Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Скульптурный портрет в искусстве Древнего Египта, его связь с заупокойным культом. Рост реалистических тенденций в искусстве Египта периода Среднего царства.

  • 4. Рельефная пластика и живопись в искусстве Древнего Египта. Каноничность, особенности композиции.

  • 5. Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики.

  • 6. Эгейское искусство. Особенности развития. Отличие искусства Среднеминойского и позднеминойского периодов.

  • 7. Искусство Древней Греции. Хронология развития. Формирование классического стиля в греческом искусстве.

  • 9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.

  • 10. Искусство этрусков и его роль в становлении древнеримского искусства.

  • В хронологии

  • )империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

  • 12)Особенности развития скульптурного портрет в древнеримском искусстве

  • Общие тенденции скульптурного римского портрета

  • Изобразительное искусство

  • 15) Формирование реалистических тенденций в готическом искусстве. Синтез искусств в готическом соборе.

  • 16.) Общая характеристика искусства Возрождения

  • 17)Истоки проторенессанса и его значение в формировании культуры Возрождения в Италии. Джотто и Н.Пизано как реформаторы итальянского искусства.

  • История искусств. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества


    Скачать 306 Kb.
    НазваниеОсобенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества
    АнкорИстория искусств.doc
    Дата23.03.2018
    Размер306 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипДокументы
    #17084
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества

    Древний Египет – одно из древнейших царств мира, жесткое централизованное государство, ирригационного типа. История египетского искусства, включает в себя следующие периоды:

    – Додинастический период – 4 тыс. до н.э.; Раннее Царство- 30-28 вв. до н.э.: Древнее Царство – 28-23 в.в. до н.э.; Среднее царство – 21-18 в.в. до н.э.; Новое царство - 16- 11 в. до н.э.; Позднее время – 11в. – 332 г. до н.э.

    1. Особенности культуры Древнеегипетского рабовладельческого общества связаны, прежде всего, с сакрализацией власти. Египтяне всю свою жизнь организовывали вокруг божественной фигуры царя. Именно с ним соотносили свои деяния и помыслы, в нем видели источник благодеяний и бедствий. Царь центрировал тот мир, в котором жили древневосточные люди, определяя собой систему координат их мировоззрения.

    2. Особенностями культуры египтян были: мифологичность, устойчивость, традиционность, мпанеподвижность, канонизированность. Мифологичность древнеегипетского человека заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле давно установлены богами. Точное и педантичное следование традиции, ритуалу, канону и вообще любому правилу пронизывали все сферы жизни древнего египтянина.

    3. Культура Египта во многом была посвящена культу смерти. Смерть представлялась египтянину злом и ненормальностью, нарушением естественного течения событий. Надежда на заупокойную вечную жизнь породила специфический заупокойный культ. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление традиции бальзамирования). Если собрать воедино все аспекты жизни древнего египтянина, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь.

    4. Наука была привилегией незначительного меньшинства (чаще всего жреческого сословия).

    5. Искусство отличалось монументальностью, грандиозностью, огромными размерами и строгому следованию художественным канонам.

    6. Основные символы египетской культуры – сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (египетский крест с петлей, «ключ Нила»).

    7. Развитие искусства находилось под огромным влиянием религиозных культов пантеона, фараона и заупокойного культа и носило символическую направленность. В связи с этим оно подчинялось строго установленным канонам и стереотипам выражения, которые не подлежали изменениям.

    2 Особенности религиозной реформы Эхнатона и ее отражение в амарнском искусстве.Годы правления Эхнатона сопровождались ломкой старых канонов искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятный климат для развития искусств совершенно оригинального стиля, сочетавшего динамику, гибкость линий и чувственность, что совершенно не совпадало с предыдущим монументальным каноном.Этот период получил название «Амарнского». Амарнское искусство характерно прежде всего реалистичными изображениями не только фауны и флоры Египта того времени, но и правящих особ. Изображения фараона и его семейства по-прежнему крупнее, но они уже не идеализированы. Эхнатон имеет женоподобную фигуру, деформированный череп, чрезмерно тяжелую нижнюю челюсть, несоразмерно большую голову, отвисший одутловатый живот. Однако, идентифицированные в 2010 г. останки Эхнатона не содержат указанных деформаций. Правитель предстает не в образе воина-завоевателя или укротителя диких зверей, но отцом, мужем. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей. Излюбленной темой изображений на рельефах и стелах в храмах и гробницах Ахетатона стал повседневный быт царя и его семьи. Впервые в египетском искусстве появляются светские образы царя и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Амарнскому искусству свойственна чрезмерная реалистичность, временами переходящая в натурализм. Ярчайшим примером искусства амарнского периода считаются скульптурные изображения царицы Нефертити, обычно приписываемые царскому скульптору по имени Тутмос Младший, черепок с именем которого был найден в куче строительного мусора в его мастерской в Ахетатоне.Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго(ок. 20л.),как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян нечистым, проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни
    3. Скульптурный портрет в искусстве Древнего Египта, его связь с заупокойным культом. Рост реалистических тенденций в искусстве Египта периода Среднего царства.

    Искусство и культура Древнего Египта были наиболее передовыми и наиболее совершенными среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествленных при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды. Человеческие фигуры, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Египтяне верили, что душа в любой момент должна вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

    Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства. Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий. Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

    4. Рельефная пластика и живопись в искусстве Древнего Египта. Каноничность, особенности композиции.

    Величественное впечатление производит и скульптура Древнего Египта, имевшая так же ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной загробной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни. В отдельном помещении гробницы находился саркофаг с телом. Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, т. е. достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону – своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развёрнуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти. Определённой должна была быть и поза: стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклоненные; чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка деталей. Главная задача скульптора – портретное сходство. Лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям.Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры были темно-коричневого цвета, женские – жёлтого. Волосы всегда были чёрными, одежда – белой. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень (гранит, базальт, песчаник, известняк).Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом Сфинксе – знаменитом страже пирамид в Гизе. Внутренние и внешние стены заупокойных храмов , обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями.Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго соотношении с общим архитектурным ансамблем. Уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом. В цветовой гамме преобладало несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, при этом они отличались многообразием оттенков. Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили развитие в рельефах и фресках многих народов мира.

    5. Искусство Двуречья, хронология его развития, особенности скульптурной пластики.

    Количество храмовой скульптуры Двуречья возрастает в первой половине III тыс. до н.эПамятники представляют собой небольшие, размером до 35—40 см, статуэтки, выполненные из мягких пород камня (известняка, песчаника, местного алебастра). Стилистически их можно разделить на две большие группы — северную и южную. Северную группу отличают более вытянутые, стройные пропорции и несколько более тщательная, чем на юге, обработка. Обе группы объединяются, однако, общей тенденцией к отказу от правильной передачи пропорций человеческого тела, к искажению и гипертрофии отдельных черт человеческого или антропоморфного божественного облика, при определенной функциональной выразительности всей фигурки в целом. Магических требований сходства скульптурного изображения с оригиналом не было; передача внутреннего состояния оказалась важнее передачи формы, и форма разрабатывалась лишь в той мере, в какой отвечала этой внутренней задаче. Поэтому антропоморфное божество, наделенное сверхъестественными свойствами, отнюдь не воплощалось в облике телесно гармоническом и совершенном. При этом, несмотря на общие идеологические требования, которые выдвигались перед искусством развивающимся институтом жрецов, вплоть до конца III тыс. до н.э. единый канон так и не был выработан, хотя некоторые общие правила и существовали: брови и глаза почти всегда инкрустированы, борода и прически передаются при помощи незначительно варьирующихся, но в общем однообразных приемов, подчеркиваются глаза и уши. Но в этих пределах позы, одежда, детали узоров в глиптике бесконечно разнообразны и не унифицированы. Совершенно другую картину мы наблюдаем в тех случаях, когда искусство оказывается более свободным от идеологической нагрузки. Примером может служить прекрасная скульптурная голова бычка с инкрустированными глазами, по которой видно, что в изображении животных шумерские мастера точны и наблюдательны.

    6. Эгейское искусство. Особенности развития. Отличие искусства Среднеминойского и позднеминойского периодов.

    В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Начало культуры на Крите восходит к неолиту. К предистории эгейской культуры относятся и раскопанные еще Шлиманом в 1871 г. наиболее древние «догомеровские» города из двенадцати последовательно существовавших на Гиссарлыкском холме городов, так называемые первая и вторая Троя, датируемые 3 тысячелетием до н.э. В своем развитии эгейская культура дошла до сложения раннерабовладельческого общества. Быстрее всего это развитие шло на Крите. Около середины 18 в. до н.э. на Крите произошла какая-то катастрофа, характер которой до сих пор не ясен. Некоторые исследователи объясняют ее сильным землетрясением, другие — военным нашествием, подобным нашествию гиксосов в Египте, третьи считают причиной катастрофы какое-то крупное социальное потрясение. Но эгейская культура не была уничтожена; напротив,с начала 17 в. до н.э. начался новый ее расцвет, сопровождавшийся расцветом искусства. Наступил период могущества Крита, сильной морской державы, получившей господство в восточной части Средиземного моря. Во время этого расцвета (по Эвансу - в конце среднеминойского периода и начале позднеминойского) искусство Крита создавало многочисленные произведения высокого художественного достоинства: необычайно своеобразную архитектуру, очень динамическую, исполненную живописными и световыми эффектами; декоративную живопись, яркую и красочную, поражающую смелостью рисунка и разнообразием сюжетов, а иногда и реалистической наблюдательностью; керамику, украшенную с исключительным богатством фантАзии; изощренно нарядную мелкую пластику и резные камни. Искусство Крита, расцвет которого совпадает с утверждением и высоким подъемом Нового царства в Египте, в целом близко к искусству стран Древнего Востока; однако в нем нет монументальности, нет строгого, спокойного ритма и симметрии.

    7. Искусство Древней Греции. Хронология развития. Формирование классического стиля в греческом искусстве.

    Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков.

    • Эгейский период (III—II тыс. до н. э.)

    • Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

    • Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

    • Классический период (V—IV вв. до н. э.)Переход от архаики к классике ( VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

    • Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.)



    8.Греческое искусство высокой классики. Ведущие мастера греческой пластики: Поликлет, Мирон, Фидий.Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.

    9. Искусство поздней классики и эллинизма в Древней Греции. Ведущие мастера греческой пластики: Скопас, Пракситель, Лисипп.

    В культуре поздней классики ясно распознаются новые веяния. Затушевывается гордая уверенность во всепокоряющей мощи человека, возникают раздумья, рождающие либо беспокойство, либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Скопас, Пракситель и Лисипп – величайшие греческие ваятели поздней классики. По влиянию, которое они оказали на все последующее развитие античного искусства, творчество этих трех гениев может сравниться со скульптурами Парфенона. Каждый из них выразил свое личное яркое индивидуальное мироощущение, свой идеал красоты. Причем в творчестве каждого это личное созвучно эпохе, воплощая те чувства, те вожделения современников, которые наиболее полно отвечали его собственным.Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Его статуя под названием "Менада" или "Вакханка" дошедшая в небольшой поврежденной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Влияние искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики можно сравнить лишь с воздействием гения его современника - Праксителя. Последний в своём творчестве обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости и безмятежной созерцательности.С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе "Гермес с младенцем Дионисом" (около ЗЗ0 г.).Воздействие искусства Праксителя проявилось в дальнейшем в многочисленных произведениях так называемой парковой скульптуры эпохи эллинизма, а также в мелкой пластике, в частности, в замечательных терракотовых статуэтках из Танагры конца IV в. Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний, пожалуй, большой мастер периода поздней классики. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний. Своё понимание образа человека Лисипп воплотил в статуе под названием "Апоксиомен.. Лисиппу хорошо удалось показать состояние человеческой усталости.
    10. Искусство этрусков и его роль в становлении древнеримского искусства.

    В своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусство.В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений. Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.). Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен. Декоративная скульптура храмов конца IV – III в. до н. э. несла на себе следы нового художественного стиля.
    11) . Искусство Древнего Рима, хронология его развития, виды искусства.

    Виды искусства: Скульптура Римляне охотно копировали с греческие традиции в скульптуре. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создания индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека.Древнеримская живопись Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также пейзажные зарисовки.

    В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

    1)эпоха царей (монархия)— 753 — 509 гг. до н. э.; Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. 2)республика — 509 — 29 гг. до н. э.;

    Рим эпохи Республики.

    Этруски не только построили храм Юпитера, Юноны и Миневры на Капитолии и отлили статую волчицы, но и распланировали город Рим , его архитектуру и скульптуру. Сами римляне по-настоящему занялись искусством лишь в конце периода существования Республики. До этого Рим сотрясали беспрерывные войны, которые не способствовали развитию культуры. Рим завоёвывал земли своих ближних, а затем и дальних соседей. Внутри государства также не утихали распри: плебеи боролись за равные права с патрициями, а италийские города (муниципии) - за равенство с гражданами Рима. Существующая политическая обстановка не располагала к строительству храмов созданию статуй и картин. Только в конце IV века до н.э. началось возведение оборонительных сооружений, мостов, водопроводов. Вероятно, римляне воспользовались опытом этрусков, во всяком случае, они проявили себя высококвалифицированными инженерами. Об этом свидетельствуют тщательно вымощенная Аппиевая дорога с пышными гробницами по обочинам и знаменитая стена Сервия Туллия.

    Возможно, именно этруски научили римлян сооружать мосты лепить скульптуры и писать картины в эпоху республики. Прекрасно сохранились созданные в эту эпоху мосты Фабриция и Цестия. Круглые пролёты моста, отраженные в воде, создавали впечатление храмового фасада со щитами в интерколумниях, напоминая этрусскую арку Августа.

    3)империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э. Римское государство превращается в огромную Римскую империю, процветающую империю. сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Так же процветала настенная живопись и особенно скульптура.

    12)Особенности развития скульптурного портрет в древнеримском искусстве

    Появление римского скульптурного портрета как художественного явления Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э.Общие тенденции скульптурного римского портрета

    Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род- бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях ит.п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I-IVвв. н.э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах- специфическую духовность

    · Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

    · Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

    13) Формирование византийского искусства. Культовый характер, особенности живописной системы в византийском искусстве.

    Формирование византийского искусства: Византийская художественная система формировалась на основе всей совокупности духовной культуры. Наследует достижения античного искусства Греции и Рима и поздний этап развития искусства Востока.

    Архитектура: Византия уже в ранний период своего расцвета следовала этой доктрине. В византийской художественной системе новое мировоззрение нашло блестящее выражение в архитектуре. И прежде всего -- в создании соборов. Изобразительное искусство- представлено, прежде всего, монументальной живописью. Иконопись: Как предмет культа икона получила особое значение у восточных (православных) христиан. Скульптура- то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью

    Живопись Византии имела свой оригинальный стиль, который постепенно складывавшись из позднеантичного и раннехристианского искусства носителем которого были самые разнообразные этнические группы с греками, римлянами, сирийцами, семитами и т.д. этот стиль в основном выражался в иконописи и церковных фресок.

    14.) Романское искусство и его особенности

    Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 —12 веков.

    Романское искусство не исключало разнообразия и обилия местных школ, что свидетельствовало о возможности различных исканий в пределах одного стиля.

    Романское искусство было преимущественно религиозным. И создавалось в монастырях. Ведущим видом романского искусства была архитектура а все виды искусства (живопись, скульптура и т. п.) подчинялись архитектуре. Для архитектуры романского стиля характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

    15) Формирование реалистических тенденций в готическом искусстве. Синтез искусств в готическом соборе.

    Колыбелью готического искусства была Франция провинция Иль Де Франц. Переход искусства Франции к готическому этапу был связан с общим ростом производительных сил, совершенствованием земледелия и в особенности с ростом городов, т. е. с развитием в рамках феодального общества ремесел и торгового обмена.( Франции вступили в пору своего расцвета.)

    Сиетез Исключительно широко и глубоко разрабатывались в западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Образы величавой, полной драматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.

    Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

    16.) Общая характеристика искусства Возрождения

    Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

    Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

    Художники Возрождения, рисуя картины традиционной рилигиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

    Архитектура. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского  искусства.

    17)Истоки проторенессанса и его значение в формировании культуры

    Возрождения в Италии. Джотто и Н.Пизано как реформаторы итальянского искусства.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта