Шпора по философии. Основная специфика философского знания
Скачать 312.16 Kb.
|
Материя (от лат. material — «вещество») — философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки — как естествознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя — это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений. Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Бытие вещей. «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. «Первая» природа является реальностью объективной и первичной. Человек, не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает «вторую» природную – комплексную (природно-духовно-социальную) реальность. Она также объективна, воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели. Бытие человека. Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что: 1) отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); 2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции; 3) человек существует как социально-историческое существо. Бытие духовное. Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, чертежи, формулы, проекты, ноты и звучание музыкальных инструментов). Бытие социальное. Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального. Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно-временны́ми свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов. Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временно́й и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временны́х характеристик объектов. Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем. Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством. К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства). 14)Феноменология, герменевтика, экзистенциализм. Феноменология, философская герменевтика, экзистенциализм - эти три течения постклассической философии связаны между собой и генетически (по происхождению), и концептуально (своей критикой позитивизма). У последнего они не приняли абсолютизацию естественнонаучной методологии, недооценку иррациональных факторов познания, слабый интерес к человеческой субъективности. Феноменология - философское направление, которое изучает первичный опыт познающего сознания с целью найти в нем прочную основу для достоверных суждений о мире. Основатель феноменологии, немецкий философ и математик Эдмунд Гуссерль (1859-1938), был очень обеспокоен тем, что по мере развития науки в обществе нарастают настроения скептицизма и релятивизма (от лат. relativus - относительный). В своей программной статье «Философия как строгая наука» мыслитель поставил задачу - «обязательным для каждого разумного человека образом познать, что такое подлинная истина, подлинно прекрасное и доброе... ». Основной тезис феноменологии гласит: мир и сознание не сводимы друг к другу, но существуют в неразрывном единстве. Мир дан нам через сознание, а оно есть ни что иное, как осознание мира. Сознанию присуща интенциональность (от лат. intentio - намерение), постоянная смыслополагающая направленность на предмет. Сущность любой вещи с которой имеет дело человек, является феноменом его сознания. Но для того, чтобы феномен «раскрылся» перед внутренним интуитивным взором человека, надо совершить феноменологическую редукцию - очистить свое сознание от различных предвзятостей, к числу которых принадлежит и естественная установка на признание реальности внешнего мира. Только войдя в состояние чистого сознания или, иначе говоря, заняв позицию трансцендентального субъекта, человек сможет осуществить гуссерлевский лозунг-призыв «К самим вещам!»: он увидит вещи, как они есть, в их непосредственной истинности, до и помимо всяких теорий. В широком смысле слова герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo - разъясняю, толкую) - это область систематических размышлений о специфике понимания, т. е. установления смысла того, что сказали, написали, сделали люди. Традиционная герменевтика, появившаяся еще в древности и существующая до сих пор, является теорией и практикой истолкования текстов. Большую роль в ее развитии сыграли немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768-1834) и Вильгельм Дильтей. Два других великих немца - Мартин Хайдеггер (1889-1976), бывший любимым учеником Э. Гуссерля, и Ханс Георг Гадамер (1900-2002), ученик самого Хайдеггера, - стали родоначальниками философской герменевтики. Это отдельное течение философии, которое рассматривает понимание в качестве способа человеческого бытия. В конце концов, считал Хайдеггер, человек открывает себя в мире раньше, чем он открывает какой-либо письменный текст, так что все его существование изначально и неизбежно герменевтично, т. е. нацелено на понимание. Одним из важнейших понятий герменевтики, принимаемым обеими ее версиями, является понятие герменевтического круга. Оно указывает на цикличность и неокончательность любого понимания, ибо чтобы понять часть, надо понять целое, но чтобы понять целое, надо понять составляющие его части. Философская герменевтика придает герменевтическому кругу онтологический характер, помещая текст, а также автора и истолкователя текста в состав гораздо более широкого целого - языка, истории, традиции, культуры, всего мира. Интересно, что хотя М. Хайдеггер, автор работ «Бытие и время», «Вопрос о технике» и т. д., ярко проявил себя на поприще феноменологии и в сфере герменевтики, но широкой публике он известен прежде всего как экзистенциалист. Сам философ от такого звания отказывался - вместе с французом Альбером Камю (1913-1960) и русским Николаем Бердяевым (1874-1948). А вот французский мыслитель Жан-Поль Сартр (1905-1980) и немецкий мыслитель Карл Ясперс (1883-1969) прямо называли свою философскую позицию экзистенциалистской. Экзистенциализм (фр. existentialisme, от лат. existentia - существование) - философия, утверждающая уникальность человеческого бытия и его принципиальную непостижимость средствами науки и философского рационализма. В отличие от многих других философов, рассуждавших об абстрактном субъекте и некоем универсальном сознании, экзистенциалисты заговорили о конкретном человеке в реальной ситуации, стали описывать многообразный повседневный опыт личности, ее «жизненный поток». Отсюда - частые обращения экзистенциалистов к языку художественной литературы, театра и кино. Ключевой тезис экзистенциализма сформулировал Ж.-П. Сартр: в человеке существование предшествует сущности. Человек сначала есть, а затем он себя кем-то делает, осуществляет проект своей жизни. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование», - говорится в работе Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Мысль о том, что ты сам выбираешь свою судьбу, что, даже находясь в тюрьме, ты обречен на свободу, способна наполнить душу тревогой и заботой, но только при этом условии существование человека становится подлинным. Экзистенциальная философия предостерегает нас против соблазна спрятаться в толпе или стать бездумным «винтиком» государственной машины, того, чтобы наполнить свое сознание стереотипами массовой культуры. 15)Постмодерн Неопозитивизм (20-е годы XX века) фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. Бертран Рассел (1872–1970) сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. Все высказывания неопозитивисты делят на логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Научно значимыми признавались первые – отвечающие правилам логики и математики – и вторые – фиксирующие непосредственный чувственный опыт, а последние считались метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности – в согласовании суждений с «фактами». Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951), выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения – это те, в которых предикат вытекает из субъекта (тавтологии типа «2 + 2 = 4», «Сократ смертен»). В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта (например, «Роза красна»). Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к разряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т. д. оказываются «ненаучными», бессмысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического». Постмодерн – это, прежде всего, философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схемы, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск едино образия, насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, много сторонников постмодернизма также в США. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. Свой призыв постмодернисты реализовывали при помощи лингвистической философии. В центре философствования – письменный текст. Считалось, что в речи человек уже определил свою позицию, от него труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных интерпретаций. Ж. Деррида предложил метод деконструкции, суть которого заключалась в поиске заменителей для каждого слова, высказывания, в переписывании мысли, широко используя метафоры, символы, описания слов в словарных статьях. Смысл – рисковать в поисках красоты. Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. 1.Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром. 2.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 3.Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать. 4.Гносеологическая – это познавательная функция философии. 5.Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания. 6.Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. 7.Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества. 8.Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали. 9.Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества. 10.Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества. 11.Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений. Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества. Возникновение философии и становление ее предмета Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27–347 гг. до н. э.). Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического. Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно. По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии. Предмет философии Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир – человек» или как отношение человека – субъекта познания – к миру, объекту, материи. Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку. Определяя предмет философии как «мир – человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие. Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру. |