Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 11. Библейская филология.

  • Вопрос 12. Восточная филология.

  • Вопрос 13. Национальные филологии.

  • Вопрос 14. Значение трудов Ф. А. Вольфа и его современников для филологии. Фридрих Август Вольф (1759—1824)

  • Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности

  • Готфрид Германн

  • Вопрос 15. Значимость идей о языке В. Фон Гумбольдта для современной филологии.

  • Вопрос 16. Значимость идей Ф. де Соссюра для современной филологии.

  • Вопрос 17. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук: середина XIX – середина XXв.

  • Вопрос 18. Филология конца 20- начала 21 в

  • На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.

  • Вопрос 19. Современная, или «новейшая» филология: человек как центр филологии.

  • Вопрос 20. Язык, как объект современной филологии.

  • Вопрос №21. Естественный язык и другие знаковые системы. Язык в отношении к другим системам коммуникации

  • Билеты по основам филологии 1 курс. Основы филологии. Основы филологии. Вопрос Определение филологии. Предмет филологии. Филология


    Скачать 92.87 Kb.
    НазваниеОсновы филологии. Вопрос Определение филологии. Предмет филологии. Филология
    АнкорБилеты по основам филологии 1 курс
    Дата26.06.2022
    Размер92.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновы филологии.docx
    ТипДокументы
    #615407
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Классическая филология изучает языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древней Греции и Древнего Рима. Таким образом, она возникает и развивается как комплекс знаний об античном мире. Ее изучение требовало от человека владения целым комплексом сведений об античном мире: знания древнегреческого и латыни, истории, права, политики, военной истории, культуры, быта и многого другого. При этом одни филологи-классики сосредоточивают свое внимание преимущественно на грамматике и критике текста, другие -- на истории, археологии, культуре, быте Древних Греции и Рима. Результатом деятельности филологов-классиков является подготовка древних текстов к публикации, всестороннее комментирование их, создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

    Вопрос 11. Библейская филология.

    Библейская филология – это раздел филологии, связанный с изучением и освоением языков, на которых была написана Библия. Речь идет о трех языках: древнееврейском (библейский иврит), древнегреческом и арамейском. Новизна здесь не столько для филологов, сколько для библеистов: она заключается в том, чтобы признать библейские книги объектом филологического, а не богословского или исторического анализа.

    Библеи́стика — научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы. Как отдельная дисциплина сложилась в эпоху Реформации, и с тех пор традиционно присутствует в качестве отдельного факультета в большинстве университетов западного мира.

    Вопрос 12. Восточная филология.

    Восточная филология – комплекс наук, изучающий языки, географии, этнографии, обычаи и нравы, верования, культуры и литературы, политическое, военное устройство народов Востока (азербайджанцы, арабы, армяне, ассирийцы, грузины, греки, персы, евреи, египтяне, курды и турки). Это широкий комплекс знаний и сведений о народах Востока, в котором соединяются знания по языкознанию, литературоведению, философии, истории, региональному религиоведению и др. Восточная филология складывается отдельно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

    В течение главным образом XVIII–XX вв. российской наукой было освоено множество ранее малоисследованных или даже неизвестных языков и диалектов Старого Света, собраны десятки тысяч письменных памятников Востока, причем часть их была издана с историко-филологическим комментарием или специальным исследованием.

    Филологи этой отрасли:

    1. Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888). Наряду со своими основными занятиями по физической антропологии и этнографии записал слова и выражения местного папуасского языка на северовосточном побережье Новой Гвинеи.

    2. В. Ф. Гиргас (1835–1887) в начале 1860-х гг. изучал на месте арабские диалекты Сирии, Палестины, Египта, записав их грамматические особенности и собрав шесть тысяч слов, отсутствующих в словарях.

    3. монголовед Ц. Ж. Жамцарано (1880–1942) в течение многих экспедиций собрал и записал огромное количество текстов сказок, былин, песен и других видов фольклора более чем на 10 языках общим количеством около 150 печ. л.

    4. А. Л. Грюнберг-Цветинович (1930–1995) изучал иранские языки и диалекты Азербайджана, Туркмении, Афганистана.

    5. И. М. Стеблин-Каменский изучал иранские языки на Памире.

    6. М. А. Членовым и С. Ф. Членовой были собраны материалы по языкам Молуккских островов в Индонезии.

    И другие.

    Вопрос 13. Национальные филологии.

    «Новая филология» обретает смысл своего существования: главным вопросом филологи отныне является проблема понимания; решить эту проблему можно благодаря использованию научных методов, которые применяют при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее вариантов). Размежевание филологии и истории мы наблюдаем в ХIХ в. Это дало начало превращению филологии как комплексного знания в филологию как научных дисциплин и комплекс наук.

    В середине ХIХ — середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Различные предметные области, которые ранее составляли комплексные филологические знания, теперь представляли собой основу отдельных наук (научных дисциплин). Таким образом, внутри филологии произошло разделение филологических наук (научных дисциплин).

    В рамках «новой филологии» берут своё начало национальные филологии: славянская, германская, романская, тюркская, иранская, алтайская и др.; к ним примыкает восточная филология, ставшая наукой. Классическая филология продолжает существовать. Таково одно направление дифференциации.

    Вопрос 14. Значение трудов Ф. А. Вольфа и его современников для филологии.

    Фридрих Август Вольф (1759—1824) — первый студент, который при поступлении на учебу в университет записал себя как студент-филолог, то есть использовал приведенную формулу для обозначения профессии. По окончании университета он преподавал в гимназии, а в 1783 г. приглашается на кафедру философии в университет в Галле. В процессе филологических занятий и преподавания Вольф пришел к новому пониманию филологии как науки о древности. Оно было сформулировано им в лекциях, которые он читал с 1785 г., а затем и в сочинении «Очерк науки о древности».

    Понятие науки о древности у Вольфа относится «к основному содержанию знаний и известий, которые нас знакомят с деяниями и судьбами, с политическим, ученым и домашним состоянием греков и римлян, с их культурою, с их языком, искусством и наукой, нравами, религией, национальным характером и образом мыслей, знакомят таким образом, что мы делаемся в состоянии основательно понимать дошедшие до нас их произведения и наслаждаться ими, углубляясь в их содержание и дух, воскрешая перед собою античную жизнь и сравнивая ее с позднейшею и современною».

    В этой науке им выделяются две части.

    Первую часть образуют так называемые служебные науки, «подготавливающие доступ к предметам» изучения. В эту группу входят три науки:

    · грамматика — наука «обо всех периодах жизни языка», то есть фактически это языкознание;

    · герменевтика — «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»;

    · филологическая критика, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид.

    Эти науки, как пишет Вольф, представляют собой орган собственно науки.

    Вторую часть составляют науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней Греции и Древнего Рима: древняя география, история, мифология, история литературы, история искусств и другие.

    Итак, по Вольфу, филология — это совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Древнюю Грецию и Древний Рим (классическая филология в одном из ее толкований).

    Идеи Ф. А. Вольфа получили развитие в трудах его современников. Так, Август Бёк (1785—1867) выдвинул тезис: ««Цель филологии...познание познанного». Этот тезис разъясняется автором: «познавать... познанное — значит понимать; понимание есть общая функция филологии». Готфрид Германн (1772—1848) настаивал на том, что филология — это критика и истолкование текста.

    Фридрих Шлейермахер (1768—1834) признается создателем современной герменевтики как науки о понимании. В отличие от экзегетики, толкующей только сакральные тексты, герменевтика, по Шлейермахеру, изучает понимание любого текста. Его главный тезис: «Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор». Герменевтика тесно связана с риторикой.

    «Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат научные методы, которые могут быть применены при изучении любого народа (герменевтика, критика и др.). При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее версий). В течение ХIХ в. произойдет размежевание филологии и истории.

    Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.

    Вопрос 15. Значимость идей о языке В. Фон Гумбольдта для современной филологии.

    Гумбольдт внёс в языкознание понятие языка как дома человеческого духа. Он увидел, что язык не сводится только к логике, не копирует мир, так как отражен по-разному в разных языках. В 1820 году Гумбольдт подошёл к идее системности языка. Указывал, что язык индивидуален и присущ человеку: «Язык – это мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека». Он выдвинул идею о внутренней форме языка. Выдвинул антропоцентрическую (антропологическую) теорию. Гумбольдту языкознание обязано системно-целостным взглядом на язык. В приоритете была живая речь. Вслед за Гумбольдтом эти взгляды перенимают другие ученые, возникает неогумбольдтианство, из которой в Америке появилась этнолингвистика.

    Вопрос 16. Значимость идей Ф. де Соссюра для современной филологии.

    Фердинанд де Соссюр считал, что язык для филологии необходим для того, чтобы сравнивать тексты, а для лингвистики – язык ценность сама по себе.

    Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857--1913) -- одного из величайших лингвистов XX столетия, который сформулировал значимость языка для филологии в традиционном ее понимании. Рассматривая отношения филологии и лингвистики, ученый заявляет, что филология резко отличается от лингвистики: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п.

    Признание языка объектом филологии (точнее, одним из объектов) Соссюр связывает с теми задачами, которые стоят перед филологией как наукой о древностях, т.е. перед филологией в традиционном смысле.

    Вопрос 17. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук: середина XIX – середина XXв.

    К этому моменту сложились все национальные филологии, появились актуальные. Литературоведение 19 века расцвело, благодаря работам Шарля Огюстена де Сент-Бёв. В фольклористике стали изучать миф, и постепенно фольклористика стала обособленной. Внутри этих направлений объявляется дифференциация. Появляется деление на "школы"
    Например, Соссюрская школа - за интеграцию всех наук в филологию

    Вопрос 18. Филология конца 20- начала 21 в

    В конце ХХ – начале XXI в. филология следует за человеком — создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в поле зрения филологии попадают все типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых человечеством. Это актуализирует в науке проблему понимания.

    В современном мире речь вновь обретает власть. Из причин этого феномена назовем развитие демократических тенденций в общественной жизни, прежде всего в странах Европы и Северной Америки, рост значимости массовой коммуникации, потребности воздействовать на собеседника, на аудиторию посредством слова, а не путем насилия. В силу этого и оказалась вновь востребованной риторика. Благодаря риторике проблематика речевого воздействия актуализировалась во всех филологических науках.

    На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают новые интегральные области исследования и обучения.

    Во-первых, общая филология. Ее возрождение произошло в трудах Ю.В. Рождественского (1926–1999), С.И. Гиндина (р. 1945) и других отечественных ученых. Так, Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология изучает способы и формы применения языка в общественно-языковой практике. Если частная (русская, татарская, испанская и др.) филология описывает состав текстов на том или ином языке, их истолкование в прошлом и современное состояние, то общая филология обобщает данные частных филологий и дает «первоначальную ориентировку в океане текстов и ориентировку в принципах их исследования». Итак, «главный герой» общей филологии, по Рождественскому, – текст, независимо от сферы его существования (художественная, деловая, политическая, правовая, научная, бытовая и др.).

    Во-вторых, теория словесности. В ее возрождении большую роль сыграли труды ряда отечественных филологов – А.И. Горшкова (р. 1923), Ю.И. Минералова (р. 1948), Т.Д. Бенедиктовой (род. 1952) и др.

    На этом фоне продолжается специализация знания в филологии и дифференциация научных дисциплин. В наше время началось интенсивное формирование прикладной филологии. В отличие от теоретической филологии она изучает способы решения практических задач, возникающих в языковой, литературной и коммуникативной жизни человека и общества. Эти задачи связаны с аналитико-экспертной деятельностью, филологическим обеспечением современных видов коммуникации – политической, правовой, рекламной, межкультурной, интернет-коммуникации и др.

    В современной филологи как совокупности гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих естественный язык, текст и homo loquens, существует междисциплинарное (или общефилологическое) ядро знания. Так появляется второе основание для признания филологии самостоятельной отраслью в системе гуманитарных наук.

    Филология XX-XXI веков стремится к формированию гуманитарного знания по образцу математического, стремится к тому, чтобы в науке не осталось места для субъективных оценок, чтобы все знания были объективными. Однако язык очень часто сопротивляется этому.

    Вопрос 19. Современная, или «новейшая» филология: человек как центр филологии.

    Постмодернизм - человек, предстает как механико-кожаный монстр.
    Антропоцентризм- человек в центре всего, что есть в тексте
    В 1960-1970-е гг -начало современного, или новейшего, этапа развития в филологии.
    Современная филология отличается активным развитием общефилологического ядра знаний с человеком в центре.
    По наблюдению Барта, «литература теперь является наукой уже не о «человеческом сердце», а о человеческой речи»: она изучает эффекты, связанные с сообщением (сообщение традиционно «подведомственно» лингвистике!).
    Филология следует за человеком создателем и потребителем текстовых сообщений. Это следование проявляется в том, что в поле зрения филологии попадают все типы, виды, разновидности текстов, созданных и создаваемых человечеством. Это актуализирует в науке проблему понимания.

    Вопрос 20. Язык, как объект современной филологии.

    Сущность языка как объекта филологии заключается в его связи с другими объектами – Homo Loquens и текстом. Если Homo Loquens есть человек, посредством языка производящий или потребляющий текст, текст является продуктом или объектом этой деятельности, то язык как объект филологии представляет собой познаваемый инструмент, обеспечивающий коммуникативную деятельность человека посредством текста.

    Характерна позиция Ф. де Соссюра (1857--1913) -- одного из величайших лингвистов XX столетия, который сформулировал значимость языка для филологии в традиционном ее понимании. Рассматривая отношения филологии и лингвистики, ученый заявляет, что филология резко отличается от лингвистики: «Язык не является единственным объектом филологии: она прежде всего ставит себе задачу устанавливать, толковать и комментировать тексты. Эта основная задача приводит ее также к занятиям историей литературы, быта, социальных институтов и т.п. ...ее интересы лежат почти исключительно в области греческих и римских древностей». Язык востребован филологией для того, «чтобы сравнивать тексты различных эпох, определять язык, свойственный данному автору, расшифровывать и разъяснять надписи на архаических или плохо известных языках». В лингвистике же «язык представляет собою целостность сам по себе...»

    Вопрос №21. Естественный язык и другие знаковые системы. Язык в отношении к другим системам коммуникации
    Естественный язык (в лингвистике) — язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно.
    Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Т.е. язык – это система систем.
    Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак).
    Семиотика – наука о знаковых системах. Любые знаки (все, что нас окружает) – система.
    Виды знаковых систем:
    - искусственные знаковые системы (ноты)
    - естественные знаковые системы (человеческий язык)
    - первичные знаковые системы (человеческий язык)
    - вторичные знаковые системы
    Фердинанд де Соссюр: язык – знаковая система > лингвистика – часть семиотики.
    Знак добавляется чем-то материальным, при этом он что-то означает. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который обозначает нечто, находящееся вне этого знака.
    Отличие языка как знаковой системы от других знаковых систем:
    1. язык – открытая знаковая система
    2. язык – как знаковая система общедоступен
    3. язык – первичная знаковая система (все остальные знаковые системы вторичны: либо возникают на базе человеческого языка, либо интерпретируются с помощью базового языка)
    Языковой знак: языковая оболочка и предмет, который обозначается.
    По Соссюру: языковой знак – акустический образ (означающее) и понятие (означаемое).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта