Главная страница
Навигация по странице:


  • Для архитектуры

  • Скульптура раннего возрождения в Италии

  • 19. Формирование новых принципов в живописи раннего Возрождения в Италии.

  • 20. Характеристика искусства Высокого Возрождения в Италии. Ведущие мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буонаротти, Тициана.

  • 21. Позднее Возрождение в Италии. Формирование маньеризма. Венецианская живописная школа.

  • 22. Искусство Северного Возрождения и его отличие от итальянского. Характерные черты.

  • 23. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.

  • 24. Искусство немецкого Возрождения. Противоречивый характер искусства, ведущие представители.

  • 25. Формирование художественных стилей в искусстве Италии 17 века. Караваджизм и его влияние на европейскую живопись 17 века.

  • 26. Искусство Фландрии в 17 веке. Фламандское барокко и его представители.

  • История искусств. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества


    Скачать 306 Kb.
    НазваниеОсобенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества
    АнкорИстория искусств.doc
    Дата23.03.2018
    Размер306 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипДокументы
    #17084
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Возникновение и характерные черты

    Этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу приходящийся на 1200-е ,1300-е годы. Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождение.
    Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрожденя).

    Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11-13 вв. в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную Романскому стилю.

    Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие..Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства..Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: 

    Джотто, будучи реформатором итальянской живописи, распахнул новый этап в её истории для всей Европы, что и послужило предшествующим шагом искусства Возрождения, преодолевая средневековые итало-византийские традиции.

    Никколо стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. И все же реформы Никколо значимы в его скульптуре и в скульптуре его школы.

    18) Ранний ренессанс в Италии. Скульптура раннего Возрождения в Италии

    Ранний период носил переходный характер: еще полностью не изжиты были черты готики, ордера воспроизводятся без строгого пропорционального построения Большую роль играет орнаментация. Скульптура раннего возрождения в Италии Из эпохи средневековья скульптура начала обратно возвращать свою независимость от архитектуры. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. В скульптуре начали появляется живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, изменяется характер декоративного рельефа.

    19. Формирование новых принципов в живописи раннего Возрождения в Италии.

    Одним из первых отказался от «византийской манеры» и стал использовать во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Но картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто. Он стремился христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику изображением реального пространства и конкретных предметов. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Каждое отдельное лицо в Джотто выражает вполне определенные переживания, определенный характер.

    В эпоху раннего Возрождения в искусстве происходит освоение античного художественного наследия, формируются новые этические идеалы, художники обращаются к достижениям науки. Ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения играет Флоренция. Основоположником ренессансной живописи является Мазаччо.Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность. Но становление и эволюция живописного портрета, отражавшего интерес возрожденческой культуры к человеку, связаны с именами художников Умбрийской школы: Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо. Особняком в эпоху раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли. Созданные им образы одухотворены и поэтичны. Исследователи отмечают отвлеченность и утонченный интеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологических композиций с усложненным и зашифрованным содержанием («Весна», «Рождение Венеры»), Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие – землю
    20. Характеристика искусства Высокого Возрождения в Италии. Ведущие мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буонаротти, Тициана.

    Кульминацией в развитии идейно-художественных принципов итальянского Ренессанса становится Высокое Возрождение. Основоположником искусства Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи – великий художник и ученый. Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Он искал источники совершенных форм искусства в природе, но именно его Н. Бердяев считает ответственным за грядущий процесс машинизации и механизации человеческой жизни, который оторвал человека от природы.

    Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности. Но величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн. Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне), и драматизм исторических событий.

    Микеланджело – мастер, который соединял в своем искусстве прекрасную телесность с глубокой одухотворенностью образов, унаследованной от средневековой христианской культуры. Уже в раннем творчестве Микеланджело проявлялись его трагическое мироощущение («Распятие»), тончайший психологизм образов и техническая виртуозность («Оплакивание Христа» из собора Св. Петра). Создает Микеланджело и свою концепцию человеческой истории (живописный плафон Сикстинской капеллы)
    21. Позднее Возрождение в Италии. Формирование маньеризма. Венецианская живописная школа.

    Особое место в эпоху Высокого Возрождения занимает венецианская школа, в которой наслаждение жизнью и любовь к природе соединились с гуманистическим идеалом (творчество Джорджоне, Тициана). Позднее Возрождение и маньеризм отражают кризис ренессансных гуманистических идеалов. В этот период в творчестве Микеланджело отражается усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи, особенно «Ночь», «Страшный суд» и фрески капеллы Паолина). У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности (Веронезе), нарастают субъективизм и спиритуализм.

    Для маньеристов образ строится не на основе изучения натуры, как это было у художников Возрождения, а на их внутреннем чувстве. Маньеризм причудливо переплетает мистику и идеалы придворной культуры, он полон аллегорий и артистической пластики. В маньеризме происходит отрицание ренессансной традиции (Корреджо, Аманти и др.).

    Одновременно с кризисом возрожденческого искусства в Италии происходит его расцвет в Нидерландах и Германии.
    22. Искусство Северного Возрождения и его отличие от итальянского. Характерные черты.

    Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.

    Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):

    • развитие элементов светского гуманистического мировоззрения

    • развитие идей религиозного «обновления»

    Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей[1].

    Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

    Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
    23. Возрождение в Нидерландах, его особенности и представители.

    Живопись стала в Нидерландах единственной, кроме музыки, сферой культуры, которая дала в эпоху Возрождения памятники не только национального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии; в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии XVII в. 
    Основателем нового направления в живописи Нидерландов, которое на протяжении столетия осуществляло переход от готики к Ренессансу, все шире распространяя в среде художников свои завоевания, был Ян ван Эйк (1390—1441). Вместе со старшим братом Губертом он начал работу над грандиозным многостворчатым Гентским алтарем, предназначенным для городского собора, но после кончины брата, трудясь еще шесть лет, стал главным создателем этого шедевра, завершенного в 1432 г. Ян ван Эйк опирался на первый опыт правдивого изображения жизни в франко-фламандской миниатюре братьев Лимбург и в религиозной живописи своего старшего современника Робера Кампена. Образы десятков персонажей и отдельные сцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирной тонкостью, пронизаны благоговейным отношением к человеку и миру. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение. В портретах заказчиков-донаторов скрупулезная точность следования натуре сочетается у художника с остротой характеристики индивида. Эта линия искусства Яна ван Эйка была затем развита им в парном портрете итальянского купца Арнольфини с его женой, изображенных в комнате в момент бракосочетания, и в других работах. 
    Самым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден. Свои наблюдения натуры он применял для создания преимущественно драматических сцен, духовно напряженных образов. Его мастерская с большим числом учеников получала заказы из разных стран Европы, от Испании до Скандинавии. Новые творческие импульсы были даны искусству Нидерландов во второй половине XV в. экспрессивными образами религиозных композиций Гуго ван дер Гуса проникновенной поэзией пейзажа в фонах работ художника-монаха Геертгена из монастыря св. Янса лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга, который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев.
    В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характерней им выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт. Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнаженной натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии.

    24. Искусство немецкого Возрождения. Противоречивый характер искусства, ведущие представители.

    На рубеже XIV—XV вв. Германия была еще более раздроблена, чем в предыдущие периоды, что содействовало живучести в ней феодальных устоев.

    Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам, и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии: это Конрад Виц, Михаэль Пахер, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете. Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий равно как и скрупулезное выписывание главного и частного,— все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. «Углубленная религиозность» (термин Г. Вельфлина), которая привела немцев к Реформации, имела огромное влияние на искусство.

    В творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров: наблюдения над природой, человеком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в пространственной среде. По разносторонности, по масштабу дарования, по широте восприятия действительности Дюрер — типичный художник Высокого Возрождения. Он был и живописцем, и гравером, и математиком, и анатомом, и перспективистом, и инженером. Он ездил два раза в Италию, один раз — в Нидерланды, объездил свою родную страну. Его наследие составляют около 80 станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры, рукописные материалы. Дюрер был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен, аллегоричен.

    Почти совсем не занимался религиозной живописью Ганс Гольбейн Младший (1497—1543), меньше других немецких живописцев связанный со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колористическому решению.

    Продолжателем лучших дюреровских традиций в области пейзажа был художник так называемой дунайской школы Альбрехт Альтдорфер (1480—1538), мастер необычайно тонкий и лиричный, в творчестве которого пейзаж сложился как самостоятельный жанр. Последний художник немецкого Ренессанса Лукас Кранах (1472— 1553) близок Альтдорферу чувством природы, которая всегда присутствует в его религиозных картинах
    25. Формирование художественных стилей в искусстве Италии 17 века. Караваджизм и его влияние на европейскую живопись 17 века.

    В Италии, где в XVII веке окончательно восторжествовала католическая реакция, очень рано формируется, расцветает и становится господствующим направлением искусство барокко. Однако не живопись барокко, связанная в Италии главным образом с помпезными церковными росписями, равно как и не живопись так называемых болонских представляющая собой своеобразную, эклектическую в своей основе попытку создания классического стиля, определила наивысшие достижения итальянского искусства XVII века. Они связаны, прежде всего, с мощным реалистическим направлением, восходящим к творчеству Караваджо.

    Караваджизм  - направление в искусстве европейской живописи 17 века, которое было представлено последователями художника Караваджо. Особо этот стиль живописи проявил себя в Италии – Рим, Генуя, Неаполь. Наиболее сильно наследие Караваджо переняли такие художники, как: О. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. Некоторые художники Л. Спада, Б. Манфреди позаимствовали лишь поверхностные техники живописи этого стиля. Также среди последователей Караваджо такие мировые художники: в Голландии - Х.Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. Ван Бабюрен, во Фландрии - Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, в Испании - Х. Рибера, в Германии - А .Эльсхаймвр. Караваджизму характерны предметность изображения, энергия контрастов света и тени, монументализация жанровых сцен. П. П. Рубенс, Рембрандт также развивали идеи Караваджизма, но привнесли в него новое веяние.
    26. Искусство Фландрии в 17 веке. Фламандское барокко и его представители.

    В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы - фламандскую и голландскую - в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части: на Голландию, , и на южную часть-Фландрию (современная Бельгия) Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей -. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты - основные жанры искусства Фландрии XVII в. 
    Искусство Рубенса - типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности.. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской 'Терезы'. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, пред стает светловолосой, голубоглазой брабантской с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян полон сил под градом стрел. 
    Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динамическое направление создается усложненными ракурсами

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта