Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Учения зарубежных ученых о правовом государстве

  • контрольная. Контрольная по АП Кочкина_Юк-322. Основные направления и тенденции развития России как правового государства


    Скачать 161.9 Kb.
    НазваниеОсновные направления и тенденции развития России как правового государства
    Анкорконтрольная
    Дата23.05.2021
    Размер161.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная по АП Кочкина_Юк-322.docx
    ТипКурсовая
    #208853
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8


    Глава 2. Возникновение и развитие идей о правовом государстве

    2.1. Учения зарубежных ученых о правовом государстве


    Идеи правового государства восходят к античности. Многие из ученых и мыслителей того времени задумывались о создании идеального государства, во главе которого стояли бы мудрые правители, а вся жизнь регулировалась бы справедливыми законами. 16

    В ту эпоху понимание правового государства часто соотносилось с полисом, относительно обособленным городом-государством. Деятельность по его управлению была в большей степени направлена на защиту граждан друг от друга. Такое толкование жизнедеятельности в полисе было антитезой анархии и беззаконию.

    Один из древнегреческих мыслителей Сократ тесно связывал общечеловеческие добродетели с искусством управления полисом. Высшей и наиболее важной из добродетелей он считал добродетель политическую, а именно, искусство управления полисом.

    «Он утверждал, – пишет о Сократе Ксенофонт, – что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно – прекрасное. Если же справедливое и все нравственно – прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание».

    Сократ не мыслил жизнь и деятельность полиса без его подчинения закону. При этом ученый уточнял, что закон может быть персонально несправедливым, но обязательно отвечающим всем насущным потребностям общества. Он видел справедливость как результат комплексного воздействия законов полиса. Для Сократа система законов осуществляет созидательную функцию для полиса. Полис может существовать лишь в форме всеобщего исполнения установленных законов. «Везде в Элладе, - отмечает Сократ, – установлен закон, чтобы граждане приносили клятву в единомыслии… Это делается для того, чтобы они повиновались законам. Когда граждане сохраняют это повиновение, государства бывают самыми счастливыми и сильными». Признавая подчиненность гражданина закону, Сократ раскрывает существующие преимущества полного подчинения закону. Так, в этом случае политическая ситуация в полисе характеризуется стабильностью, а принимаемые политические решения носят правовой и законный характер.

    Сегодня мы можем провести параллели между самопознанием и самосовершенствованием человека и важностью становления гражданского общества в общей доктрине правового государства.

    Другой мыслитель Платон видел полис как совокупность людей, объединенных для общего дела. В своих суждениях Платон допускал возможность применения силы со стороны полиса в отношении человека. Говоря о сильном государстве, Платон акцентирует внимание на такой политической деятельности, которая направлена на сплочение граждан для достижения этой цели, при этом возможна даже утрата индивидуальности граждан. Мыслитель отмечал: «Так и в случае с истинным правителем: неважно, правит он по законам или помимо них, главное, что это делалось на основе знаний и справедливости. Разум выше законов». 17

    Среди античных мыслителей, развивавших идеи правового государства, также следует выделить Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), «который, считая человека существом общественным, видел в гражданском обществе сообщество свободных и равных граждан18, связанных между собой определенной формой политического устройства». Мыслитель считал, что государство – это «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее»; «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан».19

    Предпосылкой для понимания сущности правового государства и его политического феномена является осознание полиса как единства разнообразных элементов. Сегодня мы понимаем, что развитое общество характеризуется плюрализмом политических мнений. Наличие разнообразных политических взглядов в правовом государстве не служит дестабилизирующим фактором, а, напротив, формирует активную гражданскую позицию и поддерживает ветви власти.

    В свою очередь в государствах, в которых политико – правовое устройство отлично от государств, разделяющих и развивающих идею правового государства, политический плюрализм носит деструктивный характер и потенциально опасен для сохранения сложившегося политического режима.

    Так, Аристотель отмечает: «Обязанность законодателя – делать все государство в его целом счастливым. Но невозможно сделать все государство счастливым, если большинство его частей или хотя бы некоторые не будут наслаждаться счастьем», при этом «Законодатель при установлении законов должен считаться с двумя элементами: землей и людьми». Данный тезис Аристотеля свидетельствует о важности плюрализма мнений в обществе, о политическом признании идейного многообразия, о важности их учета при государственно – управленческой и законодательной работе.

    Стоит отметить, что именно Аристотель первым выделяет такой признак правового государства, как частная собственность, но сразу оговаривается, что пользование ею должно быть делом общим.

    В свою очередь, современная доктрина правового государства разделяет мнение, «что гарантом демократического процесса и формирования гражданского общества, становления правового государства является средний класс». Политическая справедливость, по мнению Аристотеля, тождественна праву.

    Следует обратить особое внимание на то, что уже в тот далекий период времени закладываются основные черты будущего правового государства, определяется вектор дальнейшего развития научной мысли.

    Несомненно, идеи античной политической и правовой мысли легли в концепцию гражданского общества, возникшую в эпоху Нового времени. Эта концепция связана с именами таких мыслителей, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.20

    Как известно, всю историю общества они делили на два больших периода: период естественного состояния и период гражданского состояния. Именно во втором периоде гарантом ограничения власти государства выступает гражданское общество. В этой связи следует подчеркнуть значение учения Дж. Локка, о котором А.А. Плотников сказал, что «развитие политических концепций государства и общества с конца XVII столетия и до наших дней происходило и происходит в рамках политико-философской модели Локка. Основой этой концепции служит учение о правовом государстве и гражданском обществе». 21

    Дж. Локк (1632 – 1704) рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

    В XVI – XVIII вв. в Западной Европе начало складываться восприятие фигуры государственности, радикально иное, нежели у последователей Аристотеля и иных античных мыслителей. Так, в контрактной (договорной) теории государства Т. Гоббсом (1588 – 1697) было впервые обосновано четкое разделение государства и общества. В ней эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически. Однако по-прежнему были живы представления о государстве как об организованном политическом сообществе. Более глубокое осмысление этих двух основных для Европы концепций было осуществлено лишь в XIX столетии, когда возникло понятие «правовое государство».22

    Термин «правовое государство» впервые употребил немецкий философ либерального направления К.Т. Велькер в 1813 г., затем в 1824 г. оно прозвучало в произведении И.Х. Фрайхера фон Аретина, а в 1829 г. Роберт фон Моль ввел его в общий оборот.

    В настоящее время многие ученые также занимаются развитием идей о правовом государстве, приспосабливая концепции своих предшественников к новым, постоянно меняющимся условиям в мире.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта