Главная страница
Навигация по странице:

  • "Бубновый валет" (1910-1916)

  • 53. Соцреализм в отечественном искусстве 30 – 50-х гг. 20 века

  • Программа соцреализма

  • 54. Многообразие в развитии отечественного искусства второй половины 20 века.

  • История искусств. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества


    Скачать 306 Kb.
    НазваниеОсобенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества
    АнкорИстория искусств.doc
    Дата23.03.2018
    Размер306 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипДокументы
    #17084
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    "Голубая роза"- Первая группировка, от которой начинается отсчет новых направлений в русской живописи нач. XX в.. Под этим названием в 1907 г. в Москве была открыта выставка, в которой приняли участие Н.П.Крымов, П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин и др., всего 16 художников. Среди них были те, кому предстояло сыграть значительную роль в развитии русской живописи - Кузнецов, Сарьян, Сапунов. Для работ членов "Голубой розы" характерны плоскостность и декоративность стилизации форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания. "Голубая роза" была наиболее близка поэтике символизма. Правда поэты-символисты (Брюсов, Блок, Белый, Иванов), в отличии от художников, создали свою теорию символизма. Основой близости поэтике символизма художников "Голубой розы" была установка на трансформацию, пересоздание образов действительности.

    Театр явился той почвой, где живопись "Голубой розы" и поэтический символизм встретились непосредственно. Н.С.Сапунов, С.Судейкин – первые оформители символических драм М.Метерлинка, Ибсена, Блока. Путь "голуборозовцев" не был путем отказа от прежней живописной системы, это было логическое развитие и совершенствование.

    "Бубновый валет" (1910-1916) - объединение московских художников.

    Ядро объединения составляли: М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, П.П. Кончаловский, И.И.Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В.Куприн и др. Шумная, окруженная ореолом скандала деятельность "Бубнового валета" окрашена духом эпатирования буржуа. Художники этого объединения имели свой устав, выставки, сборники статей. Импрессионизм был исходной точкой и творческим методом, в преодолении которого художники "Бубнового валета" видели свою первоочередную задачу. Они выработали новую, "антипсихологическую" систему живописи: утверждение предмета и предметности. Натюрморт в их творчестве занимает ведущее место (И.Машков "Синие сливы", 1910). Бубнововалетовцы искали вдохновения в фольклоре, в народной игрушке, в детском рисунке, в лубке, в ремесленном примитиве вывесок с кренделями, сахарными головками и бутафорскими дынями. Стиль живописи "Бубнового валета" критика часто определяла как "стиль вывески" и отмечала их связь с сезаннизмом. Кубизм и футуризм также оказал влияние на живопись "Бубнового валета". Основной прием футуризма - "монтаж" предмета на плоскости путем совмещения в одновременном изображении "видов", использовал в своем творчестве А.Лентулов ("Василий Блаженный", 1913). Для творчества лидера "Бубнового валета" М.Ларионова были типичны примитив, стилистика вывески, лубка, народной игрушки, детского рисунка ("Осень счастливая", 1912). В 1912 г., протестуя против "сезаннизма", из объедиения "Бубновый валет" вышли М.Ларионов и Н.Гончарова. Они организовали выставки "Ослинный хвост" и "Мишень". Вскоре за ними последовали Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Фальк. В 1916 году объединение фактически перестало существовать

    53. Соцреализм в отечественном искусстве 30 – 50-х гг. 20 века

    Соцреализм - основное художественное направление, господствовавшее в СССР в 1930-х - 1950-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Эта программа отвергала такие важные этапы национального наследия, как религиозное искусство средних веков и авангардное искусство XX в. Были разработаны основные принципы соцреализма: правдивое изображение действительности в ее, революционном развитии, сочетание исторической конкретности образов с их героикой и романтикой.

    Программа соцреализмабыла основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Предполагалась жёсткая цензура искусства сверху. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало драматическую ломку одних мастеров и опалу других. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жесткую эпоху создать значительные произведения, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

    54. Многообразие в развитии отечественного искусства второй половины 20 века.

    В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и к 50-м гг. в области изобразительного искусства утвердилась жёсткая учебно-производственная система.

    В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для мастеров «сурового стиля» стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. В «Наших буднях» (I960 г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930—1998) и «Плотогонах» (1961 г.) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929 г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру.

    В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной культуры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали «шестидесятниками») — формировалась мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен «шестидесятничества» проявился в «неформальной» деятельности: «самиздате», авторской песне, полуофициальных выставках и т. п.

    Важным источником художественной информации стали выставки современного западного искусства, проведённые в Москве в конце 50-х — начале 60-х гг. в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957 г.) и после него. Для многих «неформалов» он послужил началом карьеры на Западе. Спустя некоторое время после выставки «нонконформисты» ушли «в подполье»: они устраивали показы своих работ на частных квартирах, иногда в клубах и кафе, а также в научно-исследовательских институтах. Некоторые художники нашли покровителей и покупателей в среде научно-технической интеллигенции.

    Следующим крупным выступлением «нонконформистов» стала выставка на пустыре в московском районе Беляево (1974 г.), которую городские власти в присутствии иностранных журналистов разогнали с помощью бульдозеров (она вошла в историю как «Бульдозерная выставка»). Событие получило международную огласку, и спустя две недели уже с разрешения властей в Измайлове состоялась новая выставка на открытом воздухе. С тех пор в официальных экспозициях, в частности на выставках, проходивших в Москве с 1974 г. до середины 80-х гг., допускалось большее разнообразие тем, традиций, манер исполнения.

    В 70—80-х гг. среди «нонконформистов» всё более популярными становились формы авангардного искусства, такие, как акции, хэппенинги, перформансы. Здесь художник представлял не какую-либо работу, а самого себя как носителя идеи. Произведения стали частью (реквизитом) театрализованного действа или иллюстрацией к художественной программе.

    В 80—90-х гг. русское искусство развивалось параллельно западному. Возникли частные галереи, поддерживающие «нетрадиционные» формы искусства.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта