Политология КР. Основные термины
Скачать 1.37 Mb.
|
Сущность политической идеологии ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ Гегемония (греч. «предводительство, управление, руководство») – первенство, превосходство в силе, влиянии. Исторически термин применялся для обозначения главенства самого сильного города-государства из союза греческих полисов. Кроме этого, под гегемонией понимают власть, осуществляемую одной социальной группой над другой, а также идеологически-культурное господство одного класса над другим, достигнутое с помощью «техники консенсуса» через управление содержанием культурных форм и главных учреждений. Маргинал (лат. margo – край) – вольно трактуемое понятие для обозначения человека, чье положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя. Утопия (греч. «не место», «место, которого нет») – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин ведет происхождение от названия книги английского общественно-политического деятеля и философа Т. Мора (1516). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысление социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В широком смысле утопия представляет собой социальный проект идеального будущего, резко отличающийся от наличной реальности и противопоставленный ей. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каково значение идеологии в политической жизни общества? 2. Какое значение придавал идеологии К. Маркс? 3. Как трансформировались взгляды на роль идеологии в трудах А. Грамши и Л. Альтюссера? 4. Перечислите основные положения консервативной политической идеологии. 5. Что составляет идейную основу социал-демократического движения? 6. Каковы основные положения либеральной и неолиберальной политической идеологии? ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ 1. Понятие и сущность политической идеологии. 2. Роль политической идеологии в жизни современного общества. 3. Консервативная и либеральная политические идеологии в современном об- ществе. 4. Социал-демократическая идеология: история и современность. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ Определите приверженность автора текста конкретной политической идеологии: 1. …Предметом законодательства должно быть общественное благо: общая польза должна быть основой всякого рассуждения в области законодательства. Нау- ка состоит в том, чтобы знать, в чем заключается благо данного общества, искусство – в том, чтобы найти средства для осуществления этого блага. Будучи выражен в общей и неопределенной форме, принцип пользы редко оспаривается: на него смотрят, даже как на некоторого рода общее место морали и политики. Но это единодушное согласие – только кажущееся. С этим принципом не всегда связывают одинаковые идеи; всегда придают одно и то же значение; он не служит источником определенной системы рассуждения – последовательной и однообразной. Чтобы дать ему всю ту силу, которую он должен иметь, другими словами – что- бы сделать из него основу общей теории, надо выполнить три условия. Первое условие состоит в том, чтобы связать со словом «польза» понятия яс- ные и точные, которые бы могли оставаться совершенно одинаковыми у всех, кто им пользуется. Второе состоит в том, чтобы установить единство и независимость этого прин- ципа, строго выделив все, что чуждо. Для этого надо только принять его в его общей форме; не следует допускать никаких исключений. Третье условие состоит в том, чтобы найти метод моральной арифметики, при помощи которой можно было бы прийти к однообразным результатам. <...> И. Бен- там. 2. <...> Английский народ прекрасно понимает, что идея наследования обеспе- чивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовер- шенствования, оставляя свободным путь приобретения и сохраняя все ценное, что приобретается. Преимущества, которые получает государство, следуя этим прави- лам, оказываются схваченными цепко и навсегда. В соответствии с конституцией, выработанной по подобию законов природы, мы получаем, поддерживаем и переда- ем наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаем нашу жизнь и имущество. Политические институты, блага фортуны, дары Провидения переданы потомству, нам и для нас, в том же порядке и в той же последователь- ности. Наша политическая система оказывается в точном соответствии с мировым порядком, она существует по правилам, предписанным для функционирования по- стоянного органа, состоящего из временных частей, этот порядок по закону великой, поразительной мудрости предусматривает слияние воедино огромных таинственных человеческих рас, которые по неизменному закону постоянства стремятся вперед в общем процессе вечного угасания, гибели, обновления, возрождения и нового дви- жения. Так универсальный закон природы преломился в жизни государства, в кото- ром мы усовершенствуем то, что никогда не бывает полностью новым, и сохраняем то, что никогда полностью не устаревает. Придерживаясь таких принципов по от- ношению к предкам, мы ведомы не древними предрассудками, а идеей философ- ской аналогии. Принимая престолонаследие, мы основываем правление на кровных связях, а законы страны увязываем с семейными узами и привязанностями, храня в памяти с любовью и милосердием наше государство, домашние очаги, могилы пред- ков и алтари. <...> Э. Берк. 3. <...> Не может быть общества без какого-либо понятия социальной справед- ливости, каким бы извращенным или коррумпированным это понятие ни было. И социальной справедливости не может быть без перераспределения, даже если оно осуществляется нежелательным образом. Социальная справедливость, независимо от того, как ее определять, является универсальным свойством приличного обще- ства. Постановка социал-демократами социальной справедливости во главу угла абсолютно оправдана. Социальная справедливость – это доминирующая черта, раз- деляющая левых и правых. Я задаюсь вопросом, почему ныне в Европе так много левоцентристских партий находится у власти. Население отклоняет бессилие левых перед лицом глобализации рынков, оно хочет социальной защиты против неравен- ства, против новых рисков, которые современное общество привносит в жизнь. Мне кажется, что понятие социальной справедливости довольно легко разъяснить, и для этого не нужно далеко отходить от классического представления левых о справед- ливости. <...> Э. Гидденс. ТЕСТЫ 1. Понятие «идеология» впервые было предложено: a) К. Марксом b) А. Грамши c) А. Детрасси 2. В работах итальянского марксиста Антонио Грамши: a) представлено понимание идеологии как ложного сознания, в котором ис- кажается действительность и в замаскированной форме выражаются интересы го- сподствующего класса b) представлена «концепция гегемонии» или «теория господствующей идео- логии» c) идеология определяется как введенное в рамки общей истории и отвечаю- щее тем или иным социальным интересам мифическое построение 3. «Критическая теория культуры», ориентированная на изучение роли идеологии в медиакультуре, представлена в работах: a) Бирмингемской социологической школы b) К. Маннгейма c) А. Детрасси 4. Гегемония – это: a) изображение идеального общественного строя, лишенное научного обосно- вания b) первенство, превосходство в силе, влиянии c) вольно трактуемое понятие для обозначения человека, чье положение в об- ществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют обще- принятым нормам 5. Согласно концепции французского философа-постструктуралиста и се- миотика Ролана Барта, идеология – это: а) понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры b) основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти c современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их 6. Согласно Маннгейму, идеология представляет: а) искаженное отражение социальной действительности, выражающее интере- сы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий поря- док вещей b) особого рода материальные практики (идеологические ритуалы), участие в которых автоматически порождает «эффекты субъективности», определяет смысло- вые координаты для всей совокупности деятельности человека в обществе c) введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение 7. Мобилизационная функция идеологии предполагает: а) формулировку общенациональных и общегосударственных ценностей и целей b) оправдание в глазах людей существующей политической системы и полити- ческой реальности c) мобилизацию членов общества на воплощение в жизнь проектов построения определенной общественно-политической модели 8. Интегративная функция идеологии предполагает: а) формулировку общенациональных и общегосударственных ценностей и целей b) оправдание в глазах людей существующей политической системы и полити- ческой реальности c) мобилизацию членов общества на воплощение в жизнь проектов построения определенной общественно-политической модели 9. Ориентационная функция идеологии предполагает: а) формулировку общенациональных и общегосударственных ценностей и целей b) формулировку основных представлений об обществе и политической систе- ме, о политике и власти, помогая человеку осуществлять осознанные политические поступки c) мобилизацию членов общества на воплощение в жизнь проектов построения определенной общественно-политической модели 10. Консерватизм представляет собой идейно-политическое течение, вы- двигающее в качестве основных требований: а) приоритет постепенной эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения b) сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политиче- ской и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности c) признание идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели ЛИТЕРАТУРА 1. Грамши А. Избранные произведения: [пер. с итал.] / [под общ. ред. И.В. Гри- горьевой и др.; вступит. статья Г.П. Смирнова; примеч. И.В. Григорьевой, К.Ф. Мизиа- но]. – М.: Политиздат, 1980. 2. Маркс К. Манифест коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс элек- тронная версия. – URL: http://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto 3. Маннгейм К. Идеология и утопия / К. Маннгейм. – URL: http://socialistica.lenin. ru/txt/m/manheim_1.htm 4. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: Приор, 2000. 5. Попова И.М. Повседневные идеологии / И.М. Попова. – URL: http://www.nir.ru/ Socio/scipubl/sj/34-popova.htm 6. Пугачев В.П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. 7. Рисмухамедов И.А. Концепции идеологии А. Грамши и Л. Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме: автореф. дис. … канд. соц. наук / И.А. Рис- мухамедов. – СПб., 2003. 8. Тургаев А.С. Политология в схемах и комментариях / А.С. Тургаев, А.Е. Хре- нов. – СПб.: Питер, 2005. 9. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций: учебное пособие / А.И. Черных. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. Политические Элиты ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ Лидер (англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации со- вместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психоло- гии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсаль- ный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) Политический лидер – это авторитетный субъект политического процесса, личностное влияние которого позволяет ему консолидировать и повести за собой различные социальные группы для решения проблем общественного развития. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каковы функции политического лидера? Какие функции наиболее слабо, а какие наиболее сильно выражены у современных российских лидеров? 2. Совместимо ли существование элит с демократическим равенством, а сле- довательно, правом каждого гражданина на участие в управлении? Приведите свои аргументы. 3. Верно ли утверждение, что каждый был бы рад и способен стать политиком, если бы представился случай? На чем основано ваше мнение? 4. Сравните основные положения теории элит В. Парето, Г. Моска, Р. Миллса. 5. Сравните систему отбора в «открытую» и «закрытую» элиты. 6. Проанализируйте, как изменились критерии отбора в правящий класс России в различные исторические периоды 7. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный лидер? 8. Что нового в понимании лидерства внес Н. Макиавелли? ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ 1. Политический лидер в современной политике, его основные недостатки. 2. Политический лидер как объект доверия или не доверия со стороны обще- ства. 3. Политическое лидерство в современном мире, как инструмент финансового благополучия. ТЕСТЫ 1. Комбинация каких психологических мотивов формирует, по мнению М. Херманн, три различные модели поведения лидера: а) Потребность в личном успехе + потребность в любви и одобрении b) Потребность во власти + потребность в компенсации недостатков c) Потребность во власти + потребность в любви и одобрении d) Потребность в компенсации недостатков + потребность в любви и одобрении 2. Установите правильное соотношение между типами лидерства, выде- ленными М. Вебером, и данными определениями типов легитимности: a) основано на традициях, обычаях, укладе, привычке последователей к под- чинению b) основано на действующем праве c) основано на выдающихся качествах лидера Типы лидерства: традиционное – а харизматическое – b рационально-легальное – c 3. Теория конституентов в рамках изучения феномена (политического) ли- дерства предполагает: a) то, что лидер моделирует политическую ситуацию по своему усмотрению b) решающую роль последователей в формировании характера лидерства c) исследование феномена лидерства через описание и анализ ситуации d) составление психологического портрета лидера 4. Какие два критерия лежат в основе классификации лидерства Ж. Блон- деля:а) Блондель не занимался классификацией лидерства b) объем сферы деятельности + отношение к насилию c) отношение к насилию + отношение к инновациям и традициям d) отношение к инновациям и традициям + объем сферы деятельности 5. По мнению З. Фрейда, существуют следующие типы лидеров: а) экстраверт b) мегаломан c) интраверт d) холерик e) реформатор f) привратник g) нет правильного ответа 6. М. Херманн выделяет следующие типы лидеров, исходя из имиджа ли- дера:а) знаменосцы, служители, торговцы, воины b) голуби и ястребы c) торговцы, пожарные, знаменосцы, служители d) служители, повелители и помощники 7. Лидер отличается от руководителя: а) способностью принимать нестандартные решения b) желанием доминировать над последователями c) творческой способностью формировать ход событий в политике или ином виде деятельности d) ничем, это тождественные понятия 8. В совершенном государстве Платона правителями (лидерами) могут быть только: a) земледельцы b) полководцы c) ремесленники d) торговцы e) философы 9. Ученый, в трактовке которого политический лидер – это государь, спла- чивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства: a) Н. Макиавелли b) Ш.-Л. Монтескье c) Плутарх d) Аристотель e) Т. Карлейль 10. Один из основоположников теории социализации: а) К. Маркс b) В. Ленин c) М. Херманн d) Г. Тард e) М. Вебер ЛИТЕРАТУРА 1. Mosca G. Sulla teorica dei governi e sul governo parlamentare / G. Mosca. – Palermo,1884: Idem. Elementi di scienza politica. Mil.,1923;Idem.The Ruling Class. – N.Y., 1939. 2. Mosca G. Elementi di Scienza Politica. V-ta edizione con prefazione di B. Croce / G. Mosca. – Bail, Laterza & Figli, 1953. 3. Pareto V. Manuel d’economie politique / V. Pareto. – P., 1909. 4. Michels R. Political Parties / R. Michels. – Glencoe, 1915. 5. Сартори Дж. Вертикальная демократия / Дж. Сартори // Полис, 1993 |