философия. Основные философские проблемы науки и научного мышления
Скачать 23.06 Kb.
|
Тема: Основные философские проблемы науки и научного мышления 1. Выделить основные философские проблемы науки XX-XXI века 1. «Вечная проблема войны и мира». Война – это апогей конфликта, достижение его остроты. Но война, увы, не является выходом из политического кризиса. Как известно из истории, уничтожение социал демократов национал-социалистами в Германии привело ко Второй Мировой войне, а уничтожение большевиками меньшевиков стало поводом для Гражданской войны. Что касается конфликтов, то они всегда были, есть и будут, но они должны разрешаться невооружённым путём. Что касается войн, то эта проблема не должна быть вечной, ибо при согласии, толерантности, демократичности всегда можно найти способ её решения. 2. Столкновение не цивилизаций, а модернистской и традиционалистской систем ценностей. Беда в том, что модернизация часто отождествляется с вестернизацией, а традиционализм и даже ретроградство с национальной самобытностью. Возможно столкновение третьего мира с Западом, так как нынешняя глобализация часто отождествляется с экономическим порабощением третьего мира и с навязыванием западной системы ценностей. 3. Интересна проблема соотношения между правом и реальным доступом к материальным и духовным благам. Имущественная дифференциация всегда была, есть и будет. То, что зависит от государства, оно должно обеспечить. Однако при свободе частного предпринимательства неравенство неизбежно. Равной может быть только нищета. Богатство всегда не равно. Другое дело, что это неравенство должно быть оправдано различиями в способностях и трудолюбии. 4. Информационное общество, информационный террор, информационная блокада, информационная диверсия, информационная безопасность предстают как реальность для нас, россиян, и как проблема будущего. Информационное общество – это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, характеризующееся преобладанием в структуре занятости специалистов сферы информационных услуг, возрастанием значения информационного капитала и доминированием информационных технологий. В связи с тем, что на первое место выходит информация, делаются новые открытия, изобретения, появляются специализации, классификации, возникает новая социальная парадигма – информационная цивилизация. 5. Рост экономических потребностей. Каждый человек имеет право на достаточный уровень жизни. Однако следует признать, что природных ресурсов Земли не хватит для того, чтобы обеспечить всем людям такой уровень материального благосостояния, который уже достигнут в самых богатых странах. До недавних пор этот рост был естественным явлением, стимулом развития, но сейчас он может погубить человечество. 2. Составить вопросы для дискуссии 1. Привести примеры дипломатичных решений военных вопросов 2. Столкновение цивилизаций реальное ли явление? 3. Рост экономических потребностей – анахронизм или естественное явление? 4. Принципы модернистской и традиционалистской систем ценностей. 5. Будет ли расширение прав свобод, возможностей человека в современном мире или, наоборот, сужение? 6. Привести примеры дипломатичных решений военных вопросов Тема: Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира 1. Построить эволюционную таблицу развития естественнонаучной картины мира с указанием основных аспектов теорий, имен ученых, хронологических периодов
2. Составить вопросы для дискуссии 1. Естествознание в мировой культуре 2 Кем в первые была выдвинута идея о единстве материальной основе окружающего мира? 3. Что является предметом (объектом) изучения в естествознании?: Тема: Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов Анализ фрагментов философского текстов (Аристотель «О душе», Вернадский В. «Автотрофность человечества») Аристотель "О душе" Все люди от природы стремятся к знаниям. Опыт появляется благодаря памяти. А наука и искусство возникают через опыт. Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием. Причина этого в том, что опыт - знание единичное, а искусство - знание общего. Поэтому если кто-то обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то часто ошибается. Знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Имеющие опыт знают “что”, но не знают “почему”, а владеющие искусством знают “почему”. Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью. Т.н. “мудрость” занимается первопричинами и началами и является наукой об определенных началах и причинах. Причины существующего не бесконечны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. Цель тоже не может идти в бесконечность (что-то ради чего-то - при этом при достижении последнего мы постоянно ищем новый смысл). При этом действительность может меняться в двух направлениях: имеет конец (мальчик-мужчина) и переходит из одного состояния в другое ( воздух-вода). То, “ради чего” - это конечная цель (то ради чего существует другое ). В начале работы Аристотель задает ряд вопросов: к какому роду относиться душа и что она такое; состоит ли она из частей; что сначала нужно исследовать душу или ее части и тогда нужно ли исследовать эти части или же виды деятельности. Полезно знать не только суть вещей для исследования причин свойств сущностей, но наоборот: знание этих свойств способствует познанию ее сути. Душе присуще мышление, но все состояния души связаны с телом, т.е. состояния души. Одушевленное отличается от неодушевленное наличием жизни. Нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, роста и упадка = > и растения наделены жизнью. Очевидно они обладают такой силой благодаря которой они могут расти в противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется благодаря ощущению. Из чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей и отличается от растительной жизни, способность к ощущению, движению и размышлению. Ум и способность к умозрению очевидно существуют отдельно от души, тогда как остальные части нет. Одни животные обладают всеми чувствами, другие только осязанием. Мы познаем благодаря знанию и благодаря душе. Знание есть способность к познанию. Ощущение бывает когда существо приводится в движение и что-то испытывает и это по- видимому есть некого рода превращение. То, что приводит мышление и разумение из возможности к действительности есть не обучение. Ощущение можно уподобить деятельности созерцания. Мыслить - это во власти самого мыслящего, когда бы оно захотело помыслить; ощущение же не в его власти, ибо необходимо чтобы было на лицо ощущаемое. Способность к ощущение в возможности такова, каково уже ощущаемое в действительности: пока она испытывает воздействие, она не подобна ощущаемому, а испытав такое воздействие она уподобляется ощущаемому и становиться такой же как оно. Чувство - есть способность воспринимать формы ощущаемого без его материи, как воск воспринимает отпечаток железа без него самого. Нет никаких других чувств кроме зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Нет ни одного органа чувств, кроме состоящих из воды и воздуха. Но нет ни одного органа чувств для восприятия общих свойств - они воспринимаются каждым чувством превосходящим образом; таковы например движение, покой, фигура, величина, число. Так число это отрицание непрерывности. Действие воспринимаемого чувством и действие чувства тождественны, но бытие их неодинаково (звук и слух). Из этого следует, что оба они, взятые в смысле действия, исчезают и или сохраняются одновременно. Если голос есть созвучие, а голос и слух составляют как бы одно и то же, созвучие же есть соотношение, то и слух есть соотношение. Т.о., всякое ощущение есть определенное соотношение. Каждое чувство обращено на воспринимаемый предмет, находясь в своем органе как таковом, и распознает различия в воспринимаемом им предмете. Из этого следует, что мы воспринимаем посредством чувства. Но обособленные друг от друга чувства не могут различать обособленное друг от друга (например сладкое от белого) и это также невозможно в разные промежутки времени. Душа обладает 2-мя признаками: пространственным движением и мышлением, способностью различения и ощущения. Но ощущение и разумение не есть одно и тоже. Во- первых первое свойствен всем животным, а второе нет. Не тождественно ощущение и мышлению, которое может быть и правильным и нет. Эта не тождественность возникает потому, что первое, если оно воспринимается только органами чувств всегда истинно. Воображение есть нечто отличное от ощущения и от мышления: оно не возникает без первого. Но без воображения невозможно составление суждений. Составление мнений зависит не от нас, ибо оно бывает ложным или истинным. Есть также различия и в составлении суждений: познание, мнение, разумение и противоположное им. Воображение и ощущение не =, поскольку второе есть действительность, а также потому, что ощущения всегда истинны. Их этого всего следует, что мнение есть предмет восприятия. Ум не соединен с телом иначе бы он оказался обладающим определенным кач-вом и был бы холодным, теплым и т.п. Душа есть местонахождение форм, но вся ее часть, а только мыслящая ее часть, и имеет формы не в действительности, а в возможности. Ум есть то, что он мыслит, а в действительности же его нет. Это подобно tabula rasa. Душа животных отличается двумя способностями: различения, которое осуществляется размышлением и ощущением и способностью приводить в пространственное движение. Кроме них есть еще и способность к стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме - желание и страсть. Если же душа основана на эти трех частях, то в каждой из них будет стремление. В пространственное движение приводят две способности - стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно - стремление. => т.к. животное обладает способностью стремления оно само приводит себя в движение. Всему, что живет и обладает душой необходимо иметь растительную душу от рождения до смерти. Ощущение же не является необходим для всех живых существ - его нет у простотелых и у тех, кто неспособен воспринимать форму без материи. Если нет ощущения, то ни душа н тело не будут существовать. Вкус есть своего родя осязание поскольку оно возбуждается пищей, которая, в свою очередь, есть осязаемое тело. Оба эти чувства необходимы всякому животному. Другие же чувства существуют ради блага и встречаются не у всякого животного, поскольку они нужны только способным передвигаться. Вернадский В. «Автотрофность человечества») Согласно Вернадскому автотрофными называются организмы, которые берут все нужные для жизни химические элементы из окружающего их вещества неорганического происхождения и не требуют для построения его тела готовых органических соединений другого организма (растения). Вернадский высказал мысль о том, что возможно превращение человечества из гетеротрофной категории (питаемой другими) в социально автотрофную, т.е. независимую от продуктов, создаваемых биосферой. Для этого необходимо научиться из низкомолекулярных соединений создавать высокомолекулярные (белки, жиры, углеводы). Идея автотрофности привлекательна тем, что жизнь общества не будет связана с нарушением природных условий. По аналогии с естественными автотрофными организмами общество должно научиться преобразовывать природные органические и неорганические соединения в пригодные для непосредственного потребления. |