Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Скачать 1.98 Mb.
|
18 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, СВЯЗАННЫХ С КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ 19 МАНИПУЛИРОВАНИЕ - Обман, зависимость и изоляция. - Все другие церкви мертвы и лишены духовности. - Требования ученических отношений типа "один над другим". - Он повернулся спиной ко всем друзьям. - Он проводит все больше времени с группой. - Секретные собрания. Она переехала в штаб-квартиру группы. - Она отказывается отвечать на письма и телефонные звонки. - Мы даже не знаем, где наш близкий. 20 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ - Психологический шантаж. - Угрожающие пророчества. - Отдает ей большие суммы денег. - Группа будет требовать как можно больше денег. - Ее гуру хочет заполучить нашу собственность и сбережения. - Гуру хотел заниматься со мной сексом. 21 СОЗДАНИЕ КУЛЬТОВОЙ ЛИЧНОСТИ - Я не узнаю моего способного, сердечного, любящего сына. - Он контролировал мое поведение, мои мысли и эмоции. - Последователь культа подобен актеру; он действительно начинает верить, что "роль" и реальность - одно и то же. Если более чем одна из этих характерных черт применима к той или иной конкретной ситуации взаимодействия индивида с группой, то велика вероятность того, что данная группа является деструктивным культом. Как уже было сказано, следующие главы дадут более конкретные критерии для оценки деструктивного потенциала группы. Многие люди чувствуют подавленность и отчаяние, когда впервые понимают, что их близкий находится под влиянием культа. Но я выяснил, что, как только друзья и семья овладевают подходом стратегического взаимодействия, это чувство беспомощности часто заменяется уверенностью и надеждой на будущий благополучный исход. 22 ПОДХОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ 23 НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ УСЛОВНОЙ ЛЮБВИ - Тот факт, что вы готовы помочь и ищете профессионального совета, показывает мне, что есть основание надеяться. - Я люблю его. 24 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: КАК НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ - Чем скорее вы узнаете о методах деструктивного контроля сознания, о культах, о целенаправленном общении и терапии стратегического взаимодействия, тем быстрее вы сумеете изменить ее жизнь к лучшему. - Узнайте о культах и контроле сознания и постарайтесь получить адекватное консультирование. - Приобретите ясное понимание того, в чем заключаются данные проблемы. 25 ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБЩЕНИЕ - Способствуйте большему взаимопониманию и доверию. - Шаг за шагом - такова сущность этого подхода. 26 ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ - Гибкость и командная работа. - Найдите подход к ее родственникам и заставьте их заняться этой проблемой. - Существует много способов заново воссоздать отношения, которые представляются утраченными; каждый случай уникален, и нужна стратегия, подобранная в соответствии с ситуацией. Помощь тому, кто покидает ряды последователей деструктивного культа, намного более действенна, когда друзья и семья работают как одна команда, сообща планирующая нужную стратегию. Эта стратегия будет основана на любви, уважении, изобретательности и, что важнее всего, на ясном понимании разрушительных последствий контроля сознания. Друзья и семья могут воспользоваться данной ниже информационной формой, чтобы оценить собственные возможности и спланировать план действий. Временные затраты на обдумывание ситуации и записывание возникающих в этой связи мыслей и чувств могут иметь эффект терапевтического опыта и помогут вам связать свои переживания с информацией, которую вы почерпнете из книги. Форма также доступна в Интернете по адресу: http://www.fieedomofinind.com 27 ФОРМА ДЛЯ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ Название культовой группы (или другого источника негативного влияния): Когда возникла ситуация контроля сознания? Опишите хронологический порядок вовлечения. Если существовало несколько различных видов влияния, опирающихся на контроль сознания, пожалуйста, дайте подробное описание на дополнительных страницах. 28 ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ Имя. Возраст/пол. Физические признаки (рост, вес, особенные приметы, состояние здоровья). Подлинное "я" личности: Кем был этот человек до встречи с группой? Как он думал и действовал (был ли он умным, творческим, оптимистичным, пессимистичным, идеалистом, циничным, странным, лидером, ведомым)? Во что он верил? Была ли у него хорошо оформленная система политических или социальных ценностей? Имел ли он четкие цели в жизни? Если нет, то что он думал о деятельности как таковой? Мотивационный стиль1 (Описано более подробно в главе 11) (стремление к позитивному/избегание негативного): Что его мотивировало? Кто были те люди, которые его мотивировали? Тип по Майерсу - Бриггсу (экстраверт/интроверт, интуитивный/ощущающий, думающий/чувствующий, рассудочный/воспринимающий) ( Иногда можно встретить несколько иной перевод определений двух после дних пар координат (в оригинале - thinking/feeling, judging/perceiving): "рассудоч ный/эмоциональный" и "рациональный/иррациональный", что нам представля ется не совсем точным. (Прим. перев.)): Образование: Опыт работы/профессиональный опыт: Каковы были его интересы (спорт, музыка, искусство, компьютеры)? Увлечения? Умения и навыки? Какой была его жизнь? Имел ли он высокое или низкое чувство собственного достоинства? Пожалуйста, поясните. Каковы были его конфессиональная принадлежность, религиозный опыт, религиозное образование? Духовный, мистический опыт? Вера в экстрасенсов, телепатию или НЛО? Был ли он заинтересован в групповой активности (детские организации, хор, спортивные секции)? Где он вырос (крупный город/сельская местность/другая страна)? Часто ли семья меняла место жительства? Даты, места проживания, воздействие? Кто были его близкие друзья? Поддерживают ли они связь до сих пор? Если нет, то почему? Чувствовал ли он себя частью малочисленной семьи? Или семьи, включающей других ближайших родственников? Обладал ли он хорошими коммуникативными навыками? Насколько способен выражать свои мысли или чувства? Хороший ли он слушатель? Подвергался ли он когда-либо эмоциональному, физическому, сексуальному или психологическому насилию? Перенес ли он какие-либо специфические травмы (несчастные случаи, смерти родственников или друзей, изнасилование, избиение, развод, изгнание из семьи)? Испытывал ли он стресс (разрыв отношений с другом или умирающий близкий родственник; разводящиеся родители; трудные или частые переезды)? Потреблял ли он наркотики? Какие? Когда? Сколько? Как часто? Сексуальная ориентация (предпочтение/опыт)? Был ли он неразборчив в сексуальных связях? Проходил ли он когда-либо психотерапию? Был ли на лекарственном лечении? Каков был его взгляд на консультантов/терапистов/преподавателей/руко-водителей или представителей власти? Каким было его душевное состояние как раз перед вступлением в группу? 29 ДАННЫЕ О СЕМЬЕ Родители: Имя отца и/или отчима: Имя матери и/или мачехи: Женаты? Разведены? Умерли? Вступили в повторный брак? Как зарабатывает на жизнь отец/отчим? Как зарабатывает на жизнь мать/мачеха? Имена и возраст родных братьев и сестер: Статус родных братьев и сестер на настоящий момент (профессия, место жительства, частота контактов): Каковы отношения между родными братьями и сестрами? Роли, предпочтительные/не одобряемые, особые потребности? Опишите модели отношений или отсутствия отношений в пределах семьи: Случались ли в рамках семьи какие-нибудь истории, связанные с насилием, злоупотреблениями, алкоголизмом или наркоманией? Часто ли родители отсутствовали в период детства? Каковы внутренние ресурсы родителей (хорошие коммуникативные навыки, аналитичный, духовный, эффективный организатор, настойчиво следует планам)? Какие образцы для подражания давали мать и отец? Какие наказания использовались? Физические? Словесные? Были ли они справедливыми? Были ли они последовательными? Стереотипы общения (прерывают друг друга, говорят за другого, косвенное общение/общение через посредника): Стиль разрешения конфликтов: уважительное общение со справедливым и взвешенным принятием решений? жесткий и авторитарный? частые ссоры и непостоянство? избегание конфликта? Существуют ли люди, не входящие в состав семьи (духовник, тренер, преподаватель, работодатель), которые играют особую роль для вашего близкого? Обратите внимание! Дополнительные вопросы, касающиеся линии действий, расположены в конце главы 4. Практическая инструкция в дополнение к этой книге находится в стадии разработки. 30 Глава 2 31 ЧТО ТАКОЕ ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ? Когда я был в культе Муна, мои друзья и семья не уставали повторять, что мне "промывают мозги" и что мое сознание находится под контролем. Тогда мне казалось, что контроль сознания - это наручники, пытки и допросы под яркими лампами. Со мной определенно не происходило ничего подобного. Поэтому когда меня называли "роботом с промытыми мозгами", я искренне считал, что подвергаюсь преследованиям за свои верования: В итоге негативные комментарии лишь укрепляли мою преданность группе. Как и всякому члену деструктивного культа, мне следовало узнать, что представляет собой контроль сознания на самом деле и как именно он осуществляется, иначе я был бы не в состоянии понять, что стал его жертвой. В ходе моего "депрограммирования" первым источником сведений о контроле сознания послужила для меня книга Роберта Джея Лифтона "Реформирование мышления и психология тоталитаризма" (Lifton Robert J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. NY: W. W. Norton and Company, Inc., 1961) издания 1961 года, легко и доступно осветившая проблему. Во многом благодаря ей я смог уйти от мунистов. В главе 22 Лифтон выделил восемь критериев, характеризующих "реформирование мышления", или контроль сознания: средовый контроль, мистическое манипулирование, требование чистоты, культ исповеди, священная наука, передергивание языка, доктрина выше человека и разделение существования. Лифтон писал, что если некоторые из этих пунктов оказываются присущи многим группам, то соответствие всем восьми критериям характеризует группу, которая применяет деструктивный контроль сознания. Восемь критериев Лифтона 1. Средовый контроль. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно начинающих управлять его внутренним диалогом. 2. Мистическое манипулирование. Специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и "сверхъестественные" события. Все манипулируют всеми ради более высокой цели. 3. Требование чистоты. Установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя скверно и работает еще усерднее. 4. Культ исповеди Разрушение границ личности, предписывающее делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а используется в целях контроля. 5. Священная наука. Вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения. 6. Передергивание языка. Использование словесных ресурсов с целью ограничить мышление членов группы абсолютными, черно-белыми, "мыслепрерывающими" клише, понятными только для посвященных. 7. Доктрина выше личности. Навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности. 8. Разделение существования. Вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и "расстриги" - не имеют. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ После второй мировой войны многие недоумевали, как такое количество людей - немецких граждан, которые вели обычную жизнь до прихода Гитлера к власти, - могло участвовать в массовом геноциде. Социальные психологи начали исследовать различные пути, приводящие к тому, что мысли, чувства и поведение индивидов оказываются под воздействием фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фокусом социальной психологии является индивид в составе группы и социальные силы, влияющие на различные стороны его личности. За последние 50 лет были проведены тысячи экспериментов по социальной психологии, некоторые из которых способствовали глубокому пониманию нашего поведения, верований и мотиваций1. (Kenrick Douglas Т., Neuberg Steve L. & Cialdini Robert B. Social Psychology: Unraveling the Mystery. MA: Allyn and Bacon, 1999.) Когда я вернулся в колледж, занятия по социальной психологии дали мне более четкое объяснение того, как культы используют процессы социального влияния - давление группы и подчинение авторитету - с целью тотального контроля над адептами. В 1930-х г. один из пионеров социальной психологии Курт Левин объяснял свою "теорию поля", интерпретирующую связь поведения человека с его личными качествами и внешним окружением следующим образом: "Каждый человек, с этой точки зрения, окружен "жизненным пространством" или динамическим силовым полем, в котором личные потребности и цели взаимодействуют с влиянием среды. Социальное поведение можно схематически представить с точки зрения напряжения и взаимодействия этих сил, принимая также во внимание стремление индивида поддерживать равновесие между ними или восстанавливать его, когда оно нарушается". (Deutsch Morton. Field Theory // International Encyclopedia of Social Sciences. NY: Macmillan Company and Free Press, 1968.) Левин, еврейский беженец от нацистской диктатуры, был страстным поклонником американской демократии. Он посвятил свою карьеру изучению групповой сплоченности, группового принятия решения, различий между авторитарным и демократическим лидерством и методов изменения аттитюдов и разрешения конфликтов. Все эти темы находятся в центре любого обсуждения проблемы культового контроля сознания. Левин также интересовался тем, как под давлением группы меняются аттитюды личности, как группа приходит к коллективному решению и почему человек предпочитает твердо придерживаться этого решения, даже получив позднее информацию, противоречащую данному решению. Возможно, именно эта работа вдохновила его ученика, Леона Фестингера, сформулировать теорию "когнитивного диссонанса", которая, как вы узнаете, повлияла на мое понимание культового контроля сознания. Сила процессов социального влияния с тех пор демонстрировалась в многочисленных исследованиях. В 1971 году Филип Зимбардо провел знаменитый ныне эксперимент по социальной психологии тюремного заключения. Он и его коллеги приложили все усилия, чтобы тюремный опыт выглядел максимально реалистично. Двадцать один студент - добровольцы, принадлежащие к среднему классу, эмоционально устойчивые, зрелые, законопослушные, были разделены на охрану и заключенных. Предполагалось, что эксперимент продлится две недели, но его пришлось прервать по прошествии шести дней. Один из охранников сообщал: "Я удивлялся самому себе. Я заставлял их обзывать друг друга и чистить туалеты голыми руками. В сущности, я считал заключенных скотами и постоянно думал, что должен за ними следить на случай, если они попробуют что-нибудь выкинуть". (Hunt Morton. The Story of Psychology. NY: Doubleday, 1993. P. 411.) В первые же дни заключенные организовали восстание. Они по-срывали с одежды номера и забаррикадировались в камерах. Охранники поливали их из огнетушителей, врывались в камеры, стаскивали, одежду, забирали кровати, то есть запугивали как могли. На пятый день один из охранников написал в дневнике: "Я выбрал его [одного заключенного], чтобы глумиться над ним с особой жестокостью - и потому что он напрашивался, и потому, что просто мне не нравился. Новый заключенный отказывался есть сосиску. Я решил заставить его, но он все равно не ел. Я запустил едой ему в физиономию. Мне не верилось, что это происходит со мной. Я ненавидел себя за то, что заставлял его есть, но его я ненавидел еще больше за то, что он отказывался". (Ibid. P. 412.) Тем временем заключенные были оскорблены и шокированы несправедливым и жестоким обращением. Зимбардо и его коллеги не ожидали такого быстрого превращения: "Что было удивительнее всего в результатах этого искусственного тюремного опыта, так это легкость, с которой можно было спровоцировать садистское поведение у совершенно нормальных молодых людей, и заразительное распространение эмоциональной патологии среди тех, кого отобрали именно вследствие эмоциональной стабильности". (Ibid Р. 412.) Этот эксперимент, длившийся менее недели, демонстрирует устрашающую картину того, насколько человек зависит от навязанной ему роли, от отношения окружающих, от типа одежды и т. д. Можно только вообразить, что могло бы случиться, если бы в ходе эксперимента были применены мощные методы контроля сознания, да еще и в течение более длительного периода времени, как это делается в ходе вовлечения в культ. Эксперимент Зимбардо также указывает на дилемму, ясно сформулированную в 1957 году Вэнсом Паккардом в "Скрытых увещевателях": "Где нужно остановиться в процессе манипулирования людьми? Кто должен определить пункт, в котором попытки манипулирования становятся социально нежелательными? " (Packard Vance. The Hidden Persuaders. NY: David McKay, 1965.) С тех пор Зимбардо стал одним из лидеров в изучении контроля сознания. Я был приглашен докладчиком в Стэнфордский университет на его курс, который называется "Психология контроля сознания". Он охватывает широкую область социального влияния и предлагает исчерпывающее освещение принципов, парадигм,. теорий, методов исследования, экспериментов и практики контроля сознания. Цели курса Зимбардо те же, что определили написание этой главы. Он пишет: "Мы постараемся понять, как культы вербуют членов, индоктринируют их и приспосабливают их жизни для благородных религиозных или низменных светских дел. Мы узнаем, что никаких уловок или специальных трюков не существует, вместо них - систематическое применение многих методов, использование и проявление которых мы видели в других сферах социального влияния, только более интенсивное и в течение более длительных периодов". (Zimbardo Philip, ed. The Psychology of Mind Control. Palo Alto, CAACourse Reader, Stanford University, 1996. ) |