Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные этапы становления культурологического знания.

  • Вильгельм Оствальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре термин «культурология».

  • Лесли Уайтом

  • , становление культурологии включает: - донаучный этап (с античности до 17 в.); - научно-исторический этап (до сер. 19 в.);

  • 1) общую теорию культуры (философию культуры). Философия культуры является умственной сферой, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог ее философской интерпретации.

  • 2) историю культуры. История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира.

  • 3) историю культурологических учений.

  • 4) социологию культуры. Она исследует процесс функционирования культуры в обществе

  • 5) культурную антропологию

  • 6) прикладную культурологию

  • КОНСПЕКТ 30,09. Основные этапы становления культурологического знания


    Скачать 20.14 Kb.
    НазваниеОсновные этапы становления культурологического знания
    Дата24.10.2022
    Размер20.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНСПЕКТ 30,09.docx
    ТипДокументы
    #752540

    1. Основные этапы становления культурологического знания.

    2. Предмет и структура культурологии.

    3. Соотношение культурологии со смежными науками.

    Основные этапы становления культурологического знания.

    Философский – возникает в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно, была выработана сама общая идея культуры, а так же были поставлены  вопросы, которые сегодня составляют  собственно культурологическую тематику. В 19 в  немецкий философ ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру.

    Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в. В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются : мифы, легенды, сказания. В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как  сложной динамической системы, выполняющей конкретные социальные функции.  В рамках этнографии сформированы  научные школы. 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э. Тэйлор, Фрейзор.

    Эволюционисты считали, что все народы проходят путь от дикости к варварству  и конечной стадией развития является цивилизация. 2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Малиновский. 3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А, Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в. Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный )

    В начале 20 в. немецкий ученый и философ Вильгельм Оствальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре термин «культурология». Сам термин «культурология» активно использовался американским исследователем Лесли Уайтом (1900-1975) в работе «Наука о культуре» (1949), где он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Постепенно этот термин вошел в научный обиход гуманитарных наук. Таким образом, становление культурологии включает:

    - донаучный этап (с античности до 17 в.);

    - научно-исторический этап (до сер. 19 в.);

    - научно-философский этап (с сер. 19 в.)

    2) ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

    Структура культурологии:

    Культурология как комплексная гуманитарная наука или как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре, включает в себя:

    1) общую теорию культуры (философию культуры). Философия культуры является умственной сферой, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог ее философской интерпретации. Если культурология изучает культуру всеми доступными ей методами, то философия дает нам понимание культуры. Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.

    2) историю культуры. История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, анализирует и обобщает фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.

    3) историю культурологических учений. Онаважна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре, помогает оценить сегодняшнее состояние культурологической науки, выявить тенденции ее дальнейшего развития.

    4) социологию культуры. Она исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, динамику культурных изменений, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп, как отдельных составляющих общества; осуществляет культурный анализ деятельности различных социальных институтов.

    5) культурную антропологию, которая изучает традиции, обряды, верования и уклад жизни традиционных обществ с целью исследования эволюционных механизмов развития культуры. В рамках культурной антропологии исследуется процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира личности, важнейшие моменты социализации и инкультурации человека.

    6) прикладную культурологию, цель которой – теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов ее исследования. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики, а также организация и технология культурной жизни общества.

    В настоящее время изучение культуры в ее разных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований: психология культуры, культурная лингвистика, филологическая культурология, герменевтика культуры и т.д.

    Соотношение культурологии со смежными науками.

    Взаимосвязь истории и культурологии очевидна, поскольку культурология занимается изучением в первую очередь истории культур. Ни один из учебников по истории не может обойтись без описания культурной жизни людей, культурных достижений определенного исторического времени. История как наука попутно дает анализ этих достижений, т.е. объясняет, какими историческими событиями они были вызваны. В то же время изучать и анализировать культуры народов или эпох невозможно в отрыве от исторических событий. Само понятие «культура» является историческим понятием, характеризующим уровень развития общества в данный исторический период, характер созданных обществом материальных и духовных ценностей, а также уровень развития творческих сил. Ученые-культурологи по-своему видели исторические процессы и исторических деятелей, предлагали свою трактовку истории. Взаимосвязь истории и культурологии выражается в историко-генетическом изучении культуры и психологии общества. Сама культура есть память, и она связана крепкими узами с историей.

    Культурология взаимосвязана и с этнографией, т.е. наукой, которая занимается изучением бытовых и культурных особенностей различных народностей. Изучает она также культурно-исторические взаимоотношения этих народностей, их проблемы и исторические аспекты их происхождения.

    Достижениями культуры является произведение материальных и духовных ценностей. О таких достижениях давно прошедших дней позволяет судить археология – наука, которая изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности человека. Археологические методы исследования позволяют изучать культуру различных исторических эпох и народностей.

    Философия для нее служит инструментом познания, интерпретации и прогнозирования, помогает проникнуть в суть понятия культуры, рассмотреть ее как способ бытия. Она позволяет оценивать общество, уровень развития его культуры под особым углом зрения. Анализ показывает, что освобождение культурологии от родительской опеки философии, выход ее за рамки философии культуры связан с судьбами европейской философской традиции, базирующейся на рефлексивной процедуре самообновления, идентификации с классическими идеалами. Современное понимание культуры складывается как осознание кризиса европейской рационалистической культуры, невозможности античной гармонии человека и природы. Более того, рационализм как путь развития европейской культуры подвергается сомнению. Ф. Ницше противопоставляет безжизненный, обманчивый мир рационализма живому космосу досократиков. Современные культурологические исследования во многом можно рассматривать как реализацию призыва К. Поппера – «назад к досократикам», позволяющую выйти за пределы европейской культуры и обратиться к общечеловеческим (антропологическим, этнографическим) ее основаниям.

    БРИТВА ОККАМА

    1. Проблема запутанных отношений

    Сейчас ясно, что между социальной философией (или, точнее, философией истории), философской культурологией, общей теорией цивилизации, философской антропологией и социологией сложились сложные и довольно запутанные отношения. Какой-либо строгой грани между ними не существует, хотя нельзя не сказать, что в своем окончательном виде она и невозможна, ибо всякие дисциплинарные границы всегда в какой-то мере остаются условными. Это, однако, совсем не означает, что определенные понятийные «территории» культуры, цивилизации, антропологии, социологии не должны иметь место. Наш языковой, словесно-понятийный багаж не настолько богат, чтобы одни и те же явления, сферы бытия в равной степени обозначались различными словами-понятиями, чтобы последние лишались своего сугубо специфического значения.

    1. проблема систематизации социально-философских, общенаучных категорий

    При сегодняшней ситуации все более очевидной и острой становится старая проблема систематизации социально-философских, общенаучных категорий, выражения их соотношения, соподчинения, места в рамках какой-то единой системы социальных (и не только) знаний. А это требует, понятно, более строгого и адекватного определения их объема (того, что в них обобщается) и содержания (суммы тех признаков, по которым выделяются, обобщаются предметы). Для подобного упорядочения общих социальных категорий и концепций следует, по-видимому, ясно связать их с какими-то определенными, специфическими значениями, конкретно определить их особое место в общем знании об обществе. При этом, разумеется, надо соотносить общесоциальные категории не с какими-то отдельными сторонами, элементами, составными частями общества — из этого мало что выйдет, а, в основном, с определенными аспектами, подходами к его анализу, к его целостной характеристике. В соответствии с этим из большого «куста» современных б значений и определений названных явлений — а их несколько сот — I следует выбрать (или выделить) путем, в особенности, движения В от абстрактного к конкретному такие, которые бы не вытесняли I или поглощали другие, а взаимно дополняли их, «мирно сосуще- |{ - ц ствовали»


    написать администратору сайта