Главная страница

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. готовая работа. Особенности социальной работы с детьми, испытавшими насилие в семье


Скачать 184.09 Kb.
НазваниеОсобенности социальной работы с детьми, испытавшими насилие в семье
АнкорПрактика по получению первичных профессиональных умений и навыков
Дата21.01.2022
Размер184.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаготовая работа.docx
ТипДокументы
#338280
страница4 из 5
1   2   3   4   5

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета эксперта

Уважаемый эксперт! Мы просим вас ответить на вопросы нашей анкеты. Ваше мнение о проблемах организации социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье, очень важно для нас!

2. Название организации

3. Текущее положение

4. Опыт работы

5. Какие формы работы с детьми, пережившими насилие в семье, используются в вашем Центре?

6. Как можно оценить состояние ребенка после реабилитации?

7. Какие обстоятельства позволяют поместить ребенка в ваш Центр?

8. Как улучшить социальную работу с детьми, подвергшимися насилию в семье?

9. Как, по вашему мнению, можно оценить эффективность социальной реабилитации ребенка?

10. Проводится ли работа с родителями детей, подвергшихся насилию в семье? Если да, то как?




ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Метод "Дом - Дерево - Человек" Дж. Бука

Проективный метод исследования личности. Предложенный Дж. Тест был создан в 1948 году. Он предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование.

Испытуемого просят нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится детальное обследование. Автор обосновывает выбор предметов для рисования тем, что они знакомы каждому предмету, наиболее удобны в качестве объектов для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, чем другие предметы.

По словам Дж. Бука, каждый рисунок - это своего рода автопортрет, детали которого имеют личное значение.

На рисунке показана аффективная сфера личности, ее потребности, уровень психосексуального развития и т.д. Помимо использования теста в качестве проективной методики, автор демонстрирует способность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранга с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75). Зарубежные исследователи заявляют о необходимости дополнительного изучения валидности методологии как инструмента измерения интеллекта и личностных характеристик. Тест используется в России и включен в методологию Керна-Ерасека.

Инструкция по эксплуатации

Материал:

* белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся предмета, следующие три страницы зарезервированы для рисунков и, соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек;

* форма опроса после рисования;

* несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 был выбран, потому что оказалось, что он более точно отражает моторный контроль объекта, давление и качество линий и штриховки);

* форма количественной обработки;

* руководство пользователя.

Индивидуальное тестирование

Во время индивидуального тестирования исследователь помещает бланк чертежа перед испытуемым так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью "Дом", расположенную вверху с точки зрения испытуемого; после чего он произносит

инструкции:

"Возьми один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы нарисовали дом как можно лучше. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой захотите. Это полностью зависит от вас, чтобы решить. Вы можете стирать рисунок сколько угодно - это не повлияет на вашу оценку. Вы можете думать о рисунке столько времени, сколько вам нужно. просто постарайся нарисовать дом как можно лучше."

Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста часто это делают), заявляя, что он не художник, что, когда он ходил в школу, его не учили рисовать так, как сейчас, и т.д., исследователь должен убедить испытуемого в том, что DCH не является тестом на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать предмет в качестве линейки, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть сделан от руки. За этим следуют аналогичные инструкции относительно задач, связанных с рисунками дерева и человеческой фигуры.

Запись.

В то время как испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать;

1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшего с момента предоставления исследователем инструкций до момента, когда испытуемый начал рисовать; (б) продолжительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением конкретной детали); (в) общее время, проведенное испытуемым с момента, когда ему была дана инструкция до момента, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дома).);

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы субъектом, последовательно пронумеровав их. Отклонения от последовательности изображений деталей, возникающие в работе хорошо адаптированных субъектов, обычно оказываются значительными; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонения предмета может помешать достаточно качественной оценке завершенного рисунка в целом.;

3) все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные субъектом в процессе рисования дома, дерева и человека, и соотнесите каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые на первый взгляд совершенно не соответствуют изображаемым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации о предмете;

4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым во время теста, и свяжите это эмоциональное выражение с деталью, изображенной в этот момент. Процесс рисования часто вызывает сильные эмоциональные проявления у испытуемого, и они должны быть зафиксированы.

Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы он мог свободно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное положение для исследователя - слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень встревожены или очень подозрительны и будут прятать свои рисунки, в таких случаях лучше не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Чтобы упростить запись последовательности подробных изображений, спонтанных комментариев и т.д., исследователь может использовать систему записи, приведенную ниже в качестве примера.

Дом

1. Крыша.

2. Окно со стеклом на крыше.

3. Крыша над крыльцом (главная стена) - "Я могу взять инструменты и сделать это намного лучше" (напряженный смех).

4. Столбы крыльца.

5. Дверь.

6. Окно, вверху справа, со стеклом.

7. Окно, слева внизу, со стеклом.

8. Окно, верхнее в центре, со стеклом.

9. Окна (слева и справа) по бокам двери со стеклом.

10. Окно, вверху слева, со стеклом.

11. Верхнее окно в центре, со стеклами.

12. Кровельный материал.

13. Крыша бокового крыльца и колонна.

14. "Пожалуй, это все, что можно было бы нарисовать, кроме гаража".

15. Фундамент.

16. Сделайте паузу на 18 секунд.

17. "Пара деревьев".

18. Дерево слева, затем дерево справа.

19. Дорога от бокового крыльца.

20. Дорожка от главного входа.

21. "Допустим, это здесь" - куст.

Время - 5 мин 13 с

Если заданию предшествовала пауза, это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в этом случае записывается под номером 2 и т.д.

Связь спонтанных высказываний и/или выражения эмоций с деталями рисунка определяется положением спонтанного высказывания и/или эмоционального проявления в записанном материале. Например, если спонтанное высказывание или эмоция были записаны перед деталью, но под одним предметом, то они имели место в то время, когда испытуемый начал рисовать эту деталь. Если комментарий или эмоция были записаны под одним пунктом с детализацией, но после него, то это произошло позже. Если, кроме спонтанного высказывания или эмоции, в абзаце ничего не записано, то это произошло после того, как предыдущая деталь была закончена, и до того, как была начата следующая.

Опрос после рисования.

После завершения невербальной фазы DCH исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также выразить ассоциации, связанные с ними. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков субъект, скорее всего, вербализует то, что он не мог выразить до сих пор. Очевидно, что если субъект менее замкнут и враждебен и более умен, вторая фаза DDCH может быть более продуктивной.

Анкета, состоящая из 64 вопросов, имеет "спиральную" структуру, цель которой - избежать формализованных ответов испытуемого и помешать ему вспомнить, что он говорил ранее в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы заменяются более косвенными и абстрактными.

ПРО не является строго ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить исследование продуктивным способом, по его мнению. Во всех случаях он должен точно определить, какое значение имеют для испытуемого слова-стимулы "Дом", "Дерево" и "Человек".

Форма опроса После рисования

Н1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

H2. Сколько ему (ей) лет?

H3. Кто он такой?

H4. Он ваш родственник, друг или кто-то еще?

H5. О ком вы думали, когда рисовали?

H6. Что он делает? (и где он в это время?)

H7. О чем он думает?

H8. Что он чувствует?

H9. О чем заставляет вас думать нарисованный человек?

Н10. Кого вам напоминает этот человек?

Н11. Здоров ли этот человек?

H12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Н13. Счастлив ли этот человек?

H14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Н15. Как вы относитесь к этому человеку?

H16. Как вы думаете, это типично для большинства людей? Почему?

Н17. Как вы думаете, какая погода на картинке?

Н18. Кого вам напоминает этот человек? Почему?

H19. Чего человек хочет больше всего на свете? Почему?

Н20. Как одет этот человек?

Dr1. Что это за дерево?

Dr2. Где на самом деле находится это дерево?

Dr3. Каков приблизительный возраст этого дерева?

Dr4. Это дерево живое?

Dr5.

A. (Если субъект верит, что дерево живое)

а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

б) Есть ли у дерева какая-нибудь мертвая часть? Если да, то какой именно?

в) Что, по вашему мнению, стало причиной гибели дерева?

г) Как вы думаете, когда это произошло?

б. (Если испытуемый считает, что дерево мертво)

а) Что, по вашему мнению, стало причиной гибели дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло?

Dr6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже - на мужчину или на женщину?

Dr7. Что именно на рисунке подтверждает вашу точку зрения?

Dr8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы посмотрел?

Dr9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

Dr10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, думаете ли вы, что оно расположено над вами, под вами или находится на одном уровне с вами?

Dr11. Как вы думаете, какая погода на этой картинке?

Dr12. Есть ли на рисунке ветер?

Dr13. Покажи мне, в каком направлении дует ветер?

Dr14. Расскажите нам подробнее, что это за ветер?

Dr15. Если бы вы нарисовали солнце на этом рисунке, где бы оно находилось?

Др16. Как вы думаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

Dr17. О чем заставляет вас думать это дерево?

Dr18. О чем это вам напоминает?

Dr19. Здорово ли это дерево?

Dr20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Dr21. Крепко ли это дерево?

Dr22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

Dr23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?

Dr24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Dr25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не связанного с основным деревом), был человек, то кто бы это мог быть?

D1. Сколько этажей в этом доме?

D2. Этот дом кирпичный, деревянный или какой-то другой?

ДЗ. Это твой дом? (если нет, то чей это?)

D4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли в качестве его владельца?

D5. Хотели бы вы, чтобы этот дом был вашим? Почему?

D6. Если бы этот дом был вашим, и вы могли бы распоряжаться им так, как хотите:

а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

D7. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен близко или далеко?

D8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен над вами, под вами или примерно на одном уровне с вами?

D9. О чем заставляет вас думать этот дом?

D10. О чем это вам напоминает?

D11. Этот дом дружелюбный, дружелюбный?

D12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

D13. Считаете ли вы, что эти качества характерны для большинства домов? Почему?

D14. Какая, по вашему мнению, погода на этой картинке?

D15. О ком этот дом заставляет тебя думать? Почему?

D16. В чем этот дом нуждается больше всего? Почему?

D17. Куда ведет этот дымоход?

D18. Куда ведет этот путь?

D19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего ничего общего с самим домом) был человек, то кто бы это мог быть?

В конце этапа обследования после рисования исследователь должен будет выяснить возможное значение, которое может иметь для предмета присутствие необычных, отсутствие "обязательных" деталей на рисунках, любые необычные пропорциональные, пространственные или позиционные отношения между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователь должен спросить испытуемого о значении таких необычных деталей на рисунке дома, как разбитое стекло, протекающая крыша, рухнувшая труба и т.д., шрамы, сломанные или мертвые ветви, тени и т.д. - на рисунке дерева. Принято считать, например, что шрамы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви почти неизменно символизируют "душевные раны" - следствие психологических травм, перенесенных субъектом в прошлом; время, когда произошел травматический эпизод (эпизоды), можно определить по расположению шрама на стволе, приняв основание ствола (его ближайшую часть к земле) за период раннего детства, верхушку дерева за реальный возраст субъекта и расстояния между ними за промежуточные годы. Например, если 30-летний субъект нарисовал шрам примерно на одной трети высоты туловища от его основания, то травматический эпизод предположительно мог произойти в возрасте 9-11 лет. Исследователь может спросить: "Что необычного случилось с вами, когда вам было около 10 лет?". Предполагается, что испытуемый может отразить в рисунке только те события, которые он сам расценивает как травмирующие, хотя с объективной точки зрения травматичными могут оказаться совершенно разные ситуации. Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять: 1) символизацию чувства тревоги, испытываемого субъектом на сознательном уровне; 2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недавнем прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной деятельности. Мы говорим о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, что символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью; тень предполагает, что испытуемый осведомлен о существовании другого элемента - солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание на то, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед...

Кроме того, он должен выяснить возможное значение шрамов или увечий на рисунке человека.

Исследователь должен попытаться получить объяснение от испытуемого отсутствия обычных деталей - окон, дверей или дымохода на рисунке дома; ветвей на рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ног и т.д. На рисунке человека - если предположение об умственной отсталости испытуемого безосновательно.

Если на чертеже отмечены какие-то необычные позиционные соотношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисован накренившийся дом, дерево, наклонившееся набок, или дерево с искривленным стволом, или человек, кажущийся падающим, исследователь должен попросить испытуемого объяснить причину такой ситуации. Как уже упоминалось выше, на рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение (правая - будущее, левая - прошлое), то же самое, хотя и не так определенно, можно сказать и о рисунке Дома. Однако оказалось, что это правило не распространяется на рисунок человека, потому что - если говорить о рисунке человека в профиль - правша обычно рисует фигуру лицом влево, а левша - лицом вправо.

Исследователь должен попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютном профиле (т.е. так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой), исследователь должен попросить испытуемого описать: 1) положение невидимой руки, 2) если в этой руке что-то есть, то что именно, 3) что нарисованный человек делает этой рукой.

Время проведения опроса после розыгрыша не ограничено. Однако, если опрос затягивается и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то, вероятно, лучше отложить его завершение до следующей сессии.

Мы можем порекомендовать исследователю отметить кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе.

Было обнаружено, что иногда очень полезно позволить испытуемому выразить свои ассоциации относительно содержания рисунков и рисунков.

В заключение можно сказать, что противоракетная оборона преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы субъект, описывающий и комментирующий рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший объект и живого или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности и т.д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Групповое тестирование

При прочих равных условиях метод DDCH более продуктивен при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что этот метод закрепил за собой определенную позицию среди групповых тестов. Таким образом, лучше всего использовать его в качестве отборочного теста для выявления в группе испытуемых, которые отклоняются от среднего уровня личностного развития и адаптивности. Кроме того, методика может быть использована для определения степени выздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще недостаточно изучена.

Инструкции.

Перед началом задания исследователь должен попросить испытуемых нарисовать дом, дерево и человека как можно лучше в указанном порядке и сказать им, что они могут стирать нарисованное столько, сколько захотят, не опасаясь штрафов, что они могут потратить столько времени, сколько им нужно, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить исследователю, чтобы он мог записать количество потраченного времени.

В некоторых случаях может потребоваться ввести определенное ограничение по времени (предпочтительно не менее 30 минут), и в этом случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать.

Исследователь должен показать испытуемым форму для рисования и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступить к выполнению задания.

Дом старый, развалившийся - иногда субъект может таким образом выразить отношение к себе.

Дом вдали от дома - это чувство отверженности (отвержения).

Дом близок - открытость, доступность и (или) ощущение тепла и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома является серьезным конфликтом.

Различные здания - агрессия, направленная против фактического владельца дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты - субъект способен адаптироваться в межличностных отношениях.

Ступени, ведущие к глухой стене (без дверей), являются отражением конфликтной ситуации, которая вредит правильной оценке реальности. Недоступность субъекта (хотя он сам может пожелать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стенка, расположенная необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособления к условностям, но, в то же время, присутствуют сильные враждебные тенденции.

Контур задней стенки намного ярче (толще) по сравнению с другими деталями, субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее фундамента - это слабый контакт с реальностью (если рисунок размещен внизу).

Стена с подчеркнутым контуром основания - субъект пытается вытеснить противоречивые тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с подчеркнутым горизонтальным измерением - это плохая ориентация во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению окружающей среды.

Стена; боковой контур слишком тонкий и неадекватный - предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком подчеркнуты - сознательное желание сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива - изображена только одна сторона. Если это боковая стена, то существуют серьезные тенденции к отчуждению и противостоянию.

Прозрачные стены - это бессознательное влечение, потребность максимально влиять (владеть, организовывать) на ситуацию.

Стена с подчеркнутым вертикальным измерением - субъект ищет удовольствия в основном в фантазиях и имеет меньше контактов с реальностью, чем желательно.

Двери

Их отсутствие - субъект испытывает трудности в попытках открыться другим (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые - отступление, отстранение, избегание.

Двери открыты - первый признак откровенности, достижимости.

Двери открыты. Если дом жилой, то это сильная потребность в тепле снаружи или желание продемонстрировать доступность (откровенность).

Боковые двери (одна или несколько) - отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная недоступность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или желание удивить своей социальной общительностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, подозрительность, скрытность, оборонительные наклонности.

Дым

Дым очень густой - значительное внутреннее напряжение (интенсивность по плотности дыма).

Дым тонкой струйкой - это ощущение отсутствия эмоционального тепла в доме.

Окна

Первый этаж нарисован в конце - отвращение к межличностным отношениям. Тенденция к изоляции от реальности.

Окна очень открыты - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон свидетельствует о готовности к контактам, а отсутствие штор - об отсутствии желания скрывать свои чувства.

Окна закрыты (занавешены). Забота о взаимодействии с окружающей средой (если это важно для субъекта).

Окна без стекол - враждебность, отчуждение. Отсутствие окон на первом этаже - это враждебность, отчуждение.

На нижнем этаже нет окон, но есть на верхнем этаже - пропасть между реальной жизнью и фантастической жизнью.

Крыша

Крыша - это сфера фантазии. Крыша и дымоход, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, которым они командуют, независимо от их собственной силы воли.

Крыша, смелый контур, необычный на рисунке, представляет собой фиксацию на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождающегося тревогой.

Крыша, тонкий контур края - опыт ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края - чрезмерная забота о контроле фантазии (обуздании ее).

Крыша, плохо сочетающаяся с нижним этажом, является плохой личной организацией.

Карниз крыши, его подчеркивание ярким контуром или расширение за пределы стен - это усиленная защитная (обычно с подозрительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникать в связи с:

1) человек, проживающий в комнате,

2) межличностные отношения в комнате,

3) назначение этой комнаты (реальное или приписываемое ей).

Ассоциации могут иметь положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Комната, которая не помещается на листе, - это нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату - подозрительность.

Ванна - выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значительна, возможно нарушение этих функций.

Трубка

Отсутствие трубки - субъект ощущает нехватку психологического тепла дома.

Труба почти невидима (скрыта) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована наклонно по отношению к крыше - норма для ребенка; значительный регресс, если обнаружен у взрослых.

Водосточные трубы - повышенная защита и, как правило, подозрительность.

Водопроводные трубы (или водосточные желоба с крыши) - усиленные защитные сооружения (и обычно повышенная подозрительность).

Расширения

Прозрачная, "стеклянная" коробка символизирует опыт раскрытия себя всем. Это сопровождается желанием продемонстрировать себя, но ограничивается только визуальным контактом.

Деревья часто символизируют разные лица. Если они, кажется, "прячутся" дома, может возникнуть сильная потребность в зависимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может возникнуть сильное желание защитить себя защитными барьерами.

Кусты беспорядочно разбросаны по пространству или по обе стороны тропинки - незначительное беспокойство в рамках реальности и сознательное желание ее контролировать.

Трасса, хороших пропорций, легко прорисовывается - это показывает, что индивид в контактах с другими людьми обнаруживает такт и самообладание.

Трасса очень длинная - сниженная доступность, часто сопровождающаяся необходимостью более адекватной социализации.

Тропинка очень широка в начале и сильно сужается у дома - попытка замаскировать желание быть одинокой в сочетании с поверхностным дружелюбием.

Солнце - это символ авторитетной фигуры. Его часто воспринимают как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) - отражает переживания субъекта в целом, связанные с окружающей средой. Скорее всего, чем хуже, неприятнее изображена погода, тем больше вероятность того, что субъект воспринимает окружающую среду как враждебную, сдерживающую.

Цвет

Цвет, его обычное использование:

зеленый - для крыши;

коричневый - для стен;

желтый, если он используется только для изображения света внутри дома, тем самым отражая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) окружающая среда враждебна ему,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов:

хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально обделенный субъект обычно использует по крайней мере два и не более пяти цветов. Субъект, который красит дом семью-восемью цветами, в лучшем случае очень лабилен. Использование только одного цвета боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и сложнее субъект выбирает цвета, тем больше вероятность того, что у него будут расстройства личности.

Черный цвет - застенчивость, робость.

Зеленый цвет - это необходимость иметь чувство безопасности, защищать себя от опасности. Это положение не так важно при использовании зеленого цвета для ветвей деревьев или крыши дома.

Оранжевый цвет - это сочетание чувствительности и враждебности.

Фиолетовый цвет - это сильная потребность во власти.

Красный цвет - это самая высокая чувствительность. Потребность в тепле от окружающей среды.

Цвет, штриховка 3/4 листа - отсутствие контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за рамки рисунка, представляет собой тенденцию к импульсивной реакции на дополнительную стимуляцию.

Желтый цвет - это сильные признаки враждебности.

Общий вид

Размещение рисунка на краю листа - это обобщенное чувство незащищенности, опасности. Это часто связано с определенным значением времени:

а) правая сторона - будущее, левая сторона - прошлое,

б) связана с назначением комнаты или с ее постоянным жильцом,

в) указывает на специфику переживаний: левая сторона эмоциональная, правая сторона интеллектуальная.

Перспектива

Перспектива "над объектом" (взгляд снизу вверх) - это ощущение, что объект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в доме, который он считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, на рисунке изображена на расстоянии - желание отойти от общепринятого общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отделяться от окружающей среды. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но рисует вертикальную линию крыши и стен в другом - не знает, как изобразить глубину) - сигнализирует о начинающихся трудностях интеграции, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует как минимум четыре отдельные стены, на которых даже две находятся не в одном плане) - чрезмерная забота о мнении окружающих о себе. Желание иметь в виду (знать) все связи, даже незначительные, все особенности.

Размещение чертежа

Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что:

1) субъект ощущает тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворения в фантазиях (внутреннее напряжение);

3) субъект имеет тенденцию держаться подальше.

Размещение рисунка точно в центре листа означает ненадежность и жесткость (прямолинейность). Потребность в заботливом контроле ради поддержания душевного равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше он похож на этот:

1) субъект чувствует себя небезопасно и некомфортно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, ограниченным реальностью.

Размещение рисунка на левой стороне листа - это подчеркивание прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - это тенденция избегать новых впечатлений. Желание отправиться в прошлое или погрузиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать удовольствия в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Делая акцент на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными, откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа - это желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытым свободным опытом. Желание сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа означает фиксацию на мышлении и фантазии как источниках удовольствия, которого субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые - жесткость.

Набросок отрывочный, используется постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.

"ЧЕЛОВЕК"

1   2   3   4   5


написать администратору сайта