Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Модернизм в искусстве 20 века.

  • Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу. Периоды

  • 5. Вторая фаза – аналитический кубизм, когда картина превращается в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный элемент (портрет Валлара).

  • 6. Третья фаза: синтетический кубизм (1912-1913). Это живописные композиции, которые образуются плоскими фрагментами предметов (в основном музыкальных инструментов).

  • 7. 1913-1915. Композиции на тему музыкальных инструментов, которые представляли объемно-предметные изделия из различных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости.

  • 39. Искусство Киевской Руси 11 века. Роль Византии в его становлении. Культовый характер искусства.

  • 40. Русское искусство 12-13 веков. Влияние феодальной раздробленности на его развитие.

  • 41. Особенности развития русского искусства в период монголо-татарского ига 13 -15вв. Развитие

  • 42. Творчество великих мастеров Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия. Феофа́н Грек

  • История искусств. Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества


    Скачать 306 Kb.
    НазваниеОсобенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества
    АнкорИстория искусств.doc
    Дата23.03.2018
    Размер306 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусств.doc
    ТипДокументы
    #17084
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    36. Особенности постимпрессионизма, его представители
    Постимпрессионизм (от фр. postimpressionisme – после импрессионизма) — совокупность разрозненных течений изобразительного искусства, возникших во Франции во второй половине 80-х годов XIX века как реакция на разложение импрессионизма и попытка на его основе осуществить собственные эстетические искания
    С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные.
    Художников постимпрессионизма следует считать прямыми предшественниками таких направлений живописи, как символизм (О. Редон), кубизм (П. Сезанн), модерн (А. Де Тулуз-Лотрек), немецкий экспрессионизм (В. Ван-Гог).
    Художники считали, что цвета должны смешиваться не на палитре, как повелось в живописи еще со времен Зевксида, а непосредственно в глазу зрителя картины. Математически выверенные, соотнесенные между собой чистые цвета следовало наносить на холст точечным мазками (фр. рointiller — писать точками.) Однако, точечное письмо в пуантилизме — простой технический прием. Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Понимание гармонии у дивизионистов максимально сближено с некоторыми восточными духовными традициями, увлекавшими в то время многие европейские умы.

    Несомненно являются ярчайшими представителями французского постимпрессионизма художники таких разных стилей и техник, как П. Сезанн, В. Ван-Гог, А. де Тулуз-Лотрек. Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист. Прожив относительно долгую жизнь, он застал все те страсти, которые бушевали во Франции в связи с зарождением и становлением нового, не академического искусства, столь блистательно описанные Эмилем Золя. Однако, опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, Сезанн намеренно отходит от них, сознавая острую необходимость поисков нового изобразительного языка постимпрессионизма.
    Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890). Взяв многое от пуантилизма дивизионистов, синтетизма Гогена, а также классиков импрессионизма и их предшественников, Ван-Гог создает собственную, ни с чем не сравнимую манеру письма, в которой сочетаются декоративность, многосмысленность модерна с грубостью нарочито пастозной техники, когда густые динамичные мазки создают на полотне хорошо заметную игру рельефов. Основной мотив творчества Ван-Гога беспокойство, невозможность примирения с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Реальный мир на его полотнах причудливо трансформируется, не порывая окончательно с реальностью, но и не превращаясь в иллюзию.

    Картины Ван-Гога как бы застыли где-то посередине, на границе двух миров в тревожном тягостном безмолвии. На картине «Кафе вечером» густо-насыщенная синева неба, несмотря на сияющие в нем большие яркие звезды оставляет впечатление какой-то зловещей мрачности. Удушливо желтым светом наполнено кафе. В нем сидят посетители, по улице идут прохожие, но все здесь пронизано ощущением пустынности, нестерпимого одиночества.

    Еще одним из замечательнейших представителей постимпрессионизма является А. де Тулуз-Лотрек, человек удивительной судьбы, как впрочем и большинство художников его времени. Отпрыск аристократического рода, он порвал со своим семейством ради искусства, став завсегдатаем притонов и борделей, и окончив жизнь в нищете. В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна.

    37. Модернизм в искусстве 20 века.
    Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры
    Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью
    Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философииÞ авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангардаÞ художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.

    38. Основные направления модернизма
    Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу.

    Периоды:

    1.          «Голубой период» (1901-1904). Все портреты объединены холодной гаммой синего цвета, что позволяет развить тему одиночества, горя, обреченности человека, враждебной среды («Странствующие гимнасты», «Нищие: старик с мальчиком»).

    2.          «Розовый период» (1905-1906). Все картины в пепельно-розовом цвете. Цель, которой хотел достигнуть Пикассо – показать, что хотя мир дик, в нем живут порядочные людиÞ героями картин становятся бродячие артисты, акробаты: «Девочка на шаре». Но художественная правда оказалась выше желания художникаÞ свобода обернулась в одиночестве изгнанника. Картины также пессимистичны.

    3.          1906-1907 (1,5 мес.). Художник приходит к выводу, что решение человеческих проблем через живопись невозможною живопись может лишь только создавать пластические формы. Большой интерес к негритянской культуре.

    4.          Первая фаза начала кубизма (1907-1908). Органические и природные мотивы подвергаются геометризованной информации. Выполнены в землисто-красноватом колорите, а выявлению рельефа служат сине-зеленые тона («Авиньонские девицы» (1907), «Три женщины»).

    5.          Вторая фаза – аналитический кубизм, когда картина превращается в дробный узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный элемент (портрет Валлара).

    6.          Третья фаза: синтетический кубизм (1912-1913). Это живописные композиции, которые образуются плоскими фрагментами предметов (в основном музыкальных инструментов).

    7.          1913-1915. Композиции на тему музыкальных инструментов, которые представляли объемно-предметные изделия из различных материалов, подвешенных к вертикальной плоскости.

    Абстракционизм.

         Основатель – Василий Кандинский. Сущность течения в том, что с помощью кисти и карандаша можно создать особую вибрацию души и приобщить ее к духу музыки. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Абстракционизм напоминает музыку, и Кандинский создал свой абстрактный язык живописи, где каждый цвет нес определенную символическую нагрузку (Шнитке «Желтый цвет» - музыкальное произведение). Другой представитель – Казимир Малевич («Черный квадрат на белом фоне» 1913). Выставлялся как некий новый планетарный знак (романтическая утопия).

    Сюрреализм.

         Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Основное основание – ощущение причудливости, неожиданности явления мираÞ представление о непознаваемости и отсутствии мираÞ реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Суть художественного метода – соединение реальных предметов с нереальными или реальных, но доведенных до абсурда или реальных, но в иррациональном сочетании (Дали «Антропоморфный шкаф»). Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.

    Постмодернизм.

         Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское  общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.

    39. Искусство Киевской Руси 11 века. Роль Византии в его становлении. Культовый характер искусства.

    В дохристианской Руси искусство носило культовый языческий характер, это выражалось в том, что люди делали статуэтки и изображения богов, которым поклонялись. Со времени крещения, принятия христианской веры, пришедшей с Византии, ситуация изменилась. Основным видом искусства стала иконопись.
    С 10 по 15 в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери. Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов и часто находили на Руси свою вторую родину. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Большое значение в формировании искусства и культуры Киевской Руси на первых этапах имела и тесная связь с болгарским государством, переживавшим в начале 11 в. свой расцвет.
    Русь претворяла на свой лад все взятое со стороны. В этом сказалась творческая сила русского народа, никогда не ограничивавшегося слепым копированием чужих обычаев и образцов. Русский народ шел своим путем, решал свои задачи, опирался на свои традиции
    40. Русское искусство 12-13 веков. Влияние феодальной раздробленности на его развитие.

    Во второй половине 12 в. произошел окончательный распад Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство.

    Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало многими общими чертами. Больше того— искусство отдельных областей подчас гораздо более ярко, чем это было в 11 в., утверждало единство художественной культуры.

    Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 — начала 13 в.

    Для русской архитектуры середины 12-13 веков характерно становление полицинтризма — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров, то есть эпоха феодальной раздробленности приносит с собой желания отдельных земель не просто выделиться, а заявить о себе, как о центре Руси

    В XII – начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями.

    Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове.

    Зодчие Галича использовали белый камень – местный известняк, из которого они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане – ротонды

    Наиболее интересно развивается искусство Владимиро-Суздальской и Новгородско-Псковской земель.

    Искусство Владимирской земли обретает свои отличительные черты и достигает расцвета при сыне Юрия – Андрее Боголюбском. Андрей Боголюбский возвел и главную святыню Владимира – Успенский собор (1158–1161), величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотно пригнанных друг к другу плит местного белого известняка с забутовкой.

    41. Особенности развития русского искусства в период монголо-татарского ига 13 -15вв.

    Развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных деструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере. Однако в результате татарских набегов был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов.

    Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине 13 в. монгольским нашествием, варварским разрушением татаро-монголами многих городов — блестящих художественных центров, уничтожением огромного числа памятников архитектуры и изобразительного искусства

    Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа, наоборот, происходил рост русского национального самосознания. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 14—15 вв. явилось своеобразным протестом против стремления татар утвердить свое политическое господство над русскими землями.

    Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию.

    В искусстве росло жизненное содержание и повышалась эмоциональность образов, шли поиски новых средств художественного выражения.

    В Новгороде, а также в Пскове начался и тот подъем древнерусской живописи, который привел к ее расцвету во второй половине 14 и в начале 15 в. Новгородская монументальная живопись 14 столетия хахарактеризуется рядом особенностей, говорящих о важных изменениях в мировосприятии русских людей того времени, о расширении круга идей, которые стали достоянием искусства, о желании выразить живописными средствами новые чувства и переживания. Свободнее   и   непринужденнее    строились    композиции  известных библейских и евангельских сцен, жизненнее становились образы святых, с гораздо большей решительностью и силой пробивались сквозь религиозную оболочку живые стремления и мысли, волновавшие человека той эпохи.

    Самым большим завоеванием живописи Новгорода стало более глубокое понимание человека.

    Эти тенденции с особенной яркостью проявились в творчестве Феофана Грека. Он эмигрировал из Византии, искусство которой после победы исихазма (см. стр. 71) вступило к середине столетия в полосу застоя и кризиса. Живописец огромного темперамента, свободно обращавшийся с традиционными схемами и канонами, на Руси он нашел великолепную почву для своих творческих устремлений. Безусловно, Феофан Грек использовал последние достижения византийского искусства, но он сумел сочетать свои творческие искания с исканиями всего древнерусского искусства, отразившего в опосредованной форме трагизм противоречий того времени.

    42. Творчество великих мастеров Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия.

    Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

    Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань).

    Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник. Он был последним византийским миссионером на Руси.

    РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-70- ок. 1430), русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублеву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.

    Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси.

    Дионисий - русский живописец и иконописец. Продолжатель традиций А. Рублёва, самый значит, представитель московской школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыре (1467 -1477) в Боровске, писал в моек. Успенском соборе (1481 - 1482), где работал вместе с иконописцами Тимофеем, Конём и Ярезом. Работал в Иосифо-Волоцком монастыре (1484 — 1486), а со своими сыновьями Феодосием и Владимиром писал фрески и иконы в Ферапонтовом монастыре (1500 - 1502). Создал (1500) знаменитую икону «Крещение».

    ДИОНИСИЙ (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта