Главная страница

Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеОсвобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Дата22.01.2023
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKhassen_Stiven_-_Osvobozhdenie_ot_psikhologicheskogo_nasilia.doc
ТипДокументы
#898054
страница10 из 41
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   41
Я встречался с людьми, чьи ранее существовавшие фобии использовались против них в культе. Одну женщину в детстве запирали в чулане с крысой. Когда она вступила в культовую группу, ей сказали, что если она когда-либо предаст лидера, то окажется навечно замурованной в комнате с 10 000 крыс. Однажды я встретил бывшего кришнаита, которому сказали, что если он когда-нибудь покинет группу, то пройдет через 10000 реинкарнаций как какой-нибудь таракан или блоха. Я, например, воспитывался в еврейской семье, а мунисты внушали мне, что 6 миллионов евреев погибли при холокосте в уплату за "греховный" отказ принять Иисуса как своего спасителя. Эти жуткие смерти якобы послужили основой для того, чтобы Мун пришел вновь как Новый Мессия - и если я не последую за Муном, все эти люди разгневаются и будут обвинять меня вечно.
Каждый из этих видов контроля - поведения, информации, мышления и эмоций - имеет собственный потенциал, способный значительно изменить личность человека. Когда применяются все формы контроля, результат оказывается более чем экстремальным. BITE-модель является руководством по распознанию, пониманию и объяснению аспектов контроля сознания. Большинство деструктивных групп используют не все упомянутые мною направления контроля сознания. Группа, изменяющая имена, настаивающая на особой форме одежды, на изолированной жизни, исключающей контакты с посторонними, будет, по всей видимости, опаснее той, которая этого не делает. Но самое важное - это всеобъемлющее влияние на конкретного человека, на его свободную волю и способность думать независимо.
Имейте в виду: BITE-модель существует в континууме, и в зависимости от группы ее характерные черты могут варьироваться от умеренных до очень интенсивных. Степень контроля сознания также может очень серьезно меняться в пределах определенной группы. Тот, кто находится в самой широкой части пирамиды (особенно - маргинальные члены группы), обычно испытывают гораздо менее сильный контроль, чем те, кто образуют ядро организации. В настоящей книге речь идет по большей части о ядре, нежели о периферии. Например, Трансцендентальная Медитация (ТМ) удовлетворяет BITE-модели, хотя большинство ее приверженцев находятся на периферии группы: они платят деньги, проходят инициацию, получают свою "частную" мантру, практикуют 15-минутную технику ТМ дважды в день и не идут дальше. (Членам этого культа запрещается раскрывать свою мантру, которая рассматривается в качестве личной и строго засекреченной (см. www.trancent.oiig/secrets/checking/steps). Однако список мантр, теперь опубликованный в Интернете по адресу www.minet.org/steps, показывает, что мантры назначались принятым в соответствии с их возрастом и годом посвящения. Другими словами, уникальная мантра вовсе таковой не является.). Те, кто продолжает заниматься на "продвинутом" уровне, ежедневно медитируют часами, учатся "левитировать", идут в Международный Университет Махариши и начинают рассматривать своего Мастера как единственное просвещенное существо на Земле, что, конечно, соответствует модели контроля сознания.
Хотя практически все аспекты современной жизни формируются под тем или иным влиянием, конструктивное, творческое влияние легко отличить от деструктивного. В доброжелательной группе влияние положительно, и центр контроля находится в самом человеке. Влияние используется только для того, чтобы поощрять независимое мышление и принятие решений, поддержать самосознание и самоконтроль. Индивидуальность, творческий потенциал и свободная воля личности уважаются и поддерживаются. Люди распознают и понимают различные способы влияния в этой среде. Приветствуется знакомство с разнообразными источниками информации.
В деструктивном культе центр контроля смещается к коллективному "я" группы или же к лидеру последней. Новый участник отказывается от способности принимать решения. Создается псевдоличность, которая подавляет подлинное "я" и поддается внешнему контролю. (West Louis Jofyon & Martin Paul. fteudo-Identity and the Treatment of Personality Change in Victims of Captivity and Cults // Steven Jay Lynn and Judith Rhue S., eds. Dissociation: Clinical and Theoretical Perspectives. New York, NY: The Guilford Press,
1994. P. 268-288.) Индивидуальность отодвинута на второй план, а свободная воля разрушена. Людей держат в неведении, а сами процессы влияния преподносятся как мистические или духовные. Доступ к любой противоречащей информации исключен.
40 СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Культы последовательно манипулируют элементами, формирующими личность человека, включая важнейшие верования и убеждения, ценности и отношения. Культовый контроль сознания отделяет человека от его подлинной личности и создает новую личность, зависящую от группы. С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной, конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки "диссоциативного расстройства" в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-IV (300.15). (American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th edition. Washington, D. C., 1994.). Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности.
Одно из широкораспространенных беспокойств семей и друзей заключается именно в радикальном изменении личности близкого человека. Дабы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним "я" и подавлять его. Переделка часто предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также "семьи", "друзей", мыслей, эмоций, религиозных чувств.
Вовлеченность в культ очевидным образом ослабляет взаимопонимание между адептом и членами его семьи, друзьями и близкими. С человеком, находящимся под воздействием культового контроля сознания, особенно трудно говорить на рациональном уровне. Он действует в соответствии с совсем иным набором критериев, чем тот, который имеет смысл в вашей модели реальности. Использование деструктивных методов контроля сознания ставит под вопрос саму природу реальности. Когда я был во власти мунистов, мои близкие решительно не понимали, как культу удалось разрушить или "разморозить" мою личность. Для них было совершенно очевидно, что нечто превращало меня в человека, которого они не могли узнать. К моменту обретения мной культовой личности они уже не могли общаться со мной так, как прежде.
Наиболее типичный метод формирования культовой личности состоит в прикреплении нового участника к старшему члену группы. "Духовное дитя" обучается копировать "духовного родителя" всеми способами - вплоть до подражания голосовой тональности лидера группы. Культовая личность является, по существу, двойником лидера культа. В любой момент бодрствования - и особенно в состоянии транса - меня учили быть "маленьким Сан Мьюнг Муном". Я хотел думать, действовать, чувствовать, говорить, двигаться, как он. Библейский культ, Международная Церковь Христа, поощряет ин
тенсивное подражание лидерам в своей практике "ученичества один над другим". Эта техника моделирования преследует несколько целей. Она удерживает "духовного наставника" в наиболее выгодных поведенческих рамках. Она также возбуждает у нового члена группы стремление самому превратиться в уважаемый образец, чтобы затем обучать младших адептов.
После ухода от мунистов я нашел книгу Эдгара Шайна "Принудительное убеждение", чрезвычайно полезную для понимания того, как культ перекраивает личность. (Schein Edgar with Schneierlnge & Barker Curtis. Coercive Persuasion. NY: W. W. Norton & Company, 1971.) Шайн описал процесс контроля сознания, используя модель трансформации мышления, предложенную Куртом Левином:
- размораживание: процесс разрушения личности;
- изменение: процесс идеологической обработки;
- замораживание: процесс укрепления новой личности.
Я переделал и расширил трехступенчатую модель Курта Левина по сравнению с тем, как она изложена в книге Э. Шайна.
Три стадии завоевания контроля над сознанием
I. Размораживание.
а) Дезориентация / замешательство.
б) Сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка.
в) Физиологическая манипуляция:
ѕ депривация сна;
ѕ депривация приватности;
ѕ изменение диеты.
г) Гипноз:
ѕ возрастная регрессия;
ѕ визуализации;
ѕ притчи и метафоры;
ѕ лингвистические двойные связи, (В оригинале - double binds (двойные связи), т. е. путаница понятий, вызывающая растерянность, а также сама растерянность, вызванная противоречивыми влияниями (у ребенка при раздорах между родителями и т. п.). (Прим. перев.) использование внушения.
ѕ медитации, скандирование, моление, пение.
д) Человека заставляют поставить под вопрос собственную идентичность.
е) Переоценка прошлого человека (внушение фальшивых и забвение положительных воспоминаний).
II Изменение
а) Пошаговое создание и навязывание новой "идентичности":
ѕ формально - в ходе индоктринальных занятий;
ѕ неформально - другими членами группы, аудио-и видеозаписями, книгами и т. п.
б) Использование техник изменения поведения:
ѕ поощрения и наказания;
ѕ блокировка мышления;
ѕ контроль среды.
в) Мистическая манипуляция.
г) Использование гипноза и других техник изменения сознания:
ѕ повторение, монотония, ритм:
ѕ однообразное скандирование или пение, моление, хуление, визуализации;
д) Использование данных исповеди, личных признаний, результатов индивидуальных занятий и групповой деятельности.
III. Замораживание.
а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избавляются:
ѕ отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
ѕ отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств;
ѕ переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.
б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая "семья".
в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система "приятельства".
г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уединении от общества.
Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина - размораживание, изменение, замораживание - задели во мне какую-то струну. Будучи только что завербованным, я пережил распад собственной индивидуальности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному изменению личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна.
Этот аспект культовой индоктринации был продемонстрирован с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью теста-опросника типов личности Майерс-Бриггс (Myers - Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать членов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистральной Церкви Христа.
Опросник Майерса - Бриггса описывает шестнадцать основных типов индивидуальности. Каким бы ни был ваш тип, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные категории - экстраверт/интроверт, интуитивный/ощущающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный/воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведения о предпочтениях человека и особенностях его характера. Например, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, компьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (действующих по наитию). К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмоциональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступков, событий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до последней минуты, прежде чем принять решение, в то время как считающиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.
Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предложено:
1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присоединения к группе.
2. Заполнить анкету в качестве нынешних членов группы.
3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед.
Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнаружил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались. (С точки зрения статистики, они демонстрируют нормальное распределение типов личности.) Во втором тесте все члены группы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа. (Интересно, что этим типом является экстраверт, ощущающий, чувствующий, рассудочный - тип, который часто рассматривается как "супер-продавец".) Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методистам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге "Дилемма ученичества", которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет. (YeakleyFlavilR., Norton Howard W. & Vmzffnt Gene & Don E., eds. The Discipline Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.)
У каждого есть свое подлинное "я". Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йикли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это исследование также подтвердило существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному "я" подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстрировать последствия деструктивных методов контроля сознания.
При взаимодействии с близким необходимо признавать различия между личностью до вербовки, культовой личностью (период членства в культе) и подлинным "я" человека, которое остается с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют подлинное "я", подавленное при рождении. Именно сила подлинного "я" делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда информированная семья и друзья начинают работать как команда, чтобы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, возведенные культом, рушатся.
41 Глава 3
42 ПОДХОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Начиная с конца 1960-х годов, когда общественность впервые обратила внимание на проблему деструктивных культов, люди ищут различные пути спасения своих близких. Первым подобным попыткам, таким, как модель депрограммирования, был присущ схематизм, к тому же они не всегда имели законный характер. За последние тридцать лет сформировались методы консультирования, появились более специализированные исследования по социальной психологии, предлагающие эффективный нструментарий для борьбы с контролем сознания в культах.
Прошло более двенадцати лет с тех пор, как я впервые опубликовал книгу "Борьба с культовым контролем сознания". Со временем я оценил, какие подходы были эффективными, а какие - нет. С появлением новых моделей совершенствовался процесс консультирования. Книга подробно и в доступной форме излагает сущность подхода стратегического взаимодействия (ПСВ) - интегральной системы операций, направленных на выведение сознания человека из-под контроля культа.
Среди извлеченных мною уроков наиболее серьезный состоит в том, что уход человека в культ в высшей степени пагубно сказывается на состоянии его семьи. Родители часто бывают охвачены страхом, гневом, чувством вины и неверием в свои силы. Супруги, прожившие в браке долго и счастливо, также не выдерживают напряжения. Родные братья и сестры, находившиеся в очень хороших отношениях, чувствуют отторжение, если их навязчиво уговаривают присоединиться к культу, и по меньшей мере возмущение и обиду, когда их начинают обвинять во всех смертных грехах в случае отказа. Если в семье существовали такие проблемы, как ревность, недоверие или конфликты вокруг распределения власти либо сложности с общением и интимной жизнью, после столкновения с культом положение может оказаться весьма тяжелым. Большинство родных братьев и сестер испытывают разочарование и гнев, когда видят, какую боль культист причиняет семье. Нередко в течение недель, месяцев и лет члены семей прилагают все усилия, чтобы сохранить хоть какую-то надежду на позитивное будущее.
Первый шаг ПСВ заключается в содействии изменению и поощрении личностного роста. Происходит это в ходе целенаправленного обучения как самой семьи, так и члена культа. Только тогда возможно создать условия, которые побудят адепта посмотреть на группу со стороны и начать сомневаться в истинности культа. Основной подоплекой ПСВ является уверенность в том, что человек, испытывающий контроль сознания, в конечном счете вырвется на свободу. Поскольку единственными переменными тут являются время и легкость/ трудность выхода, то следует делать все возможное, чтобы процесс был быстрым и легким.
43 ДЖИМ М. И РАМА
Один из случаев, лучше всего иллюстрирующих подход стратегического взаимодействия, касается молодого человека по имени Джим М. (это не настоящее его имя), присоединившегося к квазибуддистскому компьютерному культу, основанному покойным Фредериком Ленцем, или "Рамой". (В этой группе компьютерное программирование использовалось и как сфера бизнеса, и как культовая идеология. (Прим. перев.)) Мать Джима обратилась ко мне за помощью, и я отвел немного времени для ознакомительной беседы. Я выяснил, что родители Джима были разведены и затем оба вступили в повторные браки. Постепенно стало ясно, что в качестве важного козыря в установлении связи с Джимом мог выступить его отец. Сначала мать Джима отказывалась общаться с бывшим мужем. После совместной встречи со мной, новым мужем и братом Джима Дутом она согласилась разрешить Дугу поговорить с отцом. Дуг предложил отцу прочесть мою книгу "Борьба против культового контроля сознания" и организовал встречу с ним и его новой женой.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   41


написать администратору сайта