Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • 2. Предмет политологии ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • Политология КР. Основные термины


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеОсновные термины
    АнкорПолитология КР
    Дата29.11.2021
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPolitologia.docx
    ТипДокументы
    #285340
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. История политических учений

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

    Эпоха Возрождения – Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал.

    Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре

    Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологи-

    ческие рамки эпохи – XIV – XVI вв. Отличительная черта эпохи Возрождения – свет-

    ский характер культуры и ее антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь,

    к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, проис-

    ходит как бы ее «возрождение» – так и появился термин. Новая культурная пара-

    дигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в

    Европе. Рост городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовав-

    ших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.

    Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная Средневековой, во многом церковной культурой и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к

    появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавше-

    го человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность

    как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах ста-

    ли возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находи-

    лась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в

    ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине

    XV в. книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного на-

    следия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где

    первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства

    Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твердо установилось только с 20-х гг. XV

    в. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно

    позже. К концу XV в. оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI в. назревает

    кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и

    барокко. Развитие науки в XIV – XVI вв. существенно повлияло на представления

    людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелио-

    центрическая система мира Николая Коперника изменили представления о раз-

    мерах Земли и ее месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых

    впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека

    и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

    Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена

    и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рас-

    сматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интере-

    сов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного

    устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благо-

    даря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие

    гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

    Успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного,

    рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следо-

    вало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило

    Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы нау-

    ки нового времени.

    Либерализм (фр. libéralisme) – философская и экономическая теория, а также

    политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен

    распоряжаться собой и своей собственностью.

    Основные принципы либерализма: идеалом либерализма является общество

    со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой

    информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права,

    частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм

    отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства,

    такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единствен-

    ного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают ин-

    дивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права

    и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; прави-

    тельство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти.

    Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому

    для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдает пред-

    почтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом

    управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государ-

    ственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возмож-

    ностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах

    населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система долж-

    на содержать элементы социального государства, включая государственное посо-

    бие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Со-

    гласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей

    ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на

    основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической

    системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либераль-

    ная демократия. Изначально либерализм исходил из того, что все права должны

    быть в руках у физических и юридических лиц, а государство должно существо-

    вать исключительно для защиты этих прав (классический либерализм). Современ-

    ный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает

    в себя множество течений, между которыми имеются глубокие противоречия и по-

    рой возникают конфликты. Эти течения отражены, в частности, в таком ключевом

    документе, как «Всеобщая декларация прав человека». Для определенности с тер-

    минологией, в данной статье «политический либерализм» означает движение за

    либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма; «экономиче-

    ский либерализм» – за частную собственность и против государственного регули-

    рования; «культурный либерализм» – за личную свободу и против ограничений на

    нее из соображений патриотизма или религии; «социальный либерализм» – за ра-

    венство возможностей и против экономической эксплуатации. Современный либе-

    рализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм.

    В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего по-

    коления» – движение за здоровую среду обитания и против колониализма. По-

    литический либерализм – убеждение, что отдельные личности являются основой

    закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы спо-

    собствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед

    элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется

    «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый

    человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия воль-

    ностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некото-

    рые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха.

    Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы

    издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каж-

    дый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховен-

    стве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает

    достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм

    также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от

    пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой

    считается либеральная демократия. Экономический или классический либерализм

    выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Деви-

    зом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Пред-

    почтение отдается капитализму на основе принципа невмешательства государства

    в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юри-

    дических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не

    нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить

    правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что

    монополизация рынка возникает только как последствие действий государства.

    Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны

    определяться свободным выбором индивидуумов, т. е. рыночными силами. Не-

    которые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство

    традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или су-

    допроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое нера-

    венство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов,

    как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.

    В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, други-

    ми разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.

    Макиавеллизм – 1. Термин, используемый для обозначения беззастенчивой

    политики, при которой используются любые средства борьбы (насилие, обман, ве-

    роломство, убийство и т.п.) для достижения цели, пренебрегая нормами морали

    2. О коварном, вероломном поведении кого-л. Для него характерны макиавеллизм и

    иезуитство.

    Общественного договора теория – социально-философская концеп-

    ция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-

    природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции

    относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и госу-

    дарство (властные отношения в целом). Теория О.Д. – в различных своих модифи-

    кациях – неизменно опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею

    естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека),

    глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цице-

    рон); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного

    в исходно-природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и

    государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею

    народа как суверена права и власти (от развиваемой схоластикой идеи договора

    народа с властелином до понимания народа как финального суверена власти в

    традиции Просвещения).

    Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех

    явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для

    достижения какой-либо цели; 2) узкий практицизм, стремление извлекать из все-

    го непосредственную материальную выгоду, пользу; 3) основанное И. Бентамом

    позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и

    критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании

    в XIX в.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика представлений о мире политики у

    древних и средневековых мыслителей?

    2. Какой вклад внес в политическую науку Н. Макиавелли?

    3. Что характерно для политической мысли Нового времени? Назовите основ-

    ные политические теории этой эпохи.

    4. Какие социальные ценности отстаивают и защищают политические теории

    либерального и консервативного направления?

    5. В чем коренное отличие марксистской и социал-демократической концеп-

    ций? 6. Можно ли говорить, что Макс Вебер – наш современник? Обоснуйте свою

    точку зрения.

    ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

    1. Н. Макиавелли и современная политика.

    2. Основные идеологические течения в России.

    3. Политическая мысль Нового времени.

    ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    1. Критика каких идей «идеального государства» Платона определила, что луч-

    шей формой правления Аристотель считал «политию, соединяющую черты двух

    неправильных форм правления – демократии и олигархии? Обоснуйте логику Ари-

    стотеля. Почему социальной основой такого строя должен был стать средний класс?

    2. Проанализируйте три положения и определите, какое из них могло бы при-

    надлежать Н. Макиавелли? а) «Не отклоняться от любых намерений, даже от ко-

    рыстных, и сделать все возможное, чтобы вступить на путь, необходимый для своего

    блага»; б) «Не отклоняться от добра, если это возможно, и не вступать на путь зла,

    если это не угрожает жизни»; в) «Не отклоняться от добра, если это возможно, но

    уметь вступить на путь зла, если это необходимо».

    3. В чем плюсы и минусы идеи М.М. Сперанского о том, что реформирование

    общественного строя и государства производится десятилетиями и веками, а не за

    два-три года? Обоснуйте свою позицию и проиллюстрируйте ее примерами из исто-

    рии России.

    ТЕСТЫ

    1. Для древнегреческой политической мысли характерно рассматривать

    политику

    a) обособленно

    b) синкретично

    c) системно

    d) символично

    2. К правильной форме правления Платон относил

    a) охлократию

    b) тиранию

    c) демократию

    d) олигархию

    3. Лучшей формой правления Аристотель считал

    a) демократию

    b) аристократию

    c) монархию

    d) политию

    4. Термин макиавеллизм используют, когда хотят сказать, что

    a) всякая власть легитимна

    b) монархическая форма правления является лучшей

    c) цель оправдывает средства

    d) «Платон мне друг, а истина дороже»

    5. Причиной возникновения государства Т. Гоббс считал

    a) волю бога

    b) государство – есть гарант прав и свобод личности

    c) государство – есть высшая форма развития человеческого общения, продукт

    естественного развития, подобно развитию семьи

    d) стремление людей к миру и необходимость для этого заключения согла-

    шения и выполнения его всеми

    6. Кто из мыслителей развивал теорию «общественного договора»?

    a) Гегель, Кант

    b) Гоббс, Руссо

    c) Платон, Аристотель

    d) Маркс, Энгельс

    7. Ж.-Ж. Руссо был сторонником

    a) прямой демократии

    b) плебисцитарной демократии

    c) представительной демократии

    d) управляемой демократии

    8. М.М. Сперанский предлагал ввести в России

    a) общественную палату

    b) государственную думу

    c) суверенную демократию

    d) правление философов

    9. К. Маркс был сторонником

    a) анархизма

    b) коммунизма

    c) уравнительного коммунизма

    d) удвоения валового внутреннего продукта

    10. В.И. Ленин главным в политике считал

    a) устройство государственной власти

    b) осуществление мировой социалистической революции

    c) «не сметь командовать середняком»

    d) мирное сосуществование классов

    ЛИТЕРАТУРА

    1. История политических учений / под общей ред. проф. О.В. Мартышина. –

    М., 2006; История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. –

    М., 2007; Антология мировой политической мысли. В 5 т. – М., 1997.

    2. Макиавелли Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982. – С. 348,

    351.

    3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1993. –

    С. 38 – 61.

    4. Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая

    мысль ХIХ века. – М., 1982. – С. 228 – 235.

    5. Гайденко П.П. История и рациональность: Социология / П.П. Гайденко,

    Ю.Н. Давыдов. – М., 1991. – С. 82.

    2. Предмет политологии

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

    История политических учений – направление науки, изучающее политико-

    философские аспекты политики, власти и государства.

    Категории политологии (от греч. kategoria – высказывание; признак) – наиболее

    общие, фундаментальные понятия политологии, отражают существенные свойства и

    отношения какого-либо явления или процесса.

    Объект политологии – та сторона действительности, на изучение которой на-

    правленна политология, политика и политическая власть.

    Политическая антропология – направление исследований в социальной антро-

    пологии, изучающее человека как «политическое животное», действующее во всех

    политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географиче-

    ском разнообразии.

    Политическая география – общественно-географическая наука, изучающая

    дифференциацию политических явлений и процессов по территориальному признаку.

    Политическая история – раздел истории, находящийся на стыке с политологи-

    ей, изучающий процесс возникновения политических институтов и норм.

    Политическая психология – наука, занимающаяся изучением психологических

    компонентов политического поведения.

    Политическая социология – область социологии, изучающая роль и место по-

    литики, политических идей и действий, а также различных политических институтов

    в обществе.

    Политическая философия – направление философии, занимающееся иссле-

    дованием природы государства и власти, а также роли и места человека в государстве

    и политической системе.

    Политология – наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности

    человека, связанной с властными отношениями, с политической организацией обще-

    ства, политическими институтами, принципами, нормами и правилами, которые при-

    званы обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми,

    обществом и государством.

    Предмет политологии – закономерности функционирования социальных субъ-

    ектов по поводу политической власти.

    Сравнительная политология (политическая компаративистика) – направ-

    ление политической науки, в рамках которого проводятся систематизированные

    сравнения однопорядковых политических явлений для выявления и объяснения

    сходств и различий между ними для проверки существующих теорий и выдвижения

    новых.

    Функции политологии – это внешние проявления каких-либо ее существенных

    свойств, направленные на решение характерных для нее задач.

    Теория политики – приведенные в систему критические рассуждения о власти,

    в ее публичной и частной формах, в особенности относительно притязаний руковод-

    ства на законность и власть и – в более широком смысле – о месте политики в обще-

    ственной жизни.

    Прикладная политология – составная часть политической науки, которая зани-

    мается исследованием частных политических проблем, анализирует конкретную по-

    литическую ситуацию и формирующиеся тенденции ее дальнейшего развития.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Перечислите основные этапы развития науки о политике.

    2. Какие группы методов используются в политологии для изучения политических

    явлений?

    3. Каковы основные функции политологии?

    4. Назовите объект и предмет политологии.

    5. Чем политология отличается от других социальных наук?

    ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

    1. Основные этапы развития политической науки.

    2. Теория политики и прикладная политология.

    3. Методология политических исследований.

    ТЕСТЫ

    1. Этот древнегреческий мыслитель определял политику как царское ис-

    кусство:

    1. Платон

    b) Сократ

    c) Аристотель

    d) Ксенофан

    2. Именно этот древнегреческий мыслитель провел первое сравнитель-

    ное политическое исследование:

    a) Сократ

    b) Платон

    c) Аристотель

    d) Диоген

    3. Кто из перечисленных мыслителей первым отделил политику от мора-

    ли?

    a) Жан Боден

    b) Никколо Макиавелли

    c) Аристотель

    d) Иммануил Кант

    4. Предметом политологии являются

    a) закономерности функционирования социальных субъектов по поводу полити-

    ческой власти

    b) отношения по поводу политической власти

    c) социальная структура общества

    d) политическая сфера общества

    5. Что из ниже перечисленного является направлениями политологии?

    a) прикладная политология и политическая философия

    b) политическая философия и теория политики

    c) политическая социология и теория политики

    d) прикладная политология и политическая теория

    6. Данный подход рассматривает политику как определенный вид общест-

    венной деятельности, процесса, имеющего свои этапы:

    a) структурно-функциональный

    b) системный

    c) деятельностный

    d) компаративистский

    7. Данный подход предполагает изучение политики как сложноорганизо-

    ванной структуры, где каждый элемент обладает своими функциями, направ-

    ленными на работоспособность всей системы:

    a) системный

    b) функциональный

    c) структурно-функциональный

    d) субстанциональный
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта