Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 23. Текст как феномен употребления языка и объект научного изучения.

  • Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте.

  • Вопрос 25. Письменный текст как объект современной филологии.

  • Вопрос 26. Письмо. Ступени его развития. Первая эпоха

  • Новое время, пятая эпоха

  • Вопрос 27. Аспекты изучения текста в филологических науках.

  • Вопрос 28. homo loquens как объект современной филологии

  • Вопрос 29. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках

  • * филологическая герменевтика, изучающая процессы понимания текста. * анализ дискурса

  • Билеты по основам филологии 1 курс. Основы филологии. Основы филологии. Вопрос Определение филологии. Предмет филологии. Филология


    Скачать 92.87 Kb.
    НазваниеОсновы филологии. Вопрос Определение филологии. Предмет филологии. Филология
    АнкорБилеты по основам филологии 1 курс
    Дата26.06.2022
    Размер92.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы филологии.docx
    ТипДокументы
    #615407
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 22. Текст как объект современной филологии.

    Текст интересен лингвисту прежде всего как хранитель языка, культуры, духовности. Филология интересуется жизнью текста, текст взаимодействует с другими текстами, т.к. он возникает в какую-то эпоху и является частью массивов: свехтекстов, интертекстов, гипертекстов.

    Впервые так чётко написала Юлия Кристева, выделив какой-то конкретный текст, рассмотрев его на фоне других текстов на эту же тему или созданных в это же время, установив общие моменты и моменты различия. Она считается основателем учения о интертекстуальности.

    Текст бывает печатным, письменным, устным, электронным. В современной культуре текст – источник, памятник, несущий в себе сообщение.

    Текст – это

    1) зафиксированная речевая деятельность.

    2)языковые образы, обеспечивающие коммуникацию людей.

    3) «Текст рассматривается, как замкнутая система, в которой присутствуют такие категории, как информативность, когезия(связность), континуум(протяжённость), членимость, автосемантия отрезков, ретроспекция и проспекция, модальность, интеграция, завершённость».(П.Я. Гальперин)

    4) «целостность, членимость и модальность, оценочное суждение автора к изображаемому». ( Ильенко С.Г.)

    5) «…сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которые обладают формальной свзностью, содержательной целостностью и, возникающей на основах взаимодействия, формально-симантической структурой» ( В.С. Лукин)

    Вопрос 23. Текст как феномен употребления языка и объект научного изучения.
    Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д.
    В связи с этим совершенно очевидно, что «текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания» [110, с. 4], для того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен; он является основным, но не единственным компонентом речемыслительной (текстовой, речетворческой) деятельности человека, которая служит средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц и важнейшими составляющими которой, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), отображаемая действительность, информацияо которой передается в тексте, и языковая система (коммуникативный код), из которой автор выбирает средства, позволяющие ему адекватно (в соответствии с условиями коммуникации – уровнем осведомленности адресата о предмете речи; отношениями, связывающими коммуникантов; обстоятельствами общения, его целью и др.) воплотить свой творческий замысел.

    Вопрос 24. Традиционные и современные представления о тексте.

    Текст всегда признавался объектом филологии. Филология и возникла в связи с необходимостью прочитать, понять и сохранить древние тексты. Во времена возникновения филологии древними считались тексты, например, Гомера (на Западе, в Древней Греции) и «Ригведы» (на Востоке, в Древней Индии).

    Текст есть несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, — таково традиционное определение текста. В этом понимании текста заложена идея, которая соответ­ствует значению слова текст в латинском значении. Составляющие текст предложения связаны в двух отношениях — в смысловом и грамматическом. Язык выработал специальные средства такой связи.

    В современной филологии круг задач изучения текста существенно изменился. В центре ее внимания находится задача постижения жизни текста. Текст рассматривается в его отношениях к человеку, действительности, другим текстам, - словом, в среде его существования.

    Вопрос 25. Письменный текст как объект современной филологии.

    Письменный текст как материал филологии. Рассматриваемое определение филологии указывает на письменные тексты как материал филологии. Это указание более всего обращено к тому времени, когда интерес филологических наук был сосредоточен на изучении «мертвых» языков — древнегреческого, латинского, готского, старотюркского, старославянского и др. Дело в том, что изучать их можно только по данным письменных текстов. та же ситуация имеет место и при изучении истории «живых» (= современных) языков и литературных произведений большинства писателей и сказителей.
    Конец ХХ — начало ХХI в. — время, когда радикально меняются отношения филологии и текста. Во-первых, филологические науки не ограничиваются изучением только письменных текстов: ХХ век принес методы аудио- и видеозаписи устных текстов, новый вид текстов — виртуальные — привлек внимание к «смешанным» текстам (таковы большинство рекламных текстов, тексты устной речи, создаваемые и воспринимаемые в связи с ситуацией, и мн. др.).
    Во-вторых, филология обратилась к текстам, которые традиционно не признаются «образцами» культуры. К числу «образцовых» обычно относят, например, произведения классиков литературы (но не местных и тем более не начинающих писа- телей), речи выдающихся общественных, политических деятелей (но не местных политиков) и под. Однако любой текст, еще раз повторим Ю.С. Степанова, есть воплощение человеческого духа.
    Человеческий дух воплощен в разных формах и содержит разные смыслы: от высокого до низкого, — проявляется как в поэзии, например И. Бродского, так и в агитационных призывах, написанных на стенах зданий, гаражей; в текстах, размещенных на сайте Президента России, существующих в чатах, в блогах и твиттере...
    Итак, материал современной филологии составляют все виды текстов независимо от их фактуры (лат. factura — обработка, строение), их отношения к «высокой» культуре. Поэтому в современной филологии в качестве обозначения текстов любой фактуры используется термин сообщение. так разрывается связь между текстом и его принадлежностью к письменному роду фактуры. Поэтому можно сказать, что слова Г.О. Винокура: «Все написанное, напечатанное, сказанное есть предмет филологического комментария» звучат пророчески.

    Вопрос 26. Письмо. Ступени его развития.

    Первая эпоха — период формирования лингвистических систем в контексте мифомагической культуры раннеродового строя. Процедуры чтения и письма сводятся к «вычитыванию» смыслов из предметов и «приписыванию» предметам знаковой формы. Типичный текст этой эпохи — магическая формула или рассказ о деяниях богов и героев.

    Существуют концепции М. К. Петрова, включающие лично-именное, абстрактно-понятийное и профессио-нальноименное кодирования.

    Вторая эпоха. Схема: бог — посредник — человек (профессионал) становится для традиции ее теорией познания. Укоренению этой схемы способствует то обстоятельство,

    что традиционный акт социализации нового через наращивание текста имени бога-покровителя крайне редко использует процедуру выдачи «авторского свидетельства». В рамках этого способа кодирования происходит оформление лингвистических систем в этнические языки, что идет параллельно с обретением речью своей относительной самостоятельности в форме устного рассказа или диалога. Здесь текст воспроизводит живую коммуникацию людей. Облекаясь в письменную форму, он утрачивает аутентичность; письмо еще не обладает самоценностью, это лишь «записывание» устного слова. В силу этого доминирует чтение вслух как «придание телесности» тексту. Здесь же возникает впервые и чтение как «по-читание» — как форма ритуальной нагруженности чтения и сакрализации текста как тайны. Типичный текст — поэтический эпос, философский диалог, трактат.

    «Письменный пересказ», или письмо как «переписывание», с одной стороны, и, с другой — «чтение про себя» — характеристики средневековой текстовой, третьей эпохи. В нем почти отсутствует функция самовыражения человека — отсюда безличность авторства. Лишь отчасти магия культивирует использование текста для достижения индивидуальных целей, оставаясь на периферии культурного пространства. Типичные тексты эпохи: комментарий к Библии («сумма»), компендиум-«бестиарий», алхимический рецепт, летопись.

    Обретение светской культурой регулярной письменной формы — процесс, фундаментальным образом характеризующий четвертую эпоху, эпоху Возрождения. Полюсы напряженности, свойственные этой текстовой эпохе, обусловлены диалогом-противостоянием монастырской и светской, ученой и народной культуры. Извлекаемым из античности и арабского Востока текстам придается историзм, у них обнаруживаются источники и авторы. В эпоху Возрождения письменная монологичная культура Средневековья развивается поступательно, благодаря книгопечатанию; одновременно происходит частичное возвращение к диалогическому чтению «как бы вслух» в силу восприятия народных языковых традиций. типичные тексты эпохи: натурфилософский диалог, поэтическая эпистола, ироническое нравоописание.

    Новое время, пятая эпоха, не образует в точном смысле новой текстовой эпохи, но в основном варьирует и комбинирует уже известные стили. Получает распространение локальная тенденция античного скептицизма — критика текста. Скептицизм задал парадигму нововременной текстовой эпохи в том смысле, что критика текста обратилась не столько на его внутренние свойства, но на соответствие его тому, что текстом описывается, — реальности. Текст перестал быть самодовлеющей действительностью, но оказался свидетельством наличия чего-то иного, принципиально отличного от текста, более богатого, сложного и важного.

    Как охарактеризовать современную текстовую эпох, шестую — самая сложная проблема. Современность образует наш собственный жизненный мир, непрозрачную для наблюдателя. Этому способствует небывалое прежде распространение знаково- символической текстовой культуры, которая пронизывает и наполняет всю жизнь человека. Феноменология эпохи выступает как нагромождение традиций, стилей и жанров, наслоение друг на друга бесчисленных критик, интерпретаций и рефлексий, переплетение текстов с многообразными контекстами и неоконченными дискурсами. Самое первое обобщение претендует на аналогию с позднеримской эпохой литературной пресыщенности и потому демонстративной несерьезности по отношению к любому тексту. Текст, ставший рядовым товаром, есть первая и наиболее наглядная примета именно соврменной эпохи, но это относится не столько к качеству самого текста, сколько к способу его использования. Второе, отчасти скрытое свойство, характеризующее уже производство текста, есть безусловное доминирование вторичных текстов, ничем не ограниченная и технически обеспеченная манипуляция и комбинаторика с языковой реальностью. Сканирование и оцифровка посадили филологию и философию языка на иглу компьютерных технологий. Интернет вкупе с техникой фото- и видеомонтажа, перенесенные в сферу текста, обеспечили его общедоступность, а также возможность его произвольного использования и трансформации. В современности есть все, что мы знаем о прошлом и угадываем в будущем, и только нашим потомкам будет под силу указать на те возможности, которые нам сегодня недоступны.

    Вопрос 27. Аспекты изучения текста в филологических науках.

    В филологических науках текст изучается и как объект филологии, и отдельно каждой из филологических наук.

    Изучая текст как объект, филология рассматривает в нем то общее, что значимо для всех филологических наук. Это функциональная природа текста, его важнейшие признаки, место в мире текстов, способность взаимодействовать с ними.

    Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста.

    Наряду с гуманитарной семиотикой теория текста обеспечивает единство лингвистики и литературоведения как филологических наук, служит и современной филологии интегрирующим началом. Каждая из филологических наук имеет свои задачи изучения текста.

    Лингвистика изучает текст как лингвистический объект.

    Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текст рассматривается как единица более высокого уровня, чем предложение, и замыкает собой ряд синтаксических единиц. В 1960-1970-х годах в совокупности наук о языке сложилось отдельное направление, которое исследует текст, - лингвистика текста. Главная задача ее состоит в том, чтобы раскрыть сущность текста в его отношении к другим лингвистическим единицам, установить признаки текста как лингвистического объекта, правила создания текста и понимания его смысла. Лингвистика изучает все типы, виды, разновидности текстов.

    В литературоведении текст значим как аспект художественного произведения. Здесь текст, по определению британского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое произведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпретаций различными читателями -". «Обособление» литературно-художественного произведения от конкретной речевой ситуации вполне объяснимо: текст создается посредством языка художественной литературы - знаковой системы особого рода. Так, лирическое стихотворение «с. Пушкина «И.И. Пущину», начатое на другой день после посещения Пущиным опального поэта, воспринимается как послание всем друзьям.

    И лингвистика, и литературоведение имеют свои специализированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология.

    Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот тезис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели исследования, исходным пунктом может быть только текст».

    Вопрос 28. homo loquens как объект современной филологии

    Термин homo loquens, в узком смысле, обозначает «человек говорящий» (пишущий), слушающий (читающий), а в широком - человек, участвующий в речевой коммуникации.

    Вопрос о homo loquens как объекте филологии своими корнями уходит в историю этой науки: человек говорящий уже в Древнем мире выделяется, различается, осмысливается. Он предстает в разных обличьях. Античные филологи видели человека в связи с решением задач установления авторства текста и его понимания. В античной риторике человек стал центральной фигурой, выступающей в двух ролях -- оратора и аудитории: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» (Аристотель).

    Человек как объект филологии (homo loquens) — это те стороны, грани человека как целого, которые составляют предмет интереса обеих филологических наук — лингвистики и литературоведения.

    Вопрос 29. Аспекты изучения homo loquens в филологических науках

    Термином homo loquens (от лат. homo -- человек и loquens -- разговаривающий), или русским человек говорящий, обозначается человек говорящий (пишущий), слушающий (читающий), а в широком смысле - человек, участвующий в речевой коммуникации.

    Вопрос о homo loquens как объекте филологии своими корнями уходит в историю этой науки: человек говорящий уже в Древнем мире выделяется, различается, осмысливается. Он предстает в разных обличьях. Античные филологи видели человека в связи с решением задач установления авторства текста и его понимания. В античной риторике человек стал центральной фигурой, выступающей в двух ролях - оратора и аудитории.

    В современной филологии еще не сложилась общефилологическая научная дисциплина, предметом изучения которой является homo loquens как объект филологии. Изучение homo loquens как объекта филологии ведется в русле ряда научных дисциплин, которые сопрягаются с лингвистикой и литературоведением.

    Назовем две такие дисциплины:

    * филологическая герменевтика, изучающая процессы понимания текста.

    * анализ дискурса (ср.: англ. discourse -- ораторствовать; рассуждать; излагать в форме речи и франц. discours -- речь) -- научное направление, изучающее, по выражению Н.Д. Арутюновой, речь, «погруженную в жизнь».

    Обобщающим научным направлением, изучающим homo lоquens как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. Теория коммуникации как гуманитарная научная дисциплина изучает процессы передачи информации в обществе, осуществляемые посредством любых знаковых систем взаимодействия людей. Интересы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке.

    Лингвистика изучает homo loquens в качестве «основного субъекта коммуникации». В совокупность этих знаний входит знание языка и правил употребления языка, знание коммуникации и правил речевой коммуникации, знания о мире и др.

    Литературоведению интересен homo loquens как предмет художественного исследования, во-первых, и как субъект литературно-художественной коммуникации (автор - читатель). Во-вторых, что общего между тем и другим? Литературе интересен человек в моменты его психического напряжения. Функции автора и читателя человек выполняет точно так же, в моменты своего психического напряжения. В ином случае созданное произведение не будет художественным, а художественное произведение читатель перескажет как обычную житейскую историю, никак не связанную со сферой эстетического восприятия.

    Вопрос 30. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии.

    Термин homo loquens, в узком смысле, обозначает «человек говорящий» (пишущий), слушающий (читающий), а в широком - человек, участвующий в речевой коммуникации. Нomo loquens как объект филологии приходит еще из античных времен. В Древнем мире «человек говорящий выделяется, различается, осмысливается». Античные филологи решали задачи, связанные с человеком, устанавливали авторство текста и его понимание. В античной риторике человек выступал центральной фигурой в двух направлениях - оратора и аудитории.

    Чтобы сформулировать понятие homo loquens как объекта филологии, необходимо обратиться к филологическим наукам - лингвистике и литературоведению, и рассмотреть человека в этих дисциплинах на современном этапе их развития.

    Интерес к человеку в современной лингвистике соотносится с понятием языковой личности. Языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Созданные человеком тексты разнообразны по сложности, содержанию, тематике, целенаправленности и во многих других отношениях.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта