Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Теоретическое задание

  • IV. Практические задания. 1) Заполнить пробелы: 1. Одно из первых объяснений функционирования разумасводилось к идее о некой тени

  • самореализации.

  • ВЕРНО 3. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающеесянаблюдению, может быть объективно описано. ВЕРНО

  • ВЕРНО 7. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходитскорее из пессимистического представления о природе человека. НЕТ

  • практическая 1. Основные принципы психологии и их характеристика


    Скачать 25.76 Kb.
    НазваниеОсновные принципы психологии и их характеристика
    Дата21.09.2022
    Размер25.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическая 1.docx
    ТипСеминар
    #689825


    Семинарско-практическое занятие № 1

    по темам «Общее понятие о психологи как науке.

    История развития и становления психологии»
    II. Доклад на тему:

    Основные принципы психологии и их характеристика.

    Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

    Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

    Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

    Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

    Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

    Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

    Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

    Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

    Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
    III. Теоретическое задание

    Основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.

    Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство —рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание. Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания недеятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образов восприятия. Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться. По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма ХУ1-ХУП вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки.

    IV. Практические задания.

    1) Заполнить пробелы:

    1. Одно из первых объяснений функционирования разума

    сводилось к идее о некой тени, заключенной в теле.

    2. По мнению Декарта, действия организма определяются животными душами, находящимися в головном мозгу.

    3. Рационализм – это философское течение, делающее главный упор на

    роль разума в приобретении знаний.

    4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением функции и сознания.

    5. Первая лаборатория психологии была основана Вундтом в 1879 г.

    6. По мнению основателя бихевиоризма Уотсона, любые действия человека

    можно объяснить с помощью схемы S-R.

    7. Согласно теории психоанализа многие черты личности обусловлены

    половыми влечениями, подвалившимися в детстве.

    8. По мнению психологов гуманистического направления, любому

    индивидууму свойственно врожденное стремление к полной самореализации.
    2) Ответьте на вопрос: «Верно или нет?» (выберите несколько

    утверждений, проанализируйте их, выскажите свое мнение, используя

    теоретические знания.

    1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших

    разум как неотъемлемую часть живого организма. ВЕРНО

    Аристотель рассматривал психологию как часть естественной философии и много писал о философии разума. Этот материал появляется в его этических трудах, в систематическом трактате о природе души ( De anima) и в ряде небольших монографий по таким темам, как чувственное восприятие, память, сон.) Сама сущность души определяется ее отношением к органической структуре. Не только люди, но звери и растения также имеют души, неотъемлемые принципы животной и растительной жизни. Аристотель говорит, что душа — это «действительность тела, у которого есть жизнь», где жизнь означает способность к самостоятельному существованию, росту и размножению. Если рассматривать живую субстанцию как совокупность материи и формы, то душа — это форма естественного или, как иногда говорит Аристотель, органического тела. Аристотель утверждал, что после смерти у человека вечным остается только разум, который сливается с вселенским разумом. Разум никак не зависит от тела и является высшей материей. Разум — вечный двигатель, который помогает жить.

    2. Элементаристская доктрина В. Вундта имела целью выявить

    функции сознания. ВЕРНО

    3. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся

    наблюдению, может быть объективно описано. ВЕРНО

    Бихевиоризм как наука о поведении. Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма, предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Поведение в качестве предмета психологии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя наличие сознания у человека не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, «поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием». Ввиду того что традиционно психическое отождествлялось с сознанием, бихевиоризм стали называть «психологией без психики».

    Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации - это стимулы^); ответные движения - реакции^). Поведение - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S-R). Задача психологии - установить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение человека, контролировать его, управлять им.

    Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение должно исследоваться такими же методами, которые используются в естествознании: наблюдением и экспериментом. В представлении бихевиористов человек-это реактивное существо; все его действия и поступки трактуются как реакция на внешние воздействия. Внутренняя активность человека бихевиористами в расчет не принимается. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций.

    Интересны взгляды бихевиористов на роль обучения в жизни человека. Практически все поведение они рассматривают как результат обучения, с помощью которого можно всего достичь. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и людей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессий и расы их предков» (Дж. Уотсон). Образование человека есть образование условных реакций. Основной проблемой бихевиоризма становится приобретение человеком навыков и научение; к ним сводится все богатство внутреннего мира человека.

    Оценивая бихевиористское представление о психологии человека, можно сказать, что бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. В нем качественно неразличимы простейшие формы поведения и высшие духовные способности человека. Бихевиоризм исключил из объяснения поведения человека его сознание, личностные ценности, идеалы, интересы и т.д. Исходных установок классического бихевиоризма не удалось преодолеть в различных вариантах необихевиоризма (Э. Толмен, К. Халл, Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам, Б. Скиннер).

    Современный вариант поведенческой психологии - радикальный бихевиоризм Б. Скиннера - предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности. «Для бихевиориста, - пишет известный психолог гуманист К. Роджерс, - человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам». В приведенной цитате содержится достаточно точная оценка бихевиоризма.

    4. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из

    элементов, которые мозг научается организовывать. НЕТ

    5. Пиаже выдвинул идею о том, что наследуется только способ

    функционирования интеллекта. ВЕРНО

    6. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого

    поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался

    ранее. ВЕРНО

    7. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит

    скорее из пессимистического представления о природе человека. НЕТ

    8. Все современные теории подчеркивают важность врожденных

    факторов в психологическом развитии индивидуума. НЕТ

    9. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко

    определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды

    представителей разных школ. НЕТ

    10. Из современного определения психологии следует исключить

    анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и

    приложения полученных данных. НЕТ


    написать администратору сайта