Курсовая. Особенности использования музыки в процессе музыкально спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста
Скачать 45.92 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» Институт психологии и педагогики Кафедра дошкольного и специального образования Курсовая работа по дисциплине «Дошкольная педагогика» на тему: «Особенности использования музыки в процессе музыкально - спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста» Выполнил: обучающийся группы ДДз-41 форма обучения заочная направление подготовки (специальность): Орловская Сабрина Робертовна Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Мартынова Любовь Николаевна Елец - 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение…...…………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы использования музыки в процессе музыкально-спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста6 1.1. Характеристика содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» …………………………..6 1.2. Особенности организации музыкально-спортивных досугов с детьми старшего дошкольного возраста ………………………………………………9 1.3. Роль музыкального сопровождения в процессе музыкально-спортивных досугов …………………………………………………………………….. Выводы по 1 главе Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей использования музыки в процессе музыкально-спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста…………………………..…..18 2.1. Изучение специфики использования музыки в процессе музыкально-спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста..18 2.2 Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию музыки в процессе музыкально-спортивных досугов с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….20 Выводы по 2 главе Заключение ………………………………………………………………….24 Список использованных источников………………….…25 Приложения……… Приложение 1 Приложение 2 и т.д…… ВВЕДЕНИЕ Впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования.1 С одной стороны – это повышает значимость дошкольного образования, а с другой – это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей. Изменение содержания, усложнение функций современной дошкольной образовательной организации и условий воспитания в связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности. Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена Актуальность исследования определяется тем, что культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру. Физкультурные досуги, которые являются наиболее приемлемой и эффективной формой активного отдыха детей, заняли прочное место в системе физического воспитания дошкольников. Многолетняя практика подчеркивает значимость физкультурных досугов в активном приобщении к занятиям физической культурой каждого ребенка. Опыт организации и проведения физкультурных досугов и праздников наглядно демонстрирует их положительное влияние на воспитание интереса к активной двигательной деятельности у детей. Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Одним из основных методов развития творчества у дошкольников в детском саду являются использование музыки в процессе музыкально - спортивных досугов. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Именно искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры. Проблема организации музыкального воспитания в процессе досуга изучались многими авторами: Ветлугиной Н.А., Галянт И.Г., Гогоберидзе А.Г., Деркунской В.А., Дзержинской И.Л., Зиминой А.Н.,Кенеман А.В., Комиссаровой Л.Н., Медведевой М.А., Радыновой О.П. и др. где сноски???? Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально – положительного состояния психики дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность [7, с. 46]. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности - упражнениях, подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Цель работы: выявить особенности использования музыки в процессе музыкально - спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста. Объект работы: музыкальное воспитание детей Предмет работы: особенности музыкального сопровождения в процессе спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста. Задачи работы: 1. Изучить теоретические основы проблемы использования музыки в процессе музыкально-спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить, как влияет слушание классических произведений на развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по использованию музыки в процессе музыкально-спортивных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что проведение музыкально-спортивных досугов с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать следующим особенностям использования музыки: музыка активизирует внимание детей, влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, также помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнения. Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию литературы по проблеме исследования. Анализ психолого - педагогической литературы, самонаблюдение, самодиагностика, обобщение педагогического опыта, сравнение, сопоставление, графический анализ, обобщение. Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1.1 Виды музыкальной деятельности в детском саду Музыка – это источник человеческих эмоций, пробуждающая в человеке глубокие чувства и переживания. Музыка, наряду с другими видами искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Социальная значимость музыкального искусства, ее место в системе духовно-культурных ценностей определяется потенциалом воспитательного воздействия музыки. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. При слушании музыки используются различные виды наглядности (наглядность вовсе не обязательно требует зрительного восприятия). Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника ребенок получает дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или грамзапись, ребенок воспринимает музыку по-разному. Общение с исполнителем облегчает восприятие. Но и грамзапись имеет свои достоинства: прослушав несколько раз в исполнении педагога фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом или камерном исполнении. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения [10, с. 15]. Используется слуховая наглядность: рассказы, беседы и зрительная: книжные иллюстрации, альбомы репродукций, игрушки. В формировании восприятия выделяются такие этапы: целостное восприятие, осознание общего характера произведения, дифференцированное восприятие, уточнение представления, осознание выразительной роли отдельных средств, в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие. Следующий вид музыкальной деятельности – детское исполнительство, которое практически осуществляется в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Для формирования правильного звукообразования используются подпевание. Приемы развития дикции во многом диктуются литературным текстом. Приемы развития чистоты интонации направлены на формирование музыкально – слуховых навыков, и прежде всего слухового контроля. Праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса, которая способствует всестороннему развитию детей. Музыкальное искусство играет на праздниках особую роль. Оно обладает большой силой эмоционального воздействия и создает у детей соответствующее настроение: веселое, радостное, светлое, торжественно-приподнятое. Детское исполнительство включает ритмику – использование движений под музыку. Для этого вида деятельности созданы специальные ритмические упражнения, игры, танцы. Основная задача ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствии с музыкой. Музыкально – ритмическая деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств, в движении [15, с. 77]. Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче - тем интереснее дети музицируют. Назначение упражнений – развитие движений, отработка их ритмичности, пластичности, поскольку на этих элементах построены игры, хороводы, танцы. Музыкальные игры – ведущая форма организации музыкально – ритмических движений. Они соответствуют запросам детей дошкольного возраста. Хороводы чаще всего проходят под народную музыку. Танцы обычно построены на фиксированных движениях в определенной последовательности и построении [5, с. 45]. Игра на детских музыкальных инструментах – любимый вид музыкальной деятельности детей. Прежде всего, детей нужно познакомить с музыкальными инструментами, названиями, тембром их звучания. К концу пребывания в детском саду дети должны знать: – названия инструментов; характер звучания инструментов, слышать и различать их звучание; правила пользования инструментами и их хранения; приемы игры на различных инструментах и уметь владеть простейшими приемами игры на них; расположение высоких и низких звуков на различных инструментах; названия нот и их расположение на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов. Дети должны играть в ансамбле, пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху знакомые мелодии, импровизировать. Следующий вид деятельности – детское музыкальное творчество. Формирование музыкально – игрового, танцевального творчества идет путем творческих заданий с постепенным их усложнением. Рассмотрим музыкально – образовательный вид деятельности, т. е. изучение элементарных сведений о музыке. Это сведения, как общего, так и специального характера. Первая группа сведения о том, что музыка всегда выражает определенные чувства, музыку создают композиторы, музыка разговаривает на своем языке. Вторая группа сведений связана с различными видами деятельности (высоте звука, протяжности голоса, характера музыки и строении пьесы, тембр звучания и др.). Таким образом, музыкально – образовательный вид деятельности носит в основном прикладной характер. Но он принципиально важен потому, что делает весь процесс приобщения ребенка к музыке осознанным. Давая характеристику музыкальной деятельности, ее видам, назначению, содержанию, следует еще раз подчеркнуть многочисленные взаимосвязи, которые устанавливаются между ними и призваны решать общие задачи эстетического воспитания и развития ребенка [18, с. 38]. Целью ритмики в детском саду считается углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения. Таким образом, задачами педагога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, являются развитие у детей дошкольного возраста умения определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение); формирование красивой осанки, навыков выразительного движения, а также развитие творческих способностей. 1.2 Особенности использования музыки в ДОУ Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир, и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувство дружбы друг к другу. Потому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству. Анализ отечественной и зарубежной литературы (К. Орф, З. Кодай, Ш. Судзуки и др.) показал, что единого пути развития музыкального образования нет. В данной работе мы рассмотрим некоторые из них. Основой системы музыкального образования Карла Орфа является творческое развитие ребенка на основе инструментального музицирования. Единство музыки, речи и движения составляют основу орфовскойконцепции. Мечтая возвратить педагогов к гармоническому синтезу речи и движения как к истокам музыки, Карл Орф разработал систему упражнений, образующих собрание из пяти томов под названием «Шульверк», направленных на развитие творческой фантазии, импровизации как основы творческого взаимодействия с музыкой. Карл Орф мечтал, чтобы дети именно «играли в музыку», игры-импровизации призваны подготовить детей к дальнейшему музыкальному развитию. Основным предназначением концепции является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов. В каждом томе этого сборника есть ритмомелодические упражнения, речевые декламации, песни и танцы, которые по задумке должны дополнять друг друга. Вальдорфская система утверждает, что эмоциональное воспитание впереди интеллектуального потому, что с раннего возраста в развитии ребенка важную роль играет музыка, она говорит не словами, а выражается на языке эмоций. В детских садах, работающих по вальдорфской системе, много поют и двигаются под музыку, а преподаватели музыки играют на музыкальных инструментах. Ребенок сам выбирает музыкальный инструмент для игры. В концепции музыкального образования, разработанной Д. Б. Кабалевским, утверждается значимость преобразующей силы музыки, возможность воспитания человека музыкой в опоре на переживание, чувство и впечатление. Д.Б. Кабалевский считал, что музыкальное образование детей 3-5 лет есть основа музыкальной культуры народа, и что попытка дальнейшего развития музыкальной культуры нации, при отсутствии хорошо налаженной работы по музыкальному образованию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента [6, с. 17]. Духовно-творческое становление личности является основной целью обращения как культуре в целом, так и к музыкальной в частности. Массовое музыкальное образование, преобразованию которого Д.Б. Кабалевскийпосвятил свою жизнь, включает в себя главную цель – формирование музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности. Первостепенную роль в реализации поставленной цели отводится музыкальному восприятию, в процессе которого ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление. Воспитание детей дошкольного возраста в современной педагогике имеет основополагающее значение. С приходом в мир взрослых ребенок сталкивается со многими, порой непонятными ему явлениями. В современной педагогике есть немало способов помочь ребенку адаптироваться в жизни, уметь принимать истинные ценности, отличать настоящую красоту от искусственно созданной. И в этом в полной мере может помочь ребенку Искусство, в том числе, и музыкальное. Искусство отражает жизнь, оно выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь – быт и труд, природа и предметный мир – все это также является источником, питающий эстетические переживания ребенка. В подтверждение этому приведем слова А. Д. Артоболевской: «Музыка, может быть, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь». Она отмечает, что музыкальный язык «способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами». Маленькие дети воспринимают как прекрасное все яркое и привлекательное. В этом плане привитие эстетических вкусов в первую очередь ложится на педагогов-художников, а также – музыкантов. Что касается педагогики музыкального образования, то в ее распоряжении огромное количество материала для привлечения детского внимания [16, с. 114]. Важно с самого начала научить детей 3-5 лет воспринимать народное и классическое музыкальное искусство как истинную ценность. Начав обращать внимание ребенка на звуки природы, научив обращать его внимание на всю красоту и естественность картин природы, окружающих нас, можно заставить его полнее откликаться на прекрасное. Понимая красоту природы, ребенок с радостью, воспримет народную и фольклорную музыку, ее звуки, мелодические обороты будут понятны для него и любимы. Такая подготовка поможет детям в освоении того музыкального материала, который им будет доступен на данном возрастном отрезке. Поэтому, отбирая произведения для детей-дошкольников на начальном этапе обучения, педагоги-музыканты опираются в основном на народное творчество. Особенно это касается донотного периода обучения. Приступая к изучению с ребенком русской, советской и зарубежной классики, педагог должен подобрать музыкальный материал, который бы не только увлекал ребенка, но и выполнял развивающую функцию. Это могут быть отрывки из балетов и музыкальных сказок, написанные композиторами-классиками для детей. При этом важно, чтобы ребенок не только слышал музыку, но и видел действие, так как в дошкольном возрасте у детей прямая связь между слуховым и зрительным восприятием очень сильна. Опыт показывает, что дети с восторгом воспринимают балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и балет Р. Щедрина «Конек-горбунок». Яркое действие этих балетов, красочные декорации в соединении с предварительным чтением литературных источников и объяснениями педагога дают большой положительный результат в развитии эмоциональности ребенка Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает большую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности. Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия; самостоятельная музыкальная деятельность; музыка в повседневной жизни; музыка на праздниках [9, с. 58]. Если дети любят музыку, сроднились с ней и чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывает при этом радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы они имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. А именно: организовывать концерты для детей, различные дружеские встречи – дни рождения, встречи со школьниками, бывшими воспитанниками детского сада; поддерживать возникающие у детей желание петь песни, водить хороводы; включать пение и музыку во время проведения непосредственной образовательной деятельности, предварительно согласовывая это с музыкальным руководителем [16, с. 47]. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т.д.). Музыка помогает развитию воображения, способствует сосредоточиться и углубиться на создании поделок. Развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие им радость и эстетические переживания. Они имеют различные виды: концерты, драматизации, разные виды театров - кукольный, настольный и театр игрушки. Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям. Слушание музыки в группе, организованное для детей в форме небольших концертов, позволяет осуществлять музыкальные воспитательно-образовательные задачи, а также содействует развитию у детей художественного вкуса и любви к музыке. Помимо систематически планируемых в течение года концертов, дети слушают музыку и по своей инициативе – просят послушать любимые произведения (обычно такое желание возникает к концу дня), а иногда воспитатель сам предлагает это сделать. Такие непринужденные минуты слушания музыки доставляют ребенку радость. А это необходимо всячески поддерживать и поощрять [9, с.19]. Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Дети могут танцевать в группе танец с зонтиками, который придумали сами. Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на музыкальных инструментах. Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Помимо обучения во всех его видах к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Руководство педагога, взрослого должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, показать, как лучше выполнить задуманное, но не с помощью инструкций или прямого вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Музыка в различных видах деятельности дошкольника [12, с. 49]. В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т.д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д. Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя в бору», «Теремок» и др.). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх. Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. Игры детей в «театр», «спектакль», «стадион», «концерт» возникают у детей в повседневной жизни и заключают в своем содержании различные компоненты драматизации. Например, затевая игру в театр, дети самостоятельно организуют обстановку театра (ряды стульев, сцену, билеты и т.п.) и разыгрывают для зрителей какую либо сказку с пением. В таких играх – драматизациях они обычно используют материал, разученный на музыкальных занятиях. В этих играх определяющим началом является текст песни и ее мелодия. Однако персонажи и их своеобразная эмоциональная характеристика – это творчество самих детей. Программы концертов должны быть разнообразны. Например, ребята с удовольствием слушают фрагменты музыкальных сказок и другие, вокальные и инструментальные произведения. Очень интересны для детей концерты народной музыки (песни и народные мелодии в исполнении отдельных певцов, оркестра народных инструментов или отдельных народных инструментов) [8, с. 87]. Также, кроме вышеотмеченных, возникает необходимость в проведении концертов, связанных с определенными памятными датами (юбилеями писателей, поэтов, и т.д.) Высокий эстетический уровень и тематика произведений на таких концертах способствует воспитанию у детей музыкального вкуса, и в целом любви к музыке. Практика показывает, что организация детских концертов имеет большое воспитательное значение. Она создает атмосферу дружбы, исключает огорчения, обиды, зависть, воспитывает у каждого ребенка творческие способности, веру в свои силы и чувство равноценности в коллективе. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности [19, с.49]. И в этом немаловажная роль принадлежит театрализованной деятельности, как важнейшему средству развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализация тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо систематизировать ее в едином педагогическом процессе. ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 Принципы выбора музыкального сопровождения для занятий с детьми Музыкально – ритмическая деятельность детей осуществляется практически во всех формах работы в ДОУ: - режимных моментах – в утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми, как в «Физическая культура», так и в других областях, во время прогулок, сюжетной игровой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, во время праздников, досугов и развлечений. Движения под музыку используются при релаксационных и динамических паузах между разными видами деятельности, во время корригирующей гимнастики после сна, во время занятий в плавательном бассейне (Аква аэробика и разминка перед плаванием). Занятия ритмикой оказывают положительное влияние на различные сферы развития ребенка: физическое, интеллектуальное, речевое, музыкальное развитие, развитие психических процессов и т.д. Прежде всего, ритмические упражнения служат задачам физического воспитания. Использование общеразвивающих упражнений в процессе занятий ритмикой позволяет совершенствовать двигательные навыки детей, укреплять и развивать их мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания и кровообращения, помогает развитию зрительно-моторной координации, статической и динамической координации, а также самоконтроля при выполнении движений. Различные построения и перестроения, используемые на занятиях, способствуют развитию оптико-пространственных представлений и формированию пространственных понятий [3, с. 43]. Влияя на моторную сферу детей, ритмика способствует активизации речи и развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления и др. Этому способствует включение в занятия различных музыкально-дидактических и подвижных игр, в т.ч. с использованием художественного слова (стихов, считалок и т.д.) и пения, игр на развитие ловкости, внимания и быстроты реакции. А при разучивании упражнений и танцев дети должны запомнить комбинацию движений, данных в определенной последовательности, что также способствует развитию внимания и памяти. Использование разнообразных музыкальных произведений помогает формированию художественного вкуса детей, способствует развитию их эмоционально-волевой сферы. Различные средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, ладовые и регистровые особенности используемых на занятиях музыкальных произведений) помогают развитию слухового восприятия, активизируют слуховое внимание и обогащают слуховые представления занимающихся. Слушание музыки, определение ее характера, настроения, образов, переданных в музыке, темпо-ритмических особенностей, громкости звучания и т.д. способствует активизации и обогащению словарного запаса детей, умению чувствовать музыку и сопереживать и, таким образом, стимулирует их эмоциональное развитие. В этом же заключается и воспитательное воздействие занятий. Кроме того, различные задания, выполняющиеся всем коллективом, требуют согласованного взаимодействия всех детей, что воспитывает у них чувство товарищества, ответственности друг за друга, повышает их дисциплинированность [4, с. 95]. Кроме этого, ритмика оказывает влияние на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Занимаясь ритмикой, дети получают представление о тех средствах музыкальной выразительности, которые естественным образом могут быть переданы в движении. Дети получают представление о различных жанрах музыки, учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, его формой (различать вступление к музыке, узнавать музыкальные части и фразы), ощущать и выделять сильные и слабые доли тактов, определять на слух простые музыкальные размеры, различать длительности (четверти, восьмые, половинные, целые), уметь исполнять движениями и игрой на шумовых ритмические рисунки. 2.2 Организация использования музыки при активном отдыхе в процессе музыкально - спортивных досугов К формам активного отдыха дошкольников относятся спортивный досуг и спортивный праздник. Правильная их организация имеет большое значение для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Они повышают положительные эмоции и двигательную активность детей, развивают и совершенствуют двигательные способности, оказывают общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм. Спортивный досуг проводится во всех возрастных группах детского сада 2 раза в месяц. Длительность его колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Старшие дошкольники в спортивном досуге учатся проявлять инициативу и самостоятельность, творчески использовать в игровой ситуации, имеющийся двигательный опыт. С детьми старшего дошкольного возраста, можно проводить досуги в сюжетной форме с введением сказочного героя или без него. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта с включением в их содержание спортивных игр и спортивных упражнений [7, с. 125]. Эффективность спортивного досуга зависит от активного участия в нем каждого ребенка. Поэтому не следует злоупотреблять замечаниями, связанными с качеством выполнения движений. Необходимо дать ребенку возможность двигаться и получать удовольствие от движений. Желательно, чтобы на физкультурном досуге звучала музыка. Следует, особенно внимательно относится к отбору музыкальных произведений. Для открытия праздника подбирается выразительная, торжественная музыка, для парада - бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений должно соответствовать их характеру: выполнение обще развивающих упражнений сопровождается ритмичной, плавной музыкой, игры-аттракционы - веселой, бодрой. Музыкальным руководителям поручается подобрать песни, танцы, музыкальные произведения, разучивать их при необходимости, сделать запись отдельных музыкальных фрагментов, обеспечить своевременную трансляцию их по ходу праздника. Музыка – это важное средство при занятии спортом, она повышает желание заниматься, с ней физические упражнения становятся интереснее. По мнению Иванова O.A., Шарабарова И.Н – авторов учебника «Ритмическая гимнастика», музыка не только создаёт радостное настроение, воздействуя на психоэмоциональное состояние занимающегося, но и активизирует движения, способствуя их координации. Доказано, что музыка способна оказывать положительное стимулирующее действие на центральную нервную систему. Есть мнение, что частота сердечных сокращений возрастает при прослушивании ритмичной музыки на 20-30 ударов [4, с. 56]. При выполнении физических упражнений под музыкальное сопровождение у занимающихся улучшается двигательная реакция, одновременно развиваются музыкальные способности, то есть происходит благотворное влияние не только на физическое развитие, но и на воспитание эстетики, чувства прекрасного, развитие чувства темпа и ритма, слуха у занимающегося ребенка. Благодаря занятиям с музыкальным сопровождением происходит содействие гармоничному всестороннему развитию личности [4, с. 29]. Стиль музыки задаёт характер выполнениядля детей старшего дошкольного возраста. В процессе музыкально - спортивных досуговмузыкальное сопровождение должно быть бодрым, чтобы занимающиеся чувствовали интенсивность занятия и вторили ему. В связи с общепринятым делением занятия в учреждениях на три части можно менять темп музыкального сопровождения в соответствии со сменой части. Например, в подготовительной части использовать бодрую музыку для подъёма эмоционального фона, в основной при выполнении различных заданий более быструю музыку для активации максимальных усилий или высокой скорости, а в заключительной – спокойную для приведения психоэмоционального состояния занимающегося в первоначальное положение. Музыкальное сопровождение позволяет предотвращать однообразность на занятиях. Спортивный досуг иногда ассоциируется с чем-то скучным и однообразным из-за чего у детей отсутствует желание ходить на занятие. Обычные спортивные досуги, в которых необходимо систематически проводить дополнительные занятия по развитию знаний и навыков здоровьесбережения, будут проходить интереснее длядетей старшего дошкольного возраста, если в занятие будет включено музыкальное сопровождение. Так, занятие будет приниматься детьми не как обычный спортивный досуг, на котором требуется соблюдение определенных строгих правил, а как занятие легкое, непринужденное, на котором играет двигательная музыка. Так же, привлекая детей к таким занятиям, будет выполнена задача развития ребенка и его навыков здоровьесбережения, где вероятность того, что после занятия ребенок будет соблюдать основы здоровьесбережения, повышается[17, с. 47]. На остальных занятиях нет такой возможности в свободной музыкальной форме обучать детей. При этом интеграция вопросов здоровьесбережения в спортивном досуге должна сохраниться, усиливая содержательные связи в сознании детей [6, с. 87]. Таким образом, использование в процессе музыкально - спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста музыкального сопровождения общеразвивающих упражнений, эстафет, спортивных занятий и т.д. получится привлечь внимание и интерес дошкольников к физическим занятиям. Так на занятиях, с интересующимися детьми будет проще проводить занятия по развитию их знаний и навыков здорового образа жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Исследования известных ученых доказывают возможность и необходимость развития памяти, мышления и воображения с раннего возраста. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект. Слушание разнообразных музыкальных произведений оказывает огромное влияние на формирование у дошкольников эстетического вкуса. Способствует становлению характера, а также норм поведения. Музыкальное занятие – это не что иное, как многогранный познавательный процесс, развивающий художественный вкус детей, воспитывает у детей любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества и эстетическое отношение ко всему окружающему. На основе проанализированной литературы, стоит отметить, что музыкальное сопровождение способствует положительному влиянию занятия в спортивном досуге, чем занятие без музыкального сопровождения, поэтому было бы уместно использование воспитателями музыкального сопровождения в процессе музыкально - спортивных досугов для детей старшего дошкольного возраста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация / Б.В. Асафьев. - М.: 2012.– 115 с. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2017.– 48 с. Галянт, И.Г. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей/ И.Г. Галянт. Челябинск: Изд-во "Просвещение", 2013. – 136 с. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.– 112 с. Домогацкая, И.Е. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. Программа по предмету / И.Е. Домогацкая. – М.: Классика – ХХI, 2014.– 55 с. Кабалевский, Д.Б. Про трёх китов и про многое другое: книжка о музыке. –М.: Детская литература, 2006. –23 с. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. Т 3. - М.: 2015.– 78 с. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. - М.: 2014 . – 87 с. Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, - М.: 2017.– 97 с. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки, 2019.– 116 с. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. - М.: 2017.– 75 с. Ремизовская Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания дошкольного возраста. / Е.Р. Ремизовская Мн., 2016.– 112 с. Савельев Г.В. Волшебный мир музыки / Г.В. Савельев // «Пралеска». 2012. – 47 с. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 2013.– 57 с. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей - М.: 2017.– 89 с. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М.: 2016.– 67 с. Тютюнникова Т. Музыка и движение / Т. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. 2009. – 69 с. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М.: 2018.– 29 с. Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска. 2017. – 73 с. 1 Закон «Об образовании в РФ» |