исправленная Курсовая коституционное право на проверку. Особенности конституционного развития России
Скачать 176 Kb.
|
2. Особенности конституционного развития России в современный период: состояние и проблемы2.1. Формирование и становление основ конституционного строя в РоссииПринятие Конституции Российской Федерации 1993 года являлось огромным политическим и очень важным правовым шагом к новому пути социально-экономического и политического развития России. С учетом этого обстоятельства необходимо подходить и к определению особенностей Конституции России, причем как формально-юридических, характеризующих Конституцию в качестве Основного Закона, составной части действующей правовой системы, так и сущностных ее характеристик, отражающих глубинные основы наших, российских, представлений о конституционном идеале современного общества и государства, положения в нем в нем человека и гражданина. Глава 2 Конституции РФ открывается личными правами и свободы (статьи 20-29). Следует отметить, что в отличие от советских конституций данная группа прав представлена более широко, что обусловлено повышенным вниманием законодателя к проблемам защиты личных прав. Как отмечается в литературе, для личных прав характерны следующие особенности: «…1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью»10. Личные права и свободы основаны на фундаментальном положении о том, что человек, является высшей ценностью, определяют меру и границы возможного поведения человека, равно определяют развитие остальных групп конституционных права. В настоящее время в международном гуманитарном праве можно встретить следующие типы права: - английская система – можно все, кроме того, что нельзя; - немецкая система – нельзя ничего, кроме того, что можно; -французская система – можно все, даже то, что нельзя; - русская система – нельзя ничего, даже то, что можно. Данная типология является показателем разной степени свободы человека, возможности реализации прав и свобод, а также соотношения прав и обязанностей, а также ограничений, которые правовая система предоставляет гражданам той страны, где эта система применяется. Так, английская и французская типология права свидетельствует о преобладании прав и свобод человека над его обязанностями и правовыми ограничениями, немецкая и российская типология права, напротив, подтверждает преобладание государственного принуждения над правами и свободами граждан. Однако если с английской типологии права все же существуют ограничения права, то во французской такого ограничения почти нет, по сути, в этой типологии права утверждается анархия, т.е. каждый волен делать то, что ему пожелается. Эти либерально-демократические представления о правах и свободах основаны на достижения английской и французской буржуазной революциях, впервые провозгласивших высшую ценность прав и свобод личности. Согласно первому высказыванию человеку не полагается совершать ничего такого, что законом запрещено, в остальных сферах деятельности человек волен действовать так, как ему заблагорассудится, если, при этом, не нарушаются права и свободы других лиц. В соответствии со второй формулой «нельзя ничего, кроме того, что можно» человек вправе совершать только те поступки и действия, которые не запрещены законом, т.е. приветствуется законопослушное поведение. Оправданны только те действия человека, которые прописаны в законе. Остальные действия не допустимы, поскольку закон их запрещает. При такой системе правовая регламентация прав и свобод должна быть достаточно детальной, четкой и продуманной. Согласно третьей формуле, как уже говорилось выше, человек абсолютно не связан никакими ограничениями, свобода человека постулируется как высшая добродетель и неоспоримая ценность. Не думаю, что при такой системе права возможно эффективное взаимодействие, а уровень преступности, возможно будет высок. Эта система эффективна только в высокоорганизованном и морально устойчивом обществе, где основным регулятором выступают не нормы права, а моральные ограничения. Согласно третьей формуле «нельзя ничего, даже то, что можно» запрещено любое проявление свободной воли, обязанности становятся главными регуляторами поведения. Эта система характерна для тоталитарного общества, или по крайней меры, для того общества, в котором преобладает институты государственной власти. Для современного российского права характерно преобладание запретов и ограничений с минимумом проявлений свободы воли. Законодатель стремится утвердить свою волю в самых разных сферах деятельности, даже там, где государственное вмешательство предполагается минимальных (например, в семейных отношениях или при высказывании своих политический убеждений). Например, в некоторых детских садах Новосибирска запретили приглашать Дедов Морозов на новогодние праздники11 (якобы дети его боятся). Казалось бы, в данной сфере не должно быть никаких ограничений, между тем, государство стремится вмешиваться в самых области человеческих взаимоотношений. Но с другой стороны, Конституция РФ все же провозгласила человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, мы вправе выбирать себе сферу деятельности, уровень образования, свободно передвигаться, выражать свое мнение. Значит, государство оставило место для проявления свободы воли. Итак, если выбирать из представленных выше типологий права, я бы выбрал немецкую правовую систему (нельзя ничего, кроме того, что можно). Но лишь при качественном уровне законов такая формула будет максимально эффективной. К сожалению, низкое качество законов не оставляет возможности проявить эту формулу максимально полно. Наибольшей степенью правовой защитой обладает та группа прав и свобод человека, которые принадлежат человеку от рождения и связаны с условиями существования человека, как биологического и социального вида. Особенности этой группы прав состоит в том, что они провозглашают наивысшие ценности для человеческой цивилизации: жизнь, достоинство, свободу. В числе ведущих личных прав человека, бесспорно, следует назвать право на жизнь, которое закреплено в ст. 20 Конституции РФ. Между тем, данное право было лишь впервые зафиксировано в Конституции РФ вслед за принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина12. Право на жизнь в тексте ст. 20 Конституции РФ не конкретизируется. Предполагается, что право на жизнь выступает в качестве естественного права человека, защита которого связана с активными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных общественных организаций. Для реализации данного право государство обязано создавать и поддерживать безопасные социальные условия, обеспечивать и поддерживать благоприятную природную среду местообитания, условия жизни каждого человека, не допускать кровопролитных гражданских войн, предотвращать природные катаклизмы и бедствия природного стихийного характера, бороться с проявлениями преступности. Эти обязанности также не прописаны Конституцией РФ, однако из смысла и логики действия и политики государства вытекает подобного рода обязанности. Нужно отметить, что РФ до вступления моратория на запрет смертной казни в случае наступления определенных условий государство было вправе в принудительном порядке лишать человека жизни, применяя смертную казнь. Однако применение смертной казни за особо тяжкие преступления противоречило бы нормам международного гуманитарного права, поэтому в настоящее время в России, хотя смертная казнь и названа в качестве вида уголовного наказания в УК РФ, фактические не применяется, в отличие от иных сопредельным нам стран (Беларусь, КНР). В УК РФ эта мера предусмотрена только применительно к отдельным составам преступления, связанным с убийством (всего 5 составов вместо 28 в прежнем УК РФ). Также в России запрещено лишение жизни человека по его просьбе в случае смертельной болезни. Хотя в некоторых странах эвтаназия применяется, в нашей стране существует ее абсолютный запрет. Сама же процедура эвтаназии рассматривается как убийство. В России многие исследователи в области прав человека выступают противниками применения активной эвтаназии по медицинским показателям13. Запрет на принудительное лишение жизни другого человека вытекает из религиозных и этических норм и запретов. Так, большинство из нас без каких-либо колебаний подчиняется законам, запрещающим убийство. Например, если задать вопрос обычному человеку, почему он воздерживается от убийств, вероятно он ответит, что убийство чудовищно, аморально. В свою очередь, вызовет серьезное беспокойство тот человек, который скажет, что причина, по которой он не убивает, лишь в том, что убийство запрещено законом, и он боится лишь ответственности за убийство, с точки зрения уголовного законодательства. Это наглядный пример закона, который совпадает с тем, что от людей требует нравственность. Итак, право на жизнь можно определить, как естественное право, в силу которого государство, его органы или должностные лица обязаны поддерживать все необходимые условия для жизни людей, недопустимо ни при каких условиях принудительное лишение жизни человека. Право на жизнь охраняется уголовным законом. Лишение жизни умышленно (ст. 105 УК РФ) или по неосторожности (ст. 109 УК РФ) признается в качестве тяжких преступлений и карается весьма строго. К числу наиболее важных личных прав человека следует также относить право на охрану государством достоинства личности, которое закреплено в ст. 21 Конституции РФ. Конституция РФ также не определяет понятие достоинства личности. В литературе под достоинством человека понимается социально-этическая ценность, выраженная оценкой человеком своей общественной значимости14. Достоинство – это всегда внутренняя самооценка человеком своей значимости. Лишить человека достоинства – значит признать, что он ничего не значит для окружающих, понизить его самооценку. Важно обратить внимание на то, в Конституции РФ предусмотрена норма о том, что ни один человек не может быть подвергнут пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С людьми без получения их добровольного согласия запрещено проводить научные, медицинские или иные опыты или эксперименты. Содержание данного права предполагает определенный эталон поведения со стороны органов государственный власти и должностных лиц к человеку. Этот эталон поведения означает не только внимательное отношение к правам и законным интересам человека, но и определенные этические нормы поведения должностных лиц публичных органов власти, внимательное и бережное отношение к проблемам человека, уважение лиц преклонного возраста, инвалидов и участников ВОВ. В обществе должна быть сформирована уважительная культура, где во главу угла ставятся не интересы общества ли государства, а частные интересы. Между тем, и политическая и правовая культура пока еще далеки от того, чтобы принцип уважения достоинства человека не нарушался и был практически воплощен в жизнь. Вопрос о том, нужно ли повиноваться закону, вытекает из качества самого закона. Нужно ли повиноваться закону, который допускает аморальные поступки, например, доносительство на других или отступничество от своих взглядов во имя спасения своей жизни? Неправовой закон уже дискредитирует себя тем, что требует повиновения, посягая на те ценности, которые закреплены моралью, взращены поколениями и сами по себе неоспоримы (например, право на жизнь, - если ты не донес на «врага», ты изменил Родине и должен быть уничтожен как «враг народа»). Действительно, такому закону сложно противодействовать, но достаточно вспомнить Билль о правах США, где провозглашено право народа на сопротивление произволу. Иными словами, вопрос повиновения закону лежит в оценочной плоскости: прежде чем повиноваться ему, нужно знать, какой это закон с позиции общечеловеческих ценностей, является ли он правовым или неправовым, насколько он качественен и отвечает интересам личности и общества. Статьей 22 Конституции РФ закреплено группа на неприкосновенность личности. Как и право на жизнь, данное конституционное личное право является важнейшим в системе прав и свобод. От соблюдения данного права во многом зависит степень гарантированности защиты личности в государстве и уровень развития прав и свобод. Впервые в Конституции РФ закрепляется право человека на защиту чести и доброго имени (ст. 23). Конституция РФ, ни другие законы не определяют понятия чести и доброго имени. Статьей 24 Конституции РФ закрепляется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В системе личных прав граждан важное место принцип праву, гарантирующему каждому неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Данное право означает, что никто не вправе без законного основания войти в жилое помещение и оставаться в нем против воли проживающих там лиц. В законе предусмотрены исключительные случаи, при наступлении допускается проникновение в жилые помещения против воли проживающих в нем лиц, а также установлен круг уполномоченных лиц, которым разрешено проникать в жилые помещения. В частности, такие случаи предусмотрены Федеральным законом «О полиции»15. Тем самым, можно утверждать, что право на неприкосновенность жилища не является абсолютным и имеет существенные ограничения. Однако такие ограничения направлены на защиту прав и свобод других лиц. В настоящее время имеет актуальность охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в связи с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей, электронной связи. На сегодняшний день это является острой проблемой и не имеет должной защиты, и правомерности, все чаще поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете. Каждый гражданин вправе указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ). В России отрицается правовой смысл обязательности национального признака, при этом, каждый вправе самостоятельно решать, к какой национальной группе он принадлежит. К числу важных правовых гарантий равноправия независимо от национальности выступает конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции РФ). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. К числу важных прав выступает право на свободу передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ устанавливается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ранее действовавшее законодательство предусматривало систему прописки, т.е. для каждого гражданина необходимым условием его правоспособности выступала регистрация по определенному месту жительства. Таким образом, российская конституция 1993 года имеет большое значение для становления России демократического и правового государства. Между тем, на практике наблюдается значительный разрыв между конституционной нормой, закрепленными правами человека и практикой их исполнения. В этой связи будет не лишним рассмотреть отдельные проблемы конституционного развития на современном этапе конституционного развития России. |