История искусств. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества
Скачать 306 Kb.
|
43. Русское искусство 15 -17 веков. 44. Формирование светского искусства в России 18 века. Роль Петра I в его становлении XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и были учителями русских людей. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н.Жилле ,заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы 45. Развитие портрета в русском искусстве 18 века. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту. Модели, изображённые на таких портретах, воплощают практически иконное индифферентное предстояние. Собственно отечественная школа (Иван Никитин, Алексей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная «парсуна», парадный императорский портрет или изображения людей, так или иначе близких к верховной власти. Лишь с середины XVIII столетия портрет «опускается» в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры». Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций - в области живописи представлена именами И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова, И.П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью в позировании модели. Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретаво. второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, создававшие блестящую галерею портретов современников, произведения, воспевающие красоту и благородство устремлений человека. 46. Русское искусство первой половины 19 века. Синтезирующий характер его развития. На первую половину ХIХ века в России пришлось бурное развитие живописи. На первый план вышли сразу несколько направлений. Прежде всего, это был классицизм. Он укрепился в русской живописи в XVIII в., а начале XIX в. получил свое выражение в произведениях, созданных в рамках художественной школы академизма, которую Академией художеств провозгласила как единственно существующую. Опираясь на классические формы, академизм утверждал их как художественный закон. Это было своего рода «официальное» направление в русском искусстве, развитое в работах Ф.А. Бруни, И.П. Мартоса, Ф.И.Толстого. Начало XIX в. в русской живописи стало временем появления такого направления, как романтизм. Существовало три формы воплощения принципов романтизма на живописных полотнах: рисование с натуры городских пейзажей, изображение итальянской природы, изображение российской природы. Красота южных итальянских пейзажей воплотилась в картинах С. Щедрина, М. Лебедева. С 40-х годов XIX в. в русской живописи зарождается реализм, основоположником которого стал В.П. Федотов. Именно во второй период появились творения А. Саврасова, Ф. Васильева, А. Куинджи, И.Шишкина, М. Клодта, А. Киселева, И. Остроухова, С. Светославского и др. 47. Развитие реалистического стиля в творчестве русских мастеров первой половины и середины 19 века. С 40-х годов XIX в. в русской живописи зарождается реализм, основоположником которого стал В.П. Федотов. Русский реалистический пейзаж прошел в своем развитии несколько этапов. Первый начался в 1851 году, когда на ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния появились пейзажи Солова, картин Саврасова и Аммона. Кроме них, активно начинают выставляться Герц, Бочаров, Дубровин и др. Среди достижений первого периода следует упомянуть картины Саврасова «Пейзаж с рыбаком» и «Уборка хлеба». В 60-е годы начался второй период формирования реалистической пейзажной живописи. Он характеризовался тем, что ряды художников, которые предметом изображения на своих картинах видели родную природу, становились значительно шире, а заинтересованность реалистическим искусством все росла. Именно во второй период появились творения А. Саврасова, Ф. Васильева, А. Куинджи, И.Шишкина, М. Клодта, А. Киселева, И. Остроухова, С. Светославского и др. Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников. 48. Пейзажная живопись в русском искусстве 19 века. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Изначально причиной их бунта против академических правил с их требованиями преклонения перед античным искусством и традициями было желание писать «живую» жизнь, без напыщенности и декоративности произведений предшественников. Крамской был главой передвижничества. Такие художники как Саврасов («Грачи прилетели»), Шишкин («над вечным покоем», «Корабельная роща», «Владимирка», «Рожь»), Левитан («Волга», «Март», «Золотая осень») и многие другие создали поистине шедевры пейзажного искусства 18 века. 49. Русское искусство второй половины 19 века. Многообразие видов и жанров. Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни. Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Жанры искусства того времени многообразны. Батальная живопись наиболее ярко выражена в живописи Верещагина («Апофеоз войны»), он показывал оборотную сторону войны. Вместе с тем он обрисовал и прекрасные свойства простых русских людей, проявляющиеся на войне, — беззаветную храбрость, готовность к самопожертвованию, солдатскую дружбу, душевную красоту этих незаметных, ничем не вознаграждаемых героев. Следующий шаг сделал Н. Н. Ге. Его картина «Петр I и Алексей» (1871) совмещает документальную историческую точность с углубленным психологизмом, с идейной насыщенностью. В образе Петра воплощена идея патриотизма, жертвующего всем личным во имя блага родины. В произведениях В. Васнецова мы не найдем исторических событий в строгом смысле этого слова. Он черпал свои сюжеты из русского народного эпоса, из былин и сказок. В его картинах то же переплетение вымысла и реальности, элементов фантастических и доподлинно исторических, наивности и мудрости, которое придает необычайное очарование произведениям народного творчества. В отличие от В. Васнецова Суриков обращается к реальным историческим событиям. Суриков — один из величайших живописцев нового времени. Он велик глубиною постижения исторических судеб русского народа, мощью художественного воплощения своих поистине эпических замыслов. 50. Возникновение Товарищества передвижных выставок. Его характеристика. Представители. Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. 51. Яркие представители русского искусства рубежа 19-20 вв. М.А. Врубель, В.А.Серова, И.Е.Репин. Михаил Врубель –(17 марта 1856 -14 апреля 1910)- живописец, иконописец, мастер ДПИ. Для живописи Врубеля в целом характерен обостренный интерес к внутренней духовной сущности человека. Создавал картины о слиянии мира человеческих чувств и мира природы (К ночи, Сирень, 1900). Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием. Образ Демона явился главной темой творчества Врубеля-живописца. В картинах Демон сидящий (1890) и Демон поверженный (1902) выразительно показана трагическая, отвергнутая, мятущаяся личность. В 1884 — 89 расписывал Кирилловскую церковь в Киеве, работал над эскизами росписей Владимирского собора, написал ряд икон (“Св. Афанасий”, Богоматерь с младенцем, “Сошествие Св. Духа” и др.). В иконописи Врубеля соединялись византийская декоративность и экспрессия с романтическими и символическими чертами.Участник Мамонтовского кружка. С 1898 Врубель участвовал в выставках художественного объединения Мир искусства. Им выполнено керамическое панно “Принцесса Греза” на фасаде гостиницы “Метрополь” в Москве. Конец жизни Врубеля был омрачен душевной болезнью и слепотой. В. А. Серов (19.01.1865 - 05.12.1911)- художник-портретист, вошел в искусство сразу как сложившийся мастер. Две работы, показанные на выставке в 1888 г., - "Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой)" (1887) и "Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович)" (1888) - имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве. Творчество Серова было многообразно, и во всем он проявлял себя как истинный мастер. Диапазон его возможностей был широк - от уникальной техники рисования углем (портрет Ф.И. Шаляпина, 1995г.), до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом (зарисовки с В.И. Качалова, 1908г. и Т.П. Карсавиной, 1909г.) С 1895г. до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И.А. Крылова. Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для "Русских сезонов" подлинный шедевр - лист с изображением танцующей А.П. Павловой. Создал прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова "Юдифь" (1907) в Мариинском театре, к балету "Шехерезада" (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для "Русских сезонов" в Париже. Серов обращался в живописи к историческим темам (картина "Петр I" 1907г. ) и античной мифологии (картины "Одиссей и Навзикая" и "Похищение Европы", обе 1910г.). Являлся непревзойденным портретистом своего времени и оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлевшую людей разного возраста, пола и состояния. Умер 22 ноября 1911г. в Москве от сердечного приступа. Илья Ефимович Репин (1844–1930). В его искусстве отразилась история России за десятилетия. Он написал десятки картин, сотни портретов, сделал тысячи рисунков, множество подготовительных этюдов. В годы учебы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. В. Стасов. За программную работу "Воскрешение дочери Иаира" в академии художеств Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование. После возвращения из Парижа за картину «Садко» в 1876 г. Репин получил звание академика. В 1876 примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Над чем бы ни работал Репин - сказочный "Садко в подводном царстве", революционный "Арест пропагандиста", исторический "Иван Грозный и сын его Иван", психологические портреты "Протодьякон", "Мусоргский", - его творчество глубоко социально. Репину всегда были интересны крайние эмоциональные переживания человека: горе, радость, удивление. Великого русского живописца Илью Репина связывало долгое, тридцатилетнее, знакомство с Л. Н. Толстым. Художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя и скульптурный портрет. Творчество Репина — одна из вершин русского демократического искусства. 52. Творческие группировки рубежа начала 20 века: “Мир искусства”, “Голубая роза”, “Бубновый валет”. «Мир искусства» - (1898 -1910) объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В 1898 г. в музее училища барона Штиглица усилиями С.ДЯГИЛЕВА была организована первая художественная выставка "Русских и финляндских художников", в том же 1898 г. возник и журнал "Мир искусства". Главную роль в объединении играли А.БЕНУА (художник, историк искусства, критик, идеолог и теоретик "Мира искусства") и С.ДЯГИЛЕВ (одаренный музыкант, крупнейший художественный деятель и талантливейший организатор). Знаменитые «ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ» одна из ярчайших страниц русского искусства ХХ века. Лозунгом "мирискусников" было "искусство для искусства", в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных обоснованиях. Кумирами мирискусников были: Вагнер и Достоевский, Ибсен и Чайковский, Глинка, Шопен, Бизе. Они ценили прозу немецких романтиков и боготворили Пушкина. Они были апологетами русского европеизма. В их среде процветал культ Петра I - основоположника новой европеизированной русской культуры. Культ Петербурга - как средоточия этой культуры. Культ Пушкина - как самого значительного и типичного выразителя всего "петербургского периода" русской истории. С точки зрения художественного метода мирискуссники были больше синтетики, чем аналитики, живописцы. Отсюда рассудочность, ирония, игра, декоративизм. Рисунок, живопись, подчинялись декоративно-графическому началу. Это объясняет и тяготение к синтезу различных видов и жанров искусства: соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или исторического этюда"; включение живописи, скульптуры, рельефа в архитектуру, стремление использовать новые материалы, "выход" в книжную графику и музыкальный театр. |