями и зависимыми аратами, именовавшимися после приписки их к монастырям шабинарами, т. e. учениками. Приглашая для проповеди ламаизма тибетских лам, монгольские князья на первых порах мало вникали в их принадлежность к той или другой секте. Однако в связи с явно обозначившимся к тому времени в Тибете преобладанием секты желтошапочников, в Монголии также прочно утвердился ламаизм в форме учения желтошапочников. Шаманизм оказал некоторое сопротивление распространению ламаизма, однако он был не в состоянии преградить ему путь. Ламаизм в борьбе с шаманизмом применил гибкую тактику: он включил в свой ритуал ряд шаманских обрядов, в частности сохранил чествование так называемых обо, весьма популярных тогда в народе, хотя и придал этому чествованию ламаистский характер. Ламаизм в Монголии, как впрочем и в Тибете, чрезвычайно упростил и даже механизировал процесс молитвы. Например, распространились так называемые хурдэ — вращающиеся цилиндры. B эти хурдэ, представляющие собой полый цилиндр, укладывалось большое количество бумажек с напечатанными молитвами. Верующему достаточно было повернуть xyp- Дэ, чтобы считалось, что он прочитал молитву. [1] "Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллизации ламаизма , закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановления, и внесения принципиально нового. С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские правила и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первоначально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь позже основанное им направление - господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма - получило широко известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродетели", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шапка"). К самому началу XV в. относят появление главного сочинения Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням мудрости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо или просто Ламрим. К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной". Ламаизм стал опорным документом всего последующего ламаизма названных произведения Цзонкабы - по существу учебники, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему совершенству". Синтез этих двух путей составил тот "новый путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой, и определяет сущность 3ламаизма 1как уже канонизированной новой формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского феодализма [7] С целью централизовать и чётко иерархически организовать ламство Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламаистских монастырей, установил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ламам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистского пантеона. Сама иерархическая система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как общественным положением и связями, так и в какой-то мере личными деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось установлением иерархии и специализации в "различных профилях". Далее было установлено деление лам по их функциям в совершении культа, который включал кроме рядовых богослужений и пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Такое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и другим бытовым обрядам. Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствующие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаменов, проводившихся главным образом в форме теологических диспутов. Цзонкабе присывается введение сложной обряднсти, широкое использование элементов театрального искусства и музыки во время красочных мистерий, посвящённых различным богам или направленных на очищение местности от злых духов, праздников, установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьямуни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д. Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кончины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, согластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпонче, или панчен-ламы. Ламаизм - одна из разновидностей буддизма, утвердился в Тибете вследствие проникновения Махаяны итантризма и объединения их с религией тибетцев бон-по (разновидность шаманизма). В конце XVI ст. ламаизм распространился среди монголов, а с XVII в. проникает на территорию России, где находит сторонников среди бурят, тувинцев и калмыков. Не отличаясь основными догматами от других течений буддизма ламаизм основную роль в спасении отводит ламам. Считая, что без их помощи верующий не сможет достичь перерождения, попасть в рай, достичь нирваны. Характерными чертами ламаизма являются: пышные богослужения в дацанах, монастырях, множество обрядов, магических заклинаний, направленных против злых духов; многочисленное духовенство, которое существует на средства населения; старший сын в семье, как правило, становится ламой. Главным ламаизм считает покорность Ламе и властям. Разработано учение о «10 черных грехах» и «10 белых добродетелях» как основа морали. Ламаизм механизировал молитву: вращение наполненных текстами молитв и священной литературой барабанов разной величины заменяет многократно произнесенные молитвы и заклинания. Лама (высший, небесный) - буддийский монах в Монголии, Бурятии, Туве, Тибете. В ламаизме ламу считают представителем Будды на земле. [3] Источники Основными источниками по истории Тибета являются источники сакрального характера: письменные канонического тексты, воспоминания и записки о Тибете ученых и путешественников, а также изобразительные и архитектурные памятники, несущие определенную информацию о прошлом и настоящем ламаистов. Их основу составляет учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих содействовать спасению, Изложены в обширной литературе ламаизма. Её можно разделить на каноническую и комментаторскую. Каноном для ламаистов является только Ганджур, составление которого было завершено в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догматики и культа ламаизма почти на одном уровне с ним сборник древнейших комментариев и других текстов - Данджур - составляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма . Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "перевод откровений" и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых Будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа. Издавался Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содержащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разделов. Значение Ганджура в том, что это главный источник основных положений догматики и предмет культа для ламаистов. Данное собрание текстов определяет правила поведения монахов в монашеской общине, показывает пути спасения, подробно описывает многочисленные будды и бодхисаттвы, области их влияний, содержат диалоги Будды с учениками и высказывания Лишь немногие сочинения, вошедшие в Данжур, могут считаться оригинальными тибетскими. Другую группу источников составляют изобразительные источники, к которым относятся произведения Николая Константиновича Рериха. Выдающийся русский художник любил Восток, участвовал во многих экспедициях на Тибет. Множество картин художника посвящено Тибету, его традициям и обрядам. Николай Константинович, как художник, ученый и путешественник, внес большой вклад в изучение проблемы Тибета. Его работы пронизаны духом традиций Тибета, в них отражена внутренняя сущность мироощущения тибетцев. Рерих изучал Тибет «изнутри», он побывал не только в столице Тибета Лхасе, но и на окраинах, рисовал тибетские монастыри, самих монахов, природу, вел наблюдения и записи. Его труды интересны своим неординарным подходом к изучению сущности буддизма Тибета, взглядом художника, но не как наблюдателя, а с позиции самих тибетцев. Характеризуя степень изученности проблемы, необходимо различать литературу общеисторического плана, религиозную литературу по ламаизму. В отечественной науке интерес к Тибету имел давнюю традицию. Проблема ламаизма в отечественной историографии до конца не изучена и не систематизирована.Следует отметить, что в отечественной историографии проблема возникновения и распространения буддизма-ламаизма не получила активной разработки и круг авторов, избравших историю возникновения и развития движения предметом своего всестороннего изучения, весьма узок. [2,8] Заключение Сегодня ламаизм — одна из реально существующих форм буддизма. Основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет «основателя буддизма» — будды Шакьямуни. Сам ламаизм отличается от буддизма более строгими канонами и монашескими традициями, когда его корни берут начало в буддизм и обряды пронизаны буддийскими традициями [5] Буддийская традиция-цивилизация характеризуется акцентом на религиозно-детерминированное индивидуальное поведение, социально-политической индифферентностью и религиозной терпимостью при крайней жесткости общественной структуры. Система каст с ее кармическим обоснованием, культ аскезы и монашества сочетаются здесь с устойчивой иерархией социального неравенства, что, естественно не стимулирует экономической активности и предприимчивости. Опираясь на тезисы, выдвинутые еще ранними буддистами, ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. В ламаизме наиболее ярко проявилась одна из главных закономерностей формирования мировых религий. Чем дальше от места возникновения проникает то или иное религиозное течение, тем больше оно удаляется от первоначального, исходного варианта и насыщается элементами местных религиозных верований, культов, обычаев и традиций. Ламаизм представляет собой довольно причудливый синтез Махаяны, тибетского буддизма - ваджраяны и до буддийских архаичных верований народов, населяющих эти территории. Особой и высокочтимой категорией святых в ламаизме являются его основатели, особенно родоначальник Махаяны Нагарджуна и основоположники ламаизма Атища и Цзонхава. Ламаизм сыграл огромную роль в исторических судьбах ряда народов Центральной Азии, прежде всего тибетского; продолжает занимать важное место и играть существенную роль. Более того, в некотором смысле тибетский ламаизм и поныне является своего рода центром для многих буддистов мира. В вероучении и культе ламаизма сильно выражены идеи тантризма. Буддистская традиция, таким образом, содержит несколько категорий Будд, в ряду которых находится и Гаутама, и перечисление их имен в различных источниках может составить целый легендарный период истории буддизма, достойный специального изучения. [4] Литература 1.Кочетов А. Н. Ламаизм. - М.: Наука, 1973 Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. - Новосибирск: Наука,1988 2.https://studfile.net/preview/9791536/ 3.https://bobych.ru/referat/70/16917/1.html 4.Зеленков М. Ю. Мировые религии. История и современность; Феникс - Москва,2012г.368с 5.https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-108691 6.Чекалов, Д.А. История религий: конспект лекций /Д.А. Чекалов, В.А. Кондрашов.- Ростов н/Д: Феникс,2004.- 320с. 7.https://bobych.ru/referat/70/16917/1.html 8. Курочкин М.В.Введение в историю религий-Самара,2008.-632с. 9.https://www.sinref.ru/razdel/04700religia/09/271262.htm |