Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. готовая работа. Особенности социальной работы с детьми, испытавшими насилие в семье
Скачать 184.09 Kb.
|
Глава Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Большая голова - это бессознательный акцент на убеждении о важности мышления в человеческой деятельности. Маленькая голова - это переживание интеллектуальной недостаточности. Нечеткая голова - застенчивость, робость. Голова изображена в самом конце - межличностный конфликт. Большая голова фигуры противоположного пола - это мнимое превосходство противоположного пола и его более высокий социальный авторитет. Шея Орган, символизирующий связь между сферой контроля (голова) и сферой побуждений (тело). Таким образом, это их координирующая особенность. Подчеркивается шея - необходимость защитного интеллектуального контроля. Чрезмерно большая шея - это осознание телесных импульсов, попытка контролировать их. Длинная тонкая шея - торможение, регрессия. Толстая короткая шея - это уступка своим слабостям и желаниям, выражение неприкрытого порыва. Плечи, их размеры Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно большие - ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности властью и авторитетом. Плечи маленькие - ощущение низкой ценности, незначительности. Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты. Покатые плечи - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненных сил. Широкие плечи - сильные телесные импульсы. Туловище Символизирует мужественность. Тело угловатое или квадратное - мужественность. Туловище слишком велико - наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей субъекта. Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, низкой ценности. Лицо Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с реальностью. Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с окружающими, их внешним видом. Подбородок слишком напряжен - потребность доминировать. Подбородок слишком большой - компенсация за кажущуюся слабость и нерешительность. Уши слишком напряжены - возможны слуховые галлюцинации. Они встречаются у тех, кто особенно чувствителен к критике. Уши маленькие - желание не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное желание избежать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены в виде пустых глазниц - значительное желание избежать визуальных раздражителей. Враждебность. Глаза навыкате - грубость, черствость. Глаза маленькие - погруженность в себя. Подводка для глаз - грубость, черствость. Длинные ресницы - кокетство, склонность соблазнять, соблазнять, показывать себя. Полные губы на мужском лице - женственность. Рот клоуна - это вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Рот впалый - пассивное значение. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительное отношение, склонность мыслить ироничными социальными стереотипами. Ноздри - это примитивная агрессия. Зубы четко прорисованы - агрессивность. Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастно -неуверенное. Лицо, похожее на маску - возможны осторожность, скрытность, чувство обезличенности и отчуждения. Брови редкие, короткие - презрение, утонченность. Волосы Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней). Волосы сильно затенены - беспокойство, связанное с мышлением или воображением. Волосы не затенены, не закрашены, обрамляющие голову - субъектом управляют враждебные чувства. Конечности Руки - это инструменты более совершенной и чувствительной адаптации к окружающей среде, главным образом в межличностных отношениях. Широкие руки (размах рук) - сильное желание действовать. Руки шире в ладони или плечах - недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки изображены не вместе с туловищем, а отдельно, раскинутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, вышедших из-под контроля. Руки скрещены на груди - враждебно-ипохондрическая позиция. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромисс (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных побуждений. Руки длинные и мускулистые - субъекту нужна физическая сила, ловкость, смелость в качестве компенсации. Руки слишком длинные - чересчур амбициозные устремления. Руки расслаблены и гибки - хорошая адаптивность в межличностных отношениях. Руки напряжены и прижаты к телу - неуклюжесть, жесткость. Руки очень короткие - отсутствие стремлений наряду с чувством неполноценности. Руки слишком большие - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук - это чувство неполноценности при высоком интеллекте. Деформация или акцентуация руки или ноги с левой стороны - это конфликт социальных ролей. Руки изображены близко к телу - напряжение. Большие руки и ноги мужчины - грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги - женственность. Длинные руки - желание чего-то добиться, завладеть чем-то. Руки длинные и слабые - зависимость, нерешительность, потребность в опеке. Руки повернуты в стороны, тянутся к чему-то - зависимости, желанию любви, привязанности. Руки вытянуты в стороны - трудности в социальных контактах, боязнь агрессивных импульсов. Сильные руки - агрессивность, энергия. Руки тонкие, слабые - ощущение достигнутой недостаточности. Рука похожа на боксерскую перчатку - подавленная агрессия. Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе. Руки нечетко очерчены - отсутствие уверенности в себе в деятельности и социальных отношениях. Большие руки - компенсация за кажущуюся слабость и чувство вины. Руки отсутствуют в женской фигуре - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, не поддерживающая. Пальцы отделены (отрублены) - подавленная агрессия, изоляция. Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти - агрессивность, амбициозность. Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия. Пальцы меньше пяти - зависимость, импотенция. Пальцы - это давно скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки - бунт, протест. Кулаки прижаты к телу - подавленный протест. Кулаки от тела - открытый протест. Пальцы размером с гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерны, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивных чувств. Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие - ощущение физической или психологической неловкости. Рисунок начинался со ступней и ног - страха. Ноги не изображены - замкнутость, робость. Широко расставленные ноги - вопиющее пренебрежение (неподчинение, игнорирование или неуверенность). Ноги разного размера - двойственность в стремлении к независимости. Отсутствуют ноги - робость, замкнутость. Ноги подчеркнуты - грубость, черствость. Ступни являются признаком подвижности (физиологической или психологической) в межличностных отношениях. Ноги непропорционально длинные - необходимость в безопасности. Необходимость демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально малы - скованность, зависимость. Позировать Лицо изображено таким образом, что виден затылок - тенденция к закрытости. Голова в профиль, тело анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула, - это сильное желание найти выход из сложившейся ситуации, страх, одиночество, подозрительность. Человек, изображенный бегущим, - это желание убежать, спрятаться от кого-то. Лицо с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне - отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела указывает на неприятие, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (фактически или символически изображенных). Человек в слепом полете - возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге - это хорошая приспособляемость. Личность представляет собой абсолютный профиль - серьезная отстраненность, изоляция и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентен - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрящим в разные стороны - особенно сильное разочарование при желании избавиться от неприятной ситуации. Несбалансированная стоячая фигура - это напряжение. Куклы - уступчивые, испытывающие доминирование окружающей среды. Робот вместо мужской фигуры - это обезличивание, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура-палка может означать уклончивость и негативизм. Фигура Бабы Яги - это открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура - это чувство неполноценности, свойственное подросткам. Враждебность, само презрение. Фон. Окружающая среда Облака - страшная тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - ненадежность. Фигура мужчины на ветру - это потребность в любви, ласке, заботливом тепле. Основная черта - это незащищенность. Он представляет собой необходимую точку отсчета (опору) для построения целостности чертежа, придает устойчивость. Значение этой строки иногда зависит от качества, придаваемого ей предметом, например, "мальчик едет по тонкому льду". Основу чаще рисуют под дом или дерево, реже - под человека. Оружие - это агрессивность. Многомерные критерии Разрывы строк, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта. Пуговицы, бляха на поясе, вертикальная ось фигуры подчеркнута, карманы зависимые. Контур. Давление. Вылупление. Расположение нескольких изогнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация. Округлые (округлые) линии - женственность. Сочетание уверенных, ярких и светлых контуров - грубость, черствость. Очертания смутные, неясные - боязливость, робость. Энергичные, уверенные удары - настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости - напряжения. Тонкие вытянутые линии - напряжение. Нескончаемый подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - это изоляция. Набросок эскиза - тревога, робость. Разрыв контура - это сфера конфликтов. Линия подчеркнута - тревога, неуверенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно в отношении подчеркнутых деталей). Неровные, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение. Яркая черта - это грубость. Сильное давление - энергия, настойчивость. Огромное напряжение. Светлые линии - недостаток энергии. Легкое давление - низкие энергетические ресурсы, жесткость. Линии с давлением - агрессивность, настойчивость. Неравномерное, неравномерное давление - импульсивность, нестабильность, беспокойство, неуверенность. Переменчивое давление - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения. Длина хода Если пациент возбудим, то удары укорачиваются, если нет, то они удлиняются. Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, настойчивость. Короткие удары - это импульсивное поведение. Ритмическая штриховка - чувствительность, сопереживание, раскованность. Короткие, отрывочные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, сдержанные - напряжение, изоляция. Горизонтальные штрихи - подчеркивающие воображение, женственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - неуверенность, отсутствие настойчивости, настойчивости. Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо - наличие мотивации. Вылупление из себя - это агрессия, экстраверсия. Стирание - тревога, опасения. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенная) - хороший знак. Стирание с последующим повреждением (ухудшением) рисунка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т.е. исправить) - это внутренний конфликт или конфликт с самой этой деталью (или с тем, что она символизирует). Крупный рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Маленькие цифры - тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности. Очень маленькая фигурка с тонким контуром - скованность, чувство собственного достоинства и незначительности. Отсутствие симметрии - это неуверенность. Рисунок на самом краю листа - это зависимость, неуверенность в себе. Рисование на всем листе - это компенсаторное возвышение себя в воображении. Подробности Здесь важны их знания, умение работать с ними и адаптироваться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень интереса субъекта к таким вещам, степень реализма, с которой он их воспринимает; относительную важность, которую он придает им; то, как эти детали объединяются в совокупность. Существенные детали - отсутствие существенных деталей на рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недавнем прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще свидетельствует об интеллектуальной деградации или серьезном эмоциональном расстройстве. Избыток деталей - "неизбежность телесности" (неспособность ограничивать себя) указывает на вынужденную необходимость корректировать всю ситуацию, чрезмерную заботу об окружающей среде. Характер деталей (существенных, несущественных или странных) может служить для более точного определения специфики чувствительности. Ненужное дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет вступать в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация - тенденция к закрытию. Особо скрупулезная детализация - жесткость, педантичность. Ориентация в задаче Способность критически оценивать рисунок, когда его просят раскритиковать, является критерием потери контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом - хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования. Приношу извинения за рисунок - недостаток уверенности. В процессе рисования темп и производительность снижаются - быстрое истощение. Название рисунка - экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность. Левая половина рисунка подчеркнута - идентификация с женским полом. Упорно тянет, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергия. Сопротивление, отказ рисовать - сокрытие проблем, нежелание раскрываться. дерево Интерпретация в соответствии с К. Кох исходит из положений К. Юнг (дерево - символ стоящего человека). Корни - в коллективном, в бессознательном. Ствол - импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви - пассивность или противодействие жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянную сердцевину (корни, ствол, ветви) и элементы декора (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была в основном направлена на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, существует ряд противоречий в толковании, а также в использовании понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в толковании признака "округлая макушка", "недостаток энергии", "сонливость", "кивание" и сразу "дар наблюдательности", "сильное воображение", "частый изобретатель" или: "недостаточная концентрация" - что? Какова реальность, стоящая за этой концепцией? Остается неизвестным. Кроме того, толкование знаков содержит чрезмерное использование обычных определений. Например: "пустота", "напыщенность", "высокопарность", "плоский", "вульгарный", "мелочный", "недалекий", "жеманство", "притворство", "ханжество", "претенциозность", "фальшь" и сразу - "дар конструктивности", "способность к систематике", "техническая одаренность"; или сочетание "самодисциплина", "самообладание", "воспитанность" - "напыщенность", "развязность", " безразличие", "безразличие". Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить такие эпитеты в их адрес. Земля поднимается к правому краю рисунка - энтузиазм, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа - упадок сил, отсутствие стремлений. Корни Корни меньше ствола - тяга к скрытому, закрытому. Корни равны стволу - более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола - сильное любопытство, может вызвать беспокойство. На корни указывает черта характера - детское поведение по отношению к тому, что держится в секрете. Корни в виде двух линий - это способность различать и осмотрительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать определенные тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия - это желание казаться в гармонии с внешним миром. Выраженная склонность к сдерживанию агрессивности. Нерешительность в выборе позиции по отношению к чувствам, двойственность, моральные проблемы. Расположение на листе амбивалентно - отношение к прошлому, к тому, что изображено на рисунке, то есть к своему поступку. Двойное желание: независимость и защита окружающей среды. Центральная позиция - это желание обрести гармонию, равновесие с другими. Указывает на необходимость строгой и тщательной систематизации, основанной на привычках. Расположение слева направо усиливает внимание к внешнему миру, к будущему. Необходимость полагаться на авторитет; поиск согласия с внешним миром; честолюбие, желание навязывать себя другим, чувство покинутости; возможные колебания в поведении. Форма листвы Круглая корона - экзальтация, эмоциональность. Круги в листве - поиск успокаивающих и полезных ощущений, чувства покинутости и разочарования. Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий. Ответвляется вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ответвления в разных направлениях - поиск самоутверждения, контактов, самораспространения. Суетливость, чувствительность к окружающей среде, отсутствие противодействия ей. Листва представляет собой сетку, более или менее плотную - большую или меньшую ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва изогнутых линий - восприимчивость, открытое принятие окружающей среды. Открытая и закрытая листва на одном рисунке - поиск объективности. Закрытая листва - это защита вашего внутреннего мира по-детски. Закрытая густая листва - скрытая агрессивность. Детали листвы, не относящиеся к целому - незначительные детали берутся за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одной секции на стволе - детский поиск защиты, норма для ребенка семи лет. Ветви нарисованы в одну линию - бегство от неприятностей реальности, ее преображение и приукрашивание. Толстые ветви - это хорошее распознавание реальности. Листья-петли - предпочитает использовать очарование. Ладонь - желание поменяться местами. Листва-сетка - позволяет избежать неприятных ощущений. Листва как узор - женственность, дружелюбие, очарование. Плакучая ива - недостаток энергии, стремление к твердой поддержке и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и детскому опыту; трудности в принятии решений. Почернение, штриховка - напряжение, тревога. Багажник Затененный ствол - внутренняя тревога, подозрительность, страх быть брошенным; скрытая агрессивность. Ствол в виде сломанного купола - это желание быть похожим на маму, делать все, как она, или желание быть похожим на отца, померяться с ним силами, отражение неудач. Ствол одной линии - это отказ по-настоящему смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона густая - она может самоутвердиться и действовать свободно. Листва с тонкими линиями - тонкая чувствительность, внушаемость. Магистральные линии с определением давления, активностью, производительностью. Магистральные линии прямые - ловкость, находчивость, не задерживаются на тревожных фактах. Магистральные линии изогнуты - активность тормозится тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. "Вермишель" - склонность к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденных выпадов, скрытой ярости. Ветви не соединены со стволом - уход от реальности, не соответствующий желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры. Ствол открыт и соединен с листвой - высокий интеллект, нормальное развитие, желание сохранить внутренний покой. Ствол оторван от земли - отсутствие контакта с внешним миром; повседневная и духовная жизнь мало связаны. Туловище ограничено снизу - чувство несчастья, поиск поддержки. Туловище расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу - чувство безопасности в кругу, который не дает желаемой поддержки; изоляция и желание укрепить себя против беспокойного мира. Общая высота - нижняя четверть листа - зависимость, отсутствие веры в себя, компенсаторные мечты о власти. В нижней половине листа менее выражены зависимость и робость. Три четверти листа - хорошая адаптация к окружающей среде. Используется весь лист - он хочет, чтобы его заметили, рассчитывали на других, самоутверждались. Высота листа (страница разделена на восемь частей): 1/8 - отсутствие рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет, 1/4 - способность осмыслять свой опыт и замедлять свои действия 3/8 - хороший контроль и отражение 1/2 - интернализация, надежда, компенсаторные мечты 5/8 - интенсивная духовная жизнь, 6/8 - высота листвы напрямую зависит от интеллектуального развития и духовных интересов 7/8 - листва почти на всю страницу - побег в мечтах. Манера изображения Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. Два дерева - могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов - трактуется в зависимости от конкретных объектов. Пейзаж - означает сентиментальность. Переворачивание листа - независимость, признак интеллекта, рассудительность. Земля Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Симптомокомплексы агрессивности в тесте
1 Марина Скалозуб, статья - Более 200 тысяч неблагополучных семей в России состоят на учете в милиции - https://www.yuga.ru/news/105883/ (Дата обращения: 10.01.2022) 2 Официальная статистика неблагополучных семей в россии 2021 - http://ttclub24.ru/bankovskoe-pravo/7785-oficialnaya-statistika-neblagopoluchnykh-semey-v-rossii-2021.html 3СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ, БРАКА И МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ [электронный ресурс] -https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-nasledie-s-i-goloda-i-sovremennye-issledovaniya-semi-braka-i-mezhpokolennyh-otnosheniy (дата обращения: 05.01.2022) 4 Дронова Т.Н., К вопросу о реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.01.2022) 5 Н.Ф. Михайлова, Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса повседневной жизни в полных семьях подростков с сенсорными нарушениями [электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/sistematicheskoe-issledovanie-individualnogo-i-semeynogo-stressa-povsednevnoy-zhizni-v-polnyh-semyah-podrostkov-s-sensornymi (дата обращения: 02.01.2022) 6 ВолковаЕ.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления: Учебное пособие. Санкт-Петербург.:Питер, 2008. 39 с. 7 fiабоноаА.М. Проблемы выявления жестокого обращения в условияхсемьи//ВестникБурятскогогосударственногоуниверситета.2012. №5.234с. 8 БаландинаЕ.А. Реакция государства иобщества нажестокое обращение сдетьми//Мир науки иобразования.2015.№4.7 с. 9 Григорьев С.И.,ГусляковаR.Y.Социологиядлясоциальнойработы /Учебноепособие.М.:ИздательскийДомМАГИСТР-ПРЕСС,2012.164с. 10 ФибоноваА.М. Проблемы выявления жестокого обращения в условияхсемьи//ВестникБурятскогогосударственногоуниверситета.2012. №5.234с. 11 Дементьева И.Ф. Родительство — актуальная проблема современной Российской семьи // Социальная педагогика в России. 2012. № 2. 84 с. 12 Акулич М.М. Жестокое обращение с детьми в семье: научное определение и общественное мнение по проблеме // Вестник Тюменского государственногоуниверситета.2014.№8. 230 с. 13 Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. URL: http://medznate.ru/docs/index-64573.html (дата обращения 06.06.2019) - |